От жен страдающих мужчин до независимой девушки: Самые значимые роли Елены Лядовой
Второй сезон сериала «Что делать женщине, если…» подошел к концу. Главная звезда шоу — Елена Лядова. На счету актрисы больше 50 ролей. Среди фильмов с ее участием найдутся детские комедии, напряженные детективы, запутанные авторские драмы, философские притчи и многое другое. И хотя режиссеры, кажется, особенно любят приглашать актрису на драматические роли страдающих женщин, сама она известна куда большей пластичностью: от матери Терезы до Марии Магдалины и зайчика в детском спектакле. Рассказываем о главных фильмах и сериалах в карьере Лядовой.
Лядова тщательно охраняет информацию о своем детстве и юности, так что биография актрисы более-менее известна примерно с 2005 года. Окончив Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, Елена была принята в труппу Московского ТЮЗа (где и проработала 10 лет), в котором быстро проявила себя и была номинирована на премию «Золотая маска». Первая роль сразу в большом кино — в мистификации Алексея Учителя «Космос как предчувствие». Картина в широком прокате восторгов не вызвала, но получила главный приз XXVII Московского международного кинофестиваля.
История разворачивается во времена холодной войны, когда каждый советский человек мечтает «догнать и перегнать Америку» в космосе. Неизвестно откуда появившийся в маленьком городке на Кольском полуострове Герман (Евгений Цыганов) разводит Конька (Евгений Миронов), рассказывая ему басню про секретную космическую группу, и соблазняет его девушку Лару. Лядова исполняет роль Риммы, которая быстро занимает пустующее место подле главного героя и вместе с ним отправляется в Москву.
Один из самых сильных фильмов Андрея Звягинцева рассказывает о немолодой женщине (Надежда Маркина), которая за несколько лет до того вышла замуж за ровесника (Андрей Смирнов) из совершенно иной социальной среды. Ее муж — обеспеченный пожилой мужчина с обширными связями в деловых и административных кругах, она — скромная медицинская работница, попавшая в его поле зрения после госпитализации, обитательница спального района и мать едва сводящего концы с концами семейства. Когда супруг отказывается оплатить учебу ее внука, рискующего попасть в армию, она помогает ему отправиться на тот свет еще до того, как он успеет лишить ее наследства.
Хотя Лядова много снималась и до этого, именно роль у Звягинцева во всей полноте открыла ее талант российскому и мировому зрителю. Героиня Лядовой — падчерица Елены, как и отец, бесконечно презирающая семью новой родственницы. Абсолютная уверенность в своем праве быть единственной финансовой и идейной наследницей отца, снобизм и глубокое презрение к конкурентке в итоге дорого ей обходятся — пожилая женщина без труда завладевает имуществом покойного и вселяет свою семью в опустевшую квартиру.
Интересно, что в фильмографии Лядовой практически нет эпизодических ролей. После дебюта молодую актрису приглашают уже на главную роль в первый фильм Кати Шагаловой. Видимо, по совету Алексея Учителя, выступившего продюсером этого проекта. 29-летняя режиссерка снимает очень нетривиальный фильм, где-то между «Пролетая над гнездом кукушки» и «Прерванной жизнью», о любви двух пациентов психбольницы. Только после фильма возникает вопрос: с какой стороны забора жизнь можно считать нормальной?
Адекватную, но плохо контролирующую свои эмоции Ксюшу играет Елена Лядова. Роль предельно яркая, истеричная, требующая от актрисы достать все эмоции с самых глубин и на время включенной камеры действительно потерять рассудок. Но, как и в случае с Анджелиной Джоли, которую заметили после роли психопатки, перформанс Лядовой сложно было пропустить. Достоинства картины оценили только критики и синефилы, а про недюжинный драматический талант актрисы узнали все.
Начало карьеры Лядовой — это роли в «кино не для всех». К этому формату относится и эмоционально лаконичный фильм Алексея Мизгирёва. История про одинокую библиотекаршу Катю (Наталья Негода), которая тайком продает подведомственные книги, по большим кинотеатрам не шла, но впечатлила многих. В этом фильме Лядову впервые увидел европейский зритель — картина не только встряхнула российские фестивали, но и получила «Серебряного леопарда» на фестивале в Локарно. Актриса играет подругу, к которой уходит возлюбленный главной героини, простую девушку, оказавшуюся рядом и ценящую тихое семейное счастье. А библиотекарша Катя своим примером показывает, что от бравого морячка не стоит отказываться, а то так и останешься с книжками Киплинга и Пушкина.
В «Левиафане» Андрея Звягинцева Елена играет Лилию, вторую жену главного героя Николая (Алексей Серебряков) и нелюбимую мачеху его сына-подростка. Семья живет в небольшом приморском городке где-то далеко за Полярным кругом. Когда-то место было рыболовецким центром, но теперь о былой славе напоминают только скелеты морских чудищ, а жители проводят каждый день, топя свои проблемы в море водки. Коле чуть больше повезло — у него есть доходный автосервис, но мэр неожиданно решает забрать землю, где стоят дом и гараж Николая. Не желая отказываться от родного места, герой приглашает своего друга — успешного адвоката Дмитрия (Владимир Вдовиченков) из Москвы. Но вскоре после его приезда становится ясно, что внимание адвоката сосредоточено не на доме Коли, а на его жене.
Пока мужчины страдают от коррупции, женщина страдает от отсутствия любви. Лиля хочет жить, действовать, чувствовать. Она гибнет — сначала в переносном, а потом и в прямом смысле — в нынешних условиях. «Вечная русская женщина, которая любит, ждет и верит в чудо», принесла Лядовой «Золотого орла», «Белого слона» и «Нику».
Но еще больше наград в копилку Лядовой принесла картина Александра Велединского «Географ глобус пропил», среди них актерские награды от тройки ведущих отечественных кинопремий: «Ники», «Золотого орла» и «Белого слона». В экранизации одной из главных книг нулевых авторства Алексея Иванова у Елены главная женская роль — Надя, жена уставшего интеллигента в исполнении Константина Хабенского. Бывший биолог Виктор Служкин от безденежья устраивается учителем географии в обычную школу, при этом не имея никакого желания этим заниматься. Как и у всех русских мужчин в кризисе, у него неконтролируемая страсть к алкогольным напиткам и притягательный порочный флер, который влечет к Служкину всех окружающих женщин от мала до велика. С женой же новоиспеченного учителя связывает взаимная любовь, но еще большая взаимная усталость. Поэтому Виктор увлечен поисками любовниц и спокойно отпускает супругу к лучшему, более успешному в финансовых вопросах другу.
В «Географе» Лядова будто продолжает играть свою предыдущую роль — взбалмошную и циничную Катерину из драмы Звягинцева «Елена». Актриса великолепна в создании персонажа — одним движением уголка губ передает всё свое отношение к мужу и его постоянным изменам и пьянству. Все — и зритель, и муж, и, главное, сама героиня — понимают: она достойна большего.
Масштабная телевизионная экранизация романа Достоевского, собравшая целый ансамбль российских звезд XXI века: Анатолий Белый*(*признан иноагентом Минюстом России) в роли Ивана, Сергей Горобченко в роли Мити, Павел Деревянко в роли Смердякова, Мария Шалаева — Лиза, Виктория Исакова — Катерина Ивановна.
Лядова в картине играет одну из редких для себя костюмных ролей — той самой роковой Грушеньки, некогда обманутой девушки, впоследствии превратившейся в опасную женщину. Объект вожделения Мити и его отца, чье появление становится катализатором конфликтов, она оказывается одним из самых сложных персонажей романа Достоевского. Русская красавица с решительным характером, гордая и наглая (по описанию автора) — на этом месте легко представить себе героиню Лядовой, которая способна в одном дубле пройти путь от обворожительной собеседницы до циничного хладнокровного существа, незнакомого с эмпатией.
В 2015 году Лядова удивляет всех и из фестивального авторского кино отправляется исследовать мир сериального мейнстрима. Заманил актрису в «Измены» Вадим Перельман, с которым она уже работала в проекте «Пепел». Режиссер с номинацией на «Оскар», снимавший Уму Турман в Голливуде, возвращается в Россию и выдает публике такой сериал, что даже современный и сексуально раскрепощенный зритель обомлел. «А что, так можно было?» — хочется спросить героиню Лядовой, у которой муж и три любовника. Если у Ларса фон Триера в «Нимфоманке» диагноз понятен по названию, то «Измены» придется смотреть до конца, уж слишком много в сценарии Дарьи Грацевич подводных камней.
Грацевич и Перельман вывернули наизнанку все скрепы, о которых так ратуют депутаты. Главная героиня — дизайнер Ася — брутальнее всех своих мужчин и доказывает, что женщины имеют право на измены и хороший секс, а то, что домостроевцы называют распущенностью, на самом деле является смелостью и яркостью.
На Асю из «Измен» похожа и Анна из комедии по рассказу Александра Цыпкина. Только если тридцатилетняя москвичка из первого сериала еще боролась со стереотипами и навешивала на свои похождения философские ярлыки, то главная героиня второго к своим 45 не считает нужным кому-то что-то объяснять. Анна еще увереннее и стервознее, а в романтику верит всё меньше.
Сама Лядова утверждает, что ее любимые персонажи — острохарактерные и нестандартные женщины. И Анна полностью соответствует этой характеристике: московская успешная адвокатесса, которая не стесняется ни в выражениях, ни в действиях. Женщина не верит в институт брака и в длительные отношения, а мужчин использует только для удовлетворения физических потребностей, которые, судя по всему, у нее на уровне пубертатного возраста (актриса, как и ее партнеры, чуть ли не в каждой серии появляется обнаженной и щеголяет прекрасной фигурой). Лядова гармонична и напориста в этой роли настолько, что сложно поверить, что на заре карьеры она могла появляться в образах простушек.
В сериале по сценарию Паулины Андреевой, поставленном Фёдором Бондарчуком, Константин Богомолов играет 40-летнего московского психотерапевта Олега, который год назад при загадочных обстоятельствах потерял жену и теперь находится в эмоциональном чистилище, не имея ни сил, ни желания вернуться к полноценной жизни.
Лядова играет, с одной стороны, довольно типичную для себя, с другой, очень нюансированную и сложную роль. Ее героиня, приятельница главного героя и близкая подруга его пропавшей супруги, — женщина, после развода с состоятельным человеком застрявшая в обшарпанной квартире с молодым любовником-скульптором (Александр Горчилин), с которым у нее, очевидно, нет никакого будущего. Попытки продать свои сумки и драгоценности, пристроиться к кому-то с деньгами, неожиданная новость о беременности — всё это она переживает с легким недоумением, за которым несложно разглядеть отчаяние женщины, привыкшей к хорошей жизни и оказавшейся в сложной ситуации по своей вине, но все-таки достойной понимания и сочувствия.
Лядова утверждает, что на прошлых заслугах не зацикливается: «Я к ролям отношусь легко — были и прошли». После ряда шедевральных фильмов, которые или уже в учебниках истории, или вот-вот будут включены в следующие издания, она спокойно берется за роль в хорроре — желанной, но всё еще плохо освоенной территории в отечественном кино. И становится в паре с Владимиром Вдовиченковым главной удачей психологической и мистической работы Ольги Городецкой.
Актеры здесь стараются вовсю, изображая семейную пару, ребенок которой пропал несколько лет назад. Персонаж Елены, как и положено человеку с ПТСР, не очень адекватна, а к финалу и вовсе скатывается в паранойю. Зритель ломает голову, почему героиня настаивает на усыновлении самого неподходящего для этого ребенка, когда вокруг столько здоровых и румяных малышей? Именно эту нелогичную и необъяснимую силу притяжения и одержимости актрисе и удается оживить своей игрой.
И снова встретились на площадке Алексей Серебряков и Елена Лядова, которые отлично сыгрались в «Левиафане». В фильме по последнему сценарию выдающегося советского и российского кинематографиста Вадима Зобина актриса исполняет роль Виктории, жены главного героя. Ее муж — строительный олигарх, жизнь его комфортна и течет размеренно, пока не появляется герой Серебрякова, саксофонист Саша, который умудряется за короткий срок счастье и довольство семьи превратить в руины.
В противоположность трагичным образам в «Левиафане» и «Елене» Лядова неожиданно предстает клишированной красоткой с полным букетом отрицательных качеств: снобизм, требовательность, нетерпимость. Провинциальную певичку Викторию муж считает призом всей своей жизни, а окружающие — отъявленной стервой. Персонаж Елены исполняет сразу несколько ролей, мгновенно меняя маски на лице, подстраиваясь под ситуацию, которая трансформируется в фильме с невероятной скоростью.
Середина 1990-х, провинциальная военная часть живет своей жизнью (кто-то ждет письма от невесты, кто-то крутит роман одновременно с обеими дочерьми командира), пока один из солдат не совершает самоубийство из-за телефонистки Раи. С этого момента атмосфера в казармах становится более тревожной, а некоторые даже утверждают, что видели призрака.
Бедовая библиотекарша в «Солдатском декамероне» — одна из первых ролей Лядовой в кино (ее дебют в фильме «Космос как предчувствие» состоялся в том же году). Первый же эпизод в картине — сцена бурного секса среди библиотечных стеллажей с персонажем Александра Яценко. Когда девушка выясняет, что солдат врал, скрывая отношения с ее сестрой (Клавдия Коршунова), ложь становится поводом для сплочения двух очень разных, но всё равно родных женщин, соблазненных одним мужчиной.
К 2019 году у Лядовой три премии «Золотой слон», три премии «Ника» и ТЭФИ, но именитая актриса соглашается исполнить роль без имени в нашумевшем проекте «Довлатов». Картина рассказывает о том периоде известного писателя, когда его отказывались печатать все советские издательства. Елена здесь играет молодую редакторку, которая очень симпатизирует и старается помочь Довлатову. Так еще одна картина с участием Лядовой снова оказалась на европейских экранах, а в рамках основного конкурса 68-го Берлинского фестиваля фильму вручили «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения.
Интересен режиссерский ход Алексея Германа — младшего, пригласившего на второстепенные роли актеров именитых: Данила Козловский, Антон Шагин, Светлана Ходченкова. У Лядовой экранного времени немного, но партию ведет она на высшем уровне, доказывая, что хороший актер плохо играть не умеет, вне зависимости от позиции в титрах.
Главный герой британского сериала «МакМафия» Алекс (Джеймс Нортон) — выросший в Лондоне сын беглого российского олигарха (Алексей Серебряков). Он занимается финансами, собирается жениться и считает, что никак не связан ни с бывшей родиной, ни с делами своей семьи. Однако в один самый обычный день чужое прошлое настигает и его, вынуждая благополучного молодого человека освоить грубый инструментарий международной мафии.
В сериале по книге журналиста Миши Гленни «МакМафия: Серьезно организованная преступность» сыграло огромное количество российских актеров: от знаменитого Алексея Серебрякова до юной Софьи Лебедевой, от Марии Шукшиной до Кирилла Пирогова. Елене Лядовой досталась эпизодическая, но, как всегда, яркая роль — большой начальницы в главном управлении ФСБ, заседающей в современном офисе из стекла и металла, куда ее подчиненный приходит решать проблемы друга, многолетнего врага отца и дяди Алекса. Пытаясь извлечь выгоду из чужого конфликта, но в то же время дистанцироваться от него, ее героиня, как всегда у Лядовой, сохраняет ледяное самообладание, даже когда окружающие мужчины начинают заметно нервничать.