С божьей помощью: 10 фильмов про экзорцизм
Страх того, что злая сущность овладеет нашим телом, гложет человечество тысячелетиями. Неудивительно, что именно он послужил источником вдохновения для создания самых жутких хорроров, зачастую основанных на реальных событиях. Впрочем, невзирая на древность наших фобий, картины об одержимости — относительно новое явление. Если вынести за скобки датских «Ведьм» столетней давности, то фильмы такого рода практически не снимали вплоть до 1973 года, когда вышел «Изгоняющий дьявола». Зато после производство ожидаемо встало на поток. Мы заботливо отобрали только лучшие фильмы про экзорцизм.
Священник Дэмиен переживает глубокий кризис веры, считая себя виновным в смерти близкого человека. Однажды к нему в дверь стучится известная актриса Крис МакНил, отчаявшаяся найти объяснение странному поведению своей 12-летней дочери Риган. Послушная девочка вдруг стала осыпать окружающих ругательствами, рычать подобно зверю и пугающе закатывать глаза. Врачи лишь разводят руками, поэтому католик в депрессии — последняя надежда Крис. Посетив комнату Риган, Дэмиен приходит к выводу, что в тело невинного ребенка вселился демон, да такой, что без посторонней помощи не обойтись.
Эта лента — от и до детище Нового Голливуда, возникшее в разгар движения хиппи, социального бунта и конфликта поколений, когда в США веял дух перемен. Если отбросить лежащий в основе обряд экзорцизма, благодаря падению цензуры граничащий с богохульством, то перед нами окажется простая история, знакомая каждому родителю: мать пытается найти общий язык с дочерью, которая внезапно стала сама не своя. Таким образом, картина Уильяма Фридкина демонстрирует страх американского общества 1970-х, рожденный повсеместным отказом от консервативных ценностей. И, конечно же, она является несомненным шедевром хоррора, породившим целый поджанр, но так и оставшимся непревзойденным.
На дне современного Лос-Анджелеса проживает угрюмый затворник Джон Константин. Пагубная страсть к курению обернулась для отшельника неизлечимой формой рака, а грехи прошлого гарантируют ему скорейшее попадание в ад. Сложно поверить, но под маской очаровательного маргинала скрывается человек божий, наделенный уникальным даром исцелять души. После неудачной попытки суицида Константин нашел призвание в экзорцизме и совершил десятки подвигов. Но главное испытание ждет борца с нечистью впереди: ему требуется ни много ни мало предотвратить пришествие Сатаны на Землю.
«Константин: Повелитель тьмы» — один из главных американских кинокомиксов, созданных до возникновения Marvel Cinematic Universe. Взяв за основу эстетику классического нуара, авторы фильма заменяют преступников бесами, а Хамфри Богарта — Киану Ривзом, в качестве бонуса превращая андрогинную икону Тильду Суинтон в архангела Гавриила. На выходе получился стильный двухчасовой аттракцион, по обилию экшена превосходящий все остальные фильмы подборки вместе взятые.
1976 год. Начинается подготовка к судебному заседанию по делу об убийстве: отец Мор провел обряд изгнания дьявола, завершившийся гибелью девушки по имени Эмили Роуз. Обвинение предлагает сделку, но священник отказывается. Экзорцист намерен доказать факт существования потусторонних сил, и в этом ему помогает восходящая звезда адвокатуры Эрин Брунер, для которой участие в резонансном процессе — не более, чем возможность прославиться.
Сюжет «Шести демонов Эмили Роуз» основан на реальных событиях, описанных в книге Фелиситас Гудман «Изгнание дьявола из Аннелиз Михель». Ключевая особенность фильма Скотта Дерриксона — нетипичный жанровый микс хоррора и судебной драмы. Другим немаловажным фактором успеха стала игра Дженнифер Карпентер, той самой сестры Декстера из одноименного телесериала. Фильм Дерриксона стал современной классикой, заслуженно попадающей во всевозможные топы величайших фильмов ужасов всех времен.
Маркус Коттон — прирожденный шоумен, распорядившийся своим талантом крайне необычным образом: унаследовав сан священника, оратор с замашками бизнес-коуча возглавил приход в Батон-Руже, штат Луизиана. Еженедельно он воодушевленно цитирует Евангелие, рассказывая прихожанам о перипетиях многовекового противостояния Добра и Зла. И делает это с такой самоотдачей, что под видом молитвы может с легкостью зачитать рецепт бананового пирога, а завороженные верующие в конце хором прокричат «Аллилуйя!». Сам же Коттон в демонов не верит, о чем открыто говорит телевизионщикам, снимающим о нем документальный фильм. Коттон рассчитывает доказать, что экзорцизм не только бесполезен, но и способен нанести вред, ведь в действительности этим людям требуется медицинская помощь.
Притворяясь хоррором, на деле эта картина является остроумной комедией, где модный в нулевые формат «найденной пленки» используется для высмеивания штампов лент об экзорцизме. Также это настоящий бенефис актера Патрика Фабиана, знакомого зрителям по роли токсичного адвоката Говарда Хэмлина из «Лучше звоните Солу». Священник в его исполнении ведет церковную службу не хуже тамады, а процесс изгнания дьявола превращает в шоу с трюками и спецэффектами. Настоящая находка для каждого, кто устал от однотипных ужастиков об одержимости.
Майкл Ковак — из тех молодых людей, чья судьба предопределена родителями. Будучи сыном владельца морга, юноша обречен унаследовать семейное дело и посвятить жизнь подготовке трупов к похоронам. Единственная альтернатива — семинария. Назло своему властному папе Майкл избирает путь священника. Будучи скептиком, он тем не менее оканчивает курс с отличием, а затем едет в Рим для освоения мастерства экзорцизма. Изначально выпускник отказывался верить в существование злых духов, а странное поведение одержимых списывал на их психические заболевания. Знакомство с отцом Лукасом заставляет Майкла взглянуть на мир другими глазами.
«Обряд» не привносит в жанр ничего принципиально нового, за исключением разве что беременной 16-летней девушки в качестве одержимой. Добротный ремесленник Микаэль Хофстрём, кроме прочего, поставивший триллер «Цена измены» и «1408» по Стивену Кингу, решает не изобретать велосипед и выстраивает повествование по стандартной схеме, делая ключевую ставку на ветеранов: Энтони Хопкинса, Рутгера Хауэра и Тоби Джонса. Несмотря на разгромную критику, «Обряд» всё же нашел своего зрителя и заслуживает того, чтобы ему дали шанс.
В жизни Джоэла наступила черная полоса. Сначала при загадочных обстоятельствах скончалась супруга, после чего у него стала обостряться шизофрения. К тому же в богом забытой глубинке невозможно найти работу, из-за чего Джоэл оказался в шаге от банкротства. Вдовцу необходимо доказать психиатру и органам опеки свою состоятельность в качестве отца-одиночки. Ситуация усугубляется, когда у его сына Мэйсона также начинают проявляться признаки психических отклонений. Врачи настаивают на лечении, но местный священник, вызванный перепуганной сиделкой, заявляет, что душой мальчика овладел дьявол.
Режиссером и сценаристом картины выступил Пирри Реджинальд Тео, выходец из Сингапура, специализирующийся на малобюджетных хоррорах. Вопреки скудному бюджету и отсутствию громких имен в титрах, автору удалось создать напряженную атмосферу, а также привнести в знакомый сюжет нечто новое. Повествование в фильме ведется от лица человека, страдающего шизофренией. И до конца не ясно, чьи демоны реальны.
2010 год, Ирак. Американские «морские котики» обнаруживают таинственную пещеру и заходят внутрь, после чего связь с ними обрывается. Современный Бронкс. У полицейских Сарчи и Батлера выдалась непростая смена: сначала одного из них пырнул ножом безумный ветеран (из той самой иракской пещеры), а затем в зоопарке женщина выбросила своего ребенка в ров со львами. Напарники уверены, что два этих происшествия взаимосвязаны. В обоих случаях преступники действовали так, будто бы их кто-то загипнотизировал. На помощь к Сарчи и Батлеру приходит местный священник-иезуит, утверждающий, что в деле замешан сам Люцифер.
Перед нами очередной фильм ужасов, якобы основанный на реальных событиях, о чем сообщает вступительный титр. Режиссером выступил уже упомянутый Дерриксон, помимо «Шести демонов Эмили Роуз» поставивший «Синистер», первого «Доктора Стрэнджа» и неожиданный хоррор-хит 2022 года «Черный телефон». В отличие от большинства лент об экзорцизме, «Избави нас от лукавого» начинается как полицейское бадди-муви, перетекая в ужастик лишь ко второй половине, тогда как непосредственно действия с демонами зрителям придется ждать свыше получаса. И близко не самый выдающийся, но и далеко не худший образец жанра.
Джей Барушель возвращается в Лос-Анджелес, чтобы повидаться с другом детства, актером Сетом Рогеном. Тем же вечером приятели отправляются на вечеринку в честь новоселья, организованную Джеймсом Франко. Очутившись среди селебрити масштаба Рианны, Эммы Уотсон и Майкла Серы, Джей чувствует себя дискомфортно. Всё меняется, когда неподалеку от виллы Франко раздается зловещий грохот.
Как можно догадаться из названия, фильм представляет собой комедию о конце света, где американские суперзвезды выживают в условиях постапокалипсиса. Над производством работали люди, ответственные за скандальное «Интервью», что означает лишь одно: ждите шуток за гранью. Чего только стоят эпизоды с участием Эминема и Ченнинга Татума, сразу же разошедшиеся на мемы. Не менее удачной вышла сцена, в которой Барушель, Роген, Франко и Крэйг Робинсон проводят обряд экзорцизма Джоне Хиллу. «Изгоняющий дьявола» пародировался десятки раз, но так удачно — впервые.
Отец Ким убежден, что в тело школьницы, пережившей несчастный случай, вселился демон. Для проведения обряда экзорцизма опытному священнику требуется помощник. Выбор падает на диакона Чхве, скептически настроенного юношу с внешностью k-pop-айдола. Чтобы одолеть зло, новоиспеченным напарникам-бесогонам требуется посмотреть в лицо своим самым сокровенным страхам.
Не секрет, что южнокорейское кино сейчас в топе. Поэтому обойтись без фильмов из страны, подарившей миру «Паразитов» и «Игру в кальмара», было бы как минимум странно. «Черные священники» — дебютная работа Чан Джэ-хёна, основанная на его же короткометражной картине «12-й диакон». Несмотря на отсутствие опыта, молодой кинематографист создал фильм, который держит в напряжении от первого и до последнего кадра. Джэ-хён опирался не столько на голливудский шаблон, сколько на национальный фольклор, тем самым предложив публике нечто новое.
Бурсак Хома Брут по поручению ректора отправляется на хутор к богатому казаку-сотнику, чтобы молиться за здравие его недавно погибшей дочери. Прибыв на место, молодой человек оказывается заперт в хуторском храме на три ночи, где его ждет неравная схватка с нечистой силой.
«Вий» — первый и последний советский хоррор, почитаемый не только у нас, но и на Западе. Согласно легенде, выпускники ВГИКа Константин Ершов и Георгий Кропачев задумывали свое творение как ответ «Маске Сатаны» Марио Бавы — коммерческому фильму ужасов из Италии, якобы посрамившему русскую классику. По другой версии, они просто хотели экранизировать любимую книгу. Так как хоррор был чужд советскому кинематографу и не считался за искусство, жанровую принадлежность фильма режиссерский дуэт определил просто — народная комедия, но мистический гоголевский сюжет сделал свое дело. Кроме того, в определенный момент к производству подключился великий сказочник Александр Птушко, усилиями которого были созданы наиболее зловещие сцены. Помимо жутких монстров и выдающихся практических эффектов, «Вий» включает в себя главный сюжетный троп любого фильма про экзорцизм: священник, оставшийся наедине с телом одержимой девушки, сражается с бесами посредством молитвы. И это за пять лет до американского «Изгоняющего дьявола»!