Рожденные быть свободными: 12 фильмов о лошадях
Лошадь — одно из древнейших животных, прирученных человеком, поэтому ее образ в искусстве, моде и религии укоренился на протяжении тысячелетий. Нередко гордые и красивые кони становятся важными персонажами, а порой главными героями современного кино. Вот некоторые смешные, драматические и прекрасные фильмы, посвященные лошадям и людям.
Золотятся колосья, небеса сияют, грива горделиво стелется по ветру. Фильм стремится постичь лошадей через их поэтическое изображение. Но не только. Это трагическая история двух подруг, одна из которых погибает, — во время конной прогулки происходит несчастный случай. 14-летняя Скарлетт Йоханссон играет выжившую девочку. Она пытается пережить случившееся и укротить собственного коня. Так отношения с природой, олицетворенной необъезженной лошадью, становятся метафорой непростых отношений человека со своим внутренним миром.
Поставивший фильм Роберт Редфорд (актер и режиссер с впечатляющим послужным списком) играет как раз заклинателя лошадей, который помогает героине преодолеть кризис. Его интересуют люди, а потому в фильме место находится и для любовной линии. Самое же простое, что можно вынести из подобного кино, — жизнь продолжается. И порой этого достаточно.
Стивен Спилберг горазд рассказывать истории через негуманоидных персонажей, включая инопланетян и динозавров. Конь в этом смысле более традиционная фигура, но картина о нем получилась почти столь же захватывающая. Это рассказ о мытарствах скакового коня, которого однажды, еще жеребенком, приобрели английские фермеры Тед и его сын Альберт. С тех пор Альберт с конем, названным Джоуи, были неразлучны. Но вот началась война, и герои вынуждены были продать любимца проходящему солдату.
Джоуи побывает на фронте, окажется в госпитальной упряжи, будет уходить от погонь и преодолевать огромные расстояния, но не сдастся в своих попытках снова повидать Альберта. Это, конечно, не толстовский «Холстомер», но все-таки лошадиного психологизма в фильме достаточно вкупе с экшеном и почти супергеройскими подвигами Джоуи.
Еще один лошадиный байопик — история Черного Красавца, многим известного по роману Анны Сьюэлл. Экранизация книги описывает трудную жизнь прекрасного вороного жеребца, который из счастливой семьи попадает в руки жестоких новых хозяев.
Фильм — режиссерский дебют Кэролин Томпсон, написавшей сценарии к бёртоновским «Эдварду Руки-ножницы» и «Кошмару перед Рождеством». К животным Томпсон неравнодушна: вторым ее фильмом стала комедия «Бадди» о Гертруде Линц, ее любимой горилле и других обитателях домашнего зоопарка эксцентричной женщины.
Говорят, питомцы похожи на своих хозяев, либо люди подсознательно выбирают мини-копии в компаньоны. Нечто подобное происходит с Романом Колманом, главным героем фильма «Мустанг». Он попал в тюрьму за жестокое избиение супруги, где раскаялся и впал в депрессию. Не все фильмы о тюрьме безжалостно макабричны. В заключении о Романе заботятся и стремятся от депрессии излечить. И не думайте, что это сказки, — фильм основан на реальной истории.
В качестве терапии Роману предлагают участие в программе по приручению диких лошадей. Когда он знакомится с неукротимым мустангом Маркизом, в его характере мужчина видит себя, свое отчаяние. Тема напоминает «Заклинателя лошадей», и неслучайно: Редфорд приложил руку к проекту, став исполнительным продюсером картины.
Куда же в разговоре о лошадях без вестернов. Правда, «Идальго» — вестерн необычный. Действие разворачивается вовсе не на Диком Западе, а в Аравийской пустыне, однако главный герой — настоящий ковбой. Это он, Фрэнк Хопкинс в исполнении Вигго Мортенсена, берется нарушить многовековую традицию и принять участие в гонках, где доселе принимали участие только королевские скакуны и арабские наездники.
Пески и засуха — не единственная сложность на пути Фрэнка. Есть небольшое условие: победителю достанется все, а проигравшему — смерть. Выбор невелик, в отличие от «Игры в кальмара», Фрэнку остается победить любой ценой.
Своенравные скакуны, как плохие парни, очень нравятся некоторым девушкам. Когда Мика впервые видит жеребца по кличке Восточный Ветер — Оствинд, — опасного и строптивого, она тотчас влюбляется в него. После чего решает с головой уйти в подготовку к скачкам, где сможет показать, на что способна она и ее конь.
А познакомилась с Оствиндом Мика на ферме своей бабушки, куда девушку отвезли родители «на исправление» после неудачного школьного года. Бабушка известна своей строгостью и любовью к дисциплине, но Мика находит общий язык с ней, бывшей лихой наездницей, и с обитателями фермы. Хорошо, когда исправление происходит естественным путем. Как можно было понять и по прежним фильмам: лошади лечат.
Приключенческий мультфильм о диком жеребце Спирите, который однажды попадает в руки людей, но не собирается им покоряться. Он бежит, как Форрест Гамп. Спирит не просто жеребец, в нем — все великолепие прерий, вся свобода и мощь природного торжества. Ровно эти ассоциации рождают великолепные кадры мультфильма, когда фигура грациозного скакуна рассекает горизонт. Но чем дальше, тем больше в Спирите отыскивается и человеческих черт.
Хотя весь текст животного ограничивается небольшими пояснениями в начале и в конце картины, взаимоотношения Спирита с табуном, с возлюбленной и даже с человеком раскрывают качества его натуры без слов. Келли Эсбёри акцентируется в первую очередь на визуальных образах, как и подобает хорошей анимации.
Кому, как не Хлое Чжао, работать с образом скакуна, за которым тянется целый шлейф смыслов: свобода, упрямство, борьба, принятие судьбы. В 2020-м ее фильм «Земля кочевников» получил главный «Оскар»: в нем американские пустоши и остановки для трейлеров наполнились человеческими голосами, судьбами, горестями и решимостью жить. Люди, стреноженные обстоятельствами, встали на фоне горизонта. Но обо всем этом Чжао рассказывала и в «Наезднике», только более камерно.
Герой фильма Брэди только и умеет, что обращаться с лошадьми, приручить их да объездить. Участвует он, конечно, и в родео-шоу. Там он однажды получает серьезную травму головы, после которой в седло ему уже не сесть. Вот Брэди и пытается понять, кем ему придется быть дальше. Что делать с отцом-алкоголиком, с аутичной сестрой. И с самим собой. Наконец он решает, что снова поучаствует в родео, хоть бы и в последний раз. Брэди рискует жизнью, но без этого и жизни ведь никакой нет.
Действие фильма происходит в 1930-е годы в США. Времена Великой депрессии притягивают режиссеров: воссоздание исторического быта, костюмы, макияж, прически, стилизация под двухцветную гамму ранних цветных фильмов всегда придают дополнительное очарование картине. Правда, у этой истории его и так достаточно. Мало того что главные роли исполняют Тоби Магуайр, Джефф Бриджес и Крис Купер, так еще и центральный персонаж — неказистый, но милый конь по кличке Сухарь.
Лаура Хилленбранд, сценаристка, и Гэри Росс, режиссер фильма, подробно рассказывают, почему у трех главных героев в жизни не осталось никаких причин верить во что бы то ни было. И все же в последний раз они идут на скачки, поставив все на Сухаря. Случится ли вновь голливудское чудо?
Грабители разлучают Ниру с отцом, девочка остается совсем одна посреди пустыни. Нира прежде слышала легенды об этой пустыне и ее удивительных скакунах. Кажется, именно такой черный скакун из сказки, Шайтан, появляется перед девочкой, чтобы спасти ее. Он и вправду доставляет героиню целой и невредимой к дому ее дедушки. Тот, конечно, не верит истории о Шайтане, зато рассказывает свою собственную, куда более печальную.
Дедушка из-за грабителей, которые ввергли семью в бедность, отказался от разведения лошадей. Даже любимую красавицу, белоснежную Джинах пришлось отпустить на свободу. Но тут жизнь и сказка переплетаются. Недаром выпускающей компанией выступает Disney. Может быть, в «Рожденном в песках» вы не отыщете социальной критики или жизненной фактуры, зато волшебства ей уж точно не занимать. Ну и лошадей. Они всегда прекрасны, а в этом красочном фильме — особенно.
Бен Крейн (Курт Рассел) — еще один персонаж, связавший с лошадьми всю жизнь. Он работает на ипподроме днями и совсем не замечает свою собственную дочь Кейл (Дакота Фаннинг). А девочка тем временем жаждет знакомства с животными. Однажды Кейл уговаривает Бена взять ее в конюшню. Правда, именно в этот день одна из кобыл, Соня, ведет себя странно. Бен категорически против того, чтобы лошадь участвовала в скачках, но владелец конюшни не прислушивается к нему, и Соня, упав, ломает ногу. Бен решает выходить животное.
Снова лошадь оказывается средством в том, чтобы примирить человека: в данном случае — со своим ребенком. Вместе с Кейл Бен заботится о Соне, чтобы та снова могла выйти на скачки. На деле эти двое доказывают миру, что могут опять быть счастливой семьей. А Джон Гэйтинс, для которого «Мечтатель» стал дебютной картиной, доказал собственное мастерство.
Работа с животными — особенная наука. А в фильмах, где авторы очеловечивают лошадей, всегда ощутим домысел: сценарные доработки, спецэффекты, возносящие своих белогривых или вороных героев до поэтических высот. Но Бенедикт Эрлингссон, кажется, отыскал верный формат. Он снял альманах, в котором рассказывается пять историй из жизни Исландии и ее лошадей.
Исландии сопутствуют известные коннотации: малонаселенная, вулканическая, даже дикая земля. Здесь существуют особые отношения между заводчиками лошадей и их питомцами, которые могут быть норовистыми или покладистыми близкими друзьями своим хоязевам. Это кино о том, как люди относятся к лошадям и как те помогают людям не просто лучше понять, но и вовсе переосмыслить жизнь.