Романтика и волшебство: 10 современных французских драматических фильмов
Франция — колыбель кинематографа, из года в год выпускающая множество блестящих фильмов. Начав отсчет с братьев Люмьер, французское кино продолжает покорять публику и предлагать миру отличное от голливудского шика действие. От военных драм и фестивальных лент до головокружительных любовных историй и оскароносных картин — вспоминаем 10 ярких французских драматических фильмов последних лет.
На дворе 1981 год. Взбудораженные французы заполонили улицы Парижа, чтобы отпраздновать победу Франсуа Миттерана на президентских выборах. Каждый верит, что будущее уже наступило и мир вот-вот изменится. Элизабет (Шарлотта Генсбур) вместе с мужем и двумя детьми перебираются в новую квартиру. Проходит три года: супруг ушел от близких, а никогда не работавшая женщина должна полностью изменить свою жизнь. Днем Элизабет помогает в библиотеке, а по ночам принимает звонки на программе «Пассажиры ночи» — шоу, куда люди звонят в надежде получить поддержку в трудные моменты. Здесь героиня знакомится с Талулой (Ноэ Абита) — молодой девушкой, которая оказалась совершенно одна в незнакомом городе. Элизабет протягивает юной леди руку помощи и позволяет остаться жить в ее доме.
Разговор о французских фильмах не мог обойтись без Шарлотты Генсбур — актрису можно увидеть в каждой третьей фестивальной жемчужине последних лет. Режиссером «Пассажиров ночи» выступил Микаэль Херс, автор фильма «Новая жизнь Аманды» — пронзительной истории о последствиях теракта. Новая картина постановщика — ностальгическое кино о 1980-х. Именно на это десятилетие пришлась молодость Херса. Фильм порадует всех, кто любит следить за историями из жизни обычных людей на фоне исторических перемен.
Журналист решает написать биографическую книгу о недавно ушедшем в мир иной писателе Викторе Адельмане. Для этого он просит помощи у Сары — вдовы литератора. Так начинается прогулка по закоулкам памяти женщины, которая вспоминает важные годы жизни и всё больше погружается в прошлое. От первой встречи до творческих кризисов и трудностей в браке — Сара делится с незнакомцем полувековой историей любви.
«Он и Она» — дебютная картина Николя Бедоса, известного комедианта и актера, который с 15 лет мечтал снимать кино. Постановщик сыграл главную роль, а Сару воплотила на экране реальная супруга режиссера — Дория Тилье. Охватывая 45 лет, лента отправляет зрителя в путешествие одной пары, которая переживает самый разный спектр чувств. История любви месье и мадам Адельман — это остроумное драмеди, которое может понравиться не только поклонникам жанра.
Тони (Эмманюэль Берко) повредила колено во время катания на лыжах и оказалась в реабилитационном центре. Во время восстановления женщина начинает размышлять о разрушительных отношениях с бывшим мужем Джорджио (Венсан Кассель). Воспоминания возвращают Тони на десять лет назад, когда героиня встречает очаровательного владельца ресторана и сразу влюбляется. Пациентка пытается ответить на несколько жизненно важных вопросов. Как она изменилась рядом с ним? Почему партнеры не смогли быть вместе? И, главное, была ли эта настоящая любовь?
Как и картина Николя Бедоса, «Мой король» — реалистичный портрет сложных отношений, где страсть и ссоры идут рука об руку. Режиссерка Майвенн Ле Беско запечатлевает на экране болезненную связь, которая не позволяет двум людям обрести гармонию и счастье. В основе сюжета лежит личная история постановщицы. У героя Касселя есть прототип — бизнесмен Жан-Ив Ле Фур, бывший муж Майвенн. Премьера картины состоялась в основном конкурсе Каннского фестиваля.
Анна (Паула Бер) и Франц (Антон фон Люк) — влюбленные молодые люди, чье счастье было разрушено Первой мировой войной. 23-летний немец ушел на фронт и не вернулся, а девушка теперь помогает родителям погибшего и регулярно посещает могилу любимого. Однажды на кладбище Анна сталкивается с французом, который рассказывает ей, что был другом Франца. Адриен (Пьер Нинэ) постепенно становится частью семьи, а Анна всё больше проникается симпатией к новому знакомому. Однако француз скрывает правду от героев — именно он виновен в смерти немца.
Черно-белая военная драма Франсуа Озона является ремейком голливудского фильма 1932 года «Недопетая колыбельная» режиссера Эрнста Любича. Картины французского постановщика регулярно попадают в программы европейских кинофестивалей: «Франц», премьера которого прошла в Венеции, — не исключение. За последние пять лет Озон порадовал поклонников историями в самых разных жанрах, но, пожалуй, именно монохромная лента об искуплении и травмах послевоенного времени лучше остальных работ раскрывает мастерство автора.
«Артист» — еще одна черно-белая картина в нашем списке, которая является своеобразным признанием в любви кинематографу. Трогательная драма, снятая в стилистике немого кино, покорила не только зрителей и критиков, но и академиков: на церемонии вручения премии «Оскар» лента Мишеля Хазанавичуса получила пять наград, в том числе и как лучший фильм года. Если этих аргументов недостаточно, чтобы посмотреть «Артиста», вот еще один интересный факт: после показа на Каннском фестивале зрители аплодировали стоя в течение десяти минут.
1927 год, эпоха немого кино начинает уступать место звуку. Революция в индустрии радует далеко не всех: блестящий артист Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) не готов к переменам и не желает видеть микрофоны на съемочной площадке. Пока былая слава актера начинает угасать, влюбленная в Джорджа статистка Пеппи (Беренис Бежо) становится новой звездой Голливуда.
Эльза (Софи Марсо) — писательница в разводе с тремя детьми, Пьер (Франсуа Клюзе) — любящий муж и отец. Эти двое сталкиваются на вечеринке и падают в омут внезапно нахлынувших чувств. Размеренной жизни приходит конец, герои не хотят ранить близких, но, увы, противостоять страсти оказывается сложно. После тяжелого расставания судьба снова сталкивает влюбленных.
Режиссерка и сценаристка Лиза Азуэлос обрела всемирную известность благодаря обаятельному ромкому «LOL [ржунимагу]». Картина молниеносно влюбила в себя публику, и уже спустя три года вышел голливудский ремейк с Майли Сайрус в главной роли. К сожалению, американская версия не повторила успеха оригинала, хотя режиссерское кресло заняла сама Азуэлос. Постановщица вернулась на родину и сняла «Одну встречу» — картину с истинно французским шиком, где на место запутавшихся во всем подростков пришли более взрослые, но не менее потерянные герои.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Молодой поэт XIX века Люсьен (Бенжамен Вуазен) мечтает переехать в Париж, чтобы стать частью высшего света и разбогатеть благодаря своим стихам. В один день он знакомится с обеспеченной женщиной Луизой (Сесиль Де Франс), которая решает взять юношу с собой в столицу. Париж оказывается не столь гостеприимным, как ожидал Люсьен: поэзия героя не вызывает восторга у критиков. Вскоре молодой человек устраивается на работу в газету и начинает специализироваться на городских сплетнях. Желтая пресса захватывает жизнь поэта, чьи амбиции и мечты отходят на второй план.
2021 год — без преувеличения год французского кино: в Каннах главный приз забрал боди-хоррор «Титан»Жюлии Дюкурно, а на Венецианском фестивале победила картина «Событие» Одри Диван. «Утраченные иллюзии» Ксавье Джанноли — еще один отмеченный наградами фильм, триумфатор национальной кинопремии «Сезар» и тоже из конкурса Венеции. Экранизация одноименного романа Оноре де Бальзака собрала в кадре известные лица — помимо исполнителя главной роли Бенжамена Вуазена, в фильме снялись Жерар Депардье и Ксавье Долан.
1963 год. Анна (Анамария Вартоломеи) — студентка филологического факультета, одна из лучших на своем курсе. На осмотре у гинеколога девушка узнает, что ждет ребенка. Новость застает героиню врасплох, ведь на кону карьера в области литературы, а прерывание беременности запрещено во Франции. Ради продолжения учебы Анна готова рискнуть собственным здоровьем и решается на подпольный аборт.
«Событие», обладатель «Золотого льва», основано на автобиографическом романе Анни Эрно. Писательница спустя почти три десятилетия вспоминает прошлый опыт и пытается отрефлексировать свою травму. Авторка вслед за режиссеркой фильма Одри Диван получила заслуженную порцию славы и признания: Эрно стала лауреаткой Нобелевской премии по литературе в 2022 году.
После смерти бабушки маленькая Нелли (Жозефин Санс) приезжает вместе с родителями в ее деревенский дом. Мать восьмилетней девочки оставляет ребенка и мужа одних, чтобы побыть в одиночестве. Нелли исследует окрестности и встречает поразительно похожую на нее девочку. Вскоре выясняется, что перед ней ее собственная мама из детства. Каждый день девочка пересекает портал во времени, чтобы поиграть с новой подругой и лучше понять чувства матери.
После премьеры картины «Портрет девушки в огне» Селин Сьямма моментально стала иконой феминистского кино. «Маленькая мама» же незаслуженно осталась в тени предыдущей картины постановщицы. В уютной ленте хронометражем 73 минуты Сьямма органично соединяет драму с магическим реализмом, чтобы показать разницу и сходства поколений с совершенно другого ракурса. «Маленькая мама» — волшебное, терапевтическое и до обидного недооцененное кино, способное растрогать до слез и вернуть ощущение детства.
Конец Первой мировой войны. Молодой художник, сын миллионера Эдуар Перико (Науэль Перес Бискаярт) и бывший бухгалтер Альбер Маллар (Альбер Дюпонтель) переживают последние дни на фронте. Капитан Прадель (Лоран Лафитт) отправляет двух солдат на битву, которая может стоит им жизни. Альбер едва не погибает в бою, а Эдуар получает тяжелое ранение — лицо художника оказывается изуродованным. Юноша не собирается показываться отцу в таком виде и предпочитает навсегда исчезнуть из его жизни. Альбер меняет документы товарища на паспорт погибшего бойца. Друзья возвращаются во Францию, где Эдуар начинает рисовать шедевральные картины о войне, а Альбер становится его импресарио.
Режиссер Альбер Дюпонтель взял за основу одноименный роман Пьера Леметра и сыграл роль Альбера Маллара. На самом деле «До свидания там, наверху» представляет собой смешение разных жанров: это и антимилитаристское послание, и комедия о мошенниках с элементами криминала, и история любви, и драма об отношениях отца и сына. Помимо прочего, картина о ветеранах войны пронизана ощущением магии и сказочности — согласитесь, подобный флер на экране могут создать только французы.