Рациональный человек: Сериалы Константина Богомолова
С постановки первого спектакля в ГИТИСе до позиции худрука Театра на Малой Бронной прошло 20 лет. Построив головокружительную театральную карьеру, режиссер Константин Богомолов, сын известного кинокритика, относительно недавно взялся за сериалы. Успех дебютных «Содержанок» принес Богомолову двухлетний контракт с онлайн-кинотеатром START, в котором позже вышли и «Хороший человек», и «Безопасные связи». Рассказываем обо всех сериалах Константина Богомолова к дню рождения автора.
Также предлагаем вам посмотреть подборку фильмов другого изначально театрального режиссера — Кирилла Серебренникова.
Искусствовед Даша (Софья Эрнст) из Саратова решила перебраться в Москву. На первое время девушка останавливается у давней подруги Марины (Маруся Фомина). Жизнь Марины по-столичному успешна: она обзавелась большим и женатым чиновником Игорем (Сергей Бурунов), а свободное от бутиков и ресторанов время проводит со смазливым любовником Киром (Александр Кузнецов). После внезапного убийства Марины для Даши открывается дверь в светскую жизнь мегаполиса.
«Содержанки» вышли в 2019 году. Режиссерский дебют Богомолова был принят критиками по-разному: диапазон разнился от несмелой похвалы до холодной усмешки. Пока серьезные издания выстраивали генеалогию от «Маленькой Веры» и «Интердевочки» и дотошно объясняли, чем «Содержанки» хуже, некоторые аккуратно отмечали любимых персонажей и восхищались «красивой картинкой». До заявленного эротического триллера Богомолов не дотягивает: напускная эротика — которой, впрочем, так гордится создатель сериала — скрывает бессодержательность происходящего и неспособность держать интригу. Убийство одной из героинь в первой же серии могло бы стать сюжетным спусковым крючком, который удержит внимание зрителя, но нет. Богомолов сознательно отказывается от детективной составляющей, и уже со второй серии его персонажи вслед за автором шоу напрочь забывают о том, что вообще-то произошло убийство. Обитатели картонного заповедника как ни в чём не бывало буднично разбредаются по своим делам: они нехотя ковыряют еду в тарелке фешенебельного ресторана, лениво занимаются сексом, а в перерывах обсуждают достоинства соцреалистического искусства.
Другая черта, свойственная отечественному мейнстриму конца 2010-х, — отсутствие хоть какого-то намека на серьезную политическую рефлексию. Богомоловские герои помещены в заведомо серое пространство, напоминающее террариум: здесь ни о чём не говорят всерьез, а редкие попытки осмысленного диалога превращаются в разыгранный на двоих монолог режиссера. Характерная для триллеров интрига Богомолову интересна куда меньше, чем жизненные перипетии героев. Это можно было бы назвать намеренным приемом, этакой режиссерской ловушкой, если бы персонажи, за которыми мы наблюдаем, не были так карикатурны. Герои очень хотят, чтобы у них всё было, как в вудиалленовском Нью-Йорке, но, будучи запертыми в мире Богомолова, всегда остаются в минаево-цыпкинской Москве.
Мини-сериал, снятый во время пандемии, рассказывает три на первый взгляд не связанные между собой истории. Первая — о молодой Любе (Любовь Аксёнова), решившей подзаработать на скайп-созвонах со взрослым мужчиной Леонидом (Игорь Миркурбанов), который предлагает побыть его «мамой». Вторая — о Маше (Мария Шумакова) и Коле (Никита Ефремов), тайных любовниках, застрявших в локдаун со своими вторыми половинами. Третья посвящена Анне (Надежда Маркина) и Виктору (Сергей Сосновский) — пожилым людям, чьи отношения трагически прервались много лет назад.
Российских сериалов, снятых во время локдауна, было немало: «Взаперти», «Любовь в нерабочие недели», «Нагиев на карантине» и многие другие. В «Безопасных связях» герои, как и их визави, заперты в своих квартирах, а всё, что видит зритель, — их разговоры в Zoom. В какой-то момент обнаруживается интересная деталь: локдаун у Богомолова является не отменяющим жизнь обстоятельством, а вынужденной паузой, во время которой персонажи могут попытаться разобраться в себе.
Особенного упоминания заслуживает актерский ансамбль. Здесь каждый на своем месте, и, видимо, коллективный опыт локдауна играет на руку сериалу. В проекте что ни герой, то яркий типаж. Например, Любовь Аксёнова — одна из самых талантливых актрис поколения — завораживает своей естественностью на экране. Из инженю ее героиня вырастает в трагическую фигуру.
В каждой серии «Безопасных связей» есть продолжающиеся конфликты между парами. Следить за ними интересно, но, что самое главное, автор не забывает: все свидания и встречи впереди, и нужно только дождаться, когда всё закончится.
Сериал доступен по подпискам START и «Прайм + Премиум».
Московский следователь Евгения Ключевская (Юлия Снигирь) выезжает по делу о пропавших девушках в провинциальный Вознесенск. Городок, придуманный создателями сериала, собрал в себя весь набор штампов о глухой провинции: местными делами заправляют бандиты и менты, перспектив не видно, а счастья и подавно. В Москве у Ключевской остается мама, недавно освободившийся из тюрьмы отец и бывший парень Борис (Андрей Бурковский). К расследованию гостьи из столицы, прибывшей в Вознесенск, присоединяется местный следователь Иван Крутихин (Никита Ефремов), скрывающий свои тайны.
«Хороший человек» снят по мотивам истории «ангарского маньяка». Генеральный продюсер сериала Ирина Сосновая даже встречалась с Попковым в тюрьме. Брошенная маньяком напоследок фраза о том, что он «хороший человек», дала проекту название, но не более: от экранизации реальной истории Попкова Богомолов отказался уже во время подготовки к съемкам.
Сегодня отечественные сериалы про маньяков снимают как для телеканалов, так и для онлайн-кинотеатров. А начал говорить о серийных убийцах всерьез и с погружением в реалии другого времени Алексей Балабанов. Но от «Груза 200», как бы ни старался режиссер, в сериале осталось немногое: ностальгический саундтрек, по интонации отсылающий к «Плоту» Лозы, и работа талантливого оператора Александра Симонова, снимавшего все последние фильмы Балабанова. Остальные совпадения случайны. В «Хорошем человеке» нет иррационального присутствия зла, нет примет времени, которые бы по-настоящему оживляли кадр.
Упоение злом здесь возможно только с безопасного расстояния, на котором и находится режиссер. На манер тру-крайм-подкастера он придумывает развлечения зрителю на любой вкус: тут тебе и анимационные вставки, и черно-белые флешбэки, и перебивки с молитвами замученных героинь. Но именно это безопасное расстояние не позволяет Богомолову посмотреть злу в лицо. Получается довольно серое и поверхностное описание серии убийств в провинциальном местечке.
Сериал доступен по подпискам START и «Прайм + Премиум».
Архитектор Иннокентий (Константин Богомолов) живет в центре Москвы вместе с женой Варей (Юлия Снигирь) и сыном. Однажды к ним из Америки приезжает старый друг Лёша (Игорь Верник), который, впрочем, не продержавшись и половины серии, внезапно умирает за праздничным столом от сердечного приступа. Это событие, конечно, омрачает жизнь всех присутствующих, но не сильно. Главный конфликт сериала — взаимоотношения Кеши и женщин, которые его окружают. Помимо Вари, архитектор периодически спит с бывшими женами: актрисой Юлей (Юлия Александрова) и коллегой Леной (Александра Ребенок). Юля и Лена понятия не имеют, что Кеша продолжает близко общаться с каждой из них. Позже у него появляется новая пассия — 19-летняя Алла (Василиса Перелыгина) из Казани, с которой Кеша знакомится во время командировки. Это становится последней каплей для рассерженных жен. Они решают убить бывшего мужа.
По сюжетной завязке «Кеша» похож на сериал «Заговор сестер Гарви», где разгневанные женщины решают избавиться от деспотичного мужчины. Однако, если в зарубежном проекте мы наблюдаем действия героинь уже после убийства, то в сериале Богомолова интрига продержится до финала.
Надо сказать, что со смертью в сериалах Константина Богомолова вообще разговор короткий. Она становится незначительным событием для всех. И «Кеша должен умереть» в этом смысле не является исключением. Смерть Лёши заставляет выдавить из главного героя лишь циничную реплику о том, насколько тяжелым был его день.
Типаж обаятельного циника давно известен зрителю сериалов. Взять хотя бы доктора Хауса, одного из самых ярких героев. Но там, где цинизм персонажа Хью Лори прикрывает человеческую трагедию, помноженную на гениальность, для Кеши, сыгранного Богомоловым, напускной цинизм превращается в позу, удобную самому создателю. Исполнитель главной роли отстраняется от основных событий, переживая кризис среднего возраста, но порой кажется, что это просто способ архитектора взять на себя ответственность за проступки.