Прощай, Павлик: 10 фильмов с Александром Ширвиндтом
15 марта 2024 года ушел из жизни народный артист РСФСР, художественный руководитель и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт. Его фильмография не пестрит яркими главными ролями — их актер оставлял для театра. Однако любую второстепенную роль он наделял характером так неоспоримо, что представить без него «Иронию судьбы» так же невозможно, как «Троих в лодке». Вспоминаем 10 фильмов, которые Ширвиндт подсветил своим флегматичным юмором.
Предлагаем вам также посмотреть 10 советских фильмов на все времена.
«Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова десятилетиями без усилий удерживает статус главного новогоднего фильма для миллионов россиян. Зрители очередного поколения открывают для себя выверенную драматургию фильма и сначала под фальстартовое шампанское, а после под вчерашний оливье разбираются в соцсетях: кто из героев неправ — Ипполит или Лукашин, как Надя с каждым годом кажется всё моложе и насколько логичен ее маршрут по ночному Ленинграду.
Ширвиндт сыграл Павлика — ключевую фигуру для истории Лукашина (Андрей Мягков), фатально путающего два главных города страны. Именно с ним Лукашин отправляется в Сандуны и лихо запивает пиво водкой за дружбу (актеры дружили и в реальности), вместо Павлика отправляется в Ленинград, чтобы наконец определиться с женщиной мечты. Ширвиндт присутствует тут и за кадром — он читает текст от автора. Вернется артист к своей роли и в ремейке 2007 года, холодно встреченном критиками.
«Трое в лодке, не считая собаки» снят по повести Джерома Клапки Джерома. Ширвиндт сыграл сэра Уильяма Самуэля Харриса — друга главного героя, которого, в свою очередь, на экране воплотил Андрей Миронов, частый напарник артиста по киноэкрану. Здесь Ширвиндт снова стал голосом картины — он исполнил песни для фильма. Еще одна главная роль в истории о путешествии холостяков по Темзе досталась Михаилу Державину, другу юности актера. «Я думаю, что 72 года безоблачной, чистой, творческой дружбы, сотрудничества, помощи и любви достойны какой-то записи», — говорил он после смерти Михаила Державина в 2018 году, не сомневаясь, что их дружба достойна записи в Книге рекордов.
По сюжету фильма режиссера Наума Бирмана и книги Джерома три друга — Джи, Харрис и Джордж — решают отправиться в путешествие на лодке по Темзе, чтобы развлечься и подышать воздухом. Формально поход проводится во имя крепкого здоровья: тридцатилетие достигнуто, и болезни старости уже пугают джентльменов. С собой молодые люди берут фокстерьера, но оставаться вчетвером холостякам придется недолго. Однажды мужчины встречают трех леди, тянущих лодку, как баржу, и распевающих суфражистские песенки. Сперва герои крепятся, но после дают волю чувствам.
В мелодраме режиссера Георгия Натансона по сценарию Эдварда Радзинского 34-летний Ширвиндт сыграл еще одну яркую роль второго плана — экс-избранника главной героини Наташи (Татьяна Доронина). Герой Ширвиндта — не преуспевший в науке физик, который не реализовался в выбранной сфере, несмотря на достижения юности. В картине он произносит запомнившийся зрителям монолог о неудавшейся жизни: «Автобус-люкс двигался… Но ведь точно двигался по нашему расписанию! Может быть, правда, не в ту сторону?»
По сюжету бортпроводница Наташа сначала оказывается очарованной речью физика Евдокимова (Александр Лазарев) в Политехническом музее, а после уже на втором свидании признается ему в любви. Не доверяющие своим чувствам и критически разные люди, «физик и лирик», пытаются найти дорогу друг к другу: женщина бросается в чувства с головой, а мужчина пытается поставить любовный эксперимент.
«Небесные ласточки» — один из ставших любимыми для миллионов зрителей мюзиклов режиссера Леонида Квинихидзе. Это была вторая работа кинематографиста в жанре после «Соломенной шляпки» (позже он снял и «31 июня», и «Мэри Поппинс, до свидания»). По сюжету юная воспитанница пансиона (Ия Нинидзе) мечтает о театре, а родители готовят ее в жены военному (Ширвиндт). Однако брака не хотят ни он, ни она — и девушка отправляется вслед за мечтой стать артисткой.
Комедию по мотивам оперетты французского композитора Франсуа Эрве снимали в Крыму. Роль композитора Селестена была создана для Андрея Миронова, а Ширвиндт здесь играет сурового и ревнивого майора, который застает Миронова ухаживающим за примой Кориной (Людмила Гурченко) и разыгрывает комические сценки с Ириной Губановой. Интересно, что изначально роль майора Альфреда Шато-Жибюса предназначалась Владимиру Высоцкому, однако артист отказался из-за занятости в театре.
Главная героиня фильма Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» Надя (Ирина Муравьёва) попалась в ловушку «коуча» из 1980-х — своей подруги Сусанны (Татьяна Васильева), увлеченной социологией и квазинаучными методами поиска любви. Надя не сомневается, что хитрости Сусанны помогут ей очаровать красавца Володю (Александр Абдулов), — однако современные технологии, модные наряды и попытки непосредственной женщины играть в томную диву привлекают к ней совсем других мужчин.
Ширвиндт исполнил роль мужа Сусанны, который, вопреки всем обаятельным умениям своей жены, нет-нет да и ходит налево. Ему достался один из самых важных для становления Нади как роковой красотки эпизодов — Сусанна попросила мужа сопроводить недоступную леди на красных «жигулях». Под взгляды пораженных поклонников Надя укатывает в закат, а на фоне звучит актуальное тогда по обе стороны океана диско — попурри голландской группы Stars on 45, имитировавшей стиль и манеру исполнения The Beatles, Rolling Stones, ABBA и других музыкальных гигантов.
«Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова выводит в главные герои советского кино заключенного — интеллигента Платона Рябинина (Олег Басилашвили), который вспоминает о событиях, предшествовавших его попаданию в сибирскую колонию. В ожидании процесса Рябинин успел опоздать к правосудию и влюбиться — в официантку Веру (Людмила Гурченко). Диаметрально разные влюбленные учат друг друга тому, что раньше им было неблизко: Платон покажет Вере вес нравственных ценностей, а она ему — безусловную любовь к жизни.
Ширвиндт сыграл в крошечном, но запоминающемся эпизоде фильма: он исполнил роль пианиста Шурика в элвисовских очках и прическе, который разрешает Платону сесть за свой инструмент в привокзальном ресторанчике. Со своей фирменной ироничной невозмутимостью он нависает над героем Басилашвили и слушает, как тот перечисляет, что намерен купить на заработанные игрой деньги: триста коньяку, две колбасы, две киевские, две порции мороженого и салат. На этом наборе Ширвиндт и рекомендует остановиться.
В 2007 году, спустя 20 лет после смерти Андрея Миронова, его жена, актриса Лариса Голубкина, и самые близкие друзья впервые рассказали о малоизвестных страницах театральной и частной жизни одного из самых ярких советских актеров. В съемках фильма приняли участие Марк Захаров, Юрий Темирканов, Лев Дуров, Аркадий Арканов и, конечно же, постоянный коллега Миронова в театре и кино Ширвиндт.
В документальном фильме Ширвиндт, в частности, рассказывает о днях рождения Миронова, которые актер 8 марта широко отмечал в компании коллег, иногда раздавая им каверзные задания. Один такой день рождения провели в баре, в дверях которого Ширвиндта поставили на весеннем морозе в форме швейцара. «Там нужно было платить за вход. Все приходили на день рождения, а я собирал дань. А барменом стоял Темирканов», — смеется артист.
Предпоследний советский фильм Рязанова, в котором кинематографист расправляется с абсурдом бюрократии. Затронув тему еще в «Карнавальной ночи», режиссер долго вынашивал идею картины, большей частью посвященной этой вечной проблеме, и к концу восьмидесятых наконец сумел реализовать замысел — столкнув на экране в любовной коллизии женатого флейтиста (Леонид Филатов) и встретившуюся ему в момент недомогания юную медсестру Лиду (Татьяна Догилева).
Герой Ширвиндта, бюрократ Мясоедов, повторяет за участницей телемоста Ленинград — Бостон фразу про секс, которого нет, и делится с начальником универсальным методом борьбы с инициативой на местах: «Единственный способ, Ярослав Степаныч, остановить стихийную инициативу — это организовать ее и возглавить!»
Для Александра Ширвиндта история, рассказанная в «Русском регтайме» Сергея Урсуляка, более чем личная. В 1977 году его сын-студент Михаил вместе с товарищами Романом Козаком и Аркадием Цимблером в день празднования 60-летия Октябрьской революции сорвали флаг со здания Архитектурного института. Поступок был пьяным, а не политическим, но ребят задержали, а «Голос Америки» объявил их действия акцией протеста. Ширвиндт-старший спас друзей от суда, они были отчислены из комсомола и вузов, но после смогли сделать карьеру в кино.
Трое студентов во время дружеской встречи в годовщину Октября на крыше тоже срывают мешающий им флаг. Миша (Николай Добрынин) после этого вынужден улететь в США, чтобы избежать судебного преследования. Прожив в Штатах много лет, он захочет извиниться перед друзьями и сделает большое открытие. А Ширвиндт исполнил роль отца одного из оставшихся в Москве студентов — Кости (Виктор Бакин).
В последние годы Александру Ширвиндту было трудно говорить и сниматься, он болел, вспоминают близкие и коллеги. Однако иногда актер все-таки принимал участие в неожиданных для его фильмографии проектах — например, впервые за долгие годы расчехлил талант артиста озвучания и подарил голос одному из героев «Гофманиады» Станислава Соколова. А в 2019 году согласился на приглашение Гарика Харламова принять участие в мокьюментари «Эдуард Суровый. Слезы Брайтона» об одном из сценических альтер эго шоумена — советском певце Эдуарде Суровом. В кадре Ширвиндт вспоминает Эдуарда как беспокойного собутыльника из студенческой общаги.
«К Александру Анатольевичу Ширвиндту я приехал в Театр сатиры. Он спросил: „Что тебе от меня надо?“ Я рассказал, что предлагаю ему роль соседа Сурового. У нас был примерный сценарий, которого Александр Анатольевич должен был придерживаться. Но, что тут говорить, величина… В общем, он пришел, сел и наговорил нам на два часа столько всего, что это было за рамками сценария», — делился Гарик Харламов. Эта крошечная работа стала последней в послужном списке Ширвиндта.