Праздник, который всегда с тобой: 10 лучших российских мультфильмов
Отечественные киностудии мультфильмов уже давно доказали, что могут соперничать с западными не только в плане анимации, но и по количеству восторженных зрителей. Собрали для вас 10 лучших образцов российской анимации, которая порадует и детей, и взрослых.
Тринадцатилетняя Кристина переезжает с родителями, театральными актерами, в новый город. Пока мама и папа заняты работой, девочка исследует дом и вскоре понимает, что в нем, кроме них троих, обитает кто-то еще. Этим «кем-то» оказывается пушистый домовой по имени Финник, которому совершенно не по нраву, что Кристина расхаживает по его жилищу как по собственному дому. Он решает показать настырной девчонке, кто тут настоящий хозяин. Проворная Кристина завладевает клочком его шерсти и обретает способность видеть Финника и других домовых. Но на ссоры у Финника и Кристины нет времени, потому что вместе им придется бороться со злом, неожиданно пришедшим в городок.
За создание милейшего домового Финника, который очень любит поворчать и как следует набедокурить, ответственен Денис Чернов — именно он придумал «Смешариков». «Финник» — самый настоящий красочный детектив для семейного просмотра, в котором есть даже элементы фильма ужасов и роуд-муви.
«Три кота» — это история, как сразу становится понятно из названия, о трех милейших созданиях: Компоте, Коржике и Карамельке. Вместе с родителями котята отправляются в отпуск, где планируют не только насладиться солнцем и морем, но и завести новых друзей. Планы котят меняются, когда в отеле они не обнаруживают ни одного ребенка! Но троица не привыкла унывать и всегда способна найти себе приключение по душе.
Мультфильм Дмитрия Высоцкого (его голосом, к слову, говорит знаменитый конь Юлий из мультфраншизы о богатырях) ориентирован по большей части на совсем маленьких зрителей, но родителям он удивительным образом тоже придется по вкусу — благодаря яркой анимации и трогательному сюжету. Оригинальный сериал о Компоте, Коржике и Карамельке выходил на экраны на протяжении четырех сезонов, теперь их приключения продолжаются в формате полного метра.
В основе мультфильма лежат реальные исторические события — швейцарский поход под предводительством отважного генерала Александра Суворова. Именно в его полку на службе оказывается юный парень Гриша, который, оставив на родине любимую Соню, готов совершать подвиги во славу отечества. Благодаря смекалке он не только спасает полководца от верной гибели, но и в конце концов возвращается домой к своей даме сердца. Защита родины — дело важное, но ничего нет важнее любви.
Петербург в мультфильме воссоздан по реальным чертежам того времени, а свои голоса главным героям подарили Константин Хабенский, Антон Макарский и Филипп Киркоров. Анимационная картина стала первым полным метром студии «Союзмультфильм» за последние 20 лет. Проект стал вторым появлением Суворова на экране — до этого в далеком 1940 году Всеволод Пудовкин и Михаил Доллер сняли фильм «Суворов».
Русский фольклор — один из главных животворящих потоков для отечественных мультфильмов. Наиболее изобретательные режиссеры из раза в раз пытаются рассказывать зрителю древние истории под новым, порой весьма неожиданным углом. Вот и «Кощей. Начало» — это осовремененная версия старинной сказки с актуальными вкраплениями из сегодняшнего дня. А еще это первый полный метр, поставленный по популярной франшизе «Сказочный патруль».
Кощей в этой музыкальной сказке носит модную бородку и рассекает на мотоцикле, а затем влюбляется в прекрасную дриаду Мэй, ради которой готов сразиться с любым врагом. Мультфильм, выйдя в прокат, оказался невероятно популярным и потеснил голливудские блокбастеры, что случается с российскими проектами нечасто.
Об этом мультфильме вы точно слышали — ведь это, пожалуй, самое веселое переложение старинных былин о богатырях на сегодняшний день. Родился в простой крестьянской семье мальчик, и назвали его Алешей. Рос парень не по дням, а по часам, и вырос в недюжинного богатыря. А в это время на Руси беда приключилась — пришло полчище Тугарина Змея, и хочет злодей заставить народ русский дань платить. Не по нраву такое Алеше, а потому, заручившись помощью дедушки Тихона, говорящего коня Юлия и возлюбленной Любавы, отправляется богатырь в далекий путь, бить врага окаянного.
Историю веселых приключений Алеши Поповича, поставленную известным мультипликатором и членом Американской киноакадемии Константином Бронзитом, с удовольствием пересматривают и дети, и взрослые — столько в ней прекрасных шуток и забавных выходок героев. В то же время мультфильм с юмором умудряется говорить о важных вещах: добре, зле, любви и настоящей дружбе. Успешная анимационная картина дала старт многолетней франшизе о приключениях богатырей.
В основе мультфильма лежат две сказки немецкого писателя Вильгельма Гауфа: «Карлик Нос» и «Маленький Мук». История о том, как злая колдунья решает завладеть целым миром, а для этого ей нужно то, чего у нее отродясь не было, — доброе сердце. Поэтому она решает заманить в свое логово мальчика Якоба, чтобы воспользоваться его кротостью и великодушием. Когда мальчик отказывается помогать злодейке, она в бешенстве превращает его в уродливого карлика с огромным носом. Сбежав от своей мучительницы, Якоб обнаруживает, что в обычном мире за это время минуло семь лет, его родители умерли от горя, а ему самому предстоит долгое и тяжелое путешествие, чтобы вернуть себе былой вид.
«Карлик Нос» — первый полнометражный мультфильм студии «Мельница», вышедший на экраны в 2003 году. Сегодня мультфильмы этой студии знают все — это и цикл про трех богатырей, и мультсериал про Лунтика, и много чего еще. Художественным руководителем мультфильма выступил уже упомянутый выше номинант на премию «Оскар» Константин Бронзит.
Этот мультфильм в нашем списке стоит особняком. Хотя бы потому, что в его основе лежит опера Дмитрия Шостаковича. А композитор, в свою очередь, поставил ее по мотивам повести Николая Гоголя. Идея превратить оперу в кинофантасмагорию пришла Андрею Хржановскому еще в конце 1960-х, во времена учебы во ВГИКе. Более того, Шостакович лично разрешил режиссеру снять мультфильм по своему произведению, потому что посмотрел дипломную работу будущего автора и был крайне впечатлен.
Опера ждала своего часа больше 40 лет — сюжет о госработнике, потерявшем лицо в обществе вместе с собственным носом, был уж больно похож на реальность, а следовательно, ужасно провокативен. Мультфильм Хржановского, состоящий из трех волшебных актов-снов, — подлинный шедевр из разных техник и настроений современной анимации. Премьера картины прошла на фестивале в Роттердаме в 2020 году. Полуторачасовой авторский фильм изобилует литературными, музыкальными и живописными отсылками, демонстрируя колоссальную эрудицию Хржановского. Однако это не значит, что зритель, который не признает в фильме отсылки к Куинджи, Сурикову или Эйзенштейну, не сможет насладиться картиной. Напротив, «Нос, или Заговор «не таких»» работает как анимированный музей.
Эту сказку знают дети и взрослые. Максим Свешников и Владлен Барбэ создали свой вариант волшебной истории, взяв что-то и из произведения Андерсена, и из пьесы Евгения Шварца. Герда в мультфильме, как водится, будет искать Кая, которого пленила злая Снежная королева. А помогут ей в этом верные друзья.
Свешников в мультипликации не новичок — до этого мультфильма он работал над историями о трех богатырях, но тогда выступал в качестве сценариста. А над «Снежной королевой» он трудился в том числе и в качестве режиссера. Это по-настоящему красивый мультфильм, в котором можно углядеть визуальный стиль одновременно «Хроник Нарнии» и «Властелина колец». Но не стоит думать, что это лишь искусное копирование — у «Снежной королевы» Свешникова и Барбэ есть собственный художественный стиль, который по достоинству оценили на самом престижном смотре анимации во французском Анси.
Вторая часть успешных приключений Белки и Стрелки, собак-космонавтов, оказалась не менее динамичной и веселой, чем первая. На этот раз отважные псы разбираются со странными происшествиями, которые начинают происходить на планете. В мире пропадают самые разные вещи, и никто не понимает, где их искать. Когда бесследно исчезает луноход, дело принимает совсем серьезный оборот. И без Белки и Стрелки тут никак не обойтись.
Этот проект — дело рук далеко не последних людей в российской анимации: Александра Храмцова, художника «Кин-дза-дзы», и продюсера Сергея Зернова («Незнайка на Луне» 1997 года). В сиквеле «Белки и Стрелки» нашлось место и юному покорителю космоса, и добрым инопланетянам, и, конечно, коварным злодеям, чьим планам не суждено сбыться.
Фиксики — это еще одни герои современной детской анимации, о которых знают многие. Эти маленькие создания помогают людям чинить разные электроприборы, и люди об этом даже не подозревают. А вот мальчик Дим Димыч узнал о существовании фиксиков еще два года назад. Однажды один фиксик по имени Файер самонадеянно решил разобраться в сложной поломке в одиночку и в итоге превратился в самого настоящего монстра, сеющего хаос вокруг. Теперь Дим Димыч и профессоры Дедус и Чудаков во что бы то ни стало должны его остановить.
Мультфильм основан на популярном одноименном сериале и стал первой большой анимационной работой студии «Аэроплан». Превратившись в полноценный мультфильм, «Фиксики» потеряли свою обучающую составляющую, важную для самых маленьких зрителей, но не утратили морали: дружить и работать в команде нужно уметь, но есть вещи, на которые невозможно пойти даже ради лучшего друга.