Последний джентльмен: Фильмы с Колином Фёртом
При упоминании Колина Фёрта в голове сразу же возникают аристократические бакенбарды и парадный фрак мистера Дарси или смешной джемпер с оленем другого мистера Дарси. Его актерская карьера началась с выступления на елке в пять лет, а уже в 14 он точно знал, кем станет, когда вырастет. Вспоминаем 10 ролей в легендарных и не очень картинах, которыми нас поразил настоящий британский бунтарь, апологет Станиславского, секс-символ и обладатель самого печального взгляда.
Знаковая роль мистера Дарси, определившая амплуа Колина Фёрта в кино на многие годы вперед, могла бы и не случиться. Буржуазный роман Джейн Остин вовсе не интересовал актера: «Возможно, и хорош, но не настолько, чтобы привлечь мое внимание». Экранизация «Гордости и предубеждения» стала настоящей вехой для британского телевидения 90-х годов: на экранах в своих правах окончательно утвердились ностальгический образ «старой доброй Англии» и Колин Фёрт как его основной атрибут. Знаменитая сцена выхода мистера Дарси из пруда в мокрой рубашке была признана «одним из самых незабываемых моментов в истории телевидения Британии».
Элизабет Беннет (Дженнифер Эль) презирает бесконечные попытки матери выдать ее замуж за богатого аристократа, особенно когда таковой появляется на горизонте. Однако мистер Дарси (Фёрт) ясно дает понять, что и сам не спешит заключить ее в свои объятия. Попутно Лиззи узнаёт, что он расстроил помолвку ее сестры, и знакомится с гнусно обманутым мистером Дарси лейтенантом Уикхемом. Поэтому, когда Дарси внезапно делает ей предложение, Элизабет яростно отклоняет его, сообщая при этом всё, что ему необходимо знать о собственной гордыне, заносчивости и снобизме. Но всё это случается до того, как она видит Пемберли — огромное фамильное поместье Дарси, тогда-то Лиззи понимает, что уже не так строга в своих суждениях.
Посмотрев мини-сериал «Гордость и предубеждение», Хелен Филдинг написала серию книг о женщине — ходячей катастрофе Бриджит Джонс. Поэтому во время кастинга для экранизации романа у создателей не возникло вопроса о том, кого пригласить на роль Марка Дарси, постмодернистское прочтение даже не героя Джейн Остин, а героя Эндрю Дэвиса, сценариста сериала BBC (которого пригласили и для адаптации «Дневника Бриджит Джонс»). Успевший прочно осесть в восприятии зрителя как «типичный англичанин», Фёрт великолепно выглядит на экране даже в дурацком свитере с оленем.
Бриджит Джонс (Рене Зеллвегер) вечно говорит что-то не то, слушает не ту музыку, ест не те продукты и одевается невпопад. Вот и в то роковое Рождество, когда она знакомится с Марком Дарси (Фёрт), случается что-то не то, и идеально подстроенное сватовство ее матери с треском проваливается. Но именно этот случай помогает Бриджит встряхнуться и перестать плыть по течению. И если бросить пить, курить и похудеть оказалось не так уж и сложно, то перестать тратить время на «алкоголиков, трудоголиков, безответственных, страдающих манией величия, бесчувственных извращенцев» не так то просто. Тем более яркий представитель такого типа (Хью Грант) постоянно крутится перед ее носом на работе.
Если в «Гордости и предубеждении» перед Фёртом стояла парадоксальная задача сыграть исключительного по сути человека, начисто лишенного выразительности, то в «Английском пациенте», наоборот, он предстает на экране совершенно заурядным второстепенным персонажем при, казалось бы, блистательных внешних характеристиках. Фильм Энтони Мингеллы стал абсолютным лидером премии «Оскар», получив двенадцать номинаций и девять статуэток.
Образ ученого и британского разведчика Джеффри Клифтона, которого сыграл Фёрт, всплывает в воспоминаниях почти что трупа, обожженного и изуродованного пилота, потерпевшего крушение. Все зовут его просто «английский пациент», ведь собственные имя и воспоминания начисто стерлись из его памяти после аварии, но постепенно всплывают из небытия в морфиновых сновидениях. Историю жизни графа Ласло Алмаши (Рэйф Файнс) внимательно слушает очарованная медсестра Ханна (Жюльет Бинош), недавно потерявшая возлюбленного и отца в огне Второй мировой войны и отказавшаяся бросить своего пациента в его последние дни.
Основательно укрепившись в роли героя-любовника, идеального английского джентльмена без сучка и без задоринки, Колин Фёрт получает роль в рождественском британском капустнике, обреченном на колоссальный успех. Вы только посмотрите на кастинг фильма Ричарда Кёртиса: Алан Рикман, Эмма Томпсон, Хью Грант, Кира Найтли, Билл Найи, Мартин Фриман — как тут пройти мимо?
В условностях ромкома герою Фёрта, разочаровавшемуся в жизни писателю Джейми, придется заново учиться говорить о чувствах. И в этом случае ему не поможет виртуозное владение литературным английским, ведь Рождество он проводит за работой в доме на юге Франции, а его единственная компаньонка — привлекательная домработница Аурелия, португалка, которая не понимает по-английски ни слова. Кстати, сближает наших героев не что иное, как купание в пресловутом пруду, оказывается, если в декабре прыгнуть в водоем, то единственное, что захочется закричать на любом языке мира, точно не требует перевода.
Главный герой картины Питера Веббера — это не бедная служанка, не гениальный художник, не Голландия и даже не картина, это преломление тусклого луча света в плавных гранях жемчуга. Постоянный оператор Шаброля и Леконта Эдуарду Серра возродил на экране фламандскую светотень, в которой лица Колина Фёрта и Скарлетт Йоханссон — не более чем кропотливо исполненные детали живописного натюрморта.
16-летняя Грит вынуждена отправиться в услужение в богатый дом в Дельфт. Ее отец, художник по керамике, недавно ослеп и не может больше обеспечивать семью. Посреди готовки, уборки и мойки девушка внезапно обнаруживает себя в галерее, где из каждого угла на нее смотрят поразительные картины. Грит попала в дом знаменитого художника Яна Вермеера, и вскоре она будет позировать для его самой известной и откровенной картины.
Джордж (Фёрт) просыпается в своей пустой постели от возвращающегося кошмара, одевается, пьет кофе, едет на работу, говорит по телефону, читает лекцию о Хаксли, тонет в голубых глаза студента за первой партой (Николас Холт). Но всё это не имеет значения, ведь Джордж планирует покончить с собой к концу этого дня.
В своем режиссерском дебюте, снятом по одноименному роману Кристофера Ишервуда, дизайнер Том Форд создает маниакально красивую историю о человеке с атрофированным чувством восприятия. Умение Колина Фёрта сыграть потаенную тихую трагедию, скрытую за заносчивостью и безразличием, принесло ему Кубок Вольпи на Венецианском фестивале и награду Британской академии кино. Блестящая роговая оправа, идеально скроенный костюм и белоснежный платок в нагрудном кармане — эта глянцевая обложка одинокого мужчины каждую секунду грозится рассыпаться под жаром внутренней тоски. Для Форда эта работа стала очень личным высказыванием, он дал главному герою фамилию бывшего партнера, иллюстратора Йена Фальконера, и даже поделился с ним своим вторым именем — Карлайл.
Берти (Фёрт), он же король Георг VI (отец Елизаветы II), — фигура не слишком известная. Его образ на страницах учебников затмили время, война, Черчилль и скандальная история отречения от престола его старшего брата Эдуарда VIII ради брака с дважды разведенной американкой. Берти никогда не стремился и не готовился занять трон, а когда такая перспектива становится всё более очевидной, он всеми силами пытается ее отвергнуть. У него есть одна особенность, Берти — клинический заика и панически боится публичных выступлений, одной из основных обязанностей монаршей особы. На помощь приходит нестандартный специалист Лайонел Лог (Джеффри Раш).
Развернутый на два часа сеанс психоанализа королевской семьи превращается в оду здравому смыслу и порядочности, которые подадут ростки из мостовой абьюзивного детства. В классическом конфликте долга и чувства Альберт с закрытыми глазами выберет долг — в конце концов король заговорит! Патетическая драма стала сенсацией премии «Оскар», заполучив статуэтки за лучшие роль, режиссуру, сценарий и фильм.
Разгар холодной войны, в MI6 завелся «крот». Агенту в отставке Джорджу Смайли (Гари Олдман) предстоит навести порядок в «Цирке» — так, по-дружески, агенты зовут британскую разведслужбу.
Фёрту досталась одна из самых интересных и сложных ролей в этой пестрящей характерами экранизации романа Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!». Билл Хейден, он же «Портной», тот самый герой-любовник, английский джентльмен с иголочки, не представляющий свою жизнь без крикета, каких много в кинематографии Фёрта, с одним но — он предатель. Цирковой артист, забывший, что играет, и навсегда поверивший в свою игру.
Прославленного иллюзиониста Стэнли Кроуфорда (Фёрт) приглашают на Лазурный берег для разоблачения жалкой аферистки Софи Бейкер (Эмма Стоун), которая прилипла к карману одной очень богатой семьи. Софи видит мыслеобразы, может рассказать всё о вашем прошлом и даже вызвать дух близкого человека, что она и делает на спиритическом сеансе для хозяйки дома миссис Кэтледж. Стэнли никак не удается разгадать трюк за действиями шарлатанки. Постепенно его самоуверенность и рационализм рассеиваются, и он всерьез начинает задумываться — что, если ясновидящие действительно существуют?
Склонность кинематографа Аллена к монологичности как нельзя лучше легла на прочную основу британской школы Колина Фёрта. Он исполняет роль сноба с безупречными манерами и непоколебимой двухцветной картиной мира. Но что ж поделать, когда оказывается, что жизнь обладает красками. И пускай цвета синтетические и не выдерживают первой же стирки. Главный скептик на самом деле не кто иной, как надутый ребенок, самый преданный зритель на торжестве чудес, который мечтает занять свое место на сцене. «В жизни может быть, а может и не быть смысла, но какая-то магия в ней определенно есть».
Пожалуй, самый хулиганский фильм Фёрта об истинно британском шпионаже с налетом голливудского боевика от режиссера картин «Пипец» и «Люди Икс: Первый класс». В ироническом переосмыслении классического жанра шпионского триллера классический костюм становится пуленепробиваемым, очки — мини-компьютерами, зонтик — огнестрельным оружием и даже старая добрая пинта «Гиннесса» в руках сэра Галахада становится смертоносным оружием, что уж говорить об огромном католическом кресте.
Выходец из не самого благополучного района Лондона Эггси (Тэрон Эджертон) внезапно встречает старого друга погибшего отца, который представляется агентом элитного подразделения британской разведки и предлагает подростку пройти обучение и сесть за круглый стол вместе с остальными рыцарями-шпионами. Одна проблема: «манеры — это лицо мужчины», а как раз их Эггси и не достает. Ему предстоит найти свой путь, разобраться с задиристыми выпускниками частных колледжей и не дать зарвавшемуся психопату уничтожить человечество.