Полный хардкор: 10 фильмов о металлистах и тяжелом роке
С тех пор как группа Kiss придумала красить лица черно-белой краской, редкий фанат металла не повторил подобный грим. В кино тоже не обошлось без ярких образов длинноволосых парней и девиц с тенями под глазами и бледной кожей. Рассказываем о самых ярких воплощениях метала, хардкора и тяжелого рока на экране.
Трое парней из Лос-Анджелеса мечтают стать рок-звездами, но их метал-группа «Одинокие рейнджеры» никому не известна, и приходится прозябать в бедности и безвестности. Фронтмен Чезз (Брендан Фрейзер) сидит на шее у своей девушки Кайлы, за что та в очередной раз выгоняет его из дома. Басист Рекс (Стив Бушеми) работает в музыкальном магазине, а барабанщик Пип (Адам Сэндлер) чистит бассейны. Однажды трио решает что пора действовать, вооружается водяными пистолетами и захватывает местную радиостанцию, специализирующуюся на тяжелом роке. Парни всего лишь хотят, чтобы диджей пустил их демо в эфир, но всё выходит из-под контроля. Полиция принимает металлистов за настоящих преступников, а толпы фанатов тяжелого рока мигом признают в них новых героев. А самое ужасное в этой ситуации то, что единственная запись их потенциального хита осталась у девушки Чезза, которая даже и слышать о нём не хочет. Попадет ли многострадальный трек в эфир? И что ждет непутевых рейнджеров впереди — долгожданное признание или тюрьма?
В далеком 1994-м «Пустоголовые» провалились в прокате, собрав вдвое меньше своего бюджета. Но с годами фильм стал капсулой времени и обрел ни с чем не сравнимое очарование. Чего только стоит раздолбайское трио Брендана Фрейзера, Стива Бушеми и Адама Сэндлера, ныне серьезных драматических актеров, а в те времена — главных молодых звезд комедийного жанра. Здесь они с размахом изображают бестолковых рокеров и явно получают огромное удовольствие от съемок, заражая своим легкомыслием зрителей.
Четверо старшеклассников — Хоукс, Лекс, Трип и Джем — играют в трибьют-группе, подражая легендарным Kiss. Их главная мечта — увидеть кумиров вживую и попасть на концерт в Детройте. Казалось бы, простая задача, ведь Кливленд, где живут ребята, находится совсем неподалеку. Но всё не так просто, когда ты несовершеннолетний: нет денег, собственной машины, да еще и консервативные взрослые на пару с поклонниками диско вставляют палки в колеса, проклиная сатанинскую музыку. Парням придется, как в сказке, пройти огонь, воду и медные трубы, чтобы попасть на заветный концерт и наконец осуществить главную мечту юности.
«Детройт — город рока» примечателен прежде всего запоминающимся саундтреком. Помимо самих родоначальников глэм-метала, группы Kiss, здесь звучат треки хард-рокеров Van Halen, Мэрилина Мэнсона и пионеров хэви-метала Black Sabbath. Отдельного упоминания стоит актерский перфоманс Эдварда Ферлонга, совсем юного и еще не погубившего свою карьеру. Он с упоением играет одного из подростков и в образе рокера чувствует себя как рыба в воде — всем своим видом буквально иллюстрируя расхожее выражение про секс, наркотики и рок-н-ролл.
Сирота Броуди переезжает в провинциальный городок Грейпоинт к религиозному дяде и двоюродному брату-раздолбаю. Поначалу переезд в провинцию не предвещает ничего, кроме унижений одноклассников и одиночества, но вскоре парень знакомится с единомышленниками — металлистом по имени Зак, двумя фриками-геймерами Дином и Джайлзом и школьной красавицей Мадиной, которая устала от ухаживаний тупых спортсменов. Вместе пацаны организовывают трэш-метал-группу под названием Deathgasm («Смертельный оргазм») и случайно обнаруживают ноты «черного гимна». Не подозревая о последствиях, парни играют эту сатанинскую музыку и призывают в мир настоящего демона из ада. Жители города стремительно превращаются в одержимых зомби, приспешники демонического культа жаждут встречи с владыкой, город охватывает хаос. Героям приходится сменить электрогитары на топоры и бензопилы и показать нечисти, что такое настоящий хардкор.
Полнометражный дебют будущего режиссера «Пушек Акимбо» Джейсона Ли Хаудена сделан в лучших традициях новозеландских трэш-хорроров вроде «Живой мертвечины» и «Паршивой овцы». Поэтому наверняка киноманов порадуют оммажи «Зловещим мертвецам» Сэма Рэйми и ранним фильмам Питера Джексона.
Четверо парней слывут изгоями в родном селе, и всё потому, что они носят длинные волосы и узкие джинсы, а по вечерам играют скандинавский хэви-металл, разрывая деревенскую тишину звуками гроулинга и гитарными солягами. Однажды на ферму заезжает промоутер крупнейшего в Европе хард-рок-фестиваля, и парням выпадает шанс прославиться за пределами родной финской глуши. Друзья нарекают свою группу «Пронзенный ректум», пишут оригинальную песню и собираются в дорогу, предвкушая первое выступление. Но на пути их ждут настоящие приключения, козни консервативных односельчан, разъяренные дикие звери, назойливые полицейские и брутальные норвежские пограничники. Ведь, как известно, в зал славы тяжелого рока попасть так же непросто, как и в скандинавскую Вальгаллу.
Скандинавская хэви-метал- и дэт-метал-сцена полна разнообразных исполнителей, меломаны выделяют даже специальное направление — викинг-метал. Фильм «Тяжелая поездка» отчасти посвящен этому явлению, а отчасти обыгрывает стереотипы о металлистах в ироническом ключе. К примеру, фронтмена группы, искусно владеющего гроулингом, от страха перед выступлениями начинает тошнить, что становится одним из главных гэгов картины.
Начало 1990-х, в благополучной Норвегии пышным цветом расцветают андеграундные движения. Парень по прозвищу Евронимус (Рори Калкин) собирает первую в стране блэк-метал-группу Mayhem. Вскоре к нему присоединяется бас-гитарист с говорящим прозвищем Дэд (Джек Килмер), склонный к селфхарму и суицидальным мыслям. Вскоре он кончает с собой выстрелом в лоб, и с этого момента к группе приходит настоящий успех. Мрачные взгляды и радикальные действия привлекают новых последователей, Евронимус становится кем-то вроде духовного лидера. К нему присоединяются еще более дикие Фауст (Вальтер Скарсгард) и Варг (Эмори Коэн). Все вместе они переходят к настоящим преступлениям, жгут средневековые церкви и всё дальше отодвигают границы дозволенного. Это приводит к трагическим последствиям для всех участников Mayhem.
Фильм основан на скандальной книге «Властелины хаоса» Майкла Мойнихэна и Дидрика Сдерлинда, посвященной самым темным сторонам норвежского блэк-метала. Она повествует о реальных музыкантах, и центральное место в ней занимает коллектив Mayhem, некоторые члены которой действительно погибли либо оказались в тюрьме.
Конец 1980-х, Исландия. После трагической гибели брата-металлиста Гера решает чтить его память, поэтому сама становится неформалкой и фанаткой тяжелой музыки. Проходят годы, а боль утраты всё не отступает. Гера стала молодой женщиной, но подростковый протест для нее всё так же является главным инструментом взаимодействия с миром. Родители совсем не понимают интересов дочери, ходят в церковь, поют в хоре и растят скот. Односельчане косо смотрят и называют сатанисткой. Парни делают неуклюжие попытки поухаживать, но натыкаются на ледяную стену. Однажды Гера узнает, что в соседней Норвегии блэк-металлисты бросают настоящий вызов обществу и жгут деревянные церкви. Она понимает, что не одинока, записывает свое первое демо и отправляет на норвежский лейбл, но вместе с тем становится более отчужденной. Неужели Гера последует примеру норвежских блэк-металлистов и перейдет от музыкального протеста к реальному?
Исландская драма выделяется на общем фоне фильмов про тяжелый рок тем, что в центре сюжета оказывается девушка, а не группа неприкаянных парней. Актриса Тора Бьорг Хельга получила премию Исландской киноакадемии за лучшую главную женскую роль в этом фильме. После премьеры в Торонто ее работу высоко оценили и американские критики изданий The New York Times и The Village Voice, назвав игру Торы Бьорг «замечательной» и «всепроникающей».
Хэви-метал-группа Dethklok собрала в себе все самые смешные и ужасные стереотипы о поведении звезд тяжелого рока. В коллективе пять человек: вокалист и лидер Нэйтан Эксплоужен, басист Уильям Мёрдерфейс, барабанщик Пиклз, ритм-гитарист Токи Вортус и соло-гитарист Сквизгаар Сквигельфельд. Последние двое говорят с сильным акцентом, что указывает на их скандинавское происхождение. Роковая пятерка претворяет в жизнь всё, о чём поет в песнях, даже если речь идет об убийствах. И наоборот, расчлененка, которую они по случайности устраивают в жизни, становится материалом их творчества. На их концертах постоянно гибнут люди, сами участники Dethklok живут по законам метала, злоупотребляют алкоголем и своей безграничной властью над фанатами. Несмотря на адскую репутацию, поклонники всё равно любят Dethklok и мечтают попасть на их концерты, рискуя погибнуть в давке.
Мультсериал телеканала Adult Swim в жанре черной комедии в гротескном ключе рассказывает о культуре метал-музыки. Музыку группы Dethklok написал один из создателей сериала Брендон Смолл. Он же на пару с соавтором Томми Блачей озвучивает главных анимационных героев. Второстепенные персонажи говорят голосами Марка Хэмилла и Малкольма МакДауэлла. В качестве приглашенных звезд в сериале появляются музыканты из прославившихся на весь мир групп Metallica, Arch Enemy, King Diamond и других, а также знаменитости из кино и стендапа — Паттон Освальд, Джон Хэмм, Марк Марон и даже режиссер Вернер Херцог.
Видавшие виды блэк-металлисты из группы Dead MaKabés переживают кризис среднего возраста и подумывают навсегда уйти из музыки. Предложение выступить на крутом фестивале тяжелого рока Hellfest заставляет их ненадолго задержаться. Нарядившись в мрачные сценические костюмы, Dead MaKabés отправляются на фестиваль, но по пути становятся виновниками непредумышленного убийства. Да еще и попадаются на глаза свидетелю, который запоминает их во всей красе как отъявленных сатанистов-металлистов. Несмотря ни на что, герои решают все-таки добраться до фестиваля своей мечты. Чтобы сбежать от полиции, они полностью меняют имидж и перевоплощаются в хиппи-рокеров из группы All You Need Is Love, проповедующих любовь и мир во всём мире. Правда, их истинная сущность иногда дает о себе знать, грозя разрушить всю конспирацию.
Hellfest, на который едут герои фильма, действительно существует и считается крупнейшим музыкальным фестивалем в Европе. Он проходит ежегодно на открытом воздухе в городе Клиссон, собирая сотни тысяч фанатов тяжелого рока. В разное время на Hellfest выступали такие группы, как Metallica, Kiss, Aerosmith и многие другие. Некоторые сцены были действительно сняты на фестивале в 2012 году, а выдуманная группа Dead MaKabés выступила перед толпой в 2000 человек, на той же сцене, где до этого играли Guns N’ Roses.
У парня по имени Трипп (Дэйн ДеХаан) работа мечты — он техник в команде, организующей концерты группы Metallica. Ездит, куда скажут музыканты, и привозит то, что нужно для концертов. Однажды босс просит его забрать таинственный пакет, без которого музыкантам на сцене никак не обойтись. Это простое задание оборачивается настоящим трипом по охваченному хаосом городу, где каждое событие, происходящее с героем, является отсылкой к одной из песен Metallica. Пока главная трэш-метал-группа века выступает на сцене, юный Трипп пробирается через толпы взбунтовавшихся людей — то ли фанатов тяжелого рока, то ли анархистов, то ли просто хулиганов. Доберется ли он до концерта и что находится в загадочном пакете, который так нужен металлистам?
Фильм сделан на стыке игрового кино и документального фильма-концерта. Сюрреалистическое путешествие героя Дэйна ДеХаана смонтировано с кадрами реального выступления Metallica в Ванкувере в 2012 году. «Сквозь невозможное» — не первый фильм, совмещающий в себе музыку и кино. Похожим образом сделана картина «Интерстелла 5555: История секретной звездной системы», где в основе сюжета лежит музыка Daft Punk и культовая «Стена» Алана Паркера и группы Pink Floyd.
Некогда легендарная рок-группа «Эмблема тяжелого рока» воссоединяется после долгого молчания. Джо Дик убеждает своих товарищей — Билли, Джона и Пайпфайтера — собраться вновь и отправиться в последнее турне по всей Канаде. В качестве аргумента он называет смерть легенды канадского панк-рока Баки Хейта, мол, надо почтить память друга, да и жизнь скоротечна. По дороге музыканты постоянно ссорятся, узнают неприглядную правду друг о друге, попадают в разнообразные неприятности и употребляют наркотики. Словом, воплощают все расхожие клише об изнанке панк-рока и хардкора. Ведь на самом деле перед нами не документальная съемка, а искусное мокьюментари о вымышленной группе.
Впрочем, не всё в фильме чистый вымысел: например, роль лидера группы играет реальный канадский рокер Хью Диллон из Headstones. Картина режиссера Брюса МакДональда входит в число величайших канадских фильмов и считается культовой, в ее честь даже названа популярная канадская группа Billy Talent.