Побыть в чужой шкуре: 10 фильмов и сериалов о героях в неожиданных ситуациях
В Okko стартовал комедийный сериал «Мамонты». По сюжету пенсионер Николай Николаевич осваивает современные технологии, чтобы добраться до киберпреступников, и кардинально меняет собственную жизнь. Собрали фильмы и сериалы о персонажах, которые сталкиваются с трудностями и осваиваются в новом положении, доказывая, что возраст или социальный статус приключениям и успехам не помеха.
Николай Николаевич (Юрий Стоянов) потерял жену и уже не всегда справляется с бытовыми задачами. По просьбе любимой дочери (Марьяна Спивак) он перебирается в Москву — в чуждый цифровизованный мир. Первое знакомство с технологиями оборачивается катастрофой. Продав квартиру, наивный Николай Николаевич теряет все деньги, доверившись кибермошенникам. Полиция и служащие банков бессильны. Пусть герой — натуральный «мамонт», ничего не смыслящий в загадках Сети, он настроен сам разобраться в проблеме и найти мошенников, исследовав их обитель — интернет. В непростом деле ему помогает своенравная 15-летняя внучка Полина (Елизавета Ищенко). С ней Николай Николаевич осваивает сложные материи современных технологий, а заодно сближается с родными, побеждает скуку и растапливает зрительские сердца.
В основе сюжета — проблема киберпреступности и фишинга, разгоревшаяся по всему миру, особенно в период пандемии. По сути, сериал выполняет важную миссию, объясняя правила диджитал-гигиены. Однако «Мамонты» не совсем поучительное шоу. Режиссер Михаил Чистов выбрал теплую интонацию, чтобы обсудить трепетные проблемы семейных отношений, одиночество пожилых людей, конфликты поколений и силу человеческого духа. Герой Стоянова — не карикатурный пенсионер, ворчащий на молодежь, а заботливый, сердечный и чуткий человек, с любопытством открывающий для себя новую вселенную. Его персонаж учит поворачивать самые отчаянные жизненные обстоятельства себе во благо, и этот навык лучше освоить с самого раннего возраста.
Бывшему морпеху и непревзойденному киллеру Барри Беркману (Билл Хейдер) всё надоело. Не жизнь, а сплошные убийства. Невзирая на его хандру, начальник Фьюкс (Стивен Рут) отправляет Барри на очередное дело по заказу чеченской мафии. Киллер убивает мелкого актеришку и случайно занимает его место в театральном кружке эксцентричного Джина Кусино (Генри Уинклер). В качестве вступительного экзамена Барри выпаливает Кусино абсолютно всё: о службе в Афганистане, работе киллером, толпах убитых. Преподавателя впечатляет столь «бредовая импровизация», но над подачей, говорит, нужно поработать. Мало-помалу социально неловкий убийца вписывается в коллектив театралов. Сцена учит героя эмпатии и вскрывает его травмы, но Барри всё труднее удерживать баланс между двумя жизнями.
Автором шоу выступил Билл Хейдер — комик из Saturday Night Live и истинный синефил, воспевающий творчество братьев Коэн и Престона Стёрджеса. Самой сильной стороной сериала становится сумасшедший сценарий. Измазанный в крови киллер спокойно бродит по супермаркету, ловит ребенка по голливудскому пригороду, устраивает погоню в разгар пробки, убивает посетителей буддистского храма и остается не пойманным, будучи у всех на виду. Сквозь пелену черного юмора и кринжа пробиваются лучи сентиментальности и моменты горьких прозрений. Хейдер создал харизматичного героя и даже сам удивляется, почему зрители так сопереживают его злодею. А как не сочувствовать человеку, который изо всех сил пытается выбраться из надоевшего круговорота.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Прайм + Премиум».
70-летний Бен Уитакер (Роберт Де Ниро) после смерти жены заполняет время йогой, путешествиями и поездками к сыну. По утрам ходит в кофейню, а по выходным — на похороны друзей. Заскучав окончательно, Бен устраивается на работу помощником амбициозной Джулс Остин (Энн Хэтэуэй), руководительницы интернет-магазина модной одежды. Он без проблем вливается в молодой коллектив, покоряя миллениалов старомодными джентльменскими повадками и доказывая, что порох в пороховницах еще не остыл. Бен с высоты своего возраста мудро подмечает детали вокруг и по-отечески помогает Джулс разобраться с проблемами, всякий раз напоминая женщине, что она способна на всё и заслуживает счастья.
Нэнси Майерс снимает душевные фильмы, которые можно пересматривать до бесконечности. «Ловушка для родителей», «Чего хотят женщины», «Отпуск по обмену» стали общепризнанным лекарством от грусти, и «Стажер» отлично вписывается в этот ряд целительного кино. Эта жизнерадостная комедия могла бы стать историей о непреодолимом конфликте поколений, но переросла саму себя, оказавшись гимном доброты и, неожиданно, феминизма.
30-летняя Тесс МакГилл (Мелани Гриффит) в курсе всех событий. Читая про жизни успешных людей в газетах, она мечтает вырваться из замшелого Стейтен-Айленда — и вот устраивается секретарем к Кэтрин Паркер (Сигурни Уивер), начальнице консалтингового агентства. Тесс и Кэтрин одногодки, но Кэтрин крутится в высших кругах Манхэттена, а метит еще выше. Посмеиваясь над наивной секретаршей, Кэтрин обещает подтянуть ее в вопросах стиля и общения с «нужными людьми». Тесс, доверившись наставнице, делится с ней гениальной идеей по слиянию бизнесов, и та присваивает ее себе. Когда Паркер уезжает в Европу, предприимчивая Тесс идет ва-банк. Она меняет броские наряды на утонченные костюмы, притворяется менеджером крупного звена, знакомится с биржевым брокером (Харрисон Форд) и за считанные дни закрывает крупнейшую сделку в истории фирмы.
«Деловая женщина» Майка Николса предлагает идеальный баланс комедии и драмы, социальной критики и романтики. Героиня постепенно теряет доверие к миру и решает играть не по правилам. Рискуя, она ломает систему, показывая и подругам-секретаршам, и всем окружающим, на какие свершения способна женщина. После окончания съемок актриса Мелани Гриффит последовала примеру своей героини. Она решила кардинально изменить жизнь и прошла курс реабилитации от наркозависимости.
Добродушному следователю Мячикову грозит увольнение «по собственному желанию». Руководство хочет отправить пожилого работника на пенсию, ведь на его место «сверху» прислали молодую замену. В отчаянии следователь и его друг-пенсионер Воробьёв решают всем доказать, что «не возраст определяет цену человека», и устраивают «преступление века». К Воробьёву приходит гениальная идея: выкрасть картину Рембрандта из музея, чтобы Мячиков смог демонстративно раскрыть дело. Вот только пропажу никто не замечает, а значит, нечего Мячикову расследовать и некому доказывать свою ценность.
Эльдар Рязанов вместе с другом Эмилем Брагинским сняли авантюрную комедию с пессимистичным подтоном и вневременным содержанием. «Старики» с юмором показывают грани отчаяния пожилых друзей, которые сопротивляются переменам и не готовы мириться с новым социальным статусом. Герои при всей уморительности бросают вызов несправедливой системе потребительского отношения к людям. С такими вводными у фильма были все шансы превратиться в депрессивную драму, но от уныния картину спасает дуэт Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева. Их персонажи спорят, ругаются, борются с ночными кошмарами и муками совести, но главное, им не нужно ничего друг другу объяснять. Они знают, что молоды духом, а остальные пусть думают, как хотят.
Порядочный дантист Шелдон (Алан Аркин) вдруг становится героем шпионского боевика. Мужчина не привык к сюрпризам, поэтому перед свадьбой дочери решил как следует узнать семью будущего зятя. Отец парня Винс (Питер Фальк) — откровенный жулик и, кажется, социопат. За ужином он рассказывает о своих невероятных бизнес-поездках, а после прячет в подвале Шелдона пачку фальшивых купюр. Оказывается, Винс тоже не прочь сблизиться с родственником, поэтому втягивает Шелдона в свою рабочую рутину с побегом от бандитов и полетом в Гондурас к тамошнему диктатору. Просто он агент ЦРУ. Правда, Шелдон так и не верит ни единому слову будущего свата.
Чумовая авантюрная комедия Артура Хиллера и Эндрю Бергмана преодолевает одну экшен-сцену за другой, ежесекундно смеша и заставляя сомневаться в реалистичности происходящего. Сценарий изначально писался под дуэт Фалька и Аркина. Кризис среднего возраста доведен до абсурда: пожилые отцы переживают новый этап своей жизни и ударяются во все тяжкие, несмотря на возраст и обстоятельства, проживая каждый день с размахом голливудского блокбастера.
Профессор на пенсии Чарльз (Тед Дэнсон) тоскует по умершей жене. Его дочь Эмили (Мэри Элизабет Эллис) занята воспитанием трех сыновей и не успевает навещать одинокого отца, лишь заботливо звонит и просит Чарльза найти хобби. Чарльз по-старинке читает газету и натыкается на странное объявление: «Для расследования требуется мужчина 75–78 лет». Так он знакомится с детектившей Джули (Лайла Ричкрик), которая поручает ему поселиться в доме престарелых и выяснить, кто украл драгоценное ожерелье одной из постоялиц. Вести двойную жизнь весьма увлекательно. Обаятельный и ухоженный Чарльз производит впечатление Джеймса Бонда на пенсии, оттого располагает к себе всех дам. Он с любопытством наблюдает за местными нравами, записывает начальнице забавные отчеты на диктофон и с удовольствием вычеркивает подозреваемых из списка. Веселью бы не было предела, но находиться в окружении ровесников бывает мучительно: частые разговоры о смерти, люди, больные деменцией, напоминают герою о любимой жене и конечности жизни.
В основе «Человека внутри» — сюжет неигрового чилийского фильма «Агент-крот» Мэйти Альберди. Адаптировать фильм под ситуативную комедию для Netflix взялся Майкл Шур, шоураннер сериалов «Бруклин 9-9», «Парки и зоны отдыха» и американского «Офиса». Несмотря на близость с «Убийствами в одном здании» в плане персонажей и комедийной подачи, проект Шура по большому счету лишен детективной интриги. Легкомысленный юмор здесь тоже рассеивается, уступая место драматическим диалогам и душевным терзаниям героя. Ценным для внимания сериал делает его терапевтическая функция: пожилой человек на закате лет открывает второе дыхание, заново учится жить, выстраивать новые привязанности и наслаждаться буднями.
От невротичного писателя Джонатана (Джейсон Шварцман) уходит девушка, мотивируя разрыв его алкоголизмом и нерешительностью. Переживая экзистенциальный кризис, Джонатан решает последовать примеру любимых нуарных персонажей романов Чендлера и Хэммета и становится частным детективом. Друзья героя, иллюстратор Рэй (Зак Галифианакис) и редактор журнала Джордж (Тед Дэнсон), насмехаются над его новым увлечением. Тем временем Джонатан осваивает ремесло сыщика, встречается с роковыми красотками и успешно закрывает первые дела.
Шоураннером сериала выступил писатель и колумнист Джонатан Эймс, вырастив проект из архива собственных статей для New York Press и небольшого рассказа про приключения своего альтер эго. Получилась хипстерская комедия, где атрибуты нуара связываются с сатирической интонацией, присущей Ларри Дэвиду («Сайнфелд», «Умерь свой энтузиазм»). Юмор на грани, нелепые ситуации, динамичный Нью-Йорк, забавное камео Джима Джармуша и гениальное комедийное трио придают сериалу неповторимый шарм. А 30-летний герой-невротик, который вечно вляпывается в передряги и резко меняет жизнь, как ни странно, делает происходящее до слез правдоподобным.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Прайм + Премиум».
Вдова миссис Сидху (Мира Сьял) из Беркшира, заботливая мама и тетушка, занимается кейтерингом. Главная сила героини в ее почти фантастической интуиции: она с лету восстанавливает картину событий. Когда Сидху получает заказ на организацию праздника в спа-центре, в здании происходит двойное убийство. Дело сразу заходит в тупик. У циничного детектива Бертона (Крэйг Паркинсон) из-за постоянных переработок уже нет сил, чтобы распутать загадку. Зато миссис Сидху полна энергии и без труда выводит следователя на преступника. Так обычная женщина неожиданно становится напарницей опытного детектива.
В основе сюжета лежит роман Сук Панну «Мертвецы и лепешки миссис Сидху», который писатель ранее адаптировал под формат радио-сериала для BBC. На первый взгляд банальное шоу таит в себе массу сюрпризов. Главная героиня, находясь в гуще детективного расследования, вдруг прерывается, чтобы приготовить индийские блюда. Ее душевная теплота добавляет сериалу остроты и обезоруживает злодеев. Впрочем, преображение жизни миссис Сидху не кажется чудом, ведь на новой работе она применяет отточенные навыки: знать желание клиента — успех хорошего кейтеринга, а понять желания преступника — ключ к раскрытию дела. Пусть многие эпизоды возмутительно предсказуемы, «Следствие ведет миссис Сидху» — уютный британский процедурал с отличным чувством юмора и вдохновляющей концепцией.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Прайм + Премиум».
Уборщица Морган (Кейтлин Олсон) в одиночку воспитывает двоих детей. Прибираясь в полицейском участке, она замечает запутанную подборку фотографий с мест преступления. Внимательная к деталям и неравнодушная женщина за пару минут составляет карту улик и подводит нити к виновнику, тем самым помогая следователям закрыть затянувшееся дело. Ей тут же предлагают роль консультанта отдела тяжких преступлений полиции Лос-Анджелеса. Помимо высокой зарплаты, начальница Селена (Джуди Рейес) обещает Морган найти ее пропавшего много лет назад мужа-художника.
«Большой потенциал» — американский аналог французской «Умницы». Шоу роднят героини с высоким IQ, фотографической памятью и взрывоопасным характером. Обе женщины годами не могли проявить тот самый потенциал. Героиня Кейтлин Олсон, звезды сериала «В Филадельфии всегда солнечно», удивляет легким отношением к жизни. Пережив множество драм, матери-одиночке удалось сохранить оптимизм. Правда, привыкнуть к новой работе не так-то просто. Морган душат правила, ей проще вести дела по-своему, опираясь на интуицию и эмпатию. Но, как бы странно ни смотрелась пестрая и энергичная Морган в понуром отделе полиции и как бы сложно ей ни приходилось с коллегами, именно здесь ее место.