Песни The Beatles, Жак Деми и Мэри Поппинс: Лучшие неголливудские мюзиклы
Мюзикл по праву считается исконно американским жанром, но снимали музыкальные фильмы всегда и везде. Пока в повторном прокате можно посмотреть «Ла-Ла Ленд» — пожалуй, лучший современный мюзикл, рассказываем о неголливудских картинах, в которых тоже прекрасно поют и танцуют.
«Шербурские зонтики» — мюзикл мюзиклов и ровно та картина, без которой не может обойтись ни один подобный список. В 1964 году Жак Деми представил публике историю любви, которая мгновенно разбила сердце всему свету. Он и она (максимально близкие к совершенству Катрин Денёв и Нино Кастельнуово), приморский городок и первое чувство, которое, как водится, навечно. Но «вечно» не может длиться долго, когда где-то там идет война, а прямо здесь бушуют ростовщики и кризис.
«Шербурские зонтики» стали одновременно образцом для поколений после и недостижимым идеалом: Деми и композитор Мишель Легран героям и вовсе запретили говорить. Дежурному диалогу не место даже в автомастерской, все — от парикмахеров до посетителей бистро — глаголят нараспев. Но декоративная форма, пылающая мелодией и цветом, не перебивает сути, а лишь наоборот утрирует посыл: любовь сильнее смерти, но не всегда сулит торжественный финал.
Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 1964 году, но что важнее — завоевала признание и зрителей, и кинематографистов. Не зря «Ла-Ла Ленд» в один миг ставший классикой, не смог избежать сравнений с полотном Деми.
Остался лишь один вопрос: причем тут зонтики?
«Однажды» поражает необыкновенной простотой и рутинным волшебством каждого кадра. Мюзиклы давно стали синонимами масштаба, отрепетированных номеров и водопада конфетти на сцене, но ничего из этого нет в крохотной, но трогательной картине ирландского режиссера Джона Карни. Музыканты Глен Хансард и Маркета Ирглова написали песни и сыграли главные роли: парень и девушка встречаются на улицах Дублина — им просто хочется вместе спеть.
Фильм был снят буквально за несколько недель на простенькие цифровые камеры, но не смотря на довольно скромное кинопроизводство, картина мгновенно полюбилась публике, а киноакадемики закрепили признание «Оскаром» за лучшую песню. Впоследствие лента стала представлением на Бродвее, где главную партию переняла Кристин Милиоти — та самая мама, которую встретил Тед Мосби. Но титулы отвлекают от главного: и за рамками жанра «Однажды» — один из самых нежных, самых трепетных и искренних фильмов о волшебстве общения и о том, как из любви рождается музыка. Все эти карманные чудеса невозможно пересказать в паре строчек сюжета, но можно почувствовать: от звучания нот сжимается сердце и почему-то хочется плакать.
60-е под музыку The Beatles! Мюзикл «Через Вселенную», выйдя в конце нулевых, стал синонимом молодости и символом протестной любви. Всё началось, конечно, в Ливерпуле, а титры под аккомпанемент All You Need Is Love обнимут экран уже в Нью-Йорке: истина проста, но ни на йоту не потеряла актуальность, а может, лишь приобрела. Хороший мальчик из рабочей семьи Джуд (Джим Стёрджесс) встречает девочку с волшебными глазами и идеалистическими мечтами (Эван Рейчел Вуд): вокруг огонь Вьетнама, протестное движение под градом тумаков полиции и юность, что у всех одна.
Режиссерка Джули Тэймор составила мозаику из лучших песен The Beatles, каждый эпизод которой самоцелен вне общей хронологии сюжета. Разумеется, фильм движется по артерии романтиков, но одна из мощнейших композиций I Want You гремит в призывном пункте дядюшки Сэма. Помимо музыки, которая справляется сама (не сомневайтесь, после просмотра вся дискография битлов окажется у вас в наушниках), Тэймор сосредоточилась на хореографии артистов и архитектуре кадра: «Через вселенную» — кино визуально насыщенное и богатое изобретательными моментами. Кроме того, мюзикл дал The Beatles — то единственное, чего у ливерпульской четверки никогда не было (а было всё!): женский вокал. Песня I Wanna Hold Your Hand, сменив голос исполнителя, будто бы обрела и новые смыслы.
Интонацию Валерия Тодоровского невозможно перепутать ни с кем другим, даже если речь заходит о таком универсальном жанре как мюзикл. «Стиляги» на исходе нулевых были настоящим событием экрана и в моменте стали лентой культовой, пусть и со временем позабылись. Песни, которые и так были на устах, зазвучали снова как в первый раз: «Человек и кошка», «Скованные одной цепью», «Американская жена» и «Шаляй-Валяй» с бравадой гимна и завещания следующим поколениям.
Сага о комсомольце, который променял идеалы партии на попытку отличаться, на самом же деле кино сколь ностальгическое и яркое, столь и печальное. Среди бульварной Москвы 50-х, ярких пиджаков и пышных юбок, первой любви и съемных комнаток ночью, когда все честные советские граждане спят мирным сном, Тодоровскому удается поймать за хвост тоску эпохи — местами слишком черно-белой, порой излишне серой. Нет правых и виноватых, нет их и нас, есть парнишка Мэлс и девушка Польза (Антон Шагин и Оксана Акиньшина), которые очень хотят жить изо всех сил, но не все у влюбленных получается с первого раза.
«8 женщин» — необычный жанровый гибрид, поставленный французским режиссером Франсуа Озоном. Дамы, запертые в замкнутом пространстве, один-единственный мужчина мертв, вместо речи перед судом присяжных у каждой подозреваемой есть вокальная партия в оправдание. Пьеса Роберта Томаса любима театром и часто гостит на сцене, но именно Озону удалось собрать настолько внушительную плеяду артисток в одной комнате: Катрин Денёв, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эммануэль Беар и другие.
Кроме всего прочего, «8 женщин» — кино еще и припорошенное рождественским снегом: может, поэтому, а также из-за множества других кинематографических причин это редкий детектив whodunnit, который хочется пересматривать множество раз. Ювелирная работа художников-постановщиков, харизматичная, но не вычурная хореография, запоминающиеся мотивы. Пожалуй, можно забыть финальный твист сюжета, но мелодию Mon Amour, Mon Ami сможет напеть каждый, кто видел фильм — даже если с тех пор прошло 10 лет.
«Кто от туфелек до шляпки?», «Непогода», «Ветер перемен», «Тридцать три коровы» — слова этих песен разучены с малых лет и довольно сложно в отрыве от детских воспоминаний подступиться к советской классике. Наша Мэри Поппинс сильно отличается от родной сестры в книгах Памелы Трэвис: писательница больше всего на свете не хотела, чтобы няня пела и танцевала, а в итоге вокал и изящные па у волшебной воспитательницы получаются чуть ли не лучше домашних уроков этикета.
«Мэри Поппинс, до свидания», несмотря на восторг советских детей, в прочтении Владимира Валуцкого и Леонида Квинихидзе получился в равной степени и сказкой для взрослых. Со временем меняются опорные точки зрительского внимания и уже другие вещи кажутся важными: миссис Бэнкс (Лариса Удовиченко) не пропускает заседания Лиги женщин Вишневой улицы, а ее брат мистер Эй (Лембит Ульфсак) почему-то живет в палатке во дворе. Довольно странно рекомендовать посмотреть «Мэри Поппинс», но попробуем аккуратно посоветовать сменить угол зрения — даже если мюзикл останется таким, каким запомнился много лет назад, острые приступы ностальгии вряд ли смогут серьезно вам навредить. В конце концов, время от времени очень хочется услышать, как Наталья Андрейченко поет о том, что ветер перемен обязательное прилетит и прогонит все прочие ветра измен.
Мюзикл Леоса Каракса и группы Sparks открыл Каннский кинофестиваль 2021 года — с тех пор консенсуса так и не достигнуто. Часть аудитории считают, что на экране прозвучала колыбель на похоронах мужского эго, а часть — наоборот, услышали аккорды гимна. Как бы то ни было, сложно спорить с тем, что и по интонации, и исполнению «Аннетт» — один из самых необычных мюзиклов не только последних лет, но и в вообще в истории кино.
Адам Драйвер и Марион Котийяр любят друг друга до слез и до хрипов в горле — не красавица и чудовище, но оперная певица и стендап-комик, утонченная муза и шут. В надрыве героя чувствуется и личная скорбь Каракса, в этом режиссер постоянен: нет фильма в его багаже без оттиска глубинной печали. Отеческая любовь стала одним из центральных мотивов картины — вероятно, не просто так Леос снялся вместе с дочерью Настей в открывающей сцене. По поводу интермедии вряд ли найдутся два мнения: So May We Start — волнующее, динамичное и мажорное вступление трагической, болезненной и временами пугающей истории абьюзивного союза и внутреннего кризиса.
И напоследок стоит вернуться в Ирландию к режиссеру Джону Карни (именно он снял «Однажды») — кажется, никто не может поймать на экране момент рождения рифмы лучше, чем он. Если обращаться к терминологии, то «Рок-н-рольщики» — не мюзикл, а фильм с музыкальными номерами. В чем же разница? По заповедям жанра песни не разбавляют сюжет динамичной вставкой, но двигают повествование дальше. Впрочем, на эти нюансы хочется закрыть глаза именно потому что «Рок-н-рольщики» недополучили заслуженного внимания — это пусть местами неловкая, но ультимативно искренняя история взросления школьника в середине 80-х на улицах Дублина.
Конор (Фердия Уолш-Пило) во чтобы бы то ни стало хочет влюбить в себя Рафину (Люси Бойнтон), но если ты ученик христианской школы в коричневых ботинках, то выход может быть только один — необходимо создать группу и снять классный клип. Оказалось сколотить банду проще, чем кажется: нужно просто найти лоботрясов с талантом и направить общую энергию в творческое русло.
«Рок-н-рольщики» — довольно прямолинейный, но жутко душевный ромком, где мальчишки хотят быть, как The Cure, и петь грустно-веселые песни, а солист наверняка заслужит поцелуй любимой поклонницы перед титрами. Но есть в этом по большому счету бесконтрольном шатании и подростковых муках сочинительства по-настоящему лечебная интонация: не для того ли нужна музыка, чтобы лечить раненое сердце?