Озорные, милые и пугающие: 11 непохожих фильмов про обезьян
14 декабря в мире празднуется День обезьян. Веселые, добродушные, а иногда свирепые и злые, обезьяны смогли плотно закрепиться на большом экране, подарив зрителям множество запоминающихся и разнообразных картин со своим участием. Cобрали 11 фильмов об обезьянах: от милых семейных историй до леденящих кровь триллеров, от культовой классики до необычных жанровых экспериментов.
Также советуем обратить внимание на подборку, в которой можно ознакомиться со всеми частями франшизы «Планета обезьян».
Молодой профессор-приматолог Питер Эллиот (Дилан Уолш) решает вернуть обаятельную гориллу по кличке Эми, которая была частью научного эксперимента по развитию языковых способностей животных, на родину, в джунгли. Прибыв в Африку, он собирает полноценную экспедицию, состоящую из эксперта по электронике Карен Росс (Лора Линни), опытного проводника Монро Келли (Эрни Хадсон) и эксцентричного исследователя Херкемера Хомолки (Тим Карри). Вместе им предстоит пробираться через джунгли, сражаясь с хищниками и улаживая спонтанно возникающие конфликты. Однако все эти трудности покажутся им пустяками, когда Эми заведет героев в потерянный город Зинж, богатый алмазными месторождениями, и местные обитатели окажутся не очень рады незваным гостям.
Задорный приключенческий фильм по мотивам одноименного романа Майкла Крайтона. Режиссер ленты Фрэнк Маршалл был так впечатлен динозаврами в «Парке Юрского периода», что изначально даже планировал использовать компьютерную графику для отрисовки обезьян. Правда, технологии того времени не позволяли реалистично отобразить сложный волосяной покров, так что для создания горилл всё же пришлось прибегнуть к аниматронике. Картина отлично выступила в прокате, но была уничтожена критиками, получив сразу несколько номинаций на «Золотую малину». При этом сегодня «Конго» смотрится как неплохой жанровый фильм вполне в духе своего времени.
Ученый-генетик Уилл Родман (Джеймс Франко) занимается созданием универсального препарата от болезни Альцгеймера в надежде исцелить страдающего от деменции отца. Но во время опытов одна обезьяна проявляет чрезмерную агрессию, и эксперименты решают прекратить. Так к Уиллу домой попадает детеныш шимпанзе, получивший впоследствии имя Цезарь. Малыш быстро развивается и начинает проявлять уникальные когнитивные способности, обучаясь понимать человеческую речь и осваивая язык жестов. Однако, став постарше, Цезарь неожиданно начинает проявлять признаки неконтролируемой агрессии, из-за чего вскоре оказывается в специализированном питомнике для животных. Жестокие условия содержания вынуждают Цезаря пойти на крайние меры и возглавить восстание среди попавших в плен приматов.
Переосмысление культовой фантастической истории, послужившее началом новой трилогии. Идея для сценария пришла в голову Рику Джаффе во время просмотра газетных вырезок, когда он увидел статью о домашних шимпанзе, плохо адаптирующихся к жизни среди людей. Ему показалось, что история про агрессивного примата, возглавившего революцию в городе, могла бы отлично вписаться во вселенную «Планеты обезьян». Джаффа развил эту задумку вместе с женой Амандой Сильвер в полноценный сценарий, после чего продал его кинокомпании Fox.
«Восстание планеты обезьян» стало одним из первых фильмов с использованием инновационной системы захвата движения прямо на съемочной площадке. Энди Серкис, подаривший в этом фильме свою мимику Цезарю, уже к тому моменту успел отлично зарекомендовать себя в качестве актера, мастерски умеющего играть нарисованных графикой персонажей при помощи технологии захвата движения. Но именно работа в картине позволила ему создать цельный образ персонажа, в который веришь от первой и до последней минуты.
Версия истории самой популярной экранной гориллы от Питера Джексона. В 1930-е годы съемочная группа во главе с режиссером-неудачником Карлом Денэмом (Джек Блэк) отправляется на таинственный Остров Черепа. Сойдя на берег, команда сталкивается не только с племенем враждебно настроенных туземцев, но и с гигантскими насекомыми, доисторическими ящерами и, конечно же, с огромной гориллой по имени Конг. Предприимчивый режиссер быстро меняет свои планы и решает заработать на неожиданном открытии, отправившись вместе с монструозной обезьяной в Нью-Йорк.
Монументальный 3-часовой фильм, выросший из детской мечты Питера Джексона. Режиссер влюбился в историю о Кинг Конге, еще будучи ребенком, после того как впервые увидел оригинальную ленту 1933 года по телевизору. Джексон в детстве даже переснимал картину покадрово при помощи пластилиновой анимации. Энди Серкис, долгое время изучавший поведение горилл в Африке для подготовки к роли, воплотил на экране самую трогательную версию Кинг Конга. Фильм почти дословно следует оригинальной ленте 1933-го, при этом расширяя и углубляя множество эпизодов. Картина неплохо выступила в прокате, собрав более 500 миллионов долларов, но так и не получила продолжения.
Приматолог Дэвис Окойи (Дуэйн Джонсон) предпочитает держаться подальше от людей и дружит только с Джорджем, удивительно умным самцом гориллы-альбиноса. Но вышедший из-под контроля научный эксперимент за ночь превращает дружелюбного примата в огромного яростного монстра. Вскоре оказывается, что он не единственный зверь, подверженный мутации, и Землю начинают терроризировать гигантский волк на пару с крокодилом. Дэвис объединяется с опальным генным инженером Кейт Колдуэлл (Наоми Харрис) и самовольным агентом ЦРУ Харви Расселом (Джеффри Дин Морган) в надежде изобрести сыворотку, способную вновь превратить Джорджа в обычную гориллу.
«Рэмпейдж» основан на серии популярных аркадных игр из середины 1980-х. Дуэйн Джонсон рассказывал, что в детстве у него даже был картридж с версией игры для NES. Во время поиска сценария авторы предлагали множество вариантов, по большей части схожих с сюжетом первоисточника, где в гигантских монстров мутировали люди, пока Райан Энгль не предложил вариант, более схожий по духу c «Парком Юрского периода», где история прежде всего фокусировалась на людях рядом с огромными животными. Также изначально предполагалось, что Джордж будет визуально похож на свой прототип из видеоигры с черной окраской, но от этой идеи отказались, сделав его гориллой-альбиносом, чтобы не вызывать у зрителя лишних ассоциаций с Кинг Конгом.
Профессор Стивен Филипп (Теренс Стэмп) нанимает студентку Джейн (Элизабет Шу) для работы в своем загородном доме, где он проводит эксперименты над тремя шимпанзе и пытается найти недостающее звено в эволюции человека. Прибыв на место, Джейн знакомится с обаятельным орангутангом-дворецким по кличке Линк. Дела в доме начинают идти не так, когда однажды девушка обнаруживает мертвое тело одного из подопытных шимпанзе, а профессор Филипп неожиданно пропадает.
Режиссер ленты Ричард Франклин задумал фильм, по духу напоминающий «Челюсти», но с обезьянами в центре сюжета, еще в 1979 году. Реализовать идею у него получилось лишь спустя семь лет, после съемок «Психо 2» и «Плаща и кинжала». Взявшись за проект, режиссер решил использовать на съемках настоящих приматов, чтобы увеличить погружение зрителя в фильм и заставить его поверить в происходящее. Картина провалилась в прокате, во многом пройдя мимо аудитории. Однако сегодня «Линк» смотрится как отличный триллер, полностью выстроенный на сильном саспенсе и легком абсурде.
Мелкий мошенник Азро (Харви Кейтель) выдрессировал себе уникального подручного — мартышку Ловкача. Животное ворует деньги и драгоценности, пока негодяй спокойно ошивается где-то неподалеку. Но однажды Азро бросает жена, и он, напившись, избивает обезьянку. Мартышка убегает от мучителя к девятилетней девочке, квартиру которой она недавно ограбила.
Ридли Скотт, выступивший исполнительным продюсером ленты, изначально должен был срежиссировать фильм. Но в итоге сценарий попал в руки Франко Амурри, решившему снять картину в качестве подарка для своей дочери, упорно просившей у него завести домашнее животное. В итоге «Неприятности с обезьянкой» получились образцовой семейной комедией со звездой «Бешеных псов» Харви Кейтелем, также сыгравшим в фильме для своей маленькой дочери.
Беспринципные браконьеры убивают самку гориллы и женщину-зоолога, пытавшуюся защитить животных. После этого сиротами остаются маленькая дочка ученой по имени Джилл (Шарлиз Терон) и детеныш обезьяны. Общая беда становится фундаментом для крепкой дружбы. Спустя годы детеныш вырастает в огромного самца, а девочка превращается в симпатичную девушку. Желая спасти от браконьеров своего друга, Джилл решает перевезти его в США. Пара отправляется в Голливуд, но там они неожиданно сталкиваются со старыми знакомыми.
Переосмысление одноименного фильма 1949 года, снятого по мотивам оригинального «Кинг Конга». Диснеевская версия «Могучего Джо Янга» получилась трогательной историей дружбы между девушкой и добродушным гигантом. Джо Янг в этот раз возник на экране при помощи сочетания аниматроники, механики и графики. Аниматронику сделал Рик Бэйкер — один из главных специалистов по гриму и спецэффектам в Голливуде, ранее уже работавший с подобной технологией для «Горилл в тумане», а позже применивший свои навыки еще и в ремейке «Планеты обезьян» от Тима Бёртона. За очень реалистичного Джо картина даже получила номинацию на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
В диких джунглях Африки исследователи находят человека, воспитанного обезьянами. Его называют Бинго-Бонго (Адриано Челентано) и тайно вывозят в Италию для дальнейшего изучения. Исследовать мужчину и помочь ему адаптироваться в новых условиях берется молодая девушка-антрополог Лаура (Кароль Буке). Бинго-Бонго быстро проникается чувствами к девушке и привязывается к ней. И поэтому, когда Лауру отстраняют от проекта, он не задумываясь сбегает из лаборатории в большой город в надежде отыскать дорогого ему человека.
Фарсовая комедия с четким экологическим высказыванием о защите окружающей среды в центре сюжета. При этом еще и одна из самых запоминающихся ролей в фильмографии Адриано Челентано. После «Бинго-Бонго» карьера актера пошла на спад, но именно в этом фильме можно посмотреть на него на пике мастерства.
Майк (Крис Поттер) — образцовый отец, любящий свою дочь. Только вот у него есть один секрет: в прошлом он был одним из лучших шпионов, работавшим в паре с шимпанзе по имени Минки. Судьба сводит напарников вместе спустя годы, когда доктор Фарлей (Ричард Кайнд) похищает дочку Майка, для того чтобы она помогла ему в работе над его новым проектом по уничтожению Земли. Старые приятели вновь берутся за дело и отправляются на миссию по спасению планеты.
Подборка про обезьян никак не могла обойтись без упоминания Роберта Винса, известного постановкой целого ряда абсурдных комедий с животными на главных ролях. В «Лучшем друге шпиона» он не изменяет себе и рассказывает сумасшедшую историю, где в центре внимания настоящий шимпанзе, отыгрывающий роль полноценного спецагента. Градус безумия выкручен на максимум, но в этом ведь и вся суть подобных картин, правда?
В пятизвездочный отель «Маджестик» заселяется экстравагантный лорд Ратледж (Руперт Эверетт). Владелица отеля Елена Дуброу (Фэй Данауэй) ошибочно принимает его за отельного критика, который должен появиться на днях. Ратледжу это только на руку, так как на самом деле он похититель драгоценностей, работающий в паре с орангутангом по имени Данстон. Примат профессионально натренирован для совершения краж. Только вот самому Данстону подобная жизнь порядком надоела, поэтому при первой же возможности он сбегает от Ратледжа, после чего заводит дружбу с детьми менеджера отеля.
«Появляется Данстон» — легкая семейная комедия, близкая по атмосфере к телевизионным сериалам Disney или фильмам Hallmark, таким как «Всё тип-топ, или Жизнь Зака и Коди». В ленте Данстона играет настоящий орангутанг по кличке Сэм. Картина плохо выступила в прокате, но неплохо продавалась на домашних носителях, спустя время даже обретя неожиданный успех в Индии.
Приматолог Дайан Фосси (Сигурни Уивер) посвятила всю свою жизнь изучению исчезающего вида горных горилл в Центральной Африке. Она делает всё возможное, чтобы обезопасить приматов от браконьеров, но все ее усилия разбиваются о равнодушие местных органов власти. Точкой невозврата для героини становится убийство Диджита, ее любимой гориллы. Фосси выходит на тропу войны и возглавляет движение по борьбе с браконьерством.
Картина основана на трудах настоящей Дайан Фосси и статье Харольда Т. П. Хэйеса, посвященной ее деятельности. Режиссер картины Майкл Аптед изначально планировал снимать картину с настоящими обезьянами, но в итоге ему всё же пришлось прибегнуть к помощи Рика Бэйкера, создавшего на тот момент самый реалистичный костюм гориллы в истории. До этого у аниматроников были проблемы с масками, в которых можно было разглядеть глаза актеров. Бэйкеру же удалось решить эту проблему и изобрести костюм, в котором человека было практически не отличить от настоящей гориллы. Лента получила множество номинаций, а Сигурни Уивер даже удостоилась премии «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.