От таксиста до дедушки легкого поведения: 10 фильмов с Робертом Де Ниро
Сегодня Роберту Де Ниро исполнилось 80 лет, но актер продолжает находиться в отличной форме. Уже осенью на Apple TV+ можно будет посмотреть показанных в Каннах «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе. Вспоминаем любимые роли актера: от инфернального таксиста Трэвиса Бикла до дедушки легкого поведения, который подозрительно напоминает Бората.
Ветеран Вьетнама Трэвис Бикл (Роберт Де Ниро) только вернулся с войны. Он страдает от бессонницы, поэтому устраивается водителем в нью-йоркское такси. Ночи напролет мужчина колесит по городу, наблюдая за наркозависимыми, секс-работниками и преступниками, и постепенно сходит с ума.
Сценарист Пол Шредер работал над «Таксистом» в один из самых непростых периодов своей жизни: в 70-е молодой драматург жил в машине и страдал от бессонницы. Правда, вместо автобиографической исповеди он написал бескомпромиссный портрет целого поколения. Травмы Вьетнамской войны, разочарование в политике и индустриальный кризис в Нью-Йорке — всё это находит отражение в одном из самых мрачных фильмов Мартина Скорсезе. Роберт Де Ниро, с которым режиссер работал над «Злыми улицами», ответственно подошел к роли: чтобы достоверно воплотить образ инфернального Трэвиса Бикла, он получил права на вождение такси и общался с реальными ветеранами.
Неудачливый комик Руперт Папкин (Роберт Де Ниро) отчаянно пробивает путь к славе. Его единственная надежда — попасть на «Вечернее шоу» Джерри Лэнгфорда в прайм-тайм и завоевать любовь публики. Однако ведущий не хочет иметь ничего общего с комедиантом. Получив несколько отказов, Руперт идет на отчаянный шаг: он берет звезду в заложники и требует от телевизионщиков вывести его в эфир.
«Король комедии» несправедливо затерялся на фоне других монументальных картин Мартина Скорсезе — «Таксиста» и «Бешеного быка». Хотя роль Руперта Папкина глубже и многограннее, чем персонажи Трэвиса Бикла или Джейка Ламотты. Герой Де Ниро — потерянный молодой человек, чей энтузиазм извратило и изничтожило общество потребления. Неудивительно, что спустя несколько десятилетий об этом персонаже вспомнит Тодд Филлипс: режиссер не скрывает, что его трагикомедия «Джокер» была вдохновлена печальным шедевром Скорсезе.
Америка 1920-х. Парнишка Дэвид Ааронсон по прозвищу Лапша (Роберт Де Ниро) объединяется с товарищами и постепенно превращается в большого криминального авторитета: они начнут с воровства и грабежа, а закончат местью, предательством и убийствами.
Режиссер знаменитых спагетти-вестернов Серджио Леоне неожиданно обратил свой взор на Америку 1920–60-х годов. Его фильм — история криминального успеха, охватывающая несколько важных периодов истории США: от начала времен сухого закона до организованной борьбы государства с преступными бандами. Роберт Де Ниро вновь играет трагического персонажа, ставшего жертвой собственной безнравственности. Воротила по кличке Лапша пополняет галерею предприимчивых и смелых, но морально разложившихся американцев, которые идут за мечтой, не останавливаясь ни перед чем на своем пути. Дорога Дэвида Ааронсона вымощена преступлениями, убийствами и годами одиночества — именно такими зрители и запомнят экранных гангстеров.
«Крестный отец 2» — это одновременно и продолжение, и приквел первой части с Марлоном Брандо. В центре сюжета — детство Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро) и первые шаги Майкла (Аль Пачино) в качестве криминального босса. Действие переносится с Сицилии в Америку и обратно, а сцены из жизни двух разных героев рифмуются между собой.
Продолжение «Крестного отца» — тот редкий случай, когда сиквел оказался гораздо лучше первой части. Легендарное кино Фрэнсиса Форда Копполы ответило на многие вопросы фанатов и детальнее раскрыло характеры двух главных антигероев саги Вито и Майкла. Хотя актерское мастерство Марлона Брандо навсегда останется в памяти зрителей, тогда еще восходящие звезды экрана Аль Пачино и Роберт Де Ниро дали фору ветерану сцены. Особенно зрителей поразил последний: за роль старшего Корлеоне он получил дебютный «Оскар».
Застенчивый медик доктор Сэйер (Робин Уильямс) лечит жертв летаргического энцефалита, которые потеряли способность разговаривать и двигаться. Чтобы проверить действенность своего экспериментального лекарства, он колет сыворотку пациенту Леонарду (Роберт Де Ниро). Формула срабатывает: обездвиженный мужчина возвращается к жизни. Однако он не знает, что лекарство действует лишь временно.
Фильм основан на реальной истории, произошедшей с врачом и писателем Оливером Саксом, описанной им в книге «Пробуждение». Голливудская адаптация заметно сгладила углы и упростила мораль автобиографического романа, но осталась таким же трогательным признанием в любви к жизни. Роберт Де Ниро снова играет жертву обстоятельств: его обаятельный персонаж Леонард, сраженный редким недугом, учит зрителя ценить каждое мгновение. Не злодей, не антигерой и уж тем более не отпетый преступник — у Де Ниро хватает положительных ролей, по глубине и драматичности не уступающих Трэвису Биклу из «Таксиста» или Лапше из «Однажды в Америке».
Генри Хилл (Рэй Лиотта) с детства восхищался преступниками. Однажды он получает шанс поработать с настоящими мафиози — вором Джимми Конвэем (Роберт Де Ниро) и сорвиголовой Томми ДеВито (Джо Пеши). Поначалу товарищи вместе пробивают себе путь на вершину криминального мира, но чем больше оказывается на кону, тем острее между ними противоречия.
Всё свое раннее творчество Скорсезе посвятил изучению гангстеров, но «Славные парни» — по крайней мере на несколько лет — подвели черту в фильмографии автора: после этого фильма режиссер вернется к криминальной эстетике лишь в 1995 году. Эта пауза абсолютно закономерна. «Славные парни» стали его первой киноэпопеей — энергозатратной трехчасовой работой, где повествование охватывает несколько персонажей, а размах истории приближается к классическому роману. Де Ниро, Пеши и Лиотта образуют во всех смыслах убийственное трио, от которого нельзя оторваться: только в картинах Скорсезе преступники могут так умело балансировать на грани зла и природного обаяния.
Джейк Ламотта (Роберт Де Ниро) — мастерский боец, который яростно сражается на ринге и не оставляет соперникам ни единого шанса. Однако качества, помогающие ему во время матчей, совершенно губительны для близких людей: от темперамента боксера страдают и брат, и малолетняя жена.
Через несколько лет после премьеры «Таксиста» сценарист Пол Шредер и режиссер Мартин Скорсезе повторили свой хитрый драматургический трюк: всё внимание они сфокусировали на отталкивающем персонаже с целой коллекцией ментальных травм и комплексов, а сыграл его вновь Роберт Де Ниро. Трэвис Бикл, как и его прототип в реальной жизни боксер Джейк Ламотта, — типичные обитатели нью-йоркского гетто. Они могли бы добиться большого успеха, но сломались в жерновах жестокого общества. Именно так бы выглядел «Рокки» Сталлоне, если бы авторы избавились от уличной романтики и идеализации протагониста.
Опасный уголовник Макс Кэйди (Роберт Де Ниро) выходит на свободу спустя 14 лет. Когда-то его адвокат Сэм Боуден (Ник Нолти) скрыл от следствия важную информацию, которая могла бы уменьшить срок, — и теперь преступник жаждет мести. Сначала Макс просто запугивает юриста, но потом стремительно переходит к делу: он втирается в доверие к дочери героя и преследует его семью на каждом шагу.
Среди ранних работ Мартина Скорсезе «Мыс страха» стоит особняком: здесь нет противоречивого антигероя, действие проходит не в Нью-Йорке, а изощренный авторский стиль уступает место обыкновенному жанровому ремеслу. Однако участие Роберта Де Ниро и его мощный перфоманс делают кино удивительно зловещим: в каждом кадре в безумных глазах Макса Кэйди ты видишь смертельную угрозу. А финальные сцены, в которых злодей появляется под раскаты грома, и вовсе напоминают старые слэшеры в духе «Кошмара на улице Вязов».
Два голливудских горе-продюсера Макс Барбер (Роберт Де Ниро) и Уолтер Крисон (Зак Брафф) уже оплакивают свой почти провалившийся проект. Но неожиданно узнают о лазейке в финансах. Если на съемках погибнет актер, дельцы смогут отбить стоимость фильма страховыми выплатами. Их выбор падает на престарелую звезду Дюка Монтану (Томми Ли Джонс) — вот только артист категорически отказывается умирать.
«Афера по-голливудски» лишь прикидывается циничной черной комедией. На самом деле у режиссера Джорджа Галло получилось беззлобное и добродушное кино о чудотворной силе искусства — эдакий «Однажды в… Голливуде»Квентина Тарантино, только без множества постмодернистских цитат и с полузабытыми ветеранами экрана вместо звездного дуэта ДиКаприо — Питт. Роберт Де Ниро спустя годы примеряет запылившееся амплуа хитреца-балагура и выглядит поразительно органично — кажется, он был рожден для таких ролей.
Джейсон (Зак Эфрон) работает юристом, держит себя в прекрасной форме и готовится к роскошной свадьбе. Вся эта стабильность рушится на глазах, когда на похоронах бабушки главный герой встречает своего деда Дика (Де Ниро) — тот предлагает провести выходные вместе и, кажется, намерен круто изменить жизнь внука.
Режиссер Дэн Мазерс работал с Сашей Бароном Коэном — комиком, который постоянно шутит на грани фола. Его влияние очень чувствуется в «Дедушке легкого поведения». Кино не знает мер, и персонаж Роберта Де Ниро предстает эдаким трикстером в духе Бората — героем, выводящим всех из себя одиозными поступками. Он флиртует с молодыми девушками, спит голым на пляже и без конца портит планы внука.