От пьяного бойца до одинокого молодца: 10 фильмов с Джеки Чаном
5 декабря в российский прокат выходит «Операция „Панда“» — комедийный боевик с Джеки Чаном. Прославленный актер не думает завершать кинокарьеру, а продолжает сам выполнять опасные, но эффектные трюки. Рассказываем об уже ставших классикой фильмах (в основном боевиках), в которых гонконгский мастер предстает во всей красе.
Первая яркая работа Джеки Чана, молниеносно сделавшая его суперзвездой комедийных боевиков и создавшая его фирменный стиль. После «Пьяного мастера» каскадер превратился в одного из самых узнаваемых актеров планеты — и немудрено: слишком бронебойно и точно был продуман характер его героя. Чан здесь играет юного Вона Фэйхуна, реально существовавшего будущего мастера единоборств. Он не желает учиться, целыми днями бездельничает и ввязывается в мелкие драки и неприятности. Но ровно до тех пор, пока однажды не встречает идеального наставника — старика-пьяницу, который учит его уникальному стилю, «пьяному кунг-фу», то есть максимально изобретательному единоборству, построенному не на силе и ловкости, а на изворотливости и умении выйти невредимым из безвыходной ситуации.
«Пьяное кунг-фу» и принесло Джеки Чану мировую славу, а также совершило революцию в жанре боевика. Актер раз и навсегда доказал, что драки могут быть не только героическими и зрелищными, но и уморительно смешными, а образ забавного недотепы навсегда стал фирменным для Чана.
Еще один канонический боевик с Джеки Чаном, подаривший миру другой узнаваемый образ актера. Не в меньшей степени, чем образ нерадивого ученика, мировую славу Чану принесли роли полицейских — тоже не самых удачливых и усердных, но тем не менее ловкостью и хитростью добивающихся успехов.
Золотой стандарт таких образов — страж закона Кевин Чань из «Полицейской истории». После ареста мафии он должен охранять ключевую свидетельницу обвинения, которая готова давать показания на суде. Но с задачей справиться у него не получается, и герою приходится пускаться в бега. Теперь уже с совсем другой целью: чтобы оправдать свое честное имя и доказать, что он ни в чём не виновен. В отличие от ранних комедийных работ, здесь Джеки Чану удалось продемонстрировать талант драматического актера, умеющего не только смешить и забавлять, но и впечатлять, трогать, вызывать самые сложные гаммы чувств.
Режиссерская работа Чана, которая смогла вывести его славу и репутацию на новый уровень. Сохраняя лучшие традиции «пьяного кунг-фу», актер смог продемонстрировать, что может быть и серьезным. С одной стороны, в «Проекте» всё решено вполне в духе «Пьяного мастера»: Джеки Чану вновь приходится находчиво, смешно и ловко сражаться с преступниками и продажными полицейскими. С другой же, сам материал куда более основательный и многогранный. Действие разворачивается в Гонконге начала XX века, который показан в самых мрачных тонах.
Сплав преступности и коррумпированной полиции превращает материал в полноценный, в меру эстетский нуар. Колорит же только добавляет истории эффектности. Так что после «Проекта» стало окончательно ясно, что Чан — не только смешной простак, владеющий единоборствами, но и полноценный большой художник, способный на многое.
Редкий комедийный боевик с Чаном, в котором драки и авантюры играют второстепенную роль по отношению к трогательной драме. Чан играет молодого полицейского, которого, помимо места работы, ярко характеризует еще одна особенность: у него есть брат, толстяк с особенностями развития, который общается в основном с маленькими детьми. Он играет с ребятней на улицах и постоянно ввязывается в истории разной степени катастрофичности. А однажды сталкивается с самой настоящей мафией — и брату-полицейскому приходится своего единственного родного человека выручать, чего бы это ни стоило.
Драки здесь, конечно, есть, и выразительные, но они отступают на второй план рядом с трогательной историей любви, привязанности и готовности жертвовать всем. Никогда прежде картины с Чаном не были такими сентиментальными, достаточно только было добавить в привычный коктейль забавного и обаятельного брата.
Одна из самых сложных и необычных комедийных ролей Чана. В «Драконах» он играет адвоката, которого нанимают владельцы химической фабрики. На них подала в суд местная жительница, которая обвиняет предприятие в загрязнении окружающей среды. Адвокат же теперь должен это дело решить любым доступным ему путем. Однако первоначальный азарт и запал быстро пропадают. Во-первых, потому что выясняется, что предприятие совсем не так чистоплотно, как казалось поначалу (во всех отношениях). А во-вторых, потому что у адвоката завязываются пылкие и неожиданные отношения и с самой дамой, которая подала на фабрику в суд, и с ее кузиной.
В «Драконах» сплав жанра комедийного боевика и драматизма условий, в которых он разворачивается, — самый противоречивый и парадоксальный, потому и смотреть на Чана здесь едва ли не интереснее, чем во всех остальных его ранних работах.
Триумфальный выход Чана на совершенно новый уровень — глобальный. Актер демонстративно пожинает лавры своей славы в самом сердце Нью-Йорка. Возвращаясь к образу простака-бойца, мастера «пьяного кунг-фу», он действует в новой для себя среде и новых условиях. Герой Джеки Чана приезжает в Нью-Йорк, мегаполис, в котором развивается действие огромного числа фильмов, и в то же время просто один из центров мира, лишь для того, чтобы принять участие в свадьбе дядюшки. А в итоге оказывается в эпицентре конфликта уличных банд — колоритного, мрачного, в лучших традициях криминального кино. Из чего, конечно же, выходит победителем. А как еще может закончиться комедийный боевик от короля жанра?
Если до «Разборки» Чан был самым известным китайским актером, то после занял достойное место в ряду глобальных знаменитостей, самых узнаваемых лиц планеты. То есть добился всего, о чём только может мечтать актер.
Естественное продолжение «Разборки в Бронксе»: Чан снова действует в Америке. Правда, уже не как простак-турист, а как настоящий суперагент. Его герой, полицейский из Гонконга, отправляется в Лос-Анджелес. Там ему под прикрытием предстоит спасти похищенную неизвестными террористами дочь китайского консула.
С одной стороны, Чан здесь впервые обзаводится первоклассным напарником, темнокожим комиком Крисом Такером, который только усиливает бронебойный эффект комедии своим темпераментом. С другой, в «Часе» впервые на экран выходит новый Чан — взрослый, почтенный. Это уже не легкомысленный простак, который с помощью открытого сердца и лихости решает все проблемы, а опытный мастер боевых искусств. Пусть и наделенный знакомыми обаянием и харизмой.
Еще один мощный англоязычный проект Чана и еще одно свидетельство его глобальной славы. «Рыцари» — сиквел «Шанхайского полдня», совместной работы актера с американским коллегой Оуэном Уилсоном. На сей раз герои отправляются из Шанхая в Лондон: мстить преступникам и предотвращать коварный заговор против монарха и его семьи.
«Рыцари» при всех знакомых вводных — необычный для Чана проект. Во-первых, он существует в историческом формате: история развивается в начале XX века, и актер демонстрирует умение органично вплетаться в эту повествовательную и стилистическую ткань (точно не хуже, чем Уилсон). Во-вторых, Чан в «Рыцарях» охотно отправляет свой талант на службу развлечению. Это, может быть, самый классический и самый зрелищный его фильм, единственный в своем роде беспримесный комедийный боевик. Без элементов мелодрамы или яростной сатиры. Потому с «Рыцарями» мало что может сравниться в популярности и настоящей народности.
В новом тысячелетии Чан всё чаще стал появляться на экране в неожиданных амплуа. После череды бойких, зрелищных, эффектных ролей он стал браться за куда более камерные и драматичные образы. Один из таких — мистер Хан из спродюсированной Уиллом Смитом ленты «Каратэ-пацан», где главную роль сыграл его сын Джейден.
Темнокожий малыш приезжает в Китай, где быстро становится объектом буллинга и издевательств со стороны других подростков. Спасает его местный чудак в исполнении Чана, который готов научить мальчика всем тонкостям боевых искусств и раскрыть его потенциал. На «Каратэ-пацане» карьера актера закольцевалась: начав с ролей нерадивых учеников, он в конце концов пришел к образам не менее странных, но очень одаренных учителей.
Джеки Чану хватает серьезных драматических ролей в его карьере, но все они так или иначе строились вокруг того же знакомого образа китайца-простака и мастера боевых искусств. В этом смысле самая радикальная работа актера — в британской ленте режиссера «Бондианы» Мартина Кэмпбелла.
В «Иностранце» Чан играет ветерана Вьетнамской войны, который переселился в Лондон и открыл там ресторанчик. Но единственный близкий ему человек, любимая дочь, гибнет во время теракта. И главный герой решает выйти на тропу войны с виновниками этого злодейства, в ряду которых оказываются и продажные полицейские, и политики-популисты. Всем им придется заплатить высокую цену. Радикализм в «Иностранце» оказывается оправдан: Чан на экране впечатляет, даже если вовсе не дерется, а в дуэте-противостоянии с ветераном Пирсом Броснаном он выглядит более чем эффектно. А главное — снова доказывает, что в драматическом плане способен на очень многое и еще не раз сможет удивить зрителей.