От легкой комедии до мрачного триллера: Фильмы и сериалы молодых отечественных женщин-режиссеров
В Okko вышли все эпизоды драмеди Екатерины Тодоровской «Взрослые». За последние годы в России существенно возрос процент фильмов и сериалов, авторами которых являются женщины. Многие работы постановщиц посвящены острым темам, редко затрагиваемым в отечественном кино, а некоторые, напротив, представляют собой уютное развлечение на вечер. Собрали знаковые проекты, созданные кинематографистками нового поколения.
Соня, Яна и Лиза — подруги детства, которые неразлучны и в 25. Они знают друг о друге буквально всё и всегда готовы помочь советом. Но в определенный момент каждая из них сталкивается с проблемами, решить которые оказывается непросто. Строгая Соня готовится к свадьбе, но сомневается в правильности своего выбора. Легкомысленная Яна устала от тупиковых отношений с бойфрендом и ищет что-то новое, в приоритете парень посостоятельнее. Тревожная Лиза всё еще не лишилась девственности, потому что ей не встретился «тот самый» мужчина. На фоне личных неурядиц дружба девушек проходит серьезную проверку на прочность.
«Взрослые» — драмеди от дебютантки Екатерины Тодоровской, дочери известного режиссера Валерия Тодоровского («Надвое», «Стиляги»). Проект примечателен тем, что целиком фокусируется на проблемах современных женщин и от и до снят женщиной. Тодоровская затрагивает проблемы, понятные каждому. При этом сериал о приключениях современных москвичек смотрится легко благодаря юмору и обаятельным героиням, которым действительно сопереживаешь. «Взрослые» были удостоены специального приза жюри за лучший дебют на фестивале «Пилот» и получили лестные отзывы критиков.
Юная Соня узнает о том, что долгие годы ее мать и старшая сестра врали ей насчет отца: как выяснилось, он не умер, а живет с новой семьей в другой стране. Разругавшись с матерью, девушка-подросток сбегает из дома в Петербурге и едет на заброшенную семейную дачу на берегу Финского залива. Вскоре беглянку замечает Борис — владелец соседнего частного дома, который тем же вечером звонит старшей сестре Сони, работающей в Москве журналисткой. В итоге представительницы трех разных поколений оказываются под одной крышей, где их ждет тяжелый разговор по душам.
«Край надломленной луны» — еще один яркий дебют последних лет, который строится вокруг взаимоотношений женщин. Режиссеркой камерной драмы выступила Светлана Самошина, в то время как сценарий написала опытная кинематографистка Наталья Мещанинова («Один маленький ночной секрет», «Пингвины моей мамы»), вновь исследующая тему дисфункциональной семьи. Влияние Мещаниновой тут чувствуется буквально в каждой сцене, что, впрочем, не делает фильм хуже. На выходе получилась пронзительная история трех женщин с блистательными диалогами и сильными актерскими работами Маши Кошиной, Виктории Толстогановой и Анны Шепелевой.
Кира — сотрудница колл-центра, которая работает в петербургском аэропорту «Пулково». Она живет в одной квартире с сестрой Верой, в одиночку воспитывающей двоих детей. Кира всячески помогает Вере, при этом ее собственная личная жизнь также далека от идеальной. Несколько лет назад мать сестер, 20 лет назад выгнавшая их из дома, пропала без вести. После себя исчезнувшая оставила квартиру, которая могла бы помочь женщинам разъехаться. Однако Кира не готова к переменам и хочет, чтобы всё оставалось как есть.
И вновь потрясающий дебют. Премьера фильма Или Малаховой, ученицы Марлена Хуциева, состоялась на фестивале «Окно в Европу» в Выборге в 2023 году, а затем картину отобрали на престижный киносмотр в Сан-Себастьяне. Главную роль в драме исполнила Дарья Савельева — актриса, некогда открытая уже упомянутой Мещаниновой. Как и «Край надломленной луны», фильм во многом держится на диалогах и посвящен женщинам разных возрастов, неспособным прийти к взаимопониманию. Несмотря на непростую тему и планомерно нарастающее ощущение безысходности, лента заслуживает внимания самой широкой аудитории.
В 2003 году сисадмин Герман решает отомстить семье Ломакиных, вернувшейся из Италии в Москву. Он винит Олега Ломакина, бывшего мужа сестры Евы, в ее смерти. Несколько лет назад она якобы покончила с собой после ссоры с мужем. Первоначально Герман планировал убить Олега и его новую жену Ольгу, но, узнав о существовании их трехлетней дочери Марины, меняет планы и похищает ребенка. Его месть — заставить родителей страдать, как страдал он сам. Однако поможет ли это узнать детали гибели Евы?
«Я знаю, кто тебя убил» — один из главных отечественных сериалов 2024 года, в котором снялись звезды Александр Яценко и Юлия Снигирь. И пусть в графе «режиссер» на Wink стоит прочерк, всем прекрасно известно, что постановкой детективного триллера, основанного на романе Любови Бариновой, занималась Софья Райзман. О причинах исчезновения режиссерки из проекта остается лишь гадать, однако сам мини-сериал получился на редкость увлекательным и стильным. События разворачиваются не только в 2000-х, но и в советские 70-е. Отменная стилизация в совокупности с музыкальным сопровождением способствует максимальному погружению в каждую из эпох, а сюжет при этом держит в напряжении вплоть до финала.
Место действия — шахтерский городок Мизур, затерянный где-то среди гор Северной Осетии. В этом богом забытом месте живет девушка Ада, вынужденная сосуществовать в маленькой квартире с деспотичным отцом и младшим братом Дакко. Привычный уклад жизни семьи рушится, когда домой приезжает Аким, старший брат Ады, некогда уехавший из Мизура в поисках лучшей жизни. Устав от тирании отца, забравшего ее документы, девушка планирует сбежать вместе с Акимом из дома.
«Разжимая кулаки» — второй после «Софички» фильм Киры Коваленко, ученицы Александра Сокурова и сокурсницы Кантемира Балагова и Владимира Битокова. Это редкий для отечественного кинематографа фильм, снятый на Северном Кавказе и на осетинском языке. Душераздирающая драма Коваленко победила в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля и затем была высоко оценена российскими зрителями.
Фильм доступен по подпискам START и «Прайм + Премиум».
Яха и Мадина — неразлучные подруги из Чечни. Жизнь девушек переворачивается с ног на голову, когда родители решают выдать Яху замуж против ее воли. Вот только девушка не желает повторять судьбу своей матери и старшей сестры, ставших покорными женами и рожавших нелюбимым мужьям детей, похоронив все свои мечты. Мадина в это время уже встретила будущего супруга и вполне довольна.
«Клетка ищет птицу» — дебют Малики Мусаевой, еще одной выпускницы Кабардино-Балкарской мастерской Сокурова. Подобно Кире Коваленко, она посвятила фильм положению женщины на Кавказе, на сей раз в Чечне. Премьера драмы, снятой на чеченском языке, состоялась на Берлинском фестивале 2023 года и была тепло встречена критиками. Помимо актуальной темы, дебют Мусаевой примечателен визуальным стилем, который завораживает с первых кадров. Это красивое и одновременно жуткое зрелище о женщинах, обреченных на жизнь плененных птиц.
С виду Ваня может показаться самым заурядным пермяком, но всё не так просто. Работая продавцом в магазине «Охотник и рыболов», он живет в старомодной бабушкиной квартире и грезит о настоящей любви. Неисправимому мечтателю, понятное дело, нужна не просто девушка, а самая настоящая фрау. Таковой для него неожиданно становится балерина Кристина, исполняющая главную партию в спектакле «Жизель» местного театра. Без колебаний и сомнений Ваня начинает ухаживать за ней, делая это по-своему, не так, как все остальные мужчины. Кристина удивлена, но с интересом наблюдает за этим необычным поклонником.
«Фрау» — вторая режиссерская работа сценаристки Любови Мульменко, которая покорила и критиков, и зрителей. Картина предлагает крайне нестандартную историю любви, очищенную от жанровых клише. Отдельное удовольствие — наблюдать за тем, как сосуществуют в кадре Вадик Королёв и Лиза Янковская, от которых не оторвать глаз. Поклонникам российского авторского кино нельзя пропускать «Фрау» ни в коем случае.
СССР, середина 1980-х. В Подмосковье, неподалеку от правительственных дач, обнаружен жестоко изуродованный труп ребенка. Столичное управление решает привлечь к делу следователя Бокова из Ростова, который уже имеет опыт работы над аналогичными преступлениями. Расследование возглавляют начинающая следовательница Добровольская и тихий представитель прокуратуры Козырев, привыкший четко следовать уставу. Единственный свидетель — школьник Игорь, чьи показания полны противоречий. Несмотря на отсутствие улик, Бокову и его московским коллегам нужно в кратчайшие сроки раскрыть это преступление, пока не произошло новое.
«Фишер» — хит 2023 года, вышедший в разгар всеобщего помешательства на тру-крайме. Над ним трудился выдающийся состав. В числе продюсеров — Жора Крыжовников и Фёдор Бондарчук, а режиссура принадлежит дуэту Сергея Тарамаева и Любови Львовой, которые уже заявили о себе с «Черной весной». В мини-сериале, основанном на преступлениях маньяка Сергея Головкина, снялись Иван Янковский, Александра Бортич и Александр Яценко. Поэтому мрачный ретротриллер «Фишер», стилизованный под позднесоветское кино, был обречен на успех.
Жанна уже давно живет в Москве, оставив позади родной городок и своего непутевого отца, который когда-то бросил семью. Всё меняется, когда ее ненавистный папаша скоропостижно умирает и Жанна вынуждена вернуться, чтобы организовать похороны. И вот тут происходит нечто невообразимое: мертвый отец вдруг «оживает» и требует провести с ним последний день вместе. Отец и дочь отправляются в безумную поездку по местам детства, пытаясь наладить отношения.
«Танцуй, Селедка!» — черная комедия, в основе которой лежит пьеса Татьяны Загдай «Человек в закрытой комнате». Авторка оригинала написала сценарий, опустив некоторые моменты, а режиссерское кресло заняла актриса Александра Лупашко, дебютировавшая как постановщица полнометражного кино. Фильм затрагивает серьезные темы, но ловко маскирует их юмором, благодаря чему смотрится легко и оставляет приятное послевкусие. Премьера картины состоялась на фестивале «Зимний» в декабре 2023 года.
Таня, Аня и Лена долгое время поддерживали дружеские отношения, пока их дети не подошли к важному этапу — поступлению в первый класс. Все три мамы мечтают отправить своих малышей в престижную новую школу «Культурное наследие», но осталось лишь одно свободное место. В этом конкурсе без правил лучшие подруги быстро превращаются в непримиримых соперниц, ради достижения цели готовых идти на самые неожиданные ухищрения.
Это второй крупный проект в карьере режиссерки Светланы Самошиной, автора «Края надломленной луны». В сериале надрыва куда меньше, чем в ее дебюте, а юмора, напротив, стало больше. Центральные роли исполнили невероятные Аня Чиповская, Юлия Хлынина и Марина Васильева, а на втором плане мелькают Никита Ефремов, Стася Милославская, Елена Лядова, Михаил Тройник и другие отечественные звезды. Это легкий сериал на вечер, который не станет откровением, но порадует яркими персонажами и завораживающей атмосферой Петербурга.