Опубликовано 22 июля 2022, 22:56

От эротических комедий до хорроров: Лучшие саундтреки Эннио Морриконе

Поделиться:
От эротических комедий до хорроров: Лучшие саундтреки Эннио Морриконе

Итальянец Эннио Морриконе был одним из самых плодовитых композиторов современности: на его счету более 500 музыкальных произведений. Известность пришла к нему после решения сочинять композиции для фильмов, а знакомство с режиссером Серджио Леоне в 1964 году окончательно вывело Морриконе на стезю саундтреков. Леоне снимал фильмы, ставшие классикой вестернов, Морриконе озвучивал их своими тягучими и тревожными мелодиями. В честь выхода документальной картины Джузеппе Торнаторе«Эннио. Маэстро» вспоминаем его музыку к самым разным фильмам.

Жажда

1962
Италия

Свои самые первые саундтреки Эннио Морриконе писал к фильмам режиссера Лучано Сальче. «Я начинал с исторических фильмов и легких комедий, — говорил композитор. — Для них требовались простые композиции, которые сочинялись легко. Я так и не бросил этот жанр, даже когда начал работать над куда более важными картинами крупных режиссеров». Легкие приджазованные композиции вроде музыки к «Жажде» совсем не похожи на классические треки Морриконе и потому заслуживают отдельного упоминания. Сам фильм Сальче поначалу был запрещен итальянской цензурой и вышел только после удаления из него ряда откровенных сцен.

39-летний Антонио (Уго Тоньяцци), инженер и владелец спортивного авто, однажды летом на шоссе встречает компанию подростков возле сломавшейся машины. Антонио останавливается, желая помочь, но вскоре обнаруживает, что молодые люди весьма фривольно настроены, а пятнадцатилетняя Франческа (Катрин Спаак) — девушка очень красивая. Мужчина решает остаться с подростками, чтобы соблазнить Франческу и, возможно, даже жениться на ней.

Перед революцией

1964
Италия

Однажды Лучано Сальче позвонил Эннио Морриконе и сказал: «Должен тебя покинуть. Я снимаю комедии, а ты пишешь духовную, сакральную музыку». Композитора ошеломило это признание, но определение его работ запало в душу. Музыка Морриконе могла быть как лиричной, так и игривой, как романтической, так и насмешливой. Но сакральная? Он попробовал работать с начинающим режиссером Бернардо Бертолуччи — сотрудничество продолжалось в общей сложности 5 фильмов.

«Перед революцией» — мелодрама, действие которой развивается в городе Парме. Студент Фабрицио (Франческо Барилли) родом из буржуазной семьи. Он разрывается между своей жизнью и интересом к воинствующим взглядам Итальянской коммунистической партии. В одной из самых трогательных сцен фильма землевладелец оплакивает потерю реки По и природной красоты вокруг нее, вызывая гнев молодого героя, который видит в этом человеке многие противоречия своего класса. Бертолуччи, как и новый знакомый Морриконе Серджио Леоне, понимал способность композитора передавать противоречивые идеи через музыку.

За пригоршню долларов

Рейтинг: 7.84IMDb: 8
1964, Боевики, Драмы, Вестерны, 95 мин
Италия, Испания, 16+
Режиссер: Серджио ЛеонеГлавные роли: Клинт Иствуд, Хосе Кальво, Маргарита Лосано, Джан Мария Волонте, Марианна Кох, Вольфганг Лукши

Говорить о работе с Серджио Леоне Морриконе настолько надоело, что в какой-то момент его переводчики предупреждали англоязычную прессу: о вестернах композитора лучше не спрашивать. Однако The Guardian в 2006-м умудрились получить ответ о причине такого отношения: «Понятия не имею, почему «За пригоршню долларов» так популярен. Это худший фильм Леоне и мой худший саундтрек».

Напуганный и умирающий пустынный город раздирают соперничающие банды — атмосфера отражает не только режиссерский замысел, но и скудный бюджет первого спагетти-вестерна с Клинтом Иствудом. Музыка Морриконе соответствует минимализму картины — отсюда эхо электрогитары, свист и щелчки кнута. Зачастую Морриконе писал музыку для вестернов Леоне заранее, что довольно необычно для кинопроцесса. «Его фильмы делались так, потому что Серджио хотел, чтобы музыка играла в них важную роль, — объяснял Морриконе. — Зачастую он сохранял сцены длинными, поскольку не хотел, чтобы композиция заканчивалась. Потому его фильмы такие медленные: они повторяют музыкальную структуру».

На несколько долларов больше

Рейтинг: 7.96IMDb: 8.2
1965, Вестерны, Драмы, Боевики, 126 мин
Италия, Испания, 16+
Режиссер: Серджио ЛеонеГлавные роли: Клинт Иствуд, Джан Мария Волонте, Клаус Кински, Ли Ван Клиф, Мара Крупп, Луис Родригес Палильо

Второй фильм «Долларовой трилогии», она же трилогия о Человеке без имени, снова сводит зрителя с героем Клинта Иствуда. Он преследует банду мексиканского головореза Эль Индио и сталкивается с другим охотником за головами, генералом Дугласом Мортимером. Они заключают своеобразный пакт, бросаясь в погоню за бандитами и собираясь разделить обещанную награду. Однако один из героев скрывает свои истинные намерения в отношении преступника.

Музыка Морриконе к фильму постоянно возвращает нас к карманным музыкальным часам, которые Эль Индио крадет у изнасилованной им женщины, покончившей с собой. Меланхолический перелив часов объединяет одного из хороших парней с главным злодеем и идеально вписывается в финальную дуэль. Музыкальные шкатулки никогда не звучали так зловеще, как у Морриконе. Как правило, эти мелодичные перезвоны призваны символизировать спокойствие и умиротворенность. Но в «Долларах» Морриконе дает понять зрителю, что даже в такой невинной и забавной вещице может таиться нечто чудовищное.

Дьяболик

1968
Италия, Франция, 16+

Ни один полицейский не в силах остановить вора по кличке Дьяболик: кажется, он неуловим и способен украсть все что угодно — от ожерелья из замка до мешка с деньгами из банка. Инспектор Джинко даже устраивает диверсию, чтобы Дьяболик и его сообщница Ева Кант не похитили 10 миллионов долларов, но тщетно. Джинко заключает договор с гангстером Вальмоном, чтобы поймать воров, но Дьяволик имитирует собственную смерть и совершает очередное дерзкое ограбление.

Проект, удивительный во всех отношениях: продюсер Дино де Лаурентис позвал мастера итальянского хоррора Марио Баву снимать один из самых дорогих по тем временам итальянских фильмов, да еще и по популярным комиксам. «Дьяболик» стоил 3 миллиона долларов, но Бава управился за три недели и за 400 тысяч, сняв практически пародию на недавно зародившуюся бондиану. Эннио Морриконе идеально отображает музыку 1960-х, особенно в сцене, снятой в ночном клубе Вальмона. Фанк, дисторшн, бубны — идеальный психоделический саундтрек для тех, кто тоскует по тому времени.

Четыре мухи на сером бархате

1971
Италия, Франция, 18+

Эксперименты были не чужды Морриконе — в его фильмографии есть и джалло, в том числе от классика жанра Дарио Ардженто. «В его фильмах льется много крови, поэтому к ним идеально подходит современная электронная музыка», — говорил композитор. Джалло зачастую объединяли не только кровавые мотивы, но и темы отчуждения, безумия и паранойи. Маниакальное перкуссионное стаккато, диссонирующие фортепианные риффы и джаз-рок — роскошная работа Морриконе к фильму Ардженто «Четыре мухи на сером бархате», которую прекрасно дополняет вокал итальянской певицы Эдды Дель Орсо.

Третий фильм «Трилогии о животных» Ардженто повествует о музыканте Роберто (Майкл Брэндон, но на эту роль режиссер планировал позвать Теренса Стэмпа, Майкла Йорка или даже кого-то из The Beatles), играющем на ударных в группе. Обнаружив, что его преследует подозрительный человек, Роберто вступает с ним в конфронтацию и случайно убивает его. Всю сцену фиксирует фотоаппарат загадочной фигуры в маске, и вскоре Роберто получает письма с угрозами. Однако музыкант не знает, что его «жертва» на самом деле жива и «убийство» было тщательно подстроено. Но зачем?

Дни жатвы

Рейтинг: 7.32IMDb: 7.9
1978, Драмы, Мелодрамы, 89 мин
США, 16+
Режиссер: Терренс МаликГлавные роли: Ричард Гир, Брук Эдамс, Сэм Шепард, Линда Мэнз, Роберт Дж. Уилки, Джекки Шултис

Эннио Морриконе никогда не жил в Голливуде, но Голливуд пришел к нему сам после «Долларовой трилогии». Первым фильмом в США у Морриконе был эпик «Библия» Джона Хьюстона, к которому композитор написал 15 минут. Из-за юридических тонкостей музыку так и не использовали, а Морриконе в итоге так и не стал уезжать из Рима и отказался от изучения английского. Это не помешало ему получить свою первую номинацию на «Оскар» за «Дни жатвы» Терренса Малика — хотя, как известно, Морриконе с режиссером повздорили во время работы: Малик, по мнению композитора, совсем не понимал смысла музыки в кино. «Он плохо меня знал, а потому предполагал всякое и порой давал свои советы по музыке. Меня это раздражало, ведь он иногда говорил что-то типа: «Попробуй тут с тремя флейтами». Но это невозможно! Я делал как он велел, но потом он все равно выбирал мою изначальную версию». Одна из главных тем фильма называется Harvest и начинается мелодией, напоминающей «Аквариум» Сен-Санса.

В 1915 году Америка готовится вступить в Первую мировую войну, а рабочий металлургического завода Билл (Ричард Гир) убивает человека и бросается в бега. Выдавая себя с подругой Эбби за брата и сестру, он скрывается в техасской глуши, работая на уборке урожая. «Дни жатвы» — второй фильм Терренса Малика, после которого режиссер на 20 лет ушел из профессии.

Миссия

Рейтинг: 7.37IMDb: 7.4
1986, Драмы, Приключения, Историческое, 119 мин
Великобритания, Франция, 16+
Режиссер: Роланд ЖоффеГлавные роли: Роберт Де Ниро, Джереми Айронс, Айдан Куинн, Лиам Нисон, Рэй МакЭнэлли, Шери Лунги

Американская киноакадемия упорно обходила Эннио Морриконе стороной. После пяти номинаций («Дни жатвы», «Миссия», «Неприкасаемые», «Багси», «Малена») маэстро получил в 2007-м награду за вклад в искусство, но настоящим «Оскаром» его наградили только в 2016-м за «Омерзительную восьмерку». «Я определенно чувствовал, что должен был получить «Оскар» за «Миссию», — говорил Морриконе. — Особенно если учесть, что в тот год его дали «Около полуночи», но это была не оригинальная музыка. Херби Хэнкок отменно поработал над аранжировками, но использовал уже известные вещи. Ни в какое сравнение с «Миссией» не идет. Но, конечно, будь моя воля, я бы получал «Оскар» раз в два года!» Согласно легенде, Морриконе был настолько впечатлен фильмом Жоффе, что подумал, что его музыка не сможет передать его должным образом. В саундтреке звучат литургические хоралы, южноамериканские барабаны, испанские гитары (зачастую все вместе, в одном треке), а заглавная тема Falls и по сей день считается одной из самых запоминающихся мелодий композитора.

«Миссия» — историческая драма об испанских иезуитах, отправившихся в середине XVIII столетия в Южную Америку, чтобы обратить народ гуарани в христианство. Наемник и работорговец Родриго Мендоса (Роберт Де Ниро) зарабатывает на жизнь тем, что похищает местных жителей и продает их на ближайшие плантации. Убивая на дуэли любовника своей невесты, Родриго пытается найти душевный покой, сопровождая отца Габриэля (Джереми Айронс) с иезуитами. Пока Мендоса проникается божьим словом, португальские колонисты стремятся поработить туземцев, что угрожает миссии испанцев.

Профессионал

Рейтинг: 7.89IMDb: 7.6
1981, Боевики, Триллеры, Драмы, 107 мин
Франция, 16+
Режиссер: Жорж ЛотнерГлавные роли: Жан Дезайи, Жан-Поль Бельмондо, Сирил Клер

Пожалуй, самая известная вещь Эннио Морриконе — «Кто бы ни…» (Chi Mai) из триллера «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Элементы мелодии Chi Mai можно услышать в вестерне Серджио Корбуччи «Молчун», композиция называется Invito All’Amore, и она также принадлежит перу Морриконе. Что интересно, Chi Mai была написана для драмы Ежи Кавалеровича «Маддалена», но Бельмондо она так нравилась, что он упросил Морриконе добавить ее в «Профессионала».

В основе «Профессионала» — роман Патрика Александера «Смерть зверя с тонкой кожей». Французский тайный агент Жосс Бомон отправляется в одну из африканских стран, чтобы убить ее президента. Однако в последний момент политическая ситуация меняется, и французские спецслужбы сдают Бомона африканским властям. Сбежав из заключения, агент возвращается во Францию и сообщает своему начальству, что намерен выполнить задание.

Когда Жан-Поль Бельмондо в 2021 году ушел из жизни, на его похоронах играла тема из «Профессионала».

Лолита

Рейтинг: 7.5IMDb: 6.8
1997, Драмы, Мелодрамы, 137 мин
Франция, США, 18+
Режиссер: Эдриан ЛайнГлавные роли: Джереми Айронс, Доминик Суэйн, Мелани Гриффит, Фрэнк Ланджелла, Сюзанн Шеперд, Кит Реддин

Морриконе никогда не отвечает на вопрос «Какой ваш любимый фильм?», но у него есть ответ на вопрос «Музыку к какому фильму вы так и не написали?». Когда-то Стэнли Кубрик хотел заполучить Морриконе для саундтрека своего «Заводного апельсина», однако композитор работал с Серджио Леоне и был занят. Больше Кубрик ему не звонил. Сложно сказать, какой бы получилась музыка к «Апельсину», зато можно представить, какой была бы «Лолита» с музыкой Морриконе — хотя бы ради этого стоит посмотреть экранизацию романа Набокова от Эдриана Лайна с Джереми Айронсом и Доминик Суэйн.

«Лолита» Лайна гораздо ближе к оригинальному тексту, чем фильм Кубрика, но от этого она не стала лучше. Автор сценария Стивен Шифф в своем интервью отмечал: «С самого начала было важно, чтобы наш фильм не считали ремейком картины Кубрика. Скорее, мы смотрели на его версию с мыслью, что это образец того, как не надо снимать «Лолиту»». В итоге получилась все та же история влечения преподавателя к девочке-подростку, но тема в наше время настолько сомнительна, что единственным достоинством этой картины и правда можно считать нежные и сентиментальные ноты Морриконе.

Новое в подписке

Лучшее в подписке