От бондианы и друзей Оушена до исторической драмы с Йоханссон: 10 фильмов, снятых в Амстердаме
Амстердам — один из самых красивых и многоликих городов Европы. В столице Нидерландов тесно переплетены разные культуры и множество противоречий. Чувство свободы сочетается с вседозволенностью, открыточная красота — с неприглядностью городских задворок, а человеческая приветливость — со скрытностью. Многообразие привлекает не только туристов со всего света, но и кинематографистов, которые тоже очарованы городом. Рассказываем про 10 фильмов, в которых Амстердам всегда разный.
В оригинальном романе Джона Грина и в его последующей экранизации Амстердам представлен как город, в котором можно обрести любовь. Главные герои истории — подростки Хэйзел (Шейлин Вудли) и Огастус (Энсел Элгорт), страдающие от тяжелых заболеваний, — отправляются в столицу Нидерландов, чтобы встретиться с местным писателем, чей роман «Царский недуг» произвел на них огромное впечатление. Но Огастус разочарован, поскольку книга романиста обрывается на полуслове, обманывая ожидания читателя. Автор Питер ван Хаутен ставит условие: он расскажет финал истории только с глазу на глаз.
Путешествие Хэйзел и Огастуса начинается как приключение с элементом таинственности: что же расскажет ван Хаутен и не разочарует ли их концовка его романа? Но знакомство с писателем и его городом приносит героям куда больше ответов и открытий, чем они изначально рассчитывали. Именно в Амстердаме они понимают, что влюблены друг в друга. Паре даже кажется, что этим чувством наполнен весь город.
Историческая драма Питера Веббера со Скарлетт Йоханссон в главной роли, напротив, сторонится излишней красивости. Фильм, события которого разворачиваются в Нидерландах XVII века, представляет город как завораживающее полотно, над которым еще продолжает работать художник. Тем более что в центре истории — юная Грит, которой суждено стать музой живописца и портретиста Яна Вермеера (Колин Фёрт).
Амстердам в фильме мрачен и хмур, но сквозь густые серые тучи здесь всегда пробивается солнечный свет, озаряющий город. Такими же противоречивыми оказываются и отношения героев. Появление Грит в доме Вермеера переворачивает всю его жизнь с ног на голову, отравляя отношения с близкими, но вдохновляя на создание одной из величайших картин в истории живописи — «Девушки с жемчужной сережкой».
Во второй части авантюрной трилогии Стивена Содерберга с Брэдом Питтом, Джорджем Клуни, Джулией Робертс и другими топовыми звездами Голливуда Амстердам — не просто локация, а удивительное место преступления. Героев настигает обворованный ими мафиози Терри Бенедикт (Энди Гарсиа), который требует вернуть всё награбленное. Чтобы расплатиться с бандитом, расточительные герои решаются на новое преступление. Они планируют выкрасть драгоценные предметы живописи из дома нелюдимого коллекционера, проживающего в Амстердаме.
В фильме столица Нидерландов — город, в котором может произойти всё что угодно, включая хитро устроенное ограбление. Амстердам является важным героем истории про плутовство и авантюры, он сам напоминает персонажа-трикстера: темные аллеи заводят персонажей всё дальше в их коварных планах, обещая беду. Но также это и город, хранящий память о большой любви. Герой Питта, слоняясь по улицам столицы в призрачном свете ночных фонарей, вспоминает свою возлюбленную Изабель (Кэтрин Зета-Джонс), с которой он когда-то по глупости расстался.
В картине Джорджа Стивенса Амстердам — омут горькой памяти и человеческого зла. Главный герой ленты Отто Франк в 1945 году возвращается в родной дом, где он жил с семьей во время нацистской оккупации. На чердаке он находит личный дневник своей дочери Анны, в котором она описывает ужасы войны с приходом в Нидерланды немецких солдат, подвергших гонению местных евреев, в числе которых была Анна с семьей.
Черно-белая картина Стивенса напоминает памятник и человеческой стойкости, позволившей пережить необъятное зло, и самому городу, ставшему свидетелем страшных событий. Здесь он лишен красочной палитры и состоит только из двух оттенков — светлого, обещающего новое начало, и темного, напоминающего о пережитом горе. Улицы города немноголюдны, а вокруг полно свидетельств недавней трагедии. Но после окончания войны Амстердам, как Отто и другие его жители, учится жизни заново, отстраиваясь и преображаясь в неповторимый город.
В седьмом фильме популярной саги по мотивам серии романов Яна Флеминга Амстердам — город захватывающих приключений и шпионских интриг. Именно здесь агент 007, оплакивающий смерть жены, обретает новую профессиональную цель и любовь. По заданию начальства Джеймс Бонд (Шон Коннери) отправляется в столицу Нидерландов, чтобы раскрыть хищение крупной партии южноафриканских бриллиантов. Тут он встречает загадочную незнакомку с ювелирным именем Тиффани. В дальнейшее путешествие по городам и странам им предстоит отправиться вместе.
В «Бриллиантах навсегда» Амстердам представлен городом опасных авантюристов и настоящих романтиков. Здесь можно встретить последних негодяев и преступников, но стоит лишь завернуть за угол — и обретешь новую влюбленность, воспоминания о которой останутся с тобой до конца жизни. Режиссер ленты Гай Хэмилтон работает с узнаваемыми, почти открыточными местами города: в кадре то и дело появляются многочисленные каналы, включая канал реки Амстел, и мосты (как, например, раздвижной Тощий мост, расположенный в самом сердце города). Он был построен в 1691 году и, подобно Бонду, пережил многое и хранит не один секрет.
Несмотря на название, основные события фильма разворачиваются в Амстердаме. Прожигающий жизнь молодой скульптор Эрик (Рутгер Хауэр) знакомится с девушкой по имени Ольга (Моник ван де Вен). Между ними мгновенно возникает взаимная симпатия, которая перерастает в обжигающий и страстный роман. Юные любовники только учатся выстраивать взрослые отношения, совершая множество ошибок и рискуя потерять друг друга.
Картина Пола Верховена основана на романе Яна Волкерса, в котором Амстердам являлся непосредственным героем истории. В фильме город свободы представлен порочной и обреченной утопией для двух влюбленных сердец. И снят настолько откровенно, как не позволит себе ни одно трэвел-шоу. Картина имела такой резонанс, что сперва получила очень противоречивые оценки критиков, посчитавших ее полупорнографической и предрекавших ей полный провал. Но получилось ровно наоборот — признание у широкого зрителя позволило фильму в 1973 году быть выдвинутым от Нидерландов на соискание премии «Оскар».
Еще один шпионский проект, события которого развиваются в Амстердаме. Но, если в бондиане город представал монументальной декорацией для приключений агента 007, в комедии Сюзанны Фогель высмеивается вся его напускная серьезность. Лучшие подруги Одри (Мила Кунис) и Морган (Кейт МакКиннон) ввязываются в опасную миссию и становятся мишенями для киллера. Героини и их преследователь колесят по всей Европе и Азии, посещая Берлин, Будапешт, Токио, а также Амстердам.
Последний показан в фильме как город, которому всегда есть что тебе предложить. Причем, как в «Орле и решке», на любой кошелек и запрос. Хочешь — устраиваешь динамичную погоню вдоль многочисленных каналов, а следом переводишь дух в дешевом хостеле, скрываясь от преследования. Здесь можно быть у всех на виду, а в следующий миг затеряться в темных переулках, где тебя никто не найдет.
Первая часть «дорожной трилогии» Вима Вендерса. Потерявший работу писатель и фотограф-любитель Филипп Винтер случайно становится опекуном девочки Алисы. Она вместе с мамой должна была отправиться на самолете в Мюнхен, но из-за забастовки сотрудников аэропорта рейс отменяется, а мама девочки пропадает. Позже Филиппу и Алисе удается улететь в Амстердам, где начинается их незапланированное совместное приключение.
Амстердам в картине Вендерса — не финальная точка, а часть большого пути героев, вынужденных вместе искать родственников Алисы. Столица Нидерландов в чем-то помогает им, а в чем-то препятствует. Город-лабиринт словно отражает жизнь Филиппа — запутавшегося героя, который учится житейской легкости у юной спутницы, не нуждающейся ни в каких картах и ориентирах. Вендерс создает на экране пространство, в котором легко потерять не только близких, но и самого себя. Это лишенный лоска город-мираж: он готов на время приютить уставших путников, но не намерен стать для них окончательным домом.
В боевике Патрика Хьюза о возрастном киллере Дариусе (Сэмюэл Л. Джексон) и его молодом телохранителе Майкле (Райан Рейнольдс) Амстердам представлен как криминальная столица Европы. Герои отправляются в Нидерланды, чтобы отыскать в местной тюрьме опасного преступника, с которым у одного из персонажей давняя неприязнь. Но по иронии судьбы именно в Амстердаме героям удастся закопать топор вражды.
Здесь столица Нидерландов — город, который никогда не спит и ничего не пропускает. Но что важнее всего — место, которое не прощает ошибок. Кстати, это же правило распространилось и на участников съемочного процесса. Во время съемок одной из сцен с погоней героев, в которой участвовали машина и катер, припаркованный вдоль речного канала автомобиль Smart был случайно сброшен в воду. История умалчивает о финансовых последствиях для продюсеров ленты, но эта ситуация наглядно доказывает, что Амстердам — город не для зевак.
Криминальная драма Мэттью Вона не только исследует тему социального неравенства, но и дарит нам возможность насладиться работой Дэниэла Крэйга в его пребондовской эре. Уже через два года, в 2006-м, на экраны выйдет «Казино Рояль», и наш любимый британец больше никогда не будет прежним. В «Слоеном торте» он еще далек от бондовского шика и играет криминального дельца под псевдонимом ХХХХ. Незаконная деятельность закидывает его в Амстердам — город опасный и непредсказуемый.
Несмотря на внешнюю динамичность сюжета, разворачивающегося в столице Нидерландов, город представлен не как кипящий котел, а как паутина, в которой легко запутаться. Это необычный и очень далекий от туристических гидов образ города, который ожидаешь увидеть меньше всего. Но мрачность и сдержанность удачно работают на главный замысел фильма — столица Нидерландов таит в себе множество секретов. Тем интересней изучать его в жизни и на большом экране.