От Алексея Балабанова до Стэнли Кубрика: 15 комедий с чёрным юмором
В Okko можно посмотреть чёрную комедию «Дело семейное» о брате и сестре, которые вынуждены скрывать один большой родительский секрет. Снять фильм с циничным юмором — настоящее мастерство. Режиссёры и сценаристы чёрных комедий виртуозно балансируют на грани: они не боятся касаться самых табуированных в обществе тем — от смерти до религии и сексуального насилия. Рассказываем о самых дерзких фильмах, чьи авторы бросили вызов общественному вкусу — и в результате сняли шедевры.
Также предлагаем посмотреть подборку лучших фильмов-пародий.
Мэг (Кая Скоделарио) вечно занята детьми и бизнесом, а заботу о своей пожилой матери поручает домработнице Грейс (Билли Лурд). Всё бы хорошо, но у матери случается инсульт, и Мэг приходится вызвать в родительский дом брата-сценариста Ноа (Джош Гэд), чтобы разделить имущество. Путешествие по дому приводит сестру и брата к замурованному в стене трупу, после чего тела практически начинают копиться на глазах семейства.
Алекс Уинтер трудится на поприще режиссуры аж с 1980-х, однако его до сих пор помнят как Билла из «Невероятных приключений Билла и Теда», где он с Киану Ривзом путешествовал по разным эпохам. Впрочем, благодаря «Делу семейному» есть шанс, что его запомнят как режиссёра этой чёрной комедии. В конце года, когда стриминги заполоняют сладкие до ломоты в зубах рождественские ромкомы, фильм Уинтера становится идеальным контрапунктом.
Когда кино начинается из космоса, а камера постепенно приближается к штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли, зритель понимает, что тут всё серьёзно. На самом деле нет, ведь это фильм братьев Коэн, а эти ребята умеют вывернуть наизнанку любой жанр. Здесь работники спортзала в Вашингтоне — Линда (Фрэнсис МакДорманд) и Чад (Брэд Питт) — чисто случайно находят диск с мемуарами бывшего аналитика ЦРУ Осборна Кокса (Джон Малкович). Чад решает, что это совершенно секретная информация, и вместе с Линдой начинает шантажировать Кокса.
Коэны обожают мучить своих персонажей, выставлять их полными идиотами на потеху зрителю, и огромное спасибо Питту, который принял правила игры режиссёров и отрывается в кадре на все сто. Один из постоянных актёров братьев, Джордж Клуни, играет здесь параноидального судебного пристава, который считает, будто снимается в конспирологическом триллере, и видит потенциальную угрозу в каждом человеке и каждой машине. Разумеется, как всегда, Клуни у Коэнов прекрасен в своей идиотии и превращает картину «После прочтения сжечь» в настоящий праздник для любителей чёрной комедии.
Эдгар (Алекс ван Вармердам) 25 лет проработал официантом. Герман пишет сценарий об Эдгаре (Марк Ритман), который 25 лет проработал официантом. Сьюзи (Текла Рютен) — девушка Германа, которая постоянно подсказывает парню, что должно произойти с официантом. Поскольку отношения пары постепенно ухудшаются, жизнь бедняги Эдгара превращается в сущий кошмар. То жена смертельно больна, то любовница слишком требовательна, то клиенты ресторана ведут себя как твари, а в дом врывается японский киллер. Официанту остаётся одно: найти тех, кто портит ему жизнь.
Нидерландский постановщик Алекс ван Вармердам известен любовью к чёрным комедиям, в которых доводит свои сюжеты до настоящего абсурда. Автор регулярно пробивает четвёртую стену, напоминая зрителю, что всё увиденное на экране всего лишь кино и относиться к нему слишком серьёзно не стоит. Фильмы режиссёра, как правило, история семейная. Жена снимается, один брат продюсирует, второй пишет музыку. Абсурд абсурдом, а экономика должна быть экономной.
Рассказывать сюжет фильмов шведского сюрреалиста Роя Андерссона — всё равно что танцевать об архитектуре. Набор сюжетов с людьми странными, людьми серыми, людьми бледными. Андерссон ставит камеру и вокруг неё выстраивает декорации, будь то зал аэропорта, в котором пассажиры очень медленно катят свои тележки, или палата больницы с известным генералом, принимающим поздравления с сотым днём рождения.
Кому-то эти истории напомнят скетчи труппы «Монти Пайтон», но там, где у британцев суета и безумие, швед придерживается степенности и молчаливости, усиливая абсурдность происходящего. Камера статична (а куда ей деваться в построенной вокруг декорации?), цвета тусклые и блеклые, лица стрёмные, но, увидев однажды хотя бы один фильм Андерссона, вы никогда его не забудете. Со временем вы даже научитесь над ними смеяться. Как писал Роджер Эберт: «Мне нравится этот фильм, потому что он совершенно новый; он начинается совсем не так, как другие фильмы, и неумолимо продвигается к демонстрации логики своего отчаяния, приходя к полному отсутствию надежды. Вспоминаются имена Босха, Тати, Кафки, Беккета и Дали. Как пишет коллега Хоберман из Village Voice, „это фарсовый Ингмар Бергман“. Я добавлю: и трагический Граучо Маркс».
Тедди Гадц (Джесси Племонс) обожает теории заговоров. Он уверен, что на Землю когда-то высадились инопланетяне с Андромеды и теперь отравляют жизнь обычным людям. Например, мать Тедди (Алисия Сильверстоун) до сих пор лежит в коме после лекарств, приготовленных андромедянами. Кто в этом виноват? Конечно, фармакологическая компания, которой руководит Мишель Фуллер (Эмма Стоун), настоящая инопланетянка. Тедди с помощью аутичного кузена Дона (Эйдан Делбис) похищает Мишель, бреет ей голову, намазывает тело антигистаминным кремом и требует переговоров с руководством.
Спасибо Йоргосу Лантимосу за трудоспособность — ожидать от него фильмов в час по чайной ложке больше не приходится. Работа на английском языке привлекает к нему прекрасных актёров, и греческий режиссёр может по-настоящему наголо обрить голову суперзвезде Эмме Стоун, снимая ремейк южнокорейской картины так, что его фильм будет идеально отражать цайтгайст Америки середины 2020-х годов.
Солнечный летний Лос-Анджелес. У местных полицейских так мало работы, что они вынуждены занимать себя исключительно опасными и бессмысленными делами. Дюк (Марк Бёрнэм) продаёт наркотики, зашитые внутрь мёртвых крыс, Де Лука (Эрик Верхейм) наставляет на женщин пистолет и приказывает им показать грудь, а Раф (Эрик Жюдор) безвылазно сидит у синтезатора — он мечтает написать главный техно-трек года.
В фильмах французского режиссёра Кантена Дюпьё все немного сходят с ума. Вот и в «Неправильных копах», стилизованных под дешёвое эксплуатационное кино, каждый неадекватен по-своему. Мэрилин Мэнсон в роли зажатого малолетнего жиголо, одноглазый офицер с амбициями Скриллекса и дюжина других одиозных жителей Лос-Анджелеса. Их поступки не поддаются логике, но изрядно веселят. Главный принцип автора и в этой, и во многих других его картинах — преобладание абсурда над здравым смыслом. Если бы Дэвид Линч решил снимать похабные комедии о тщетности бытия, он бы явно ориентировался на «Неправильных копов».
Бездельник Джеффри Лебовски по прозвищу Чувак (Джефф Бриджес) жил без проблем и забот, пока однажды к нему в дом не ворвались преступники. Они перепутали мужчину с богачом-тёзкой и потребовали выплатить долг за жену. Оправившись после налёта, Чувак идёт к настоящему Лебовски. Однако богач-однофамилец просит героя об услуге: тот должен помочь ему вытащить супругу из плена.
«Большой Лебовски» — эталонная чёрная комедия братьев Коэн («После прочтения сжечь» и «Фарго»). В ней вы найдёте все знаменитые фишки дуэта: харизматичные герои-циники, сюжет, построенный на случайностях, и искрометный юмор. «Лебовски» полностью извратил жанр нуара, выведя на первый план очаровательных балбесов. В результате фильм сразу же ушёл в народ: цитаты о надёжном, как швейцарские часы, плане или ковре, задававшем стиль всей комнате, навсегда останутся в памяти любителей видеокассет.
Полицейский Николас Энджел (Саймон Пегг) настолько ответственно исполняет все свои обязанности, что на его фоне даже начальники выглядят бездельниками. Отличника в погонах отправляют с глаз долой — в глухую английскую деревушку Сэндфорд. О преступлениях тут знают только из книг, а последнее убийство произошло 20 лет назад.
Режиссёр-синефил Эдгар Райт иронизирует над киношным образом полицейского. Главный герой в «Типа крутых легавых» — нешаблонный, нелепый и чересчур ответственный страж порядка, которого сложно представить в пафосном голливудском фильме. Вместе с протагонистом постановщик деконструирует и сам жанр: в захолустный детектив он добавляет абсурдный юмор, пародию и даже элементы хоррора.
Похороны отца братьев Аарона и Райана идут не по плану. На прощании собираются родственники, которые искренне ненавидят друг друга. С каждой минутой градус враждебности повышается. Кто-то из гостей приезжает в наркотическом опьянении, кто-то явился только ради того, чтобы выяснить отношения, а ещё всех скорбящих напрягает присутствие незнакомого мужчины с дварфизмом — на протяжении нескольких часов он хочет поговорить с кем-нибудь о важной семейной тайне.
Фильм режиссёра Нила ЛаБута «Смерть на похоронах» — буквально покадровый ремейк британской черной комедии с тем же названием. На месте и сценарист оригинала Дин Крэйг, и один из ведущих актеров — звезда «Игры престолов»Питер Динклэйдж, исполняющий роль назойливого мужчины с дварфизмом. Но хватает и приятных неожиданностей: в американской версии на первом плане оказываются блистательные комики Крис Рок и Мартин Лоуренс, а ассистируют им голливудские звёзды Джеймс Марсден и Люк Уилсон. Этот разговорный циничный капустник, полный чёрного юмора, где смерть и горе — лишь повод для шутки, лучше не смотреть особо чувствительным зрителям. Иначе есть риск оскорбляться примерно каждые пять минут.
В одном жутком особняке уживаются несколько вампиров из разных эпох. Владислав (Джемейн Клемент) — кровожадный Дракула, Виаго (Тайка Вайтити) — чопорный денди из XIX века, Дикон (Джонатан Бруг) — бывший солдат вурдалакской армии Гитлера, а Петир (Бен Френшам) — самый старый и почти иссохший упырь. Они соглашаются сняться для любительского документального фильма и рассказать, как живут вампиры по-настоящему.
Ещё до фильмов «Тор: Рагнарёк» и «Кролик Джоджо» режиссёр Тайка Вайтити снимал хулиганские инди-комедии у себя на родине, в Новой Зеландии. «Реальных упырей» он поставил в соавторстве с Джемейном Клементом. От первого здесь — абсурдный юмор про смерть и тщетность бытия. От второго — структура телевизионной комедии: в фильме почти нет сюжета, а действие больше напоминает бессвязный набор ударных сцен из ситкомов. Это делает «Реальных упырей» идеальным кандидатом для уютного вечернего просмотра: в центре внимания только инфантильные вампиры и их безумные выходки.
Компания студентов планирует провести выходные в лесу. Когда в их отряде пропадает девушка, они подозревают в похищении жутких бородатых реднеков на пикапе — Дэйла и Такера. Криповые южане оказываются ни при чём, но подростки, пытаясь упрямо спасти подругу из «плена», начинают гибнуть самыми дурацкими способами: то наткнутся на сук дерева, то упадут в садовый измельчитель.
«Убойные каникулы» — это слэшер, где формально нет никакого злодея. Волею судеб (и по собственной глупости) герои-подростки нелепо самоустраняются в пейзажах захолустной Америки. И мстят за это предполагаемым убийцам — Дэйлу и Такеру. В фильме Эли Крэйга очень много сцен насилия с оторванными конечностями и головами, но ещё больше — уморительно нелепых эпизодов, которые мастерски высмеивают наивные фильмы ужасов.
Комик-группа «Монти Пайтон» пытается ответить на главные вопросы мироздания. Существует ли смысл жизни? Что с нами будет после смерти? Как религия влияет на взгляды людей? От главных провокаторов XX века не стоит ждать вменяемых ответов. Британские абсурдисты в привычной манере поднимут на смех всех: и великих мыслителей, и богословов, и даже самих себя.
Третий полнометражный фильм коллектива «Монти Пайтон» представляет из себя набор остроумных скетчей, которые прослеживают судьбу человека от рождения до самой смерти. Они не связаны сюжетом, а иногда даже разнятся по стилю юмора: есть как интеллектуальные абсурдистские зарисовки о религии, так и пошлая сатира с шутками ниже пояса. За причудливые декорации и анимационные вставки отвечает Терри Гиллиам — режиссер знаменитых «12 обезьян» и «Бразилии».
Майкл Пирсон (Мэттью МакКонахи) начинал с продажи марихуаны студентам, а теперь владеет серьезными сетями поставок наркотиков. Однажды он понимает, что ему пора гордо уйти на пенсию, но сделать это оказывается не так уж и просто. Под Майкла копают местный докучливый журналист, азиатская мафия и мелкие преступники. Прежде чем заслужить долгожданный бессрочный отпуск, Пирсону придётся разобраться со всеми проблемами разом.
Гай Ричи вернулся к фирменной криминальной эстетике, но не обошёлся без апгрейда. Циничные преступники с острыми языками и пейзажи лондонских многоэтажек на месте, а вот лоска стало больше: теперь герои ходят в стильных костюмах, да и отношения предпочитают выяснять не кулаками, а в диалоге. Кажется, Ричи и сам понимает, что время уличных банд бесповоротно ушло — настала пора дельцов и бизнесменов. Однако от жанрового задора режиссёр не отказался: в «Джентльменах» не по-джентльменски часто матерятся, убивают друг друга и продумывают подлые многоходовочки.
Криминальный авторитет Михалыч (Никита Михалков) решает испытать двух нерадивых бандитов — Серёгу (Алексей Панин) и Саймона (Дмитрий Дюжев). Им нужно всего лишь приехать в указанную точку и поменять чемодан с наркотиками на чемодан с деньгами. Судьба оказывается к ним настолько благосклонна, что преступники получают сразу два кейса — и с купюрами, и с героином.
«Жмурки» стали первым фильмом Балабанова, который он снимал не по своему сценарию. В результате в фирменный авторский стиль просочились нетипичные для него китчевые жанровые элементы. Криминальный боевик с Дюжевым и Паниным напоминает лубочный комикс о 90-х: здесь и россыпь колоритных анекдотичных персонажей, и фактурные декорации криминального Нижнего Новгорода, и, в конце концов, залихватский сюжет. От Балабанова здесь — остроумное высказывание о том, как лихо вчерашние бандиты переоделись в чиновничьи костюмы.
Генерал Джек Д. Риппер (Стерлинг Хэйден) запускает «план R», а значит, ядерные боеголовки в любой момент могут полететь в сторону СССР. Военный обманул своих коллег на базе и заявил им, что война была инициирована руководством США. Теперь самые важные политики страны пытаются пробиться к Рипперу и отменить запуск ракет. Но обезумевший генерал настолько одержим, что его не может остановить даже целая армия.
Стэнли Кубрик снял этот фильм в 1964 году, в самый разгар холодной войны. Удивительно, но едкая сатира на политическую обстановку десятилетия совершенно точно попадает и в дух 2020-х. Чиновники-самодуры, обескураженные граждане и страх ядерных ударов — все и всё смешалось в абсурдистском сюжете «Доктора Стрейнджлава». Одни верят в то, что коммунисты отравляют воду фтором. Другие тратят бесценное время на споры в кабинетах. Сложно найти комедию актуальнее и достовернее.