Осенние фильмы, которые можно пересматривать каждый год
Вязаные свитера, желтые листья и промозглый ветер — традиционные атрибуты осеннего сезона, который, как известно, приходит с первыми числами сентября. Будучи самым меланхоличным временем года, осень была, есть и будет оставаться вдохновением для миллионов кинематографистов со всего света. Дождливое настроение можно встретить как во всенародно любимом «Обществе мертвых поэтов» Питера Уира, так и в недавней экранизации «Маленьких женщин» Греты Гервиг. В нашей сегодняшней подборке собраны старые и новые фильмы с осенними мотивами — в цветах, декорациях, диалогах и даже сюжете.
Поздние миллениалы выросли на «Зачарованных», а ранние — на «Практической магии». Третья режиссерская работа голливудского актера Гриффина Данна («Американский оборотень в Лондоне») поначалу была достаточно прохладно принята и критиками, и зрителями. При бюджете в 75 млн долларов «Практической магии» удалось собрать в прокате всего 63. Однако с годами, а точнее десятилетиями, романтическая комедия о сестрах-ведьмах обрела культовый статус и заняла почетное место в списке лучших фильмов 90-х годов. Не так давно Warner Bros. официально объявила о разработке сиквела «Практической магии», в который вернутся все старые актеры. Очевидно, пришло время вновь пересмотреть оригинал.
Главные героини картины — сестры Салли и Джиллиан Оуэнс (Сандра Буллок и Николь Кидман) — стали ведьмами не по желанию, но по крови. Каждая женщина в их семье обладала особенным магическим даром, но, как правило, умирала несчастной и одинокой. Так уж повелось, что все мужчины, в которых когда-либо были влюблены женщины из рода Оуэнс, умирали жестокой и трагической смертью. В надежде избежать жуткого проклятья Салли накладывает на себя защитное заклинание, Джиллиан же, напротив, бросается в необузданные романтические приключения. «Практическая магия» — не только отличная находка на Хэллоуин, но и невероятно атмосферное осеннее кино, в котором нашлось место и для пожелтевших листьев, и для дождливых вечеров.
«Субмарина» — тихий режиссерский дебют комика, актера и шоумена Ричарда Айоади, наиболее известного по ситкому «Компьютерщики», выходящему в нулевых годах. В британском кино Айоади — фигура колоритная как на экране, так и за его пределами. Неудивительно, что и «Субмарина» вышла фильмом очень уж не шаблонным, говорящим на знакомые темы совершенно непривычным для массового зрителя визуальным языком. «Субмарина» разрывается от клипового монтажа и бесконечных невротических диалогов, страдает от отсутствия ярких эмоций и проговоренных чувств, теряется в гигантском хронометраже и эстетичных кадрах. И всё же это идеальное осеннее кино со всеми необходимыми составляющими: меланхоличной музыкой, пастельным цветокором и многочисленными лирическими отступлениями.
Сюжет «Субмарины» разворачивается вокруг 15-летнего Оливера Тейта (Крэйг Робертс), который тяжело переживает разлад в отношениях родителей (Салли Хокинс и Ноа Тейлор), а потом и сам внезапно влюбляется в драчливую и непредсказуемую одноклассницу Джордану (Ясмин Пейдж). Как это часто бывает, подростки находят общий язык далеко не сразу: страхи и комплексы больно ранят, оставляя в сердце большие рубцы. Путем проб и ошибок главным героям все-таки удается найти путь друг к другу и обрести долгожданную гармонию.
При разговоре об осеннем кино сложно не вспомнить мелодраму «Когда Гарри встретил Салли» — квинтэссенцию желто-красного настроения. Вопреки устоявшейся традиции, этот фильм отнюдь не меланхоличный, напротив — он очень яркий, смешной и праздничный. Громоздкие проблемы в отношениях Гарри (Билли Кристал) и Салли (Мег Райан) нивелируются шутками и разговорами на откровенные темы. Осень в кадре — метафора взросления, через которое проходят главные герои на протяжении всего сюжета.
Невероятно, но факт: в основу сценария «Когда Гарри встретил Салли» легли реальные случаи из жизни режиссера Роба Райнера и сценаристки Норы Эфрон, которые на протяжении многих лет были близкими друзьями (а может, и чем-то больше).
Забавная сказка о трех сумасшедших ведьмах (Бетт Мидлер, Кэти Нэджими, Сара Джессика Паркер), воскресших аккурат под 31 октября, неизменно найдется в коллекции каждого настоящего киномана. «Фокус-покус» — тот самый фильм из детства, к которому всегда хочется возвращаться: в нём таится ощущение радости, предвкушение прекрасно проведенного вечера в компании подушки и одеяла. При желании к просмотру оригинала можно добавить одноименный сиквел 2022 года, в котором ведьмы снова воскресают и по привычке начинают творить безумства.
Сюжет «Фокус-покуса» отсылает к периоду салемской охоты на ведьм, в ходе которой были убиты три сестры Сандерсон: Винифред, Мэри и Сара. К счастью, перед непосредственной смертью Винифред удается произнести пророчество, согласно которому души сестер Сандерсон смогут воскреснуть, если в ночь на Хэллоуин в их доме будет зажжена черная свеча. Спустя 300 лет после этих событий подросток по имени Макс Деннисон (Омри Кац) случайно запускает проклятье в действие.
«Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт — одна из самых экранизируемых книг в истории современного кинематографа. Примечательно, что каждая отдельная адаптация романа о взрослении сестер Марч имеет свое собственное «сезонное» настроение. Так, фильм Джиллиан Армстронг 1994 года снят в рождественских декорациях, в британском мини-сериале 2017 года преобладает летняя палитра, оскароносная картина Греты Гервиг 2019 года, очевидно, вдохновляется осенью. Помимо красивых «золотых» пейзажей, в новых «Маленьких женщинах» можно услышать минималистичный фортепьянный саундтрек композитора Александра Деспла.
Действие фильма разворачивается в конце XIX века. В центре сюжета — семейство Марч, в котором воспитываются сразу четыре девочки: Маргарет (Эмма Уотсон), Джозефина (Сирша Ронан), Бетси (Элайза Сканлен) и Эми (Флоренс Пью). Когда в стране начинается Гражданская война, глава семейства (Боб Оденкёрк) вынужден уйти на фронт, а девочки остаются наедине с сердобольной матерью (Лора Дерн) и пронырливой богатой тетей (Мэрил Стрип). Временное одиночество Марчей разбавляют соседи в лице Лори (Тимоти Шаламе) и его учителя Джона (Эдвард Нортон).
«Общество мертвых поэтов» Питера Уира рассказывает о группе студентов элитной американской школы (Роберт Шон Леонард, Итан Хоук, Джош Чарльз, Гейл Хэнсен, Дилан Кассман), которая отличается консервативными устоями в вопросах воспитания. Однажды в учебном заведении появляется новый учитель литературы Джон Китинг (Робин Уильямс) — амбициозный молодой мужчина, стремящийся вселить в учеников любовь к литературе, искусству и самой жизни. Смелые и творческие идеи Китинга идут вразрез с учебным планом руководства, но быстро врезаются в сердца школьников.
Сентябрь традиционно ассоциируется с началом учебы, а школьные драмы — с осенью. Возможно, именно по этой причине «Общество мертвых поэтов» кажется фильмом, который лучше всего смотреть именно в это время года. Осенней атмосфере сопутствует и выбранный режиссером минорный тон фильма, который рискует вывести сердобольного зрителя на слезы.
Лирическая комедия «Курьер» Карена Шахназарова несет в себе ощущение осени как очередного этапа взросления, на пороге которого оказывается главный герой фильма. Уже не ребенок, но еще не мужчина, Иван Мирошников (Фёдор Дунаевский) оканчивает школу, но проваливает экзамен в институт, куда мечтал поступить. В итоге мать устраивает его на работу курьером в журнал «Вопросы познания». Первая же посылка сводит его с девушкой Катей (Анастасия Немоляева), в которую Иван быстро и безвозвратно влюбляется.
Всенародно любимый «Курьер» может украсить собой любую дружную посиделку даже в том случае, если каждый из гостей фильм видел, — что вероятно, ведь цитаты из «Курьера» передаются нам с молоком матери, а в Базине каждый хоть раз узнавал себя.
Редкий триллер в нашей подборке вновь отсылает к наследию Хэллоуина, однако в этот раз магические силы оборачиваются против самих ведьм, изощренно выворачивая их заветные желания. «Колдовство» идеально подойдет тем, кто устал от бесконечных пересмотров «Зачарованных», «Практической магии» и «Фокус-покуса». Это бодрое кино, снятое в лучших традициях подростковых хорроров тех лет — «Факультета», «Крика» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом».
В центре сюжета — четыре старшеклассницы (Робин Танни, Нив Кэмпбелл, Файруза Балк, Рэйчел Тру), которые объединяются в ковен, чтобы получить мощные магические силы. У каждой из девушек есть свои жизненные трудности, с которыми она желает справиться с помощью ведьмовства. По мере того как силы героинь растут, их женская солидарность начинает распадаться.
И снова советская классика, на этот раз от Георгия Данелии. Главный герой «Осеннего марафона» — немолодой мужчина Андрей Бузыкин (Олег Басилашвили) — страдает от кризиса среднего возраста и мечется между женщинами, которые ему совсем не нужны. Андрей вынужден вновь и вновь оказываться в сложных жизненных ситуациях из-за собственного неумения сказать слово «нет» не только когда хочется, но и когда надо.
Помимо говорящего названия, «Осенний марафон» предлагает целую россыпь желто-красных пейзажей, на фоне которых развиваются главные события фильма. Хорошее настроение «Осенний марафон» вряд ли подарит, а вот задуматься заставит точно.
Фанаты «Клуба „Завтрак“» и «Шестнадцати свечей», вам сюда. «Огни святого Эльма» Джоэла Шумахера — духовный наследник школьных комедий Джона Хьюза — вновь собирает на большом экране актеров поколения brat pack: Эмилио Эстевеса, Джадда Нельсона, Роба Лоу, Эндрю МакКарти и Элли Шиди. В центре сюжета — компания близких друзей, связанных общими детскими воспоминаниями. Каждый из героев сталкивается со сложным, кризисным временем, когда поддержка и внимание близких — единственное, на что можно опереться.
По тону и настроению «Огни святого Эльма» — промозглое, мрачное кино, поднимающее сложные, злободневные темы самоидентификации, неразделенной любви, зависимости от наркотиков и депрессии. Ощутимо выросшие из образов старшеклассников герои Шумахера впервые пробуют реальную жизнь на вкус, ощущая ее горько-сладкое противоречие. Смотреть только в теплой компании самых стойких и проверенных друзей.