Опытный выживальщик и истинный революционер: 9 фильмов с Киллианом Мёрфи
Киллиан Мёрфи исполняет главную роль в добравшемся до проката биографическом фильме Кристофера Нолана «Оппенгеймер». Ирландец Мёрфи, звезда сериала «Острые козырьки», театральный актер и диджей — кинодеятель из категории «всё или ничего». Его либо отчаянно обожают, либо на дух не переносят. Он умеет перевоплощаться в самые противоречивые образы, потому совершенно преступным является тот факт, что у него до сих пор так мало международных наград. Рассказываем о самых ярких картинах актера.
Фильм ирландки Кёрстен Шеридан, после которого об актере Киллиане Мёрфи заговорили как о будущей звезде. Картина была снята по одноименному спектаклю, в постановке которого Мёрфи принимал участие еще в 1996 году. Но экранизировать пьесу удалось лишь 5 лет спустя. Согласно сюжету парень и девушка со смешными прозвищами Свин (Мёрфи) и Свинка (Элейн Кэссиди) дружат с самого рождения. Они появились на свет в одном роддоме и с тех пор практически не расставались. Однако теперь, когда им обоим по 17, их отношение друг к другу начинает меняться. Они начинают видеть друг в друге мужчину и женщину, и для каждого их них совершенно непонятно, что делать с этим событием. Фильм Шеридан получил резонансный отклик среди молодых зрителей и был назван критиками чуть ли не манифестом нового поколения.
Кастинг-директор режиссера Дэнни Бойла заметил Киллиана Мёрфи как раз в «Дискосвиньях». Это способствовало резкому взлету карьеры актера — его тут же пригласили в картину о зомби-апокалипсисе «28 дней спустя». В этом фильме герой Мёрфи по имени Джим должен добраться до остатков цивилизации после того, как мир был заражен вирусом невиданной по силе агрессии. В то время как в Великобритании свирепствовала эпидемия, мгновенно передающаяся через кровь, Джим находился в коме. И вот придя в себя, он должен спастись и понять, как жить в мире, правила игры которого радикально изменились. Фильм Бойла стал абсолютным хитом, собрав в прокате 82 миллиона долларов при относительно скромном бюджете в 8 млн. А голливудские продюсеры остались в восторге от актерского мастерства Мёрфи, и потому больших предложений ирландцу долго ждать не пришлось.
Мёрфи не зря называют актером-хамелеоном: в его карьере есть как положительные, так и резко отрицательные герои, и последние ему удаются так же блестяще. Первой подобной ролью для Мёрфи стал персонаж доктора Крейна в фильме «Бэтмен: Начало», который дал старт многолетнему сотрудничеству Кристофера Нолана и ирландского актера. «Бэтмен: Начало» является первой частью трилогии об известном супергерое вселенной DC Comics: в ней рассказывается о детстве и юности будущего Бэтмена. В совсем юном возрасте он стал свидетелем жестокой расправы над своими родителями, что сразу определило его судьбу — юный Брюс Уэйн решил бороться с несправедливостью, царящей в мире. Интересно, что изначально Мёрфи пробовался именно на роль главного героя. Продюсеры проголосовали за Кристиана Бэйла, но Нолан остался под таким впечатлением от игры Мёрфи, что тут же закрепил за ним роль Джонатана Крейна.
2000-е критики окрестили пиком карьеры Мёрфи. Он продолжал исследовать свои актерские возможности и браться за самые трудные амплуа. Роль в комедийной мелодраме «Завтрак на Плутоне» Нила Джордана принесла ирландцу номинацию на престижную премию «Золотой глобус». Мёрфи тут совершенно преображается, выходит из зоны комфортных ролей и играет транс-женщину по имени Китен. Она родилась в семье строгого священника и всегда чувствовала себя белой вороной. Ей часто приходилось несладко, но природные ум и чувство юмора помогали выживать в ирландской глубинке. Но вот Китен стала взрослой, и теперь у нее есть возможность сбежать в шумный Лондон 1970-х на поиски матери. Этот обманчиво легкий фильм на деле поднимает непростые темы — такие, как поиск своих корней и собственного я.
За роль в этом фильме Мёрфи получил свою единственную на сегодняшний день кинонаграду, которую вручили ему не в Ирландии — премию британского журнала GQ. Однако сам фильм получил «Золотую пальмовую ветвь», главный приз Каннского фестиваля, так что момент славы, пусть и без личной награды, после премьеры картины Мёрфи был обеспечен. Действие фильма Кена Лоуча, живого классика британского соцреализма в кино, происходит в Ирландии накануне Гражданской войны, в разгар волнений начала XX века. Рабочие и крестьяне готовы проливать кровь, чтобы обеспечить себе и своим детям независимость. Герой Мёрфи оставляет престижную работу врачом, чтобы вершить революцию, которая должна привести к свободе. Он и его родной брат оказываются по разные стороны баррикад.
Действие картины Дэнни Бойла, с которым Мёрфи продолжил сотрудничество, происходит уже не в столь далеком будущем — в 2057 году. Человечество находится на грани гибели — Солнце, источник, казалось бы, вечного тепла, начинает гаснуть. Чтобы воспламенить самую важную звезду снова, люди должны связаться с космическим кораблем «Икар-2». Его экипаж, среди которого находится и герой Мёрфи, физик Кейпа, отправляется к Солнцу, чтобы запустить в него мощную бомбу и таким образом возродить звезду. Но где-то вблизи Меркурия до космического корабля доносятся сигналы с «Икара-1», пропавшего несколько лет назад. Это происшествие судьбоносно меняет планы экипажа. Для подготовки к своей роли Мёрфи специально встречался со знаменитым физиком Брайаном Коксом, чтобы узнать последние достижения в этой сложной области знаний, а также понаблюдать за привычками и движениями самого ученого, чтобы использовать эти сведения при создании образа экранного физика.
В первом фильме Кристофера Нолана, основанном на реальных исторических событиях, а не на оригинальном сценарии, Мёрфи также получил роль. Таким образом, Нолан и Мёрфи работали вместе уже в пятый раз. Ирландец сыграл одного из спасенных солдат, имя которого зритель даже не узнает. Таких бойцов во время Дюнкерской операции погибли тысячи. «Дюнкерк» — это история эвакуации британских войск и их союзников из немецкого окружения в начале Второй мировой войны. В этой картине нет главного героя или основной сюжетной линии — это фильм-ощущение, фильм-переживание, в котором враг и время оказываются одинаково неумолимы. Историческая лента Нолана получила 8 номинаций на премию «Оскар» и выиграла в 3 из них. Многие критики до сих пор считают этот фильм лучшим в карьере режиссера, уровень которого будет сложно превзойти.
Едкая комедия британки Салли Поттер о компании буржуа, собирающихся на изысканный ужин. Как и следует по законам жанра, вскоре развесёлый вечер превратится в ад. Герои будут перемывать друг другу кости и выдавливать из себя капли лицемерного сочувствия к ближнему. Мёрфи в фильме Поттер отведена роль успешного банкира, который не расстается с пистолетом и кокаином. Ирландский актер появляется в «Вечеринке» в завидной компании — вместе с ним на экране можно видеть Патришу Кларксон, Бруно Ганца, Кристин Скотт Томас, Тимоти Сполла и других известных актеров. Фильм Салли Поттер — это меткое упражнение в остроумии в духе «Скромного обаяния буржуазии», которое цепляет не только бьющими точно в цель шутками, но и компактным хронометражем в 70 минут.
В первой части изобретательного хоррора мы узнали, что мир пережил апокалипсис. Теперь главные на планете не люди, а монстры с очень чутким слухом. Они не чувствуют запахов и слепы, но очень быстры и способны уловить буквально шевеление травинки. Никто не знает, как их убить. Единственный шанс человечества выжить — не издавать никаких звуков. Уцелевшие члены семьи Эббот покидают дом, который годами служил им укрытием. Монстры, чуткие к громким звукам, всё еще выслеживают людей вокруг. Отца, которого сыграл режиссер фильмов Джон Красински, нет рядом, но мальчик, девочка и их мать (Эмили Блант) научены постоять за себя. Однако с собой они несут всегда готового заплакать во весь голос младенца. Другие люди, которые всё же обнаружились в постапокалиптическом мире, не обязательно готовы приютить опасное семейство. Например, Эбботы встречают отшельника в бункере: помятого, бородатого, очень грустного, но всё равно жутко обаятельного Эмметта (Киллиан Мёрфи), который им совсем не рад. «Тихое место 2» достойно продолжает события первого фильма. Перед нами одновременно и отличная самостоятельная картина, и грамотный сиквел.