Ограбления, убийства, Новый год: 10 неочевидных праздничных фильмов
Рождество и Новый год — время семьи, вечеринок и веселых застолий. Кинематографисты очень любят рассказывать трогательные истории о том, как праздник объединяет людей. Но далеко не все. Порой рождение Христа и встреча Нового года становятся фоном для более мрачных и безбашенных историй. Мы решили помочь вам разбавить коллекцию праздничных фильмов и выбрали 10 неординарных картин, за которыми приятно скоротать зимний вечер.
Также советуем посмотреть нашу подборку лучших рождественских и новогодних сериалов.
В поисках рождественского подарка для своего сына Билли (Зак Гэллиган) Рэндалл Пельтцер находит идеальный вариант — пушистого могвая Гизмо. Однако уход за милым ушастым зверьком — это огромная ответственность, поскольку существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать. Могвая следует держать вдали от яркого света, никогда не мочить и не кормить после полуночи. Несмотря на все предупреждения, на Гизмо попадает вода, из-за чего рождается следующее поколение жестоких могваев. Жуткие гремлины заполоняют тихий городок Кингстон-Фолс, и праздник оказывается под угрозой.
Если бы Стивен Спилберг не прочитал сценарий 25-летнего Криса Коламбуса и не счел, что ничего более оригинального не читал уже давно, то никаких гремлинов мир бы знать не знал. Что интересно, Спилберг, взявшийся продюсировать картину, видел на месте режиссера Тима Бёртона, чей «Франкенвинни» произвел на него большое впечатление. Сейчас остается только гадать, во что бы превратил фильм Бёртон, но «Гремлины» Джо Данте — черная комедия с примесью хоррора, снятая с болью из-за необходимости работы с марионетками. Особенно всех достала постоянно ломающаяся кукла Гизмо. Симпатичного могвая даже потом прикрепили на доску для игры в дартс, чтобы съемочная группа метала в него дротики.
Остановив Джокера, Бэтмен (Майкл Китон) сталкивается с новым врагом — гротескным злодеем Пингвином (Дэнни ДеВито), который под Рождество вылезает из канализации с бандой цирковых исполнителей. Он хочет отомстить высшему обществу Готэма, однако когда нападение проваливается из-за вмешательства Темного рыцаря, Пингвин придумает новый план. Объединившись с коварным бизнесменом Максом Шреком (Кристофер Уокен), он намерен подставить Бэтмена и стать новым мэром города. Одновременно с этим в Готэме появляется загадочная Женщина-кошка (Мишель Пфайффер), которая жаждет отомстить Шреку и видит в Бэтмене одновременно помеху и партнера.
Один из самых лучших фильмов о Бэтмене и одновременно самый мрачный. При всем уважении к Кристоферу Нолану, достичь того макабра, который творит Тим Бёртон, смешивая рождественские декорации со своими фриками (и пингвинами!), не удалось никому: Пфайффер в обтягивающем латексе закидывала в рот настоящую птицу, а ДеВито испускал изо рта неприятную жижу. Майкл Китон посреди всего этого кажется максимально довольным: за выход в роли Бэтмена второй раз он получил в два раза больше, чем в первый, — аж 10 млн долларов. Правда, он тогда еще не подозревал, что снова надеть костюм летучей мыши ему придется ради блокбастера «Флэш», где его герой особенно бесславно погибал на поле бесконечной битвы.
Продавец продуктового магазина Саймон (Десмонд Аскью) время от времени продает на работе наркотики, и у него даже появились постоянные клиенты. Однажды в тихий канун Рождества в магазин в поисках дозы экстази заходят звезды мыльных опер Адам (Скотт Вульф) и Зак (Джей Мор), однако вместо Саймона за кассой обнаруживается Ронна (Сара Полли). Отчаянно нуждаясь в деньгах, Ронна берется добыть для них наркотики и не подозревает, что Адам и Зак тайно работают на одержимого агента по борьбе с наркотиками Бёрка (Уильям Фихтнер).
Сценарный дебют Джона Огаста, который сейчас ведет с Крэйгом Мэйзином безумно интересный подкаст Scriptnotes. Снимал фильм Даг Лайман, только-только отошедший от успеха своего второго фильма «Свингеры», запустившего карьеры Винса Вона и Джона Фавро. По «Экстази» не скажешь, что у Лаймана впереди сплошь боевики вроде «Мистера и миссис Смит» и «Грани будущего»: фильм больше походил на ранние картины Кевина Смита или, как писал рассерженный критик Леонард Молтин, был «Криминальным чтивом» для маленьких. Впрочем, это не помешало картине обрасти флером культового кино, и в 2024-м, когда будет отмечаться 25-летие со дня релиза, многие кинокритики вспомнят, как это кино повлияло на современный независимый кинематограф.
Успешный бизнесмен Луи Уинторп III (Дэн Эйкройд) и неудачливый жулик Билли Рэй Валентайн (Эдди Мёрфи) неожиданно для себя становятся пешками в игре богатых братьев Дьюк. Перед Рождеством они решают проверить, что будет, если поменять местами двух непохожих друг на друга людей из разных слоев общества. Они подстраивают всё так, чтобы Уинторп лишился всего: работы в их компании, возлюбленной, уважения друзей и коллег. Вместо него они нанимают Валентайна, который не против по-быстрому заработать. Однако все планы рушатся, когда Уинторп и Валентайн узнают о пари братьев и решают объединить усилия, чтобы покончить с Дьюками.
Невероятно популярный фильм видеосалонов на территории бывшего СССР в 1980-х. Мёрфи вряд ли знал, что за океаном у него огромная армия поклонников: на фильмы «с эдимёрфи» ходили с такой же радостью, как и на боевики с участием Сильвестра Сталлоне и Арнольда Шварценеггера. Мёрфи был настоящей звездой комедии, но при этом его первое появление на большом экране в боевике «48 часов» студия Paramount Pictures сочла неудачным. Мёрфи чудом оказался в «Поменяться местами» — поначалу там должна была сниматься другая популярная кинопарочка, Ричард Прайор и Джин Уайлдер. Однако в итоге фильм стал настолько популярным, что собрал в Штатах 90 млн долларов (на дворе 1983 год, это огромная сумма!) и упрочил свой статус суперзвезды комедии.
Роджер Мёрто (Дэнни Гловер) — стареющий семьянин и сдержанный ветеран полиции, который пытается добраться невредимым до пенсии. Мартин Риггз (Мэл Гибсон) — суицидальный полицейский, и его мало волнует, доживет ли он до конца дня. Неохотно объединившись под Рождество для раскрытия убийства дочери банкира, маловероятный дуэт раскрывает опасную сеть контрабандистов наркотиков, использующих бывших военных наемников. Чтобы остановить их, Мёрто и Риггс должны научиться доверять друг другу и вместе выступить против смертоносной преступной организации.
Выпускник калифорнийского университета Шейн Блэк сочинил сценарий с оглядкой на «Грязного Гарри», эдакий городской вестерн, в котором действовали обычные копы, лилась кровь, герои говорили сквозь зубы, а в финале знак «Голливуд» засыпало белым порошком. Сценарий попал к режиссеру Ричарду Доннеру, который счел его мрачноватым и попросил добавить комедии. В итоге родилась одна из самых знаменитых франшиз о напарниках поневоле, фраза «Я слишком стар для этого дерьма» (произносившему ее Дэнни Гловеру было всего 40 лет), а также роскошная пародия «Заряженное оружие», где на месте Гловера был Сэмюэл Л. Джексон.
Лондонский гангстер Гарри Уотерс (Рэйф Файнс) отправляет ирландских киллеров Кена (Брендан Глисон) и Рэя (Колин Фаррелл) в бельгийский город Брюгге на Рождество. Им предстоит переждать там шумиху после неудачного дела, в ходе которого Рэй случайно убил ребенка. В ожидании звонка от босса Кен с большим удовольствием осматривает достопримечательности средневекового города, и только Рэй, переживающий из-за смерти невинного, не способен оценить местные красоты. И пока Рэй пытается разобраться в своей жизни, Кен получает особый приказ от Гарри — покончить с молодым киллером, от которого слишком много проблем.
Черный юмор как будто создан для неочевидных рождественских фильмов, а «Залечь на дно в Брюгге» мог бы стать их королем. История о двух незадачливых киллерах — режиссерский дебют драматурга Мартина МакДоны в полном метре. Всё началось с того, что МакДона однажды поехал в Брюгге на выходные: «Я ничего не знал о городе, а когда приехал, был поражен его красотой. В первый же день я побывал во всех музеях и соборах, и к середине второго дня у меня зубы сводило от скуки — в каждом соборе я был по четыре раза. Хотелось нажраться, поспать и свалить оттуда». По приезде в Лондон МакДона начал думать: а что, если в Брюгге прибудут два человека, которым совсем не надо там находиться? Так зародился фильм, моментально нанесший маленький бельгийский городок на кинокарту мира.
Чарли (Вуди Харрельсон) — сотрудник транспортной полиции Нью-Йорка с горой игровых долгов, а Джон (Уэсли Снайпс) — его ответственный и зачастую раздраженный приемный брат. Когда жизнь Чарли резко летит под откос из-за проблем с букмекерами, он решает всё исправить и ограбить под Новый год «денежный поезд», который перевозит ежедневные доходы транспортного управления. В связи с этим Джону предстоит решить, предотвратить ли преступление Чарли или присоединиться к ограблению, чтобы помочь непутевому братцу.
На постере комедии 1995 года значились только имена актеров — Уэсли и Вуди. Всем и так было ясно, что это Снайпс и Харрельсон, настолько хорошо зрители знали их и любили. Дуэт уже третий раз работал вместе (после комедий «Дикие коты» 1986 года и «Белые не умеют прыгать» 1992-го), так что их возвращения на экран ждали. Увы, рождественского чуда не произошло, «Денежный поезд» со свистом пролетел в прокате, провалившись так, что больно было смотреть (всего 35 млн долларов в США), а критики оттачивали на нем свое остроумие, дескать, в третий раз ничего не вышло, поезд тормозит, харизмы не видать, да еще и Дженнифер Лопес тут зачем-то (отношение к певице, делающей первые шаги в кино, было крайне негативным). Заодно преступники начали повторять показанный в фильме прием «факел», и после семи подобных случаев в реальной жизни кандидат в президенты Боб Доул даже призвал бойкотировать картину.
На пути из Нью-Йорка в Грецию в канун Нового года величественный пассажирский корабль «Посейдон» настигает приливная волна, переворачивая судно. После смерти капитана (Лесли Нильсен) выжившие пассажиры, в том числе преподобный Скотт (Джин Хэкмен), собираются вместе в бальном зале корабля. Им предстоит предотвратить пожары, наводнения и механические неисправности, пробираясь через лабиринт лестниц и туннелей в отчаянной попытке выбраться из водной могилы.
Сейчас трудно представить, но канадец Лесли Нильсен в начале карьеры играл в драмах и появлялся в качестве знойных красавцев в романтических ролях. Иными словами, никогда не скажешь, что в 1980-х он резко сменит амплуа и станет одним из главных комедиантов своего времени и звездой пародий вроде «Аэроплана» и «Голого пистолета». «Посейдон» стал одним из последних «серьезных» фильмов с участием Нильсена и даже был номинирован на 9 премий «Оскар». Что интересно, картина может похвастаться аж двумя наградами Американской киноакадемии: за песню и за визуальные эффекты.
Неудачливый вор Гас (Дэнис Лири) вынужден в канун Рождества скрываться от полиции после провального ограбления. В попытке залечь на дно он пробирается в дом семьи Шассер и берет в заложники супругов Ллойда (Кевин Спейси) и Кэролин (Джуди Дэвис). Постепенно Гас понимает, что оказался в настоящем аду: муж и жена неустанно ссорятся и скандалят, что невозможно действует на нервы грабителю. Ситуация только ухудшается, когда в дело вмешиваются сын пары и родственники Ллойда. Гасу ничего не остается, кроме как стать судьей и разрешить их разногласия, прежде чем его схватит полиция.
Режиссер Тед Демме (родственник Джонатана Демме, снявшего «Молчание ягнят») начинал свою карьеру на MTV в период расцвета музыкального канала и, по сути, запустил карьеру Лири, когда нашел его, начинающего стендапера, и позвал сниматься в минутных промо MTV. Конечно, когда «Осторожно, заложник!» вышел в прокат, студия промоутировала фильм в стиле «Посмотрите на того парня с MTV!» и жестоко просчиталась — то ли аудитории канала и кинозалов не настолько пересекались, то ли за два года, что Лири не показывали в промо, он забылся, но провал в прокате был достаточно жестким (сборы едва дотянули до 11 млн долларов). А зря — кино смотрится довольно неплохо и сейчас уже может оказаться в списке незамеченных хитов 1990-х.
Работая в канун Нового года в отеле в Голливуде, новый коридорный Тед (Тим Рот) еще не представляет, что его ждет. Присматривая за гостями в полном одиночестве, он сталкивается с ревнивым мужем и шабашем ведьм, разбирается с безумными замашками пьяных приятелей и усмиряет шаловливых детишек гангстера. Пытаясь поддерживать порядок в отеле и спасая свою жизнь, незадачливый коридорный встречает одного невменяемого гостя за другим.
Киноальманах, который вовсю позиционировался как «фильм Квентина Тарантино», на самом деле был результатом сотрудничества четырех режиссеров. Помимо Тарантино (он снял финальную историю «Человек из Голливуда»), в проекте были заняты Роберт Родригес (сегмент «Шалуны»), Александр Рокуэлл («Не тот человек») и Эллисон Андерс, у которой в шабаше ведьм снималась Мадонна и получила за свою работу «Золотую малину» как худшая актриса второго плана. И хотя критики разнесли фильм в пух и прах, он, как и все проекты, к которым хоть как-то прикасается Тарантино, со временем приобрел культовый статус.