Один в космосе, в пустыне и огромном мегаполисе: Фильмы про одиночество
«Ад — это другие», — заключил однажды французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр. Но и одиночество не избавляет от страданий и конфликтов. Напротив, страх остаться наедине с собой порой тяготит еще больше. Подобный опыт бывает непростым, но почти всегда несет за собой неожиданные и глубокие открытия. Предлагаем ознакомиться с фильмами, в которых герои в разных обстоятельствах переживают одиночество.
Бывшая учительница Ферн (Фрэнсис МакДорманд), недавно пережившая смерть супруга, долгие годы работала на заводе в городке Эмпайр. После закрытия предприятия шестидесятилетняя женщина остается без постоянного заработка. Продав всё нажитое и купив фургон, Ферн отправляется в дорогу, которая теперь и будет ее жизнью. С этого момента она — одна из множества американских кочевников, у которых нет определенной точки под названием «дом». Есть только беспрестанный путь от места к месту и встречи с другими скитальцами, каждая из которых становится откровением.
Социальная, но в то же время поэтическая драма Хлои Чжао стала триумфатором Венецианского кинофестиваля и премии «Оскар». Злободневная тема капитализма, по правилам которого мы живем, даже когда посвящаем жизнь борьбе с ним, здесь освещается на грани с документалистикой. Большая часть актерского состава — настоящие кочевники. Являясь частью большого сообщества людей в одинаковой жизненной ситуации, каждый из вынужденных или осознанных путешественников в конечном счете остается один на один со своими мыслями и жизненным багажом.
Чак Ноланд (Том Хэнкс) работает в системе доставок и полностью погружен в свою работу. Даже личная жизнь для него уходит на второй план в моменты, когда грузы не успевают дойти до места в нужные сроки. Накануне празднования Нового года Чака отправляют в командировку, однако авиаперелет заканчивается крушением самолета. Мужчина оказывается единственным выжившим и чудом находит необитаемый остров, жизнь на котором станет для него испытанием и спасением.
Рассказывая знакомую историю о современном Робинзоне Крузо, Роберт Земекис художественно подчеркивает разделение судьбы героя на до и после. Суета и шум города сменяются навязчивой тишиной далекого острова. В условиях практически первобытного безвременья и полнейшей изоляции Чаку предстоит переосмыслить ту жизнь, к которой он привык, но которую не успевал понять. За роль Чака Ноланда Том Хэнкс получил «Золотой глобус» как лучший актер в драматическом фильме.
Попытка ученых изобрести лекарство от рака приводит к катастрофе — с невероятной скоростью распространяется массовый вирус, подхватив который человек становится монстром. Доктор Роберт Невилл (Уилл Смит) остался единственным жителем мегаполиса, который благодаря выработанному иммунитету смог избежать заражения. Ежедневно он бродит по пустому городу вместе со своим верным псом и пытается найти тех, кого еще можно спасти.
Постапокалиптический триллер Френсиса Лоуренса, снятый по роману Ричарда Мэтисона, иллюстрирует непривычную картину того, как Нью-Йорк, центр вечного движения, может превратиться в пустынные руины. Картина балансирует между убедительной зрелищностью и погружением в драму человека, в одиночку пытающегося понять, как спасти мир. Увидев такой мир глазами главного героя, можно понять, как желание отыскать и спасти других людей затмевает боязнь опасности и смерти.
Сильная песчаная буря на Марсе заставляет команду космонавтов свернуть миссию. Решив, что их товарищ Марк Уотни (Мэтт Дэймон) погиб, экипаж покидает планету без него. Однако оставшемуся в полном одиночестве инженеру-биологу удалось выжить. Растерянный, но не поддающийся отчаянию Марк задействует все накопленные знания, чтобы связаться с Землей и продержаться до прибытия следующей экспедиции.
Несмотря на пугающий образ полной изоляции на другой планете, фильм Ридли Скотта сохраняет бойкий и оптимистичный настрой. Герой Мэтта Дэймона справляется с, казалось бы, непреодолимыми препятствиями и стрессом благодаря силе духа, непобедимому чувству юмора и внутреннему диалогу с теми, с кем он вновь хотел бы оказаться рядом. Картина стала экранизацией одноименного романа Энди Уира.
Мир роскошных вечеринок, смеха, танцев с реками алкоголя таит в себе множество секретов. Один из них мечтает раскрыть Ник Каррауэй (Тоби Магуайр), переехавший в центр светских раутов — Нью-Йорк. Молодой человек мечтает стать гостем поместья Джея Гэтсби (Леонардо ДиКаприо), личность которого окутана тайной, хотя именно он устраивает самые роскошные вечеринки на Лонг-Айленде. Знакомство с Гэтсби откроет Нику то, что сложно разглядеть в гуще сверкающих огней бесконечного праздника, — одиночество и несбывшиеся надежды простого человека.
Яркие костюмы, умопомрачительные интерьеры, бесконечные танцы — в экранизации романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда есть всё, чтобы пустить зрителю пыль в глаза. Режиссер картины Баз Лурман строит повествование таким образом, чтобы герой Тоби Магуайра стал проводником сквозь лабиринты мишуры и блесток к настоящей драме человека, одержимого стремлением быть рядом с любимой.
В ночных неонах Токио потерялись двое — некогда известный голливудский актер Боб Харрис (Билл Мюррей) и молодая девушка Шарлотта (Скарлетт Йоханссон), приехавшая в Японию вслед за мужем-фотографом. Боб утомлен конфузными съемками рекламы, разницей часовых поясов и культурными различиями. Шарлотта же каждый день одиноко бродит по чужому городу — супруг уехал на съемки без нее. Растерянные одиночки встретятся, чтобы найти друг в друге островок спокойствия и надежды.
София Коппола сняла историю, которая без лишних сантиментов показывает, каково оказаться одному в незнакомой культуре. Сами съемки были той еще авантюрой — работа над фильмом в некоторых местах проходила секретно, ведь разрешение было получено не от всех локаций. Потерянность, неловкость и абсурдность происходящего преследуют героев повсюду. Однако неожиданные встречи близких по духу людей помогают улыбнуться всему этому хаосу и вместе уловить в нем необъяснимое волшебство.
Кристофер МакКэндлесс (Эмиль Хирш) — один из лучших студентов колледжа и образцовый атлет. Однако после выпускного перспективный парень решает выбрать путешествия и свободу вместо всех мирских благ, которыми был окружен благодаря состоятельным родителям. Ему предстоит в одиночку вступить в долгий и непредсказуемый диалог с природой, чтобы добраться до Аляски, о которой Кристофер грезил с самого детства.
История осознанного отшельника была найдена журналистом Джоном Кракауэром, а позднее благодаря Шону Пенну обрела новое дыхание на экране. Съемочная группа шла по записям МакКэндлесса, словно по карте, чтобы максимально достоверно показать удивительно прекрасный и опасный маршрут его путешествия. Этот философский акт уединения ради большего понимания себя и общества заставит задуматься каждого о своих собственных ценностях и стремлениях.
Писатель Теодор (Хоакин Феникс), тяжело переживающий разрыв со своей спутницей Кэтрин (Руни Мара), зарабатывает сочинением личных писем за других людей. Угнетенный собственным одиночеством и скрывающийся от реальности, мужчина покупает новейшую операционную систему по имени Саманта (Скарлетт Йоханссон), снабженную искусственным интеллектом и способную постоянно развиваться. Теодор, восхищенный тем, насколько хорошо его понимает новая собеседница, не успевает заметить, что постепенно влюбляется в нее.
Хотя в картине Спайка Джонза показано недалекое (и подразумевается, что фантастическое) будущее, описанная виртуализация повседневности уже кажется чем-то знакомым и укоренившимся в повседневности. Саманта становится для Теодора спасением от непредсказуемости внешнего мира, от боли и разочарований в отношениях с людьми. Наблюдение за тем, как герой эмоционально погружается в отношения с искусственным разумом, заставит, подобно Теодору, на время потерять связь с реальностью.
Молодой полицейский № 223 (Такеши Канеширо) переживает расставание с любимой девушкой и отсчитывает дни с разрыва, каждый день покупая по банке консервированных ананасов. Случайная встреча с женщиной, занимающейся контрабандой наркотиков (Бриджит Линь), вселяет в него необъяснимую надежду на то, что он сможет двигаться дальше. В это же время полицейский № 663 (Тони Люн Чу Вай) не замечает того, как безрассудно и ребячески к нему проявляет нежность работница закусочной (Фэй Вонг), которую он посещает каждый день.
Мимолетные пересечения судеб в картинах Вонга Кар-Вая надолго оставляют ощущение сладкой неуловимости. Блуждающие по Гонконгу герои фильма погружены в свои думы и проблемы, а новые знакомства, которым они сначала не придают значения, кажутся быстротечными, как неловкие касания рук. Именно такие неприметные на первый взгляд мгновения навсегда остаются в памяти и становятся важной остановкой на пути к себе.
Обаятельная женщина средних лет Флавия (Лаура Моранте) привыкла погружаться в отношения с головой. Оставшись одна после нескольких неудачных браков и безнадежных отношений с женатым мужчиной, она осознаёт, насколько зависима от отношений. Чтобы перебороть свою неуверенность и найти гармонию с собой, Флавия обращается к психотерапевту. Она начинает анализировать крошечные детали своей судьбы, и ей предстоит открыть для себя совсем новый мир, в котором даже от одиночества можно получить удовольствие.
Режиссер Лаура Моранте, исполнившая в картине главную роль, окутала трудную работу по поиску своего «я» теплым комедийным флером. Ошибки здесь перестают быть роковыми, а лишь становятся моментами вечной школы под названием жизнь. Теплый манифест против предрассудков о тяготах одиночества не призывает к тому, чтобы закрыться от всех и вся, а скорее показывает, как иногда приятно и спасительно побыть одному.