Никакого «Одного дома»: Самые небанальные фильмы на Новый год
Под Новый год традиционно выходят тематические списки фильмов, благодаря которым любой зритель может выбрать себе идеальное кино в декабрьский или январский вечер. Если вы устали от однотипных предложений и уже в тысячный раз пересмотрели «Один дома», пришло время присмотреться к другим картинам с присущим им праздничным духом. Рассказываем, на что можно обратить внимание, пока часы не пробили полночь.
Нежное письмо Луизы Мэй Олкотт не в первый раз врывается на киноэкраны. Последней экранизацией романа является картина Греты Гервиг: режиссерка стряхнула пыль с вечной книги, обновила известные главы и сотворила комфортное кино, которое нужно прописывать во время простуды, хандры и нехватки праздника в жизни. Пусть «Маленькие женщины» не вращаются исключительно вокруг Рождества или Нового года, ощущение чуда не покидает фильм даже в самые темные моменты сюжета. Неудивительно, что мировая премьера ленты прошла в декабре: в снежную пору человечество как никогда нуждается в порции доброты от сестер Марч.
Времена Гражданской войны. В доме Марч неизменно слышны громкий смех и бурные споры сестер. Их было четверо: свободолюбивая Джо (Сирша Ронан), романтичная Мэг (Эмма Уотсон), инфантильная Эми (Флоренс Пью) и кроткая Бетт (Элайза Сканлен). Несмотря на разность характеров, девочки растут бок о бок и поддерживают друг друга. Впереди их ожидает палитра нового опыта: первые чувства, предательство, поиск себя, потеря близких. «Маленькие женщины» — Библия взросления, к которой можно обращаться в любом возрасте и залечивать незажившие раны.
Архитектор Сэм Болдуин (Том Хэнкс) один воспитывает сына Джону (Росс Мэлинджер) после смерти жены. Пытаясь пережить утрату, мужчина переезжает с мальчиком в Сиэтл. В это время в другом городе в канун Рождества Энни Рид (Мег Райан) сообщает близким о своей помолвке. По пути домой девушка слышит по радио голос мальчика Джоны, который рассказывает о своем желании: чтобы у отца появилась новая любовь в жизни. Вскоре к слушателям обращается и сам Сэм: его рассказ о тоске по жене трогает Энни до глубины души. Героиня чувствует родство душ с незнакомцем и вскоре пишет откровенное письмо с предложением о встрече.
Пожалуй, ромкомы с Мег Райан стоит смотреть исключительно в холодные сезоны. Сантименты способны спасти от хандры, знакомые лица успокаивают после тяжелого дня, а Нора Эфрон добавляет каплю волшебства в предсказуемые сюжеты. «Неспящие в Сиэтле» — убаюкивающее кино, которое похоже на памятную вещицу из прошлого: повторные просмотры не убавляют обаяния, а история любви двух одиночек (которые, кстати, не сливаются в поцелуе, как это обычно бывает!) и в 2022-м выглядит новогодним чудом. Что еще нужно для ценителей романтики?
На дворе 1899 год. По замерзшим каналам Петербурга мчится Матвей (Федор Федотов) — сын фонарщика, который мастерски катается на коньках. В этом же городе живет Алиса (Софья Присс) — дочь министра, жаждущая получить образование. Увы, отец не разделяет стремления юной особы и пытается выдать девушку замуж против ее воли. Пути двух молодых людей непременно сойдутся в канун Рождества, и жизни обычного юноши и аристократки изменятся навсегда.
«Серебряные коньки» — настоящее новогоднее чудо, которое произошло в российском кинопрокате в последние годы. Обычно зритель воротит нос от отечественных фильмов, которые традиционно выходят перед 31 декабря, но картина Михаила Локшина — очевидное исключение из правил. История любви Алисы и Матвея выглядит зимней сказкой и жемчужиной среди праздничных лент. Талантливо воссозданный Петербург рубежа веков, либеральные мотивы, живые персонажи, динамичный сюжет о социальном неравенстве — всё это может заменить вам посредственные мелодрамы с заезженными сюжетами.
В канун Нового года в Екатеринбурге автомеханик Петров (Семен Серзин) заражается гриппом. Те же симптомы проявляются у его жены-библиотекарши Нурлынисы (Чулпан Хаматова) и сына (Владислав Семилетков). Мучительный кашель, высокая температура, галлюцинации — реальность искажается, внутренние демоны выходят наружу, и новогодняя Россия превращается в сюрреалистичное сновидение.
Описать сюжет фильма Кирилла Серебренникова — задача не из легких. Как и первоисточник (роман Алексея Сальникова), «Петровы в гриппе» представляют собой безумную смесь из русской хтони и фантасмагорической сказки на фоне провинциального городка. Просмотр фильма напоминает состояние каждого второго жителя России в период с 31 декабря до первых чисел января: дни кажутся нескончаемыми, детские утренники — бесконечными, а праздник не спешит заканчиваться. Члены семейства Петровых могут стать хорошими компаньонами в каникулярные будни, когда пересмотр «Иронии судьбы» давно успел надоесть, а поедание салатов под романтические комедии Netflix — не ваш вариант.
И снова место действия — Екатеринбург, и вновь в новогоднюю ночь может произойти всё что угодно. Ленка Шабадинова (Яна Троянова*(*внесена Минюстом в реестр иноагентов и внесена Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов)) спешит на новую работу — нужно успеть на смену в киоске на улице Торфорезов. По пути девушка встречает героев не менее причудливых, чем в книге «Волшебник страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума: от странного водителя до безбашенного мужчины с собакой, который любит пускать фейерверки. Вся страна готовится открыть шампанское под бой курантов, пока Шабадинова общается с колоритными незнакомцами и пытается отыскать ту самую улицу Торфорезов.
«Страна ОЗ» — едкая комедия, которая с особой теплотой иллюстрирует на экране российские пейзажи: спальные районы с сугробами, киоски с нетрезвыми продавцами, потерянные люди на слабо освещенных улицах. Фильм построен из набора скетчей: Ленка то и дело попадает в очередную абсурдную ситуацию и односложно отвечает на навязчивые вопросы прохожих. Если вы устали от бесконечных «Елок», которые тоже являются собранием новелл, то фильм Василия Сигарева может стать неплохой альтернативой.
Существует огромное количество анимационных фильмов, подходящих под категорию новогодних, рождественских и попросту праздничных. Но кто, если не Тим Бёртон, может предложить лишенную банальности историю? Именно по его сценарию Генри Селик создал готический мюзикл «Кошмар перед Рождеством». Создатели придумали универсальный сюжет, благодаря которому картину можно отнести и к рождественским, и к хэллоуинским спискам фильмов. Кукольная анимация, запоминающиеся музыкальные номера (которые могут понравиться не только поклонникам жанра), смесь осеннего настроения и декабрьского духа — всё это обеспечивает «Кошмару перед Рождеством» долгую-долгую жизнь.
В царстве Хэллоуина правит Джек — уставший от однообразия герой, которому хочется ощутить нечто новое. Прогуливаясь по окрестностям со своей призрачной собакой, Джек натыкается на город Рождества. Новый дивный мир моментально очаровывает короля ужасов: повсюду подарки, счастливые лица и предвкушение чуда. Он тотчас решает попробовать себя в новой роли и устраивает похищение Санта-Клауса, чтобы занять почетное место и дарить людям радость.
Если предыдущего мюзикла вам показалось мало, то вот еще один — рождественский детектив от Франсуа Озона. Как известно, в снежную пору особой популярностью пользуются криминальные истории. Подобные сюжеты обладают поистине утешительной силой: предсказуемые ходы успокаивают, а торжество справедливости вселяет веру в добро. Добавьте ко всему этому впечатляющие музыкальные номера и плеяду талантливых актрис — Катрин Денёв, Эммануэль Беар, Изабель Юппер, Фанни Ардан и Людивин Санье. В общем, «8 женщин» — идеальный вариант для любителей запутанных историй и французского шарма.
Сюжет построен в духе типичного герметичного детектива: восемь женщин оказываются в одном доме в канун Рождества. Хозяин дома обнаружен мертвым, каждая из героинь может быть виновницей преступления. По ходу расследования барышни поют песни и раскрывают семейные тайны.
Он много пьет, ругается матом и не раз был женат. Вилли — не тот Санта-Клаус, к которому вы привыкли. Ежегодно герой вместе с приятелем грабит универмаг, а больше всего на свете любит проводить время в компании алкоголя. Всё меняется, когда пьяница встречает добродушного ребенка, который по-настоящему верит в Вилли. Случится ли чудо под Новый год? Или исправить негодяя попросту невозможно?
Черная комедия Терри Цвигоффа — ключевой выбор тех, кто на дух не переносит флер Нового года, а уголовник в исполнении Билли Боба Торнтона — самый любимый Санта целой эпохи. Несмотря на то что герой на протяжении всей картины ведет себя не лучшим образом, его исправление предстает ничем иным, как рождественским чудом. У фильма также есть сиквел, который вышел в 2016 году, но, увы, не повторил успех оригинала.
Любители боевиков могут не переживать, ведь и для них всегда найдутся новогодние картины. Например, в этом году коллекцию антирождественских фильмов пополнила «Жестокая ночь» — кровавая бойня с Дэвидом Харбором, который предстает здесь в роли разочарованного во всём Санта-Клауса. Так же, как персонаж из «Плохого Санты», герой Харбора не стесняется своих дурных манер и не прочь выпить. Томми Виркола создал собственную альтернативу однотипным приторным драмам. И пусть «Жестокой ночи» далеко до классических хулиганских картин с духом Рождества, это всё равно выглядит подарком для всех, кто устал от банальщины и жаждет обыкновенного веселья на экране.
В канун Рождества обеспеченная семья Лайтстоунов становится заложниками вооруженных грабителей. До этого родители вручили дочери специальную рацию, благодаря которой можно выйти на связь с самим Сантой. Как раз в это время на крыше дома оказывается тот самый спасатель, настоящий Санта-Клаус. Мужчина в красном одеянии потерял всякую надежду, накопил злость на мир и теперь готов потягаться с преступниками.
Ноэл (Кентакер Одли) продает рождественские елки на улице Нью-Йорка и живет в маленьком трейлере. Для юноши праздник — это способ заработать немного денег, а вовсе не повод провести время с близкими людьми. К тому же герой переживает разрыв с подругой и пытается залечить недавно разбитое сердце. Еще год назад пара продавала елки вместе. Проходят дни, Ноэл сильнее закрывается в себе и старательно игнорирует окружающий его праздничный дух. Всё меняется, когда герой случайно обнаруживает в парке девушку без сознания.
«Рождество, опять» — неспешное и чувственное инди-кино с маленьким хронометражем (80 минут) и большим сердцем. Режиссер Чарльз Покел отошел от традиции демонстрировать на экране Рождество через мишуру и волшебство. Вместо этого постановщик изобразил портрет глубоко одинокого человека, который чувствует себя в праздники хуже обычного. Пожалуй, многие хоть раз ощущали давление и испытывали раздражение во время рождественской и новогодней суеты. Главное — помнить, что это совершенно нормально. Интересно, что Покел тоже продавал елки, чтобы заработать деньги на съемки картины. Этот факт добавляет фильму каплю волшебства.