Невротик на все случаи жизни: 10 фильмов с Джесси Айзенбергом
Джесси Айзенбергу исполнилось 40 лет. Он идеальный пример актера, чья натуральная неуверенность и, как следствие, избыточность мимики и пластики способны подходить совершенно разным характерам и целым жанрам. Кроме того, Айзенберг является идеальным участником любого актерского дуэта, так как диапазон его застенчивой нервозности позволяет тонко подстраиваться под самых разных партнеров и партнерш. Собрали 10 зрелищных и красноречивых тому подтверждений: от байопиков и романтических комедий до кровавых боевиков.
2003 год, хмурый осенний вечер, выпускник Гарвардского университета Марк Цукерберг в порыве злости и разочарования садится за свой компьютер и набрасывает концепт новой социальной сети. Так темная общажная комната становится местом, где вершится история. Через несколько лет Цукерберг станет самым молодым миллиардером в истории, однако вслед за фантастическим успехом приходят личные и юридические проблемы.
Трудно забыть дифирамбы, которые пелись «Социальной сети» после ее премьеры. Картине щедро раздавали звания: лучший фильм Дэвида Финчера, лучший сценарий Аарона Соркина, лучшая роль Джесси Айзенберга, лучший саундтрек Трента Резнора… Закономерен был и дальнейший фестивальный триумф. Однако за 13 лет техничный байопик основателя сайта Facebook*(*Facebook — продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России) состарился не лучшим образом. Распри между друзьями-совладельцами, вопрос об авторских правах и любовные переживания Цукерберга сегодня кажутся не столь важными. Но, возможно, тем оно и интереснее.
Команда иллюзионистов под названием «Четыре всадника» завершает свое феерическое шоу в Лас-Вегасе реальным ограблением банка. Расследовать громкое дело берутся ФБР и Интерпол, которые обращаются за помощью к профессиональному разоблачителю. Органы безопасности ломают голову, как кучка фокусников смогла воплотить столь дерзкий план, но неразрешимость этой загадки заключается в ее обескураживающей простоте.
«Иллюзия обмана» демонстрирует и разыгрывает безупречную жанровую формулу, не привнося в нее ничего принципиально нового. При этом ключевые и классические обманки выполнены ровно настолько эффектно и харизматично, чтобы фильм мог сорвать прокатный куш и остаться в памяти зрителей как приятное одноразовое зрелище. Этому способствует и актерский ансамбль, в котором Джесси оказывается ведущей фигурой.
Начало XXI века ознаменовалось кровавой катастрофой — Америку захлестнул зомби-вирус. Толпы монстров нападают на остатки выживших и рвут их на куски. Застенчивый студент (Джесси Айзенберг) сумел выжить в этом аду, потому что следовал собственным 30 правилам. Например: «Всегда оглядывайся на заднее сидение», «Всегда делай контрольный выстрел» и «Избегай общественных туалетов». Он решает отправиться в Огайо, чтобы выяснить, живы ли его родители. По пути он встречает крутого охотника на зомби (Вуди Харрельсон) и двух «злых» сестер (Эмма Стоун и Эбигейл Бреслин), которые едут в лос-анджелесский парк развлечений, где, по слухам, нет зомби.
Роль пугливого парня по кличке Коламбус сделала из Айзенберга полноценную звезду. Типаж актера идеально подошел для комичного тихони-перфекциониста, которого на протяжении всего фильма буллят все кому не лень. Сам же боевик Рубена Фляйшера оживил зомби-жанр остроумными решениями и мрачным юмором (чего стоит только одна знаменитая сцена с Биллом Мюрреем).
Стеснительный простак Бобби (Джесси Айзенберг) приезжает в Лос-Анджелес в самый разгар Золотой эпохи Голливуда в 1930-е. По просьбе родственницы за него поручился влиятельный агент (Стив Карелл), который позже «приставляет» к Бобби свою секретаршу Вонну (Кристен Стюарт). Девушка показывает новоприбывшему окрестности звездного района и закулисную жизнь богемы. Естественно, молодые люди мгновенно влюбляются друг в друга, вот только у Вонни уже есть бойфренд.
Первый фильм Вуди Аллена за много-много лет, снятый без участия Джека Роллинза, его верного соратника и продюсера, который умер в 2015 году. «Светская жизнь» — насыщенная солнцем (спасибо великому оператору Витторио Стораро) ностальгическая открытка и один из лучших фильмов позднего Аллена. Айзенберг же в своем классическом амплуа пополнил галерею экранных альтер эго режиссера.
Конец 1980-х, у Джеймса Бреннана были грандиозные планы на лето, которые пошли прахом из-за финансовых трудностей. Теперь вместо ураганного евротура его ждет скучная работа в парке развлечений. Здесь Джеймс, девственник и любитель марихуаны, знакомится с Эмили, своей остроумной коллегой, благодаря которой «испорченное лето» вскоре превращается в один из важнейших периодов его жизни.
Почти за 10 лет до «Светской жизни» Джесси Айзенберг и Кристен Стюарт уже составляли отменный экранный дуэт. Во многом именно благодаря ему инди-ромком Грега Моттолы получил культовый статус. В 1980-е режиссер сам работал в одном из подобных мест, о чем нетрудно догадаться и по интонации «Парка культуры и отдыха», и по особой подлинности эмоций, которыми он наполнен.
Главный герой Майк — провинциальный бездельник, который работает кассиром, а в свободное время рисует комиксы и курит траву со своей девушкой Фиби. Вот только вся эта беззаботная жизнь является прикрытием: на самом деле Майк — участник экспериментальной программы ЦРУ и настоящая машина для убийства. Просто он сам об этом не знает, так как находится в «спящем» режиме. Когда боевую версию Майка внезапно активируют, он автоматически превращается в мишень для других суперагентов. Теперь ему понадобятся все смертоносные навыки, чтобы спасти себя и Фиби.
Третий фильм из этого списка, где Айзенберг и Стюарт играют влюбленных. В этот раз характерная анемичность обоих используется в качестве комического материала для безумного боевика. Режиссер Нима Нуризаде, до этого снявший отвязное мокьюментари «Проект Х», в «Ультраамериканцах» сделал ставку не столько на изобретательный экшен, сколько на романтическую динамику между двумя оболтусами, что было правильным решением.
Саймон — тихий и робкий молодой человек, который пытается проявить себя в мире, где до него никому нет дела. Помимо каждодневных проблем, Саймон переживает новое потрясение: внезапное появление собственного двойника. Причем схожесть ограничивается только внешними данными, во всем остальном — полная противоположность. Например, двойник пользуется успехом у женщин и быстро поднимается по карьерной лестнице. Вскоре он захватывает контроль над жизнью Саймона, пока тот медленно сходит с ума под гнетом фантастических обстоятельств.
«Двойник» — вторая полнометражная работа Ричарда Айоади, автора облюбованной критиками инди-драмы «Субмарина». Неуютная и депрессивная комедия, основанная на одноименной повести Достоевского и исследующая вопросы самоидентификации, стала большим сюрпризом для зрителей на фестивале в Торонто. Айзенберг тут особенно хорош одновременно в двух антонимичных ролях, а Миа Васиковска оказывается для него столь же идеальной экранной партнершей, как и Кристен Стюарт.
Отец (Гэбриел Бирн) и двое его сыновей (Джесси Айзенберг и Девин Друид) проходят через тяжелый эмоциональный период, охваченные воспоминаниями о покойной жене и матери (Изабель Юппер). Спустя три года после ее гибели в автокатастрофе всплывает тревожная семейная тайна. Пока отец пребывает в состоянии крайней отстраненности, старший сын берет на себя ответственность за воспитание младшего, который радикально противопоставляет себя всему миру и страдает от одиночества.
«Громче, чем бомбы» — тихий шедевр норвежского режиссера Йоакима Триера, автора недавнего «Худшего человека на свете». Это первый и пока что единственный англоязычный проект режиссера, в который он пригласил звезд первой величины. Несмотря на громкие имена, перед нами всё та же камерная меланхоличная драма об отчуждении и преодолении, какими были и два его предыдущих фильма («Реприза» и «Осло, 31 августа»). Одна из самых сильных ролей в карьере Айзенберга.
Кузены Винсент (Джесси Айзенберг) и Антон (Александр Скарсгард) — одни из лучших игроков на бирже. Однажды им приходит идея протянуть оптоволоконный кабель от Канзаса до Нью-Джерси, чтобы узнавать котировки и совершать сделки с акциями на несколько миллисекунд быстрее своих конкурентов. Поначалу эта затея кажется всем попросту безумной, но постепенно осознание ее гениальности приходит как к их доброжелателям, так и к их врагам. Среди последних — бывшая начальница кузенов Ева Торрес (Сальма Хайек), которая бросает все силы, чтобы сорвать этот грандиозный план.
Ким Нгуйен умудрился превратить финансовый триллер на столь спорную тему в остроумное и, что куда важнее, гуманистическое произведение. Неожиданно и актерское распределение: в дуэте Айзенберг — Скарсгард первый — пассионарий, а второй — лысеющий и нерешительный увалень. Сальме Хайек же досталась роль злодейки с пепельными волосами.
Этот элегический фильм Джеймса Понсольдта посвящен одному из крупнейших американских писателей современности Дэвиду Фостеру Уоллесу. После публикации его главного опуса «Бесконечная шутка» Уоллес отправляется в пятидневное путешествие с журналистом Rolling Stone Дэвидом Липски. В поездке они начинают откровенничать, обсуждая личную жизнь и творчество, — из этих разговоров должен был получиться сенсационный материал. К сожалению, интервью так никогда и не было опубликовано, а собеседники больше никогда не пересекались.
Первое, что бросится в глаза при просмотре «Конца тура», — это бережность, с которой режиссер интерпретирует реальное событие. Сценарий написал драматург Дональд Маргулис, и основное внимание оба создателя уделяют механизмам писательского разума. Это не обычная биографическая драма о замученном художнике (странно было бы снимать такое, когда речь идет об Уоллесе), а тонкая фантазия на тему. Айзенберг здесь внимателен, задумчив и улыбчив — еще один пример его коронной комбинации.