Нет времени объяснять: Российские сериалы с эпизодами до 30 минут
Второй сезон «Что делать женщине, если…» подошел к концу, но мы знаем еще не один сериал с получасовым хронометражем серий. Если перефразировать известный завет Константина Станиславского, что не бывает маленьких ролей, то и в кино не бывает маленькой формы. Более того, ограниченный хронометраж часто служит для кинематографистов новым вызовом — сделать историю лаконичнее без потери смыслов и качества. Рассказываем про лучшие российские сериалы с эпизодами хронометражем до 30 минут, которым это удалось.
Теперь уже дилогия по сценарию Александра Цыпкина рассказывает о мудрой и просветленной в делах любовных юристке Ане (Елена Лядова), которая решает выбрать себе мужа опытным путем, методом проб и ошибок. Если в первом сезоне двойной, а то и тройной жизнью жила сама Аня, то в продолжении ей становится известно о лживой натуре мужа (Игорь Верник) близкой подруги (Агриппина Стеклова). Героиня пытается разобраться, как ей поступить в сложившейся ситуации — рассказать правду или не вмешиваться в чужую семью.
«Что делать женщине, если…» — своеобразный гибрид, выросший на почве похожих отечественных проектов с новым типом женщин — смелых, свободных, знающих себе цену. Например, такой была другая героиня Елены Лядовой в сериале «Измены» — застрявшая в любовном четырехугольнике. Или девушки из «Сладкой жизни», которые искали себя в жизни, карьере и постели. Сериал придерживается лаконичной формы: серии не затянуты и напоминают разные главы одного романа, в котором есть над чем посмеяться и о чём погрустить. Но самое главное — в нём можно узнать себя или близких.
Режиссерский дебют актрисы Дарьи Мороз в формате сборника новелл: каждая серия — самостоятельная история, вписанная в единый сквозной сюжет. Сотрудники и гости одного столичного ресторана знакомятся за стаканчиком горячительных напитков, а затем переживают невероятные эротические приключения — друг с другом и не только. Проект кажется не столько провокационным, сколько честным разговором про роль секса, личную сексуальность, через которую мы раскрываемся, скрытые и явные желания и то, чем вообще определяется интимная сфера нашей жизни.
Сериал получился миксом смешного и серьезного, прямого и иносказательного, того, что причиняет боль, и того, что от нее избавляет. Емкий хронометраж помогает сериалу быть точнее — каждый эпизод ощущается как законченная история со своей сюжетной прелюдией и кульминацией.
Еще один проект с криминальным подтекстом, в котором удачно сосуществуют мрачная драма и солнечная комедия. Главный герой Борис (Андрей Мерзликин) — бандит, привыкший всего добиваться грубой силой. Устав от насилия, он решает завязать с криминалом и найти себя в ровно противоположной плоскости — в кондитерском деле. Борис делится планами с боссом, за что расплачивается жизнью. Однако вскоре он приходит в себя в морге, где знакомится с практикантом-медиком Артёмом (Денис Власенко). Борис намерен выяснить, кто его убил и украл все сбережения, а Артём будет ему в этом по мере сил помогать: кто-то же должен снова и снова зашивать Борису раны и вправлять кости.
Если герой сериала застрял на границе миров, то сам проект оказался на пересечении сразу нескольких жанров. Это и жизненная сатира на то, как глупо можно потратить ценные годы, а потом горько расплачиваться, и философская притча о бессмертии души в поисках отмщения. Но самое важное — как вернувшийся с того света Борис учится относиться к жизни бережнее, а окружающих перестает по привычке терроризировать, постигая другой язык общения — язык любви.
Сюжет разворачивается в Мурманской области, за полярным кругом. Иван Потапов (Евгений Цыганов) когда-то был чемпионом по мотогонкам на льду, но один неудачный заезд и серьезная травма стоили ему карьеры. Теперь без любимого дела он не может найти себя в жизни, а из-за начавшихся проблем с алкоголем и отсутствия постоянной работы распадается его семья. Чтобы не спиться окончательно и хоть как-то заработать на жизнь, Иван устраивается работать таксистом. И не просто таксистом, а «трезвым водителем» по вызову для не вполне трезвых и не самых обычных клиентов. Среди его заказчиков мужчина, которому надо попасть на встречу с инопланетянами; бизнесмен, решивший покончить с собой; замерзающий на трассе раввин и многие другие.
Развозя своих спутников и попадая вместе с ними в самые неожиданные истории, Иван встречает инспектора ДПС Михаила (Максим Лагашкин) — этот циничный прохиндей впоследствии станет герою близким другом и соратником. А еще Иван встретит новую любовь, но и избранница его сердца окажется не так проста. «Везёт» в короткой и живой форме дает мастер-класс по тому, как можно собрать свою жизнь заново, даже если кажется, что за следующим поворотом тебя ждет тупик. Сериал учит, что жизнь — многополосная трасса и только от нас зависит, куда она заведет.
Сериал доступен по подписке «Прайм + Премиум».
Илья (Фёдор Федотов) работает гидом-переводчиком в Санкт-Петербурге. Его лишенное личных привязанностей существование в одночасье заканчивается, когда на пороге квартиры появляются две младшие сестры. Оказалось, мама девочек и Ильи умерла: теперь ему придется взять за них ответственность, а заодно и навести порядок в своей жизни. Илья, как и сестры, с которыми он не виделся много лет, новым правилам игры сперва противится. Оказавшись под одной крышей, герои постепенно притираются друг к другу и учатся жить сообща, обнаружив в близком ценную опору.
Сериал Андрея Элинсона — смешной, пронзительный и очень искренний. Он показывает внутренний рост растерянных героев, которые сперва уверены, что по отдельности им будет лучше, но постепенно узнают настоящую цену единения. Проект раскрывает важность семьи, но без государственной манифестации и бездушного морализма, а через любовь и уважение к себе и другим.
Несмотря на название, проекту хватает небольшого хронометража, чтобы рассказать внушительную историю любви. Структурно сюжет делится на две отдельные истории: первая рассказывает о попытке двух сценаристов, в прошлом супругов, сообща придумать сюжет фильма. Вторая повествует о героях этого произведения — тихих аутсайдерах, которые волей незримых авторов или самой судьбы оказываются вместе. Почти кауфманская история любви, которая сперва кажется обреченной, а потом вырастает в большую поэму о том, что невозможно уничтожить. О живых чувствах и людях, отчаянно нуждающихся в том, чтобы найти в этом мире своих и успокоиться.
Проект Виктора Шамирова — метароман, история в истории. С одной стороны, это сюжет про примирение бывших любовников, чье совместное творчество должно помочь залатать и душевные раны. А с другой — современная вариация вечного сюжета про то, что счастье, конечно, любит тишину, но рождается из звука, стоит его только пригласить в свою жизнь тремя главными словами: «Я тебя люблю».
Сериал доступен по подпискам START и «Прайм + Премиум».
Сериал начинается как приключенческий роман: оказавшийся в бегах вор Саша Медный (Виктор Добронравов) по воле случая получает шанс выдать себя за полицейского, отправившегося из Москвы на службу в российскую глубинку. На новом месте его никто прежде не знал, поэтому трюк с подменой вроде бы удается. Но настоящий сотрудник полиции тоже намерен добраться до пункта назначения — значит, Саша рискует быть раскрытым и отправиться за решетку. Пока о подлоге никто не узнал, он погружается в насыщенные рабочие будни сотрудников правоохранительных органов: наводит порядок в городе, знакомится с местными — и будто в нём зарождается желание впервые в жизни сделать что-то доброе и полезное.
«Инспектор Гаврилов» — своеобразный роман перевоспитания главного героя, перерождающегося из равнодушного циника в человека, отстаивающего идеи справедливости. Делает это Медный в соответствии со своими представлениями о морали, часто криво и невнимательно к чувствам окружающих. Но герой личным примером доказывает, что измениться может каждый, если только дать человеку такой шанс.
Сериал доступен по подпискам START и «Прайм + Премиум».
Пережив неудачу в бизнесе и окончательно испортив отношения с близкими, Андрей (Никита Ефремов) готовится продать семейный дом. По закону оформить сделку можно только с разрешения отца, отбывающего срок в тюрьме. Ситуацию усложняет и тот факт, что их отношения всегда были лишены взаимопонимания. Чтобы добиться своего, Андрей идет на хитрость — устраивается в вечернюю школу при колонии, где отбывает срок его родитель. Вечерние смены в тюрьме герой чередует с дневной работой в обычной школе под руководством своей бывшей (Ольга Медынич). Так Андрей оказывается в кардинально разных мирах, а его изначально меркантильный интерес постепенно уступает место простому человеческому желанию наладить отношения с близкими.
«Крутая перемена» — самоироничная история про сложности отношений отцов и детей, мужей и жен, переживающих испытание на прочность. А еще сериал напоминает, как важно не терять веру в других и себя: новая жизнь начинается, когда ты учишься на старых ошибках, усваиваешь урок и обретаешь смелость двигаться дальше.
Сериал доступен по подпискам START и «Прайм + Премиум».
Главный герой Кирилл (Алексей Славкин) — студент психологического факультета. Он болезненно переживает, что полюбившаяся ему девушка Соня не испытывает к нему взаимности. Юноша уверен, что добьется ответных чувств, если только изучит психологию френдзоны в своей курсовой работе. Чтобы доказать, что дружбу возможно превратить в любовь, Кирилл решается проверить гипотезу на близких.
«Френдзона» — зумерская драма, которая пытается разобраться, как трудности любви переживаются новым поколением. Они не готовы убиваться из-за несчастной любви, но пытаются разложить чувства на молекулы и попробовать высечь их искусственно, запустив механическое сердце. Проект и сам напоминает эксперимент, параллельно наводя мосты между поколениями: молодые герои разбираются в эмоциях с хирургической точностью и беспристрастностью. Важнее всего вызов, который они бросают самой природе любви: можно ли ее создать из ничего?
Сериал доступен по подпискам START и «Прайм + Премиум».
Криминальный тревел-блог с Александром Робаком и Анной Михалковой в главных ролях. Отпускная вариация шоу «Орел и решка», если бы герои делили не золотую карту, а общую вину за случайную смерть незнакомца-ловеласа. Роман и Люба отправляются на турецкий курорт, путевку на который им подарила дочь Наташа (Любовь Аксёнова) с мужем. Еще в самолете выясняется, что отношения пары трещат по швам: Роман от отчаяния беспробудно пьет, Любовь настаивает на разводе. Но перед дочерью по дистанционным видеозвонкам они разыгрывают идиллию: Наташа беременна, ее нельзя расстраивать. Чтобы вызвать у мужа ревность и вновь почувствовать себя желанной, Люба знакомится с красавцем турком, оказывающим ей знаки внимания. Романтическое свидание неожиданно заканчивается смертью последнего, теперь горе-супругам нужно разобраться, как так вышло, что несостоявшийся любовник героини купил билет в один конец. А еще им надо как-то избавиться от тела.
«Убойный отпуск» напоминает один большой анекдот с неожиданными поворотами сюжета. Вопреки криминальной составляющей, это в первую очередь история о том, как общее горе объединяет людей и помогает им по-новому посмотреть друг на друга. Не сериал, а маленький курс семейной терапии, из которой выходишь как из хорошего отпуска — полный сил и радости.