Неограненные драгоценности: 10 фильмов любимых режиссеров, которые вы едва ли смотрели
Даже у режиссеров, чьи имена давно на слуху, есть негромкие фильмы, о которых порой не знают даже преданные поклонники. Именно таким тихим шедеврам и посвящена наша подборка. Вас ждут одна из первых киноработ знаменитого ценителя неона Николаса Виндинга Рефна, фильм квебекского периода Дени Вильнёва, одна из лучших картин Абеля Феррары и не только.
«Истекающий кровью» — вторая полнометражная картина датского режиссера Николаса Виндинга Рефна, вышедшая спустя три года после дебютного «Дилера», который был назван критиками первым датским гангстерским фильмом. Увы, «Истекающему кровью» словно было суждено остаться в тени знаменитой трилогии режиссера — слишком ярким оказался дебют. И всё же сам Рефн называет картину одной из самых интересных своих работ, ведь именно «Истекающий кровью» стал первой попыткой режиссера сделать не чистое жанровое кино, но сплавить воедино элементы разных направлений.
Нёрребро, рабочий район Копенгагена. Ленни сутки напролет проводит в салоне видеопроката и знает наизусть весь его ассортимент. Лео — разочаровавшийся в жизни будущий отец, живущий вместе со своей беременной девушкой Луизой. Луис — бандитского вида брат Луизы. Он не одобряет выбор сестры, но всё равно проводит время с Лео, внимательно наблюдая за его поведением, — на случай если потребуется объяснить родственничку правила обращения с любимой сестренкой. Судьбы датчан переплетаются, приводя героев к печальному финалу. «Истекающий кровью» — красивая история о том, как внутреннее влияет на внешнее и почему иногда спонтанно принятое решение может стоить кому-то жизни. Это очень личный для Рефна фильм, который он посвятил своей матери.
Пак Чхан-ук — южнокорейский режиссер, являющийся автором таких широко известных фильмов, как эффектный триллер о мести «Олдбой», драма о долгожданном возмездии несправедливо осужденной «Сочувствие госпоже Месть» и эротическая история из жизни авантюристов «Служанка». Однако среди его наград прячется еще как минимум одна важная для мирового кинематографа картина.
«Жажда» снята по мотивам романа Эмиля Золя «Тереза Ракен». Она рассказывает историю корейского католического священника Хён Сан-хёна, который работает в больнице, где изучает влияние различных вирусов на человеческое тело. После долгих размышлений он решает отправиться в Африку, чтобы принять участие в особых опытах по исследованию смертельно опасного вируса. В результате он оказывается единственным выжившим. Хён возвращается в Корею и внезапно открывает в себе новую потребность — чудовищную жажду человеческой крови. «Жажда» была удостоена приза жюри 62-го Каннского фестиваля.
Многие знают квебекского режиссера Дени Вильнёва исключительно как голливудского профи, которому доверяют внушительные бюджеты и громкие проекты. Но до захватывающих «Пленниц», «Бегущего по лезвию 2049», «Прибытия» и «Дюны» с участием мировых звезд Вильнёв снимал более экспериментальные и камерные проекты в родных монреальских пейзажах («32 августа на Земле», «Политех»). Один из них — и «Водоворот», рассказ о девушке Бибиан, который ведется от лица рыбы, что родилась из первоначальной магмы в момент сотворения мира.
Кажется, у Бибиан есть всё: молодость, красота, деньги, шикарный автомобиль, но она не знает, чего хочет от этой жизни. Совершив аборт, она впадает в депрессию, а все попытки выйти из нее с помощью наркотиков и ночных клубов только ухудшают ситуацию. Однажды ночью, возвращаясь домой на авто, она не справляется с управлением и сбивает пешехода. Испугавшись, Бибиан скрывается с места преступления, но случившееся снова и снова является ей в воспоминаниях. Девушка теряет связь с реальностью и погружается в бесконечный хаос и паранойю, ожидая разоблачения каждую минуту. Но однажды судьба дает ей шанс на спасение.
«Медея» — одна из самых малоизвестных картин датского постановщика, автора киноманифеста «Догма 95» и просто гения Ларса фон Триера. Фильм был снят по заказу телевидения по нереализованному сценарию другого великого датского режиссера Карла Теодора Дрейера, который, в свою очередь, был основан на классической трагедии Еврипида.
Песок и вода. Посреди — черная фигура. Так начинается датская «Медея», снятая в пейзажах пустого пространства, которое может быть как побережьем Эгейского моря, так и сушей, омываемой северными водами. История Медеи стара как мир: некогда счастливая молодая женщина превращается в монстра, жаждущего мести, и убивает собственных детей. В фильме нет радикального переосмысления классической истории, однако само действие перенесено в средневековые декорации. «Медея» — первый фильм, открывший череду провокационных работ режиссера о внутреннем мире женщины. В их числе «Рассекая волны» с волшебной Эмили Уотсон, «Танцующая в темноте» с неповторимой Бьорк и «Догвилль» с очаровательной Николь Кидман.
1990-е годы — период, когда Абель Феррара снимал свои лучшие фильмы, но если имя американского режиссера многим давно знакомо, то назвать сразу несколько его работ того времени сможет далеко не каждый. Мы предлагаем не откладывать изучение кинематографа Феррары в долгий ящик и начать с «Амнезии» — наркотриллера, наполненного реальными ужасами и блестящими галлюцинациями. В них главный герой окунается в попытки убежать от постоянно настигающего прошлого, в котором скрыто нечто еще более ужасное и непоправимое.
Мэтти — знаменитый голливудский актер, пользующийся невероятной популярностью. Где бы он ни появлялся, его везде принимают с распростертыми объятиями, но Мэтти занят — он пытается пережить расставание с роковой красоткой по имени Энни, покинувшей его из-за принуждения к аборту. Сам Мэтти едва ли помнит, что сказал любимой во время наркотического безумия, но запись собственного голоса убедила актера в реальности произошедшего. С каждым новым днем Мэтти всё глубже вязнет в им же созданном болоте. Он готов на что угодно, лишь бы не вспоминать первые дни после ухода Энни. Постепенно ему начинает казаться, что за пеленой из алкоголя и наркотиков прячется что-то еще, помимо расставания, но что это? И стоит ли копаться в прошлом, если не хочешь вновь переживать ужасные события минувших дней?
«Тетро» Фрэнсиса Форда Копполы, наиболее известного по кинотрилогии «Крестный отец» и монументальному полотну о Вьетнамской войне «Апокалипсис сегодня», снят режиссером по его же оригинальному сценарию.
Это история сложных и противоречивых взаимоотношений одной итальянской музыкальной семьи. Старший из сыновей Тетрочини Анжело не выдерживает натиска отца семейства и сбегает, чтобы стать писателем. Он берет псевдоним Тетро, находит в Буэнос-Айресе девушку, обретает новую семью и пытается вычеркнуть прошлое из своей жизни. Но спустя 10 лет героя находит младший брат Бенни, который долгие годы мечтал встретиться с Анжело. Воссоединение родственников проходит тяжело, а после того как Бенни находит неопубликованную рукопись Анжело, ситуация и вовсе выходит из-под контроля.
Маленькая Зои и ее родители Рэй и Клэр уже 300 дней живут в старом школьном бомбоубежище. Как они оказались там? Что происходит наверху? Герои не задаются подобными вопросами, у них есть проблема поважнее. Недавно крыса уничтожила последнюю банку с консервированными персиками, а следом погрызла и другие продукты, лишив троицу сразу двухнедельного запаса провизии. Чтобы пополнить стеллаж с едой, кто-то должен выбраться наружу и, возможно, столкнуться лицом к лицу с таинственными «дыхунами» — страшными существами с тяжелым дыханием. И пока Рэй и Клэр пытаются понять, как поступить, в дело вмешивается случайность — в бомбоубежище разгорается пожар.
«Затаившись» — сценарный и режиссерский дебют братьев Даффер, авторов популярного фантастического сериала «Очень странные дела». Проба пера прошла на ура — несмотря на минимальный бюджет и замкнутое пространство одной комнаты, фильм держит высокий уровень напряжения на протяжении всего хронометража, а финал заставит вздрогнуть от неожиданности даже тех, кто давно догадался, чем всё закончится.
Режиссер Тодд Хейнс работал с Кристианом Бэйлом и Кейт Бланшетт («Меня там нет»), Руни Марой («Кэрол») и Кейт Уинслет («Милдред Пирс»), создал фильм-расследование об эпохе глэм-рока 1970-х годов («Бархатная золотая жила»), участвовал в знаковых международных кинофестивалях и даже номинирован на «Оскар». Но мало кто знает, с чего начиналась карьера именитого режиссера.
В 1995 году он выпускает драму «Спасение», где Джулианна Мур дебютирует в главной роли. Ее героиню зовут Кэрол Уайт, и она страдает от неизвестной болезни. Кажется, будто у девушки нет причин для тревог: она живет в уютном пригороде Сан-Фернандо в Калифорнии, ее будни заполняют заботы домохозяйки, а главной проблемой становится неверный цвет диванной обивки. Но неожиданно организм Кэрол начинает давать сбой, симптомы множатся: кашель, изменение цвета кожи, общая слабость и шумы в сердце. Врачи не могут найти причин болезни, а Кэрол становится всё хуже. Диагноз Кэрол получает название «болезни ХХ века», но общество не готово признавать социальную болезнь чем-то реальным, и потому Кэрол ничего не остается, кроме как искать помощи у незнакомцев, получивших идентичный приговор.
Вспоминая о Мартине Скорсезе, вы, скорее всего, сразу назовете «Остров проклятых», «Таксиста», «Славных парней» или, быть может, «Отступников», но вряд ли в памяти возникнет его фантасмагорическая история одной ночи под названием «После работы». Главный герой фильма Пол Хэкетт с радостью покидает стены офиса после завершения рабочего дня, чтобы наконец хорошенько отдохнуть. В закусочной он знакомится с очаровательной Марси, которая приглашает его в гости к подруге «посмотреть ее самодельные пресс-папье», на что Пол, разумеется, отвечает согласием. С этого момента жизнь героя превращается в череду неприятностей, каждая из которых лишь ухудшает общее положение дел. Пола ждет нелегкая ночь, но утро решит все вопросы.
Сценарий сновидческой драмы «После работы» является дипломной работой сценариста Джозефа Миньона, в Колумбийской киношколе он получил за нее отличную оценку. И неудивительно — сюжетные перипетии захватывают не меньше «Неограненных драгоценностей» братьев Сэфди. Оторваться от экрана на протяжении полутора часов практически невозможно, а судьба Пола будет волновать вас не меньше своей собственной. Фильм был по достоинству оценен в Каннах, где Скорсезе выиграл награду за режиссуру.
В 1984 году Вим Вендерс завершает работу над картиной «Париж, Техас». Вероятно, вы с ней знакомы. Но вряд ли знаете, что почти сразу после окончания съемок режиссер задумал снять еще один фильм-путешествие, идея которого принадлежит ему и актрисе Сольвейг Доммартин. Она и станет одной из главных героинь фильма «Когда наступит конец света». Масштаб производства поражает: съемки картины проходили в пятнадцати городах, семи странах и на четырех континентах, были задействованы такие известные актеры, как Уильям Хёрт, Макс фон Сюдов, Жанна Моро и Сэм Нилл, а также музыканты U2, Лу Рид и Патти Смит, которые должны были записать саундтрек, представляя, какими будут их песни через 10 лет.
1999 год. На Землю скоро может упасть сошедший с орбиты спутник. Человечество переживает кризис — сбившись в небольшие группки, люди садятся в машины и пытаются отыскать безопасное место, превращая когда-то привычные будни в бесконечный круговорот событий. Впрочем, Клер Турнёр придерживается четко обозначенной цели — она хочет отыскать некого Сэма, который должен ей крупную сумму денег. Да и у Сэма планы предельно конкретные — убежать от ФБР и завершить работу над созданием особой технологии, которая может вернуть ослепшим людям зрение.