Нелепые копы и вежливые вампиры: 10 отличных комедий
Комедии были и остаются, пожалуй, главным зрительским жанром кино. На серьезные драмы еще нужно настроиться, хорроры любят далеко не все, но кто не любит посмеяться над остроумными шутками и сумасшедшими ситуациями, в которые попадают герои? Собрали для вас 10 отличных комедий: от современной голливудской классики до новозеландского мокьюментари о приятелях-вампирах.
В азиатских джунглях идут съемки военного боевика «Тропический гром». У команды всё не складывается — режиссер фильма Дэмиен (Стив Куган) никак не может совладать с разномастным кастом: вышедшим в тираж героем боевиков Таггом Спидманом (Бен Стиллер), звездой низкопробных комедий Джеффом Портным (Джек Блэк), рэпером Альпа Чино (Брэндон Т. Джексон) и пятикратным оскароносцем Кирком Лазарусом (Роберт Дауни-младший), ради роли ставшего чернокожим. Разочарованный в медленном темпе производства продюсер Лес Гроссман (Том Круз) отправляет артистов в реальную «горячую точку». Теперь им придется по-настоящему сражаться в джунглях, чтобы выжить и наконец закончить фильм.
Комедия Бена Стиллера — одно большая шутка над голливудской системой как таковой. Фильм начинается с череды трейлеров несуществующих картин, которые так или иначе высмеивают разные тренды американской индустрии: бесконечные сиквелы боевиков или манипулятивные оскаровские драмы. И с первых минут он не прячет свой ироничный оскал. Здесь много физического юмора и эксцентричных образов (особенно, конечно, запоминается неузнаваемый Том Круз в роли жесткого продюсера Леса Гроссмана), но в первую очередь это кино о том, что производство фильмов — чистое безумие.
Джеффри Лебовски по прозвищу Чувак (Джефф Бриджес) живет без забот: ходит в магазин в одном халате да катает с друзьями (Стив Бушеми и Джон Гудман) шары для боулинга. Но в один день в его квартиру заявляются гангстеры, требуют какие-то деньги и даже мочатся на ковер, который вообще-то задавал тон всей комнате. Им невдомек, что они перепутали Чувака с другим Лебовски, богачом и владельцем огромного особняка. Джефф теперь хочет возместить ущерб за поврежденное имущество.
Комедию братьев Коэн не оценили на момент выхода: критики посчитали ее слишком несобранной и пассивной. Уже много позже люди поняли, что в этом-то и была суть. «Большой Лебовски» — фильм о человеке, который идет по жизни легко и ни о чем особенно не заботится. Происходящая вокруг криминальная заварушка его интересует так же сильно, как предстоящий турнир по боулингу. И Коэны относятся к истории идентично. Захватывающий детективный сюжет они заменяют остроумным портретом абсурдного мира, где события почти случайны, а последствия неожиданны.
За два дня до свадьбы Даг собирается на мальчишник с лучшими друзьями: дантистом Стю (Эд Хелмс), школьным учителем Филом (Брэдли Купер) и странноватым братом невесты Аланом (Зак Галифианакис). Вечеринка должна пройти цивильно, но что-то идет не так. Парни просыпаются на следующий день, совершенно ничего не помня о предыдущей ночи. У Стю куда-то пропал зуб, в спальне прячется живой тигр. Ах да, и Дага нигде нет.
«Мальчишник в Вегасе» не просто так стал любимчиком зрителей по всему миру и классикой алкогольной комедии. Простенький детективный сюжет о попытках воспроизвести события выбитой из памяти ночи режиссер Тодд Филлипс превращает чуть ли не в слэпстик-аттракцион. В фильме есть и преступные разборки, и дикие тигры, и очень-очень много черного юмора. Ко второй и, особенно третьей части, формула несколько выдохлась, но вот первый «Мальчишник» до сих пор смотрится очень даже прилично.
Частный детектив Холланд Марч (Райан Гослинг), зарабатывающий на простеньких делах, вдруг получает серьезное задание: пожилая женщина нанимает его, чтобы расследовать смерть дочери-порнозвезды. Вскоре его пути пересекутся с Джексоном Хили (Рассел Кроу), суровым ищейкой, который при первой же встрече ломает Марчу руку. Но мужчинам придется забыть о разногласиях: в Лос-Анджелесе творится что-то странное, пропадают и погибают люди, и всё это как-то связано с таинственной пленкой и экоактивистами.
Режиссер Шейн Блэк — возможно, самый главный мастер бадди-муви в Голливуде. Именно его перу принадлежат «Последний бойскаут», «Долгий поцелуй на ночь», а также все части «Смертельного оружия». В «Славных парнях» он воспроизводит свой любимый сюжет: двое очень разных детективов вынуждены работать вместе над расследованием, параллельно смешно подтрунивая друг над другом. Ничего вроде бы нового, но фильм в то же время совершенно не кажется вторичным. То ли дело в хорошем чувстве юмора Блэка, то ли в атмосферном Лос-Анджелесе 60–х, то ли в колоритном дуэте Рассела Кроу и Райана Гослинга.
В простом домике в Веллингтоне живут четыре вампира разного возраста. Они кое-как уживаются, деля заботы по дому между собой, а вечерами выбираются в клубы (но только в те, куда их пригласят) и ищут новых жертв. Одна из таких, молодой и безрассудный парень Ник, вместо обеда становится новым вампиром. И теперь он вместе с другом-человеком Стюи будет учить древних кровососов жить в технологическом XXI веке.
Сегодня мало кто в кинематографическом мире не знает имени Тайки Вайтити, оскароносного автора «Кролика Джоджо», «Охоты на диких людей» и блокбастера «Тор: Рагнарек». Но еще совсем недавно он вместе с давним приятелем Джемейном Клементом снимал за копейки мокьюментари-комедию о вампирах. Тогда они не были почти что никому известны за пределами родной Новой Зеландии. «Реальные упыри» вывели их карьеру на совершенно новый уровень и породили целую франшизу — теперь уже есть и американский сериал «Что мы делаем в тени», и спин-офф «Паранормальный Веллингтон», и готовящийся отдельный проект о вежливых оборотнях. Успех абсолютно заслуженный. Это действительно остроумная комедия, которая играючи переосмысляет киношный образ вампиров: от Носферату до слащавых кровососов из «Сумерек».
Великовозрастный инфантил Гарри Кинг (Саймон Пегг) живет прошлым, когда он был звездой своего маленького городка и мог получить любую желаемую девушку. Правдами и неправдами он собирает друзей детства (играют их Мартин Фриман, Ник Фрост, Пэдди Консидайн и Эдди Марсан), которые давно выросли, обзавелись работой и семьями, и предлагает им вернуться в родные края. Дело в том, что после выпускного в школе они пытались пройти так называемую «Золотую милю»: выпить за ночь по пинте пива в каждом из 12 пабов городка. Тогда не получилось, но Гарри намерен взять у жизни реванш. Друзья не в восторге от идеи, но за компанию соглашаются. Они еще не знают, что их родной город захватили пришельцы, строго следящие за порядком и меняющие всех неподобающих жителей на их механические копии.
Эдгар Райт очень любит обманывать зрителей: его фильмы могут казаться чем-то одним поначалу и в итоге оборачиваться совершенно иным. Мелодрама в «Зомби по имени Шон» трансформировалась в хоррор-комедию, детективный триллер в «Типа крутых легавых» превращался в сумасшедший бадди-муви, а в «Армагеддце» инфантильная комедия в духе «Мальчишника» оборачивается диким экшеном о вторжении инопланетян. Райт удивляет одной креативной сценой за другой, но за всеми шутками не забывает донести неожиданно вдумчивую историю о вечном ребенке, который вынужден столкнуться с собственной несостоятельностью.
Товарищи по работе случайно узнают, что у сорокалетнего Энди (Стив Карелл) никогда не было секса. Они ошарашены такими новостями и хотят помочь коллеге лишиться девственности во что бы то ни стало — начинают преображать застенчивого мужчину и строить сложные схемы по его знакомству с девушками. Энди, впрочем, вся их помощь не очень нравится. Зато он заинтересовывается матерью-одиночкой Триш (Кэтрин Кинер). Вот только ему стыдно признаться ей в своей неопытности.
Фильм «Сорокалетний девственник» интересен в первую очередь потрясающим актерским составом: сложно сделать несмешное кино, когда на экране куражатся и импровизируют Стив Карелл, Пол Радд и Сет Роген (хотя поверьте, некоторым удавалось испортить и их старания). Но и со сценарием в картине Джадда Апатоу, мастера кидалт-комедий, всё очень хорошо. Если поначалу фильм кажется немножко пошловатой комедией о великовозрастном мужчине, которого все пытаются наконец свести с девушкой, то в итоге он оборачивается неглупым размышлением о природе любви и человеческих отношений.
Брюс Нолан (Джим Керри) работает репортером на региональном ТВ. У него весьма неплохо получается, но хочется большего — парень мечтает стать ведущим. Весь в заботах о карьере, он почти не замечает любимую девушку (Грэйс) и думает только о продвижении по службе. Когда вместо Брюса на пост ведущего берут коллегу (Стив Карелл), он срывается в прямом эфире. Героя увольняют, и, находясь в расстроенных чувствах, он винит во всем бога. Неожиданно, Господь (Морган Фриман) действительно является и предлагает Брюсу сделку: он займет место Всевышнего на время. Журналист, разумеется, соглашается и тут же получает безграничную силу. Но вместе с ней, как водится, и огромную ответственность: нужно отвечать на молитвы людей и следить за миром во всем мире.
Любой список комедий был бы неполон без хотя бы одного фильма с Джимом Керри, самого главного клоуна Голливуда. В «Брюсе Всемогущем» он демонстрирует весь свой актерский талант: тут есть место и его фирменной физической комедии, и разговорным шуткам, и, что интересно, даже какой-никакой драме. Понятно, что до «Вечного сияния чистого разума» далеко, но всё же Керри в фильме играет далеко не одномерного шута. Он глубоко разочарованный человек, которому даже сверхспособности не приносят счастья надолго.
Терри (Марк Уолберг) и Аллен (Уилл Феррелл) — два полицейских-неудачника, которые почти не выбираются из офиса. Первый когда-то был подающим надежды копом, но по ошибке выстрелил в бейсболиста-звезду и навсегда остался в опале у начальства. Второго же жизнь офисного планктона вполне устраивает. Так или иначе, после смерти двух брутальных копов-героев (Дуэйн Джонсон и Сэмюэл Л. Джексон) именно этому нелепому дуэту приходится взяться за странное дело, связанное с наемными убийствами и многомиллионными манипуляциями.
Сегодня Адам МакКей занимается остросоциальными драмеди вроде «Власти», «Игры на понижение» и «Не смотрите наверх». Но когда-то он был автором отвязных комедий, которые некоторые критики очень точно называли примером «умного глупого юмора». «Копы в глубоком запасе» и правда на первый взгляд интеллектом не блистают. Это сборник эксцентричных анекдотов о буднях двух нелепых полицейских, которые расследуют дело скорее вопреки, а не благодаря своим умениям. Но простота фильма обманчива: это хитросплетенное кино, где нет ни одной лишней детали, и всё что угодно может быть использовано как повод для шутки.
По приказу правительства казахский журналист Борат (Саша Барон Коэн) едет в США, чтобы снять репортаж о жизни в заокеанской капиталистической стране. В своем путешествии он общается с феминистками, политическими активистами и простыми американцами, выступает с речью на родео, удивляется убранству отелей и спорит с продюсером Азаматом. Главная же цель Бората — завладеть самой Памелой Андерсон.
Комедии Саши Барона Коэна не похожи ни на одни другие — они глубоко возмутительные, дикие и очень-очень смелые. Во многих сценах «Бората», кроме главного героя, вовсе нет никаких актеров. Просто Коэн настолько хорошо вживается в образ нелепого казахского журналиста, что одурачивает всех вокруг: и вот уже простые американцы показывают свои худшие черты прямо на камеру, искренне веря, что их снимают для иностранного репортажа. Многие после «Бората» пытались повторить эту формулу пранк-комедии, но ни у кого не выходило столь же отмороженного и остроумного кино. Даже у Коэна больше не получилось.