Не забывай дышать: Фильмы про дайвинг и дайверов
Они готовы нырять хоть с аквалангом, хоть в водолазном костюме, хоть в консервной банке. Иногда и вовсе на одном вдохе. Погубить дайверов способна любая мелочь, ведь человек может только мечтать о том, чтобы стать своим в водной стихии. И всё же истинного дайвера от воды не оторвать. Собрали несколько фильмов о ныряльщиках, о красоте и опасностях, которые ждут их в объятиях воды. Также предлагаем вам посмотреть лучшие фильмы ужасов про акул.
1948 год, США. Сын простого земледельца Карл (Кьюба Гудинг — младший) поступает на военно-морскую службу, чтобы не повторить судьбу отца, вынужденного всю жизнь пахать в поле. Однако в эти годы удел чернокожих на флоте — готовить еду для белых матросов и офицеров. Случайно Карл умудряется продемонстрировать талант пловца, и парня зачисляют в команду спасателей. Казалось бы, потолок флотской карьеры достигнут, но матрос горит желанием двигаться дальше. Несмотря на то, что в школу водолазов не берут цветных, он проявляет завидную настойчивость, так что руководство вынуждено сдаться перед таким энтузиазмом. В школе борьба с расовыми предрассудками разгорается с новой силой: наставник Сэнди (Роберт Де Ниро) лютует и ищет повод спровадить новичка, но в упертости Карлу нет равных.
За время двухчасовой драмы складывается ощущение, что на долю главного героя выпало больше испытаний, чем положено одному человеку. Тем не менее фильм основан на реальных событиях из жизни Карла Брашира — первого афроамериканца, ставшего сертифицированным военным водолазом. После этого он умудрился совершить еще один подвиг воли, но не будем спойлерить. Режиссер Джордж Тиллман — младший снял несколько байопиков, но «Военный ныряльщик» 2000 года до сих пор остается лучшим в его фильмографии.
Норвегия, 1980-е. Петтер (Аксель Хенни) и его брат Кнут (Андре Эриксен) участвуют в важном для Норвегии эксперименте: они должны проверить возможность прокладки трубопроводов на глубине 500 метров в Северном море. Там обнаружены залежи нефти и газа, которые способны сделать страну одной из самых богатых в мире. Беда лишь в том, что работать водолазам-строителям придется на большой глубине. Это связано со сложными методами погружения, в том числе со специальными дыхательными смесями и долгими отсидками в декомпрессионной камере. Во время первого же погружения случается трагедия и гибнет Кнут. Его брат Петтер пытается найти виновных в происшествии.
Скандинавская драма Эрика Шёлдбьерга («Бессонница», «Нация прозака») подробно передает все нюансы глубоководного погружения. Однако делает это не для любования морскими красотами и не ради увлекательных технических деталей, а в попытке разобраться в компромиссах, которыми сопровождается путь к богатству. Ядром повествования становится противостояние маленького человека большой корпорации в поисках справедливости и в погоне за большими деньгами.
Американская подводная лодка «Монтана» терпит крушение в Карибском море. Военным необходимо срочно обследовать корабль и, может быть, даже найти выживших. Ради этого они реквизируют частное исследовательское судно для глубоководных погружений вместе с командой. С ними отправляется и проектировщица корабля Линдси Бригман (Мэри Элизабет Мастрантонио). Она лучше всех знает каждый закоулок станции и может быть полезной в экстренной ситуации. Начальником обслуживающего персонала на судне работает ее муж Вёрджил Бригман (Эд Харрис), с которым Линдси находится в натянутых и практически предразводных отношениях.
Остросюжетный триллер, в котором у героев нет ни минуты покоя, снял Джеймс Кэмерон. Сейчас широко известно, что режиссер увлекается подводными съемками, дайвингом и исследованием морских глубин, а в 1989 году он был только автором «Терминатора» и «Чужих». Их успех развязал Кэмерону руки, и он смог поставить фильм, который давно хотел. Правда, режиссер понятия не имел, насколько сложной окажется работа над картиной с большим количеством подводных сцен. Не только съемочная группа и актеры, но и сам автор в конце концов согласился с тем, что это был по-настоящему адский труд. И все-таки даже десяти лет не прошло после выхода «Бездны», как Кэмерон ввязался в новую авантюру под названием «Титаник».
Виртуозный ныряльщик Энцо (Жан Рено) с самого детства мечтает соперничать с приятелем Жаком (Жан-Марк Барр), не менее крутым дайвером. Однако робкий и немного не от мира сего парень всегда уходит от состязаний. Лишь 20 лет спустя Энцо удается затащить друга на соревнования в Таормине. Сюда же приезжает американка Джоанна (Розанна Аркетт), зачарованная странным Жаком, который с дельфинами умеет общаться лучше, чем с людьми. Жак отвечает девушке взаимностью, но ей еще предстоит принять тот факт, что море в его жизни всегда будет на первом месте.
Один из ранних фильмов Люка Бессона частично основан на истории двух знаменитых фридайверов Жака Майоля и Энцо Майорки. Первый стал соавтором сценария и консультантом на съемках. Он известен не только поставленными рекордами ныряния без воздуха и соперничеством с Энцо, но и книгой «Человек-дельфин». В ней Майоль изложил собственные мистико-философские воззрения на взаимоотношения человека и океана. Они не выдерживают критики с точки зрения биологии, зато многое говорят о характере автора и его одержимости водной стихией и ее обитателями.
Сестры Кейт и Лиза отдыхают в Мексике. Робкая Лиза (Мэнди Мур) переживает разрыв с парнем и не знает, как ей быть дальше. Зато смелая Кейт (Клер Холт) живет на полную катушку, много путешествует и легко сходится с людьми. Она-то и уговаривает Лизу отправиться на экстремальное развлечение — погружение в клетке к акулам. Однако не успевают девушки насладиться видом на страшные пасти, величаво проплывающие мимо, как на катере ломается лебедка. Клетка стремительно летит на дно, а сверху ее придавливает тяжелым краном. Ситуация и без крана патовая: кругом снуют акулы, при этом подниматься с глубины 47 метров без остановок опасно — можно погибнуть от кессонной болезни.
Аккурат к летним каникулам 2017 года британский режиссер Йоханнес Робертс выпустил отпускной хоррор. Робертс в принципе специализируется на фильмах ужасов, но начинал он по большей части с мистики. Более приближенная к реальности «Синяя бездна» принесла ему наибольший кассовый успех. В мировом прокате картина выручила сумму, в 11 раз превысившую бюджет. Уже через два года Робертс выпустил новый ужастик «Синяя бездна 2». На этот раз с зубастой напастью встречаются другие сестры. Девушки с аквалангами и сомнительными знаниями о дайвинге отправляются в затопленный некрополь, не подозревая, что там живет очень голодная акула.
Эбби (Миа Васиковска) родилась в крошечном поселении на берегу океана и плавать научилась уже в полтора года. Когда девочке исполняется восемь лет, мама (Рада Митчелл) берет ее с собой понырять у рифа, и там Эбби встречает большого синего групера — рыбу, которая живет около 70 лет и редко меняет место обитания. Девочка растет на берегу своей родной бухты, зарисовывает рыб, увлекается биологией и регулярно навещает соленого друга. Однако быт побережья омрачается планами на строительство, которое может сломать экологию бухты. Не меньшее беспокойство приносят визиты браконьеров. Со всеми этими напастями отважно сражается мать Эбби, мечтающая превратить бухту в заповедник.
История двух отважных женщин разворачивается в окружении прекрасных австралийских пейзажей. И разумеется, значительную долю фильма составляют эффектные подводные съемки. Актрисы Рада Митчелл и Ильза Фогг (в роли Эбби-подростка) занимались фридайвингом без дублеров, давая режиссеру больше свободы в выборе удачных ракурсов. А вот гигантского групера играла марионетка, которой управляли четыре человека. Рыба получилась очень убедительной. Так сходу и не догадаешься, что она ненастоящая.
Две сестры Ида (Муа Гаммель) и Туве (Мадлен Мартин) под Рождество решают понырять во фьордах с аквалангами. Туве работает промышленным дайвером, и для нее подводные пещеры — дом родной, а вот Ида давно не ныряла и чувствует себя неуютно. До поры до времени приключение проходит сносно, а потом случается камнепад. Опытную аквалангистку Туве припечатывает валуном ко дну — не до конца, руки-ноги целы, но подняться на поверхность она не может. Места безлюдные, кислород на исходе, так что малоопытной Иде придется взять себя в руки, отложить панику на потом и спасать сестру.
Очередных экстремалок отправил на борьбу за выживание шведский режиссер Йоахим Хеден — по собственному же сценарию. Сюжет «Глубокого погружения» мечется между опасным настоящим и травмами прошлого, между заснеженными горами и клаустрофобными глубинами. Над атмосферным визуальным рядом картины работали два оператора: уроженка Челябинска Анна Патаракина снимала сцены на поверхности, а швед Эрик Берьесон работал с подводными съемками.
Группа спелеологов под руководством Фрэнка Макгуайра (Ричард Роксбург) занимается исследованием системы пещер в Папуа – Новой Гвинее. Неожиданно на побережье приходит сильнейший шторм. Из-за ливней пещеры быстро затапливает, и несколько человек оказываются заблокированными под землей. У них есть лишь один шанс выбраться — попробовать еще не разведанный путь вдоль подземной реки, теоретически ведущей к океану. Главная ценность скитальцев — баллоны с кислородом и фонарики, а главный враг — собственные ошибки и паника. Фрэнк — единственный, кто способен пройти это испытание сам и провести за собой людей, несмотря на то, что все, в том числе и сын Джош (Риз Уйэкфилд), считают его жестоким и бесчувственным человеком.
Пещерный триллер Алистера Грирсона вышел в 2011 году в формате 3D и был снят с использованием технологий, применявшихся при создании «Аватара». Источником вдохновения послужил случай из практики спелеолога Эндрю Уайта, ставшего соавтором сценария. В 1988 году он был руководителем экспедиции по изучению длинной цепи пещер в Австралии, затопленных водой. Во время наводнения единственный вход в пещеру размыло, и под землей оказались 13 человек. Чтобы выбраться из ловушки, им пришлось искать новый выход. Тогда, в отличие от фильма, выжили все участники событий.
Франция, 1950-е годы. Отставной летчик Жак-Ив Кусто (Ламбер Вильсон), получив за изобретение акваланга солидные деньги, покупает дом на побережье. На первый взгляд, у него есть всё необходимое для счастья: хорошая работа, любящая жена Симона (Одри Тоту) и двое здоровых сыновей. Однако Жака-Ива завораживает идея исследования океанов. Кусто оставляет работу, берет в аренду старое судно «Калипсо» и в компании единомышленников отправляется навстречу открытиям. К суше его привязывают лишь финансовые вопросы, а уж эти проблемы копятся, как снежный ком.
Биографическая драма рассказывает о знаменитом французском исследователе океанов и создателе цикла документальных фильмов под названием «Подводная одиссея команды Кусто». Картина охватывает 30 лет из жизни Кусто, его близких и команды, которая стала еще одной семьей великого француза. За основу сценария режиссер Жером Салль взял книгу, написанную старшим сыном естествоиспытателя Жаном-Мишелем Кусто и членом команды «Калипсо» Альбером Фалько. Разумеется, картина не умалчивает и об издержках кочевого образа жизни. Например, пока родители путешествовали, сыновьям Кусто пришлось расти в интернате.
Сорокалетняя Марина (Виктория Исакова) расстается с мужем и, чтобы немного прийти в себя, отправляется на отдых в Турцию. Там женщина знакомится с фридайвингом, который, оказывается, способен вернуть ей любовь к жизни. Ни на что не рассчитывая, Марина участвует в соревнованиях в Москве и внезапно становится чемпионкой России. Прихватив уже почти взрослых детей, она перебирается в столицу, чтобы готовиться к новым, более амбициозным соревнованиям. Ее цель — покорить глубину в 100 метров, которую не брала еще ни одна женщина в мире. Врач крутит пальцем у виска, на работе не дают тренироваться, зато сын полностью на ее стороне.
Спортивная драма Елены Хазановой обращается к истории реальной российской спортсменки Натальи Молчановой. Фридайверша действительно начала заниматься экстремальным видом спорта в 40 лет и за 13 лет установила несколько мировых рекордов. «Один вдох» многое заимствует из ее жизни, но это не биографический фильм. Так, проплыв египетской арки Блю-Хол проходил немного в ином составе, чем это показано в картине. В центре внимания фильма не столько событие, сколько подготовка к опасному моменту, это попытка поразмышлять о страхах и сомнениях, которые преодолевает человек, чтобы двигаться дальше.