Не только слоны и короли: 9 тайских фильмов, которые стоит посмотреть
Интересно, что кино в Таиланде появилось раньше, чем в США и России. А снял первый сиамский фильм король! Тот самый поклонник прогресса и инноваций Рама V Чулалонгкорн, который показан босым мальчишкой в фильме Энди Теннанта «Анна и король». В 1897 году он посетил Швейцарию, где, узнав о кинопроизводстве, снял фильм и привез его и оборудование для показа в Бангкок. Объемами таиландская кинофабрика похвастаться не может — в стране снимают от силы 40 фильмов в год, но среди них определенно есть картины, которые заслуживают внимания. Рассказываем о наиболее интересных картинах из Таиланда.
Весь мир знает о Марке Цукерберге и о том, как ему удалось стать одним из самых молодых технологических миллиардеров в мире, однако в Таиланде подросток по имени Аиттипат Кулапонгванич достиг миллиардных доходов благодаря продаже чипсов из жареных морских водорослей, которые теперь продают по всей Азии и завозят в Европу. Основанный на реальных событиях байопик показывает, как Аиттипат, или Топ (Пачара Чиративат), из состоятельной китайско-тайской семьи уже успешно зарабатывал за счет онлайн-игр. Логично, что родители не были в восторге и мечтали, чтобы сын учился. Отпрыск ответил откровенным бунтом — в 17 лет он бросил школу и открыл торговую сеть по продаже каштанов. А после, когда бизнес отца разорился, предприимчивый подросток придумал новое дело, чтобы выплатить семейные долги.
Это не история о том, как разбогатеть. Режиссер Сонгиос Сугмаканан изображает Топа подростком избалованным, но наделенным упорством и хорошим предпринимательским азартом. Герой мечется от одной схемы получения прибыли к другой, порой сознательно попирая законы и правила ведения бизнеса. Фильм реалистичнее и интереснее многих западных байопиков, потому что показывает в юмористическом ключе и без прикрас, как долго главного героя преследуют неудачи. Хотя в конечном счете картина поет дифирамбы капитализму и духу предпринимательства.
В фильме есть всё, что запрещено цензурой Таиланда: секс, убийства, политические интриги, заговоры, обнаженные танцоры. История начинается в 1528 году, когда принцесса Суриотай (М. Л. Пийяпас Биромбхакди) должна пожертвовать любовью к другу детства принцу Пирену, чтобы выйти замуж за принца Тиена (Саруню Вонгкраянг) из другой династии. Брак, хоть и политический, оказывается счастливым, а вот остальному Сиаму в то время повезло гораздо меньше. Страну ждут эпидемия оспы, вторжение из соседней Бирмы, династические перевороты и бесконечные дворцовые интриги.
Снова двигателем тайского кинопрогресса становится королевская семья. Жена короля Рамы IX, королева Сирикит, убежденная, что учебники по истории Таиланда недостаточно подробны, выделила знатное финансирование и попросила известного тайского режиссера (и по совпадению ее кузена) Чатрихалерма Юкола снять исторический фильм. Его можно рассматривать как ускоренный курс (хотя и это спорно — полная версия длится 3 часа 5 минут) о 20 ключевых годах тайской истории середины XVI века. Помимо примечательного зрелища — красочных костюмов, ритуалов соблазнения и слонов, которых хватило бы на дюжину цирков, — фильм показывает не лучшую сторону человеческой природы. Картина стала одним из главных кассовых триумфов тайского кино, что привлекло внимание Фрэнсиса Форда Копполы, который помог фильму с международным распространением.
Молодой монах Тинга (Тони Джа) из отдаленной тайской деревни отправляется в Бангкок, чтобы вернуть украденную из храма голову статуи Будды. Хотя парень поклялся своему настоятелю никогда не использовать боевые навыки муай-тай, которым тот его научил, ему все-таки придется отчаянно драться, чтобы выполнить обещание и выжить в этом мегаполисе порока.
Классический боевик про рукопашные боевые искусства должен быть в списке обязательных к просмотру. Благодаря картине западный мир и узнал о древнем искусстве тайского бокса и о существовании киноиндустрии Таиланда. Тайцы не просто любят муай-тай, который является национальным видом спорта, это часть их обычной жизни. «Онг Бак», также известный как «Искусство восьми конечностей», был первым фильмом, показавшим настоящие бои, при этом актер Тони Джа сам выполнил все приемы и трюки. Подготовка к фильму заняла четыре года, чтобы создать максимально реалистичные схватки, а актер провел это время в изнуряющих тренировках.
Действие тайского ромкома происходит в Южной Корее. Два туриста — мужчина (Чантавит Дханасеви) и женщина (Нуэнгтхида Сопхон) из Таиланда — встречаются там при нестандартных обстоятельствах и решают продолжить путешествие вместе. Герои травмированы прошлыми отношениями и боятся привязаться друг к другу, а потому решают не называть своих настоящих имен и придумывают себе прозвища Данг и Мэй.
В Таиланде также умеют снимать ромкомы. Банйонг Писантханакун больше знаменит жутчайшими кровавыми хоррорами («Затвор», «Фобия» и «Фобия 2»), но сентиментальная история доказывает что талантливый режиссер талантлив в любом жанре. Хоть фильм и длится два часа, смотреть простенькую историю неутомительно, а многочисленные побочные сюжеты и длительные расставания/воссоединения помогают поддерживать темп.
После того как «Онг Бак» вызвал интерес к тайскому боксу, Таиланд выпускает еще один биографический фильм про великого бойца Париньи Чароэмфола, который практически не знал поражений на ринге, но при этом мечтал сделать операцию по смене пола. Юный Нонг Тум (прозвище боксера) случайно обнаружил в себе талант к муай-тай и начал зарабатывать им на жизнь и обеспечивать свою бедную семью. Когда тренер застает Нонг Тума с макияжем, то решает использовать необычный образ для привлечения внимания. Боксер теперь выходит на ринг с косметикой на лице. Обескураженные и разозленные противники пытаются сломить Нонг Тума, но макияж никак не влияет на силу его удара — в 18 из 20 боев Паринья нокаутировал соперников.
И снова сцены рукопашных схваток грациозны и эффектны, но по сути фильм не о боксе. Ситуация Париньи очень противоречива, учитывая его трансгендерность и мягкий характер, но именно контраст — душевная чуткость и боксерский талант — делает историю такой захватывающей. Личная борьба главного героя с предрассудками и заблуждениями становится серьезной и неожиданной основой для фильма про боевые искусства. Нонг Тума здесь играет настоящий кикбоксер Асани Суван, который чрезвычайно убедителен в роли мужчины, в теле которого спрятана чувствительная женщина. Создатели картины приложили большие усилия, чтобы бои были интересны. И здесь можно увидеть некоторые приемы и удары, которых не показывали в фильмах с Тони Джа.
Хотя в производстве фильма задействовано девять стран, но его режиссер Апитчатпон Вирасетакул родился и работает в Бангкоке. Не будет преувеличением заявление, что на данный момент он самый знаменитый тайский режиссер, который уже шесть раз был со своими работами на Каннском фестивале. Сюжет «Памяти», как и других фильмов Апитчатпона, непрост: шотландка Джессика (Тильда Суинтон) прилетает в Колумбию, чтобы ухаживать за сестрой, впавшей в летаргический сон. Героиню начинает преследовать странный шум, похожий на рык животного. Слышит его только Джессика. Убежденная, что этот звук что-то значит, она пытается воспроизвести его с помощью музыканта-звукооператора.
Впервые один из самых загадочных режиссеров планеты работал за пределами родной страны. Но и здесь Апитчатпон Вирасетакул не изменяет себе. Для него как для мастера сенсорного кино повествование — чистая мишура, куда важнее само восприятие и переживания героини. Так что «Память» становится очередным чувственным киноопытом. Вирасетакул предлагает зрителям войти в пространство сознания центрального персонажа и познать мир так же, как она. Картина удостоилась приза жюри Канн.
Интересно, что главная героиня «Медиума» — шаман. В сельскую местность на севере Таиланда приезжает съемочная группа, чтобы взять интервью у Ним (Савани Утумма) о том, как она стала шаманом-медиумом местного божества Байан. Старшая сестра Ним отказалась отдавать свое тело духу и обратилась в христианство. Ее место заняла Ним, но ей нужно искать преемника. Главный претендент — ее племянница Минк (Нариля Гулмонгколпеч), дочь старшей сестры. Вся семья недовольна этим выбором, а особенно сама девочка, которая начинает себя странно вести, что пугает окружающих.
Экзотический фильм об одержимости за пределами традиционной католической темы, привычной для массовой аудитории. Съемки страшного мокьюментари проходили в отдаленной деревне Таиланда, и ощущение подлинности в нем достигается колоссальное. В итоге получился мистический и достоверный хоррор на свежую и интересную для западной аудитории тему, с неподдельной угрожающей атмосферой и массой странных событий.
Персонажами невероятной картины становятся призрак, дух обезьяны со светящимися красными глазами и говорящий сом. Бессвязное и выходящее за пределы времени повествование рассказывает историю Бунми (Танапат Саисаймар) на ферме в северо-восточном регионе Таиланда, где он безмятежно ждет смерти от почечной недостаточности. Фильм основан на реальной биографии священника, который утверждал, что все его прошлые жизни были им пережиты заново с помощью медитативных практик.
Воистину это один из самых признанных и лучших фильмов Таиланда. Это первая картина в истории тайского кинематографа, удостоившаяся «Золотой пальмовой ветви». Ранее упомянутый Апитчатпон Вирасетакул претворяет здесь мистический буддизм в жизнь, а абстракцию — в практику. Сверхъестественное и естественное, человек и животное, жизнь и смерть сливаются воедино в медитативной истории. Фильм поражает яркостью тропических джунглей, нестандартными для западного кино сценами-аллюзиями и ретро-эффектами, которые парадоксальным образом кажутся скорее революционными, чем регрессивными.
Умная, но бедная Линн (Чутимон Чынгчаренсукйинг) перевелась в престижную школу благодаря стипендии. Ее новая подружка Грейс (Ейсая Хосуван) — красивая, добрая, богатая, но гораздо слабее в учебе. Попытки помочь Грейс освоить предметы не увенчались успехом, в конце концов Линн сдалась и решила дать подруге шпаргалку во время экзамена. Слух о доброте Линн быстро распространился по школе. Так оказалось, что многие ученики школы очень нуждаются в помощи новенькой и готовы за это хорошо платить. Парень Грейс Пэт (Тирадон Супапунпинйо) предлагает отличнице организовать шпаргалочный бизнес. Линн оказывается смекалистой и в этом деле — ученица разрабатывает целую систему знаков для передачи информации. Что-то идет не так, когда ей предлагают миллион батов, чтобы помочь студентам списать на национальном экзамене.
Не забывают в Таиланде и о молодом зрителе. Школьная драма с элементами комедии и романтики стала одним из лучших тайских фильмов, выпущенных за последнее время. Режиссер Наттавут Пунпирия превращает самые скучные моменты, связанные с уроками и проведением экзамена, в рискованную авантюру с высокими ставками, а сценарий о списывании неожиданно проницательно выявляет характеры главных героев и классовые различия. В картине снялись юные актеры, заражающие зрителей своей энергией.