Не сотвори себе кумира: 10 сериалов про супергероев
Истории о супергероях, переварив привычные жанры массового кино и захватив кинотеатры по всему миру, с начала 2010-х годов всё чаще появляются и на телеэкранах. Порой сериалы закрывают лакуны в многотомных киновселенных, а иногда представляют необычных, не вполне конвенциональных с точки зрения жанра героев. О десяти из них Okko рассказывает подробнее.
Несмотря на плодовитость, кинокомиксы — что у Marvel, что у DC — выходят не слишком разнообразными, за исключением разве что дилогии о Дэдпуле, которая позволяла себе некоторое формальное хулиганство. Так что основная часть экспериментов если не с формой, то по крайней мере с содержанием, приходится именно на сериалы по комиксам. «Пацаны» — прекрасный этому пример. Супергерои здесь, называемые просто «суперами», отменные придурки, чье эго давно переросло сверхспособности. А вот «Пацаны» — это команда желающих мести маглов, которые когда-то пострадали от «суперов» и покрывающей их всесильной корпорации Vought.
Сериал поставлен по мотивам комиксов Гарта Энниса, выходящих в издательстве Wildstorm (DC Comics) и Dynamite Entertainment. Он замечателен именно тем, чего обычно избегают в лояльных кинопродуктах жанра: ультранасилие, откровенные сцены сексуального характера, а также море сатиры на сам мир корпораций и наше представление о супергероях.
Одним из первых опытов по деконструкции супергероики стали «Хранители» Алана Мура. Автор своим 12-частным графическим романом, рисующим альтернативное «супергеройское» развитие истории, окончательно перенес комиксы из эпохи модерна, духом которого они были зачаты в 1930-е, в многогранный постмодерн, где они — отчасти — увязли до сих пор. В 2010-м Зак Снайдер поставил экранизацию «Хранителей», близкую к оригиналу, а девять лет спустя Дэймон Линделоф, хорошо известный по работе над сериалом «Остаться в живых», в качестве шоураннера представил телеверсию продолжения комикса.
Действие ее происходит спустя тридцать с лишним лет после того, как Эдриан Вайдт, известный также как Озимандия, — супергерой, ученый, гений и бизнесмен, привел в исполнение свой план по спасению мира от неминуемой атомной войны. Для этого он телепортировал в центр Нью-Йорка гигантского кальмара, убившего несколько миллионов человек псионической волной. Противостоящие друг другу США и СССР сочли это нападением иноземной цивилизации и отложили на время планы по взаимному уничтожению. Вайдт (Джереми Айронс), как и другой супергерой, доктор Манхэттен (Яхья Абдул-Матин II), единственный из всех обладающий постчеловеческими способностями, благодаря которым США выиграли войну во Вьетнаме, вот уже десятилетие как исчез, а об инопланетной атаке напоминает лишь случающийся время от времени дождь из тающих моллюсков. В общем, миру, кажется, ничто не угрожает, зато в Талсе, что в Оклахоме, пика достигает противостояние между стражами порядка и расистской организацией «Седьмая кавалерия», которая осмеливается убить самого шефа полиции. За расследование берутся детектив Анджела Абар (Реджина Кинг), также известная как Сестра Ночь, и работающая теперь на ФБР Лори Юспечик (Джин Смарт), бывшая когда-то Шелковым Призраком.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
Среди команд супергероев всех времен и измерений «Роковой патруль» представляет собой самое плачевное зрелище. По крайней мере в пределах вселенной DC. Главным образом потому, что с самого начала никакой командой вовсе и не задумывался. Создатель «Патруля» и владелец «Рокового поместья» доктор Найлз Колдер (Тимоти Далтон) хотел лишь дать приют беднягам, столкнувшимся с сверхъестественными силами. В итоге же он втянул их в давнюю вендетту с мистером Никто (Алан Тьюдик) — третьесортным злодеем, как он сам представляется, — и другими фантастическими негодяями, желающими, как им заповедано, уничтожить или покорить мир. Под стать нелепости героев и антигероев подобраны и встречающиеся им на пути персонажи, вроде Дэнни, небинарной улицы, или таракана-пророка Иезекиля.
«Роковой патруль», в сериале состоящий из Роботмена, бывшего гонщика NASCAR Клиффа Стила (Брендан Фрейзер), сбитого летчика (буквально) Ларри Трейнора (Мэтт Бомер), сумасшедшей Джейн (Дайан Герреро), сознание которой расщеплено на 64 личности, и Эластичной Девушки Риты Фарр (Эйприл Боулби), бывшей звезды Голливуда, впервые появился на страницах комиксов еще в 1963 году. Факт в высшей степени примечательный.
Без «Рокового патруля», вероятно, не было бы и «Академии „Амбрелла“» — еще одного сериала о супернеудачниках, созданного музыкантом Джерардом Уэем, лидером My Chemical Romance, в 2007 году под влиянием комикса Гранта Моррисона.
«Академию» основал эксцентричный миллиардер Найджел Харгривз (Колм Фиоре), щеголяющий козлиной бородкой, прямой осанкой, эмоциональной сухостью и британским акцентом. Студентами «Амбреллы» стали семеро детей, родившихся совершенно внезапно для их матерей в один день 1 октября 1989 года. Сразу же они продемонстрировали сверхспособности — от умения управлять предметами в воздухе до путешествий во времени. Харгривз хочет использовать таланты детей на благо мира. Но один из усыновленных им студентов, Бен (Джастин Мин), погибает еще подростком во время задания, а оставшиеся члены Академии постепенно ее покидают, не выдержав груза ответственности. Всё меняет появления Номера Пятого (Эйдан Галлахер), в 13-летнем возрасте отправившегося в будущее и вернувшегося только двадцать лет спустя с важным сообщением о надвигающемся апокалипсисе. Впрочем, как это часто бывает, спасать мир главным героям придется от самих себя.
В отличие от прочих супергеройских сериалов, «Отбросы» сняты не по мотивам комиксов, являя тем самым чудо творческой мысли своего создателя Ховарда Овермана. Примечателен сериал и своим британским происхождением, отметившим картинку непривычной для супергеройского жанра скупостью цвета. В центре сюжета пятеро юных правонарушителей, приговоренных за мелкое хулиганство к общественным работам: бывший спортсмен Кертис (Нэйтан Стюарт-Джарретт), любительница вечеринок Алиша (Антония Томас), скромник Саймон (Иван Реон), насмешник Нэйтан (Роберт Шиэн) и склочная Келли (Лорен Сока). Прямо во время работы в грозу подростки получают удар молнией. После чего обретают сверхспособности довольно сомнительного толка.
«Отбросов» и «Академию „Амбрелла“» связывает не только общий курс на дисфункциональную группу альтернативно одаренных супергероев в центре сюжета, но и актер Роберт Шиэн — в «Амбрелле» он сыграл гедониста Клауса, Номера Третьего, способного разговаривать с мертвыми.
К созданию сериала о последнем из нетрадиционных героев в подборке, Кристофере «Миротворце» Смите (Джон Сина), приложил руку сам Джеймс Ганн, вдохнувший дух плутоватой придурковатости в затхлую вселенную Marvel со своими «Стражами Галактики». «Миротворец» стал для него краткой разведкой в киномир DC перед полноценным переходом в стан главного конкурента Marvel — в октябре 2022 года Ганн занял пост соисполнительного директора DC Studios.
Впрочем, вернемся к Миротворцу и вопросу о том, что делает его особенным. Прежде всего, он идиот — не в клиническом, а в общеупотребительном смысле — и притом презабавный. Иными словами, он ровно такой герой, каких Ганн выписывает с любовной выразительностью, хотя даже Питер Квилл (Звездный Лорд из «Стражей») на фоне Миротворца смотрится если не гением, то смышленым парнем. В самом начале сериала Миротворец сбегает из больницы, в которую попал после событий «Миссии навылет», только чтобы оказаться в руках Уоллер, поручившей ему в обмен на свободу избавить мир от таинственных бабочек…
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
В 2008-м Marvel выпустили «Железного человека» — свой первый фильм, ознаменовавший наступление новой эпохи массового кино. Спустя несколько лет компания продолжила свою экспансию на телевидении, рассказывая историю «малых» героев. Таковы агенты Щ.И.Т. — тайной международной организации, которая борется с преступностью и защищает мир от неочевидных угроз вроде всяких сверхлюдей, использующих свои силы в корыстных целях.
Вы, вероятно, помните Ника Фьюри — одноглазого директора Щ.И.Т. в вечном кожаном пальто в исполнении Сэмюэла Л. Джексона. Так вот сам Фьюри появляется здесь эпизодически, как и его помощница Мария Хилл (Коби Смолдерс), а вот симпатяга агент Колсон (Кларк Грегг), погибший в первых «Мстителях», восстал из мертвых специально для участия в сериале (если вы читаете эти строки, у вас седьмой уровень допуска).
Отдельным феноменом телевизионной части вселенной Marvel стали четыре тесно связанных между собой сериала, объединенных под названием «Сага защитников» — «Сорвиголова», «Люк Кейдж», «Железный кулак» и «Джессика Джонс» . Особенно отметим последнюю.
Джессика Джонс (Кристен Риттер) трудится частным детективом со всеми вытекающими из этой профессии киноклише: заставленными бутылками горизонтальными поверхностями кабинета, непременной фляжкой с кофе по-ирландски, захудалой квартиркой, депрессией и ПТСР. Можно бы сказать не без язвительности, что до полного сходства с Марлоу или другим героем нуарных детективов в духе Дэшила Хэммета Джессике не хватает только грузного пальто и шляпы, но образ «крутосваренного» детектива ей идет. Под стать Джонс и ее главный противник — медоточивый Киллгроув (Дэвид Теннант), способный заговорить своими речами любого.
Еще один «защитник» Marvel Люк Кейдж — совсем из другого теста. Обитающий в соседнем с Джессикой Джонс Гарлеме громила Кейдж (Майк Колтер) монументален, как скала, и сражается с вполне обычными преступниками: торговцем оружием Корнеллом Стоуксом (Махершала Али) и его кузиной-политиканшей «Черной Мэрайей» Диллард (Элфри Вудард), отмывающей деньги братца. В арсенале Кейджа не только суперсила и пуленепробиваемость, которые он получил после тюремного эксперимента, но и природное обаяние, притягивающее к нему женщин так же неизбежно, как магнит притягивает металл. Среди таких женщин Мисти Найт (Симон Минник) — детектив полиции, которой увлечение Кейджем доставляет немало проблем. Впрочем, цель у них одна: сделать улицы Гарлема безопасными.
Квентин Тарантино является большим поклонником Кейджа — что неудивительно, если учесть, что Люк появился в комиксах 1970-х как собирательный образ «крутого черного» в духе детектива Шафта, главного символа блэксплойтейшена. Режиссер хотел снять о нем фильм сразу после успеха «Бешеных псов», но в итоге передумал и занялся «Криминальным чтивом». Хотя позже Тарантино всё же создал свой оммаж жанру — «Джеки Браун» с Пэм Грир в главной роли.
А вот сериал о боге коварства и обмана ознаменовал новую эпоху в телевизионном царстве Marvel, став полноценной и, возможно, важнейшей частью всей Четвертой фазы Киновселенной. Хотя, возможно, она вышла довольно безликой по сравнению с предыдущими. После того как с камнями бесконечности было покончено, новой скрепой Marvel, соединяющей разрозненные истории, стала концепция мультивселенной, которой сегодня уже никого не удивишь.
Наиболее ярко она была раскрыта именно в сериале «Локи». Коварный бог (Том Хиддлстон) после телепортации с тессерактом в руках прямиком из «Мстителей: Финал» оказался в Управлении временными изменениями — надзорном органе, «удаляющем» лишние временные линии (с чем-то подобным сталкивается и Номер Пятый из «Академии „Амбрелла“»). Судья УВИ Равонна Ренслейер (Гугу Мбата-Роу) ставит Локи перед выбором — либо быть стертым из реальности, либо помочь найти альтернативную версию самого себя (София Ди Мартино), оказавшуюся чрезвычайно сложным противником. Помогать в расследовании Локи берется лучший из детективов УВИ Мобиус М. Мобиус (Оуэн Уилсон). За сценарий сериала отвечал Майк Уолдрон, известный по работе над «Риком и Морти».