На золотом крыльце сидели: Классические мультфильмы студии Disney
Уолт Дисней основал компанию, которой дал свое имя, в 1923 году. Почти за столетнюю историю студия переживала периоды неожиданных взлетов, длительных застоев и стремительных падений, постоянно перепридумывая стандарты полнометражного анимационного фильма. Останавливаемся на 10 шедеврах Disney чуть подробнее.
В это сложно поверить сейчас, когда Disney стала самой крупной киностудией в мире, пожирающей другие мейджоры, но в годы после Второй мировой войны дела ее шли не лучшим образом. У компании был долг примерно в четыре миллиона долларов, над мультяшным миром витал призрак банкротства. Основатель студии Уолт Дисней взялся за подготовку нового полнометражного мультфильма с большой осторожностью, осознавая все риски. Он стоял перед выбором, какую сказку экранизировать, — «Золушку» в версии Шарля Перро или «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Работа над обоими фильмами шла параллельно, но в итоге историю о бедной девушке и хрустальной туфельке решили представить зрителям в первую очередь. Чутье не подвело Диснея. «Золушка» была номинирована на три премии «Оскар», награждена призами Берлинского и Венецианского фестивалей и заняла третье место в американском прокате. А на доход, полученный от мультфильма, началось строительство «Диснейленда». В общем, студия повторила путь своей героини и в одно мгновение преобразилась — так начался Серебряный век Disney.
История о благородной не по происхождению, но по складу души Золушке, ставшей принцессой, известна, пожалуй, всем. Героиня после смерти мамы живет заложницей в собственном доме, целыми днями без устали прислуживая мачехе леди Тремейн и ее дочерям. Всех девушек королевства будоражит известие о бале в королевском замке, но у Золушки нет даже платья. Тогда-то и появляется фея-крестная и наколдовывает героине прекрасные наряд и экипаж. Фея предупреждает, что чары будут действовать только до полуночи. Золушка сразу же поражает сердце принца и едва не забывает о времени, сбегая за мгновение до того, как часы бьют двенадцать. У принца на память о незнакомке остается только оброненная ею миниатюрная хрустальная туфелька (в версии Перро она была меховой). К слову, корни сказки уходят в античность. В Древнем Египте была известна история о Родопис, которая пленила фараона украденной у нее во время купания сандалией. Родопис, надо сказать, действительно существовала когда-то и была гетерой сначала в Греции, а потом и в Египте.
Дисней пытался купить права на экранизацию пьесы «Питер и Венди» шотландского писателя и драматурга Джеймса Барри с 1935 года. В детстве он даже исполнял одну из ролей в школьном спектакле по «Питеру Пэну». Трудности возникли из-за того, что Барри завещал права на пьесу детской больнице на Грейт-Ормонд-стрит в Лондоне. Добиться своего Диснею удалось только в 1939 году.
Мультфильм рассказывает о девочке Венди Дарлинг, стоящей на пороге взросления, и ее младших братьях Джоне и Майкле, которые по приглашению «вечного юноши» Питера Пэна отправляются в волшебную страну Нетландию. Они знакомятся с ее обитателями — пиратами, индейцами, феей Динь-Динь и Пропащими Мальчиками, умершими в реальном мире. История о Питере Пэне, названном так, к слову, в честь греческого бога Пана, закрыла целую эпоху в истории студии. Во-первых, это был последний фильм, над которым в полном составе работала «Девятка диснеевских стариков» — группа режиссеров-аниматоров, составлявших творческое ядро коллектива. Во-вторых, последующие мультфильмы распространялись собственной компанией студии — Buena Vista.
Мультфильм вдохновили сразу два источника. Первым выступил рассказ Уорда Грина под названием «Счастливый Дэн, циничный пес», который Уолт Дисней прочитал в Cosmopolitan в 1945 году. Вторым — рисунок работника студии Джо Гранта, изобразившего свою собаку породы спрингер-спаниель по кличке Леди. Грант в итоге покинул компанию, но его эскизы пригодились в работе над мультфильмом.
Леди и Бродяга были одними из немногих оригинальных заглавных персонажей, придуманных в Disney. Сюжет много раз переписывался, вместе с ним менялись и главные герои, но в итоге решено было сосредоточиться на истории любви Леди, собаки благородных кровей, и дворняги Бродяги, вынужденного спасаться на улицах от облав на бездомных собак.
Между премьерами двух «собачьих» мультфильмов, «Леди и бродяга» и «101 далматинец», Дисней выпустил в 1959 году «Спящую красавицу», снятую на 70-миллиметровую пленку Super Technirama со стереофоническим звуком. Затраты на производство составили огромные по тем временам шесть миллионов долларов, а прокат в первый год принес только пять с небольшим. У студии вновь появились долги, и руководство решило снизить расходы на анимацию. Так что в 1960 году, работая над «Далматинцами», сотрудники Disney перешли с традиционной «ручной» мультипликации на ксерографию.
История о том, как супружеская пара далматинцев Понго и Пэдди спасает своих щенят от жестокой Круэллы де Виль, задумавшей сшить из их шкур пальто, стала чрезвычайно популярна у зрителей. В итоге далматинцы спасли не только детей, но и студию. В основу сюжета легла книга английской писательницы Доди Смит, бывшей большой поклонницей мультфильмов Disney.
Основатель студии Уолт Дисней умер в декабре 1966 года, и «Приключения Винни Пуха» стали одним из последних мультфильмов, созданных при его участии.
«Приключения» состоят из трех сюжетов, два из них были сняты задолго до 1977 года, когда фильм увидел свет. В 1966 году вышла короткометражка «Винни-Пух и медовое дерево», в которой плюшевый мишка пытается украсть у пчел мед, а в 1968-м — «Винни-Пух и ненастный день», в которой он борется с последствиями своей ненасытности (то есть застревает в норе кролика). Третьим сюжетом «Приключений» стала история «Винни-Пух, а с ним и Тигра!», где обитатели волшебного леса знакомятся с новым его жителем. Завершается мультфильм прощанием Винни с Кристофером Робином, рифмующимся с уходом самого Диснея.
Выход мультфильма по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена ознаменовал новую главу в истории студии, получившую название «Ренессанса Disney». После смерти основателя студия переживала период застоя — боссы предпочитали не рисковать как в стиле, так и в выборе сюжетов. Известна история, как молодой еще Тим Бёртон покинул Disney, поскольку все его смелые идеи отвергались. Некоторые изменения произошли после привлечения к сотрудничеству Стивена Спилберга, спродюсировавшего популярную комедию «Кто подставил кролика Роджера?».
Для работы над «Русалочкой» были привлечены автор песен Ховард Эшман и композитор Алан Менкен. С их помощью Disney задала новый стандарт в жанре анимированного мюзикла и в течение нескольких лет бессменно получала «Оскар» за лучшую песню. «Русалочка» завоевала не только любовь зрителей — а значит, и солидный кассовый сбор, — но и благожелательные отзывы критиков.
Сюжет мультфильма довольно сильно отличается от оригинальной версии Андерсена — здесь, к примеру, напрочь отсутствуют христианские мотивы. Заветным желанием русалки Ариэль, принцессы подводного мира, является вовсе не обретение бессмертной человеческой души, а сердце Эрика, принца наземного королевства людей. В мультфильме Ариэль спасает его во время кораблекрушения и в обмен на свой голос получает по договору с коварной морской ведьмой Урсулой человеческий облик. Однако если в течение трех дней Эрик не подарит Ариэль поцелуй чистой любви, то она вновь обернется в русалку и станет пленницей Урсулы.
Успех студии после выхода «Русалочки» только закрепила премьера «Красавицы и чудовища». Это был первый мультик, награжденный «Золотым глобусом» в категории «Лучший фильм». В основу сюжета легла одна из немногих классических сказок, литературно обработанных женщиной, — Жанной-Мари Лепренс де Бомон. Причем существует еще одна версия сказки от писательницы Барбо де Вильнёв. Вообще же история Белль и благородного в душе, но свирепого на вид Чудовища восходит к античному мифу об Амуре и Психее.
Разумеется, в версии де Бомон от мифа остались лишь некоторые детали, пена дней превратила возлюбленного героини из незримого божества во вполне реального зверя, обитающего в величественном замке. Именно здесь его встречает прекрасная и великодушная Белль, чей отец, чудак-изобретатель, заблудившись в лесу, попадает в плен к монстру. Девушка обменивает свободу отца на свою и становится «гостьей» Чудовища и его темного замка. Но Белль еще не знает о древнем проклятье, которое может снять только настоящая любовь. Эту готически-романтическую линию чуть облегчают придуманные Disney второстепенные персонажи — обитатели замка, превращенные в предметы быта, но не утратившие способности говорить. И, конечно же, дубоголовый мужлан Гастон, первый парень в деревне Белль, который хочет добиться ее расположения любой ценой.
Ренессанс Disney, сравнимый разве что с успехом студии в эпоху Золотого века мультипликации, продолжился с выходом «Аладдина» — сказки в восточных орнаментах. Создателей мультфильма вдохновляла как соответствующая новелла из «Тысячи и одной ночи», так и этапный цветной фильм 1940 года «Багдадский вор». При этом средневековая история наполнена постмодернистскими отсылками к актуальной массовой культуре.
Действие происходит в выдуманном королевстве Аграба. Визирь местного султана, злобный Джафар, замыслил найти волшебную лампу, в которой, по преданию, заточен джинн — древний дух, способный исполнить три любые желания. С его помощью Джафар хочет захватить власть. Но чтобы проникнуть в Пещеру Чудес, где хранится лампа, ему нужен человек, чьи достоинства сокрыты внутри. Им, как ни странно, оказывается Аладдин — воришка, промышляющий на улицах Аграбы и влюбившийся с первого взгляда в гордую принцессу Жасмин, сбежавшую из дворца. Пареньку удается добыть лампу и спастись от козней Джафара. Теперь, при посредничестве балагура-джинна, Аладдину предстоит продемонстрировать достоинства, что он прежде скрывал. Мультфильм, который был поставлен Джоном Маскером и Роном Клементсом после работы над «Русалочкой», оказался самым, пожалуй, озорным из всех диснеевских картин. Во многом благодаря колоритным второстепенным героям — джинну, Яго (болтливому попугаю-ворчуну Джафара) и Абу, который со времен «Багдадского вора» прошел по обратному пути эволюции, превратившись из человека в алчную обезьянку Аладдина. Джинна и Яго озвучили замечательные комики Робин Уильямс и Гилберт Готтфрид, много импровизировавшие при записи реплик.
Саванна празднует появление на свет наследника престола Симбы (Мэттью Бродерик). Львенок растет в заботе и любви, но его отец, король Муфаса (Джеймс Эрл Джонс), готовит принца к будущему царствованию и учит основному закону саванны — Кругу жизни. Однажды Симба по наущению коварного дядюшки Шрама (Джереми Айронс) оказывается посреди бегущего стада антилоп. Муфасе удается его спасти, при этом сам король погибает. Винящий себя в смерти отца Симба отправляется в изгнание в джунгли, где знакомится с чудаковатой парочкой — энергичным сурикатом Тимоном (Натан Лейн) и жизнелюбивым бородавочником Пумбой. Они становятся его друзьями, но, взрослея, Симба всё чаще вспоминает о доме. Круг жизни зовет его к битве за престол.
Если «Аладдин» ориентировался на восточные сказки, сюжет «Короля Льва» явно отсылает к «Гамлету». Принц Датский, как и юный Симба, теряет отца-короля, убитого злобным дядюшкой. Впрочем, как всегда у Disney, трагизм истории, несмотря на всю ее эпичность, сильно притушен, уступая место комедийному и лирическому началам. Но невиданный прежде масштаб истории «Короля Льва» поражает до сих пор. Мультфильм развил одну тенденцию, заложенную «Аладдином», — для озвучивания даже небольших ролей были приглашены известные актеры. Например, Вупи Голдберг и Чич Марин сыграли гиен, «работающих» на Шрама, а Роуэн Аткинсон — советника короля Зазу.
«Король Лев» удерживал рекорд кассовых сборов Disney на протяжении 30 лет. Следующий крупный проект студии «Покахонтас» вызвал несравненно более вялую реакцию среди публики, хотя шел в прокате довольно неплохо, а героев озвучивали такие звезды, как Кристиан Бэйл и Мэл Гибсон. При этом история вполне соответствовала критериям студии. «Покахонтас», как и «Аладдин» и «Король Лев», расширяла географию фильмов Disney, была полна замечательными музыкальными номерами и вновь удостоилась «Оскара» за лучшую песню.
Самой отличительной особенностью этого мультфильма, основанного на реальных событиях, было отсутствие счастливого конца. О дочери вождя индейского племени миру в своей книге рассказал английский колонист XVII века Джон Смит. Индейцы племени поухатан похитили англичанина во время его вылазки из Джеймстауна и готовы были казнить, но на его защиту встала 12-летняя Покахонтас (существует версия, что Смиту ничего не угрожало и это было лишь частью обряда посвящения). История любви индианки и европейца, несколько измененная, и легла в основу мультфильма. Настоящая же Покахонтас вышла замуж за другого колониста, Джона Рольфа, и переехала с ним в Англию, где стала знаменитостью. Принцесса поухатанов погибла от чумы совсем юной, в 21 год, но память о ней живет до сих пор. Кстати, считается, что среди потомков принцессы были две жены американских президентов. Ну а для Disney печальная «Покахонтас» ознаменовала конец ренессанса.