Мускулы из Брюсселя: 10 боевиков с Жан-Клодом Ван Даммом
Звезда эпохи видеосалонов, один из самых желанных мужчин в 90-е, чемпион по карате и кикбоксингу, режиссер, сценарист и хореограф боевых сцен. А главное — актер, чей талант на протяжении десятилетий было принято недооценивать. Вспоминаем 10 фильмов с Жан-Клодом Ван Даммом и объясняем, чем, кроме растяжки и эффектных драк, запомнились боевики с его участием.
Юный офицер Фрэнк Дюкс (Ван Дамм) уходит в самоволку и отправляется в Гонконг, чтобы принять участие в соревнованиях по восточным единоборствам. С детства он обучался искусству борьбы кумитэ у выдающегося японского мастера Танаки. После гибели единственного сына сэнсэя Фрэнк остался его единственным наследником и преемником. Теперь герою предстоит отстоять честь учителя и сразиться с лучшими бойцами со всего мира. Фаворитом турнира считается смертоносный Чонг Ли (Боло Йен), который отправил на тот свет немало противников. Фрэнк быстро доказывает всем, что дерется ничуть не хуже, но прямо перед решающем боем его дух ждет непростое испытание на выносливость.
«Кровавый спорт» снят по мотивам книги мастера боевых искусств Фрэнка Дюкса, он же является прототипом главного героя. Именно в этом фильме Жан-Клод Ван Дамм сыграл первую главную роль в кино и моментально стал знаменитым. Он лупит плохих парней с невинным выражением лица, впервые влюбляется, побеждает и очаровательно улыбается, не оставляя поклонникам никаких шансов.
Неразлучные братья Курт и Эрик Солоаны приезжают в Бангкок на соревнования по кикбоксингу. Самоуверенный Эрик вступает в бой с бездушным громилой Тонгом По, проигрывает и попадает в реанимацию. Младший и менее опытный Курт решает отомстить за брата и набивается в ученики к местному мастеру Зиан Чау. А дальше всё как мы любим. Жан-Клод Ван Дамм наряжается в хлопковый костюм, под которым не принято носить трусы. Зиан Чау учит его восточной мудрости, заставляет медитировать, сидеть в колодце, задерживая дыхание, и лупить бамбук, пока тот не сломается. Ученье приносит свои плоды, Курт становится крутым кикбоксером и назначает бой Тонгу По, не догадываясь, на какие ухищрения готова пойти местная мафия, чтобы их боец победил.
«Кикбоксер» закрепил за Ван Даммом статус звезды фильмов о боевых искусствах. По сюжету картина напоминает боевики вроде «Малыша-каратиста» и «Лучших из лучших». Разница в деталях. Боевые сцены в картине были собственноручно поставлены Жан-Клодом, и в самой культовой из них он вспомнил о балетном прошлом. Его герой танцует в баре с красотками, разумеется, в узких брюках и майке, едва скрывающей торс, чем вызывает недовольство местных пацанов. Танец перерастает в драку, в которой Ван Дамму приходится продемонстрировать свою знаменитую растяжку. В самом деле, зачем нужна система Станиславского, если есть параллельный шпагат?
Во время Вьетнамской войны сержант Эндрю Скотт (Дольф Лундгрен) с безумной жестокостью убивает мирных жителей. Солдат Люк Деверо (Ван Дамм) пытается его остановить, и в перестрелке они оба погибают. Командование отдает приказ заморозить их тела для научных экспериментов. Спустя 30 лет ученые превращают их в неуязвимых киборгов без памяти, эмоций и самосознания. Командование использует их для борьбы с террористами, не подозревая, чем могут обернуться игры в Создателя. Вьетнамские флешбэки возникают в сознании универсальных солдат, и противостояние разгорается с новой силой. Сможет ли Деверо победить Скотта на этот раз и вернуть себе утраченную личность?
Главный аттракцион фильма — это, конечно, дуэт Ван Дамма и Лундгрена, на тот момент двух главных звезд боевиков с модельной внешностью и ощутимым европейским акцентом. Поэтому в кадре будут не только драки, но и эффектные сцены мужской обнаженки. По сюжету солдаты быстро перегреваются, а для охлаждения приходится раздеваться и принимать ванны со льдом.
Близнецы Чед и Алекс Вагнеры остались сиротами и были разлучены в детстве. Чед попал в гонконгский приют и вырос контрабандистом. Алекс оказался в Лос-Анджелесе, где изучал карате под руководством мудрого наставника. Спустя 25 лет они воссоединились, чтобы разобраться с убийцами своих родителей и отомстить за несчастное детство. Несмотря на невероятное сходство, Чед и Алекс полные противоположности. Но им предстоит научиться ладить друг с другом, чтобы победить коварных мафиози.
Еще один хит видеосалонов из 90-х, который когда-то рекламировали слоганом «Двойной удар. Двойной Ван Дамм», который, судя по всему, выдумали отечественные дистрибьюторы фильма. Ведь лучше одного Ван Дамма могут быть только два.
В Новом Орлеане обосновался богатый и безжалостный гангстер Фушон (Лэнс Хенриксен). Вместе с дружками-миллионерами он развлекается охотой на бездомных. Бесчеловечная забава процветает под покровом ночи, пока однажды Фушон не загоняет на смерть ветерана Вьетнама. Его дочь Наташа, обеспокоенная, что от отца давно нет вестей, пытается обратиться в полицию, но копы бастуют. Единственный, кто берется помочь в поисках, — безработный моряк и бывший спецназовец Ченс Будро (Ван Дамм). Он быстро смекает, что к чему, сдувает пыль со старой винтовки и вступает в неравную схватку с негодяями.
«Трудная мишень» — не просто эффектный боевик в фирменном стиле Джона Ву, с перестрелками, погонями, стильными плащами и рукопашными схватками в слоу-мо. Это история о том, как парень из рабочего класса побеждает распоясавшихся фашиствующих капиталистов. Для своего времени это очень прогрессивное кино о проблемах маргинализации ветеранов Вьетнама, социальном расслоении и уязвимых группах населения.
В недалеком будущем путешествия во времени стали обыденностью. Однако некоторые стали изменять ход истории в свою пользу. Для предотвращения таких преступлений была создана полиция времени. Макс Уокер — один из таких копов — однажды переходит дорогу влиятельным людям. Неизвестные убивают его беременную жену, не оставляя следов. Спустя 10 лет Максу удается выйти на след заказчика убийства. Теперь ему предстоит вернуться в собственное прошлое и попытаться всё исправить.
У каждой уважающей себя звезды боевиков из 90-х должен быть свой научно-фантастический (или почти) боевик категории А: у Брюса Уиллиса это был «Крепкий орешек», у Арнольда Шварценеггера — «Вспомнить всё», у Сталлоне — «Судья Дредд». Для Ван Дамма таким фильмом стал «Патруль времени». Это был прорывной момент в карьере актера — впервые боевик с ним в главной роли собрал свыше 100 миллионов долларов. После этого Жан-Клоду стали предлагать семизначные гонорары, и это в итоге позволило ему впервые занять режиссерское кресло.
Ревущие 20-е. Уличный клоун Кристофер Дюбуа, спасаясь от гангстеров, попадает на корабль контрабандистов и отправляется в невероятное путешествие. Случай сводит его с интеллигентным англичанином Эдгаром Доббсом (Роджер Мур), который оказывается пройдохой и продает нового друга на остров муай-тай. Там Дюбуа постигает все премудрости боевого искусства и находит свое призвание. Вскоре ему предоставляется шанс проявить себя — в Затерянном городе начинается турнир по восточным единоборствам, куда съезжаются лучшие бойцы со всего света. Крису предстоит участвовать в поединках в статусе раба, так что на кону для него не только победа, но и свобода.
Режиссерский дебют Ван Дамма. Актер написал сценарий фильма вместе с давним другом Фрэнком Дюксом. Они подружились еще во время съемок «Кровавого спорта» и с тех пор хотели возобновить сотрудничество. «В поисках приключений» снимали в Таиланде, Китае, Тибете и Нью-Йорке, бюджет составил 30 миллионов долларов, а роль главного злодея сыграл Роджер Мур — один из главных Джеймсов Бондов за всю историю франшизы про агента 007.
Легионер Лион Готье сбегает из армии, узнав, что его брат Франсуа при смерти. Оказывается, парень связался с нехорошими людьми, которые его чуть не убили и теперь собираются завершить начатое. Лион не может оставить брата в беде и отправляется в Нью-Йорк с другого конца света. Путешествие осложняется тем, что герой дезертировал, а значит, он вне закона и без денег. Чтобы заработать и помочь семье брата, он принимает предложение поучаствовать в боях без правил. Ставки растут с каждым боем, Лион становится знаменитым бойцом по кличке «Львиное сердце», и сойти с этой кровавой карусели становится всё труднее и труднее.
Фанатов фильмов о боевых искусствах не удивишь сюжетом о подпольных состязаниях. Но «Самоволка» выходит за границы штампа. У главного героя устанавливается всё более тесная связь с женой брата, ее дочерью и промоутером боев Джошуа. По сути, это семейный боевик с рейтингом R, и в этом смысле фильм опередил свое время, выйдя за два десятилетия до первого «Форсажа».
В азиатском государстве Шадалу идет гражданская война. Власть удерживает жестокий и властолюбивый диктатор Байсон, который использует самые грязные методы в борьбе за власть. Его наемники берут в плен более 60 заложников и увозят в неизвестном направлении. Байсон обещает отпустить людей, если ООН заплатит ему 20 миллиардов долларов. Спасательную операцию возглавляет полковник Уильям Гайл, выдающийся боец, виртуозно владеющий огнестрельным оружием и восточными единоборствами.
Фильм поставлен по мотивам культовой видеоигры Street Fighter, которая была создана для игровых автоматов в 1987 году и совершила революцию в своей области. Экранизация не стала столь же резонансной, но заработала неплохую кассу — при бюджете в 35 миллионов сборы составили почти 100 миллионов долларов. И, безусловно, в значительной мере благодаря Жан-Клоду, который в середине 90-х находился на пике формы.
Жан-Клод Ван Дамм в роли самого себя, стареющей звезды боевиков в кризисе. Жена затеяла развод и грозится забрать дочь, ушлые адвокаты требуют денег, продюсеры предлагают сниматься в третьесортных боевиках, коллега Стивен Сигал уводит единственную роль прямо из-под носа. Возраст уже не тот, и бегать в экшен-сценах становится всё сложнее, а молодые азиатские режиссеры относятся без должного уважения, не в пример мастерам из 90-х. Казалось бы, хуже уже некуда, но тут Ван Дамма берут в заложники непутевые грабители бельгийской почты. А местные копы в результате путаницы думают, что заложников захватил сам отчаявшийся актер. Судьба преподносит Ван Дамму шанс сыграть свою лучшую роль в жизни, но это будет отнюдь не героический боевик.
К началу 2000-х жанр боевика пришел в упадок, звезды уровня Брюса Уиллиса и Сильвестра Сталлоне стали героями мемов. Но спустя 10 лет они решили, что и сами не прочь над собой посмеяться. В «Ж.К.В.Д.» Ван Дамм предстает грустным Пьеро и в некоторых сценах напоминает чуть ли не Бастера Китона. Актер напоминает зрителям, насколько на самом деле классический боевик близок к ранней комедии пинков и затрещин.