Мертвые и смешные: 10 комедий о зомби
В подписке Okko появился комедийный зомби-хоррор «Убойный монтаж» — фильм о режиссере, который во время съемок кино о зомби пробуждает настоящих мертвецов, чтобы добиться от актеров полной отдачи. Рассказываем об этой убойной новинке и вспоминаем другие комедии с ожившей мертвечиной в кадре.
События французского «Убойного монтажа» разворачиваются в одной вселенной с японским «Зомби одним планом!» — по сути это европейский ремейк азиатского оригинала, а первые полчаса можно охарактеризовать как пародию на пародию. Чтобы не запутаться в структуре этой картины, достаточно держать в уме формулу «фильм внутри фильма». По сюжету режиссер снимает кино о зомби, но никак не может добиться необходимых эмоций от бездарных актеров. Чтобы добавить реалистичности в финальную сцену, он пробуждает древнее зло и призывает настоящих живых мертвецов. Съемки превращаются в игру на выживание, но некоторые сцены почему-то всё равно выглядят неубедительно и странно.
Смотреть японский оригинал перед «Убойным монтажом» необязательно и в некотором смысле даже противопоказано. Режиссер Мишель Хазанавичус почти покадрово воспроизводит исходник, поэтому тем, кто смотрел оригинальную версию, фильм покажется вторичным. Тем не менее европейский вариант с визуальной точки зрения выглядит качественнее. У азиатов таких бюджетов не было, поэтому и снимать приходилось почти на коленке — правда, такая съемка идеально подошла для реализации идеи с дешевым зомби-фильмом героев картины. В любом случае неподготовленному зрителю для первого знакомства больше подойдет именно «Убойный монтаж». Потом, если понравится, можно посмотреть и «Зомби одним планом!». Начинать с японской версии опасно, есть риск не дойти до гениальнейшей и уморительной развязки и выключить фильм раньше времени.
«Добро пожаловать в Zомбилэнд» — абсолютный хит среди комедийных зомби-хорроров. Вирус зомби превратил жителей планеты в кровожадных монстров. Чтобы не стать обедом для поедателей мозгов, скромный парень по прозвищу Коламбус (Джесси Айзенберг) разработал свод правил для выживания и строго их соблюдает. Во время путешествия он знакомится с безбашенным Таллахасси (Вуди Харрельсон), который готов рискнуть всем ради батончика «Твинки». Уже в супермаркете их разводят сестры Вичита (Эмма Стоун) и Литл-Рок (Эбигейл Бреслин), но карма быстро настигает обманщиц. Вскоре парни снова встречают хитрых девчонок и едва не лишаются второй тачки. Несмотря на все противоречия внутри команды, выжившие решают держаться вместе до парка аттракционов, ведь, по слухам, там совсем нет зомби.
После выхода первого «Зомбилэнда» прошло больше десяти лет, но даже сегодня фильм смотрится на одном дыхании. Великолепный каст, интересные визуальные приемы и отличный саундтрек — всё здесь работает как надо. Дополнительный бонус для любителей «Охотников за привидениями» и «Дня сурка» — смешное, но грустное камео Билла Мюррея. На волне успеха создатели фильма выпустили сиквел «Zомбилэнд: Контрольный выстрел» с тем же актерским составом, правда, что-то пошло не так. Продолжение проседает по всем фронтам и сильно уступает первой части.
Образцовая британская комедия «Зомби по имени Шон» — это своеобразная классика жанра, где гармонично сочетаются элементы ромкома, бадди-муви и зомби-хоррора. Британский стиль, дерзкий монтаж и визуальный юмор принесли картине культовый статус, армию фанатов по всему миру и признание коллег по цеху. Режиссером фильма выступил на тот момент малоизвестный режиссер Эдгар Райт, а главные роли исполнили Саймон Пегг и Ник Фрост. Троица уже работала вместе над сериалом «Долбанутые» (1999–2001), но именно «Зомби по имени Шон» (2004) положил начало долгоиграющему сотрудничеству. После успеха романтической зомби-комедии друзья сняли еще две картины «Типа крутые легавые» (2007) и «Армагеддец» (2013) — между собой эти фильмы не связаны, но вместе складываются в так называемую трилогию «Корнетто» («Кровь и мороженое»).
Для первой совместной полнометражки парни выбрали декорации зомби-апокалипсиса и вдохновлялись работами Джорджа Ромеро. В центре сюжета — 29-летний неудачник Шон (Саймон Пегг), который проводит деньки на унылой работе в магазине электроники, а после надирается в задрипанном пабе «Винчестер» вместе со своим лучшим другом Эдом (Ник Фрост). Когда Шона бросает девушка, его распорядок дня почти не меняется. Разве что последовавший за разрывом зомби-апокалипсис портит все планы. Вопреки здравому смыслу и предупреждениям телевизионщиков, друзья покидают дом и отправляются в самое безопасное место в городе — свой любимый паб. Но перед этим Шон планирует спасение мамы и бывшей подружки.
Действие этого фильма происходит в захолустном городке Сентервилл. Жизнь здесь словно встала на паузу, а вскоре время останавливается буквально: часы и средства связи выходят из строя, по радио крутят одну и ту же песню, день никак не хочет сменяться ночью. С наступлением тьмы из своих могил начинают вылезать мертвецы, и город стремительно погружается во мрак и хаос. Патрулировать улицы от зомби отправляются шериф Клифф Робертсон (Билл Мюррей) и его помощник офицер Рональд Петерсон (Адам Драйвер). Последний как-то подозрительно спокоен и постоянно повторяет, что добром это всё не кончится. И, как показывает время, оказывается прав.
Философская зомби-комедия Джима Джармуша «Мертвые не умирают» создана для тех, кто не выносит вида крови. Мертвецы здесь не кровоточат, а рассыпаются в прах. Увидеть внутренности жертв можно только в одной сцене, в остальном это тягучая и размеренная комедия с социальным подтекстом и забавным сломом четвертой стены от Адама Драйвера. Своей экспериментальной работой Джармуш отдает дань королю зомби-хоррора Джорджу Ромеро: фильм начинается с видов кладбища, хипстеры разъезжают на олдскульном понтиаке, беда приходит из космоса. Но и самого Джармуша здесь очень много. Восставшие из могил мертвецы олицетворяют все человеческие пороки. Зомбарей интересуют вещи, которые нравились им при жизни: кофе, шардоне, конфетки. Даже по улицам они бредут со смартфонами в поисках вай-фая.
В британской черной комедии «Кокни против зомби» в эпицентр зомби-апокалипсиса попадают обычные пенсионеры. Большинство стариков не понимают, что происходит, но прошедший войну Рэй (Алан Форд) сразу смекает, в чем дело, и становится лидером группы. Когда на дом престарелых обрушивается толпа мертвецов, вооруженные кухонной утварью старики дают незваным гостям отпор, однако долго удерживать оборону без нормального оружия будет сложно. На помощь любимому дедуле выдвинулись бестолковые внуки: два брата Энди (Гарри Тредэвэй) и Терри (Расмус Хардайкер) и их сестра Кэти (Мишель Райан). Начало апокалипсиса молодые люди пропустили, так как были заняты ограблением банка.
Происходящее на экране можно описать как собрание абсурдных юмористических скетчей на разные темы, ведь гэги здесь выжимают еще до того, как зомби оккупируют город. Но особенно уморительно смотрятся сцены с ожившими мертвецами. Эпичная погоня ходячего пожирателя плоти за едва перебирающим конечностями дедулей на ходунках или битва футбольных фанатов, которые даже после смерти ненавидят друг друга, — такое можно увидеть только в британской комедии.
Типичные герои подростковой американской комедии — три неудачника в период пубертата, мечтающие попасть на крутую тусовку и пообжиматься с девчонками. Если к этому добавить жутких мертвецов, то получатся «Скауты против зомби». Друзья-бойскауты и официантка из стрип-клуба — единственные, кто может остановить распространение вируса и спасти старшеклассников от нашествия зомби. Беда в том, что эта нелепая команда понятия не имеет, где проходит секретная вечеринка. Чтобы найти адрес, парням придется изрядно попотеть и столкнуться со своими страхами. И вот тут-то им пригодятся навыки скаутов.
Эта смелая комедия не боится светить в кадре гениталиями покойников и показывать странные сцены околосексуального характера между кровожадными трупами и их жертвами. За смешное и нелепое здесь отвечают зомби на батуте, зомби-котики и зомби-фанат Бритни Спирс.
В австралийской зомби-комедии «Маленькие чудовища» на борьбу с превратившимися в зомби мертвецами кидают невинных дошколят и их очаровательную воспитательницу. Мисс Кэролайн (Люпита Нионго) везет своих воспитанников на экскурсию, только из-за нашествия зомби выходные на природе превращаются в борьбу за выживание. Чтобы не травмировать детскую психику, воспитательница убеждает малышей в том, что всё происходящее — часть веселой и безобидной игры. Кроме спасения карапузов от кровожадных зомби, женщине придется возиться еще и со сквернословящими остолопами — рассеянным дядей одного из ребят и истеричным телеведущим детской передачи.
Всё могло бы закончиться плачевно, но героям этого фильма повезло — зомби оказались медленными. Воспитательница и дети спокойно прошли мимо мертвецов до убежища, не потеряв ни одного члена команды. Даже хрупкая с виду мисс Кэролайн в миленьком желтом платьице ловко уделала парочку мертвяков лопатой и вилами. Впрочем, без элементов драмы и крови, конечно, не обошлось. С детьми это кино лучше не смотреть — ненормативной лексики и грубых шуток про мамок здесь даже больше, чем оторванных голов и выпотрошенных внутренностей.
Оригинальная кубино-испанская комедия ужасов рассказывает о вспышке зомби-вируса в Гаване. Происходящее на экране можно описать как абсурдную патриотическую комедию с элементами политической и социальной сатиры. Действие фильма разворачивается в декорациях апокалиптической Кубы, которая, судя по всему, не сильно изменилась с начала эпидемии. Очередной кризис в стране власти объясняют агрессивными действиями правительства Соединенных Штатов, а на мертвецов вешают клеймо проамериканских диссидентов.
В центре событий оказывается 40-летний бездельник Хуан. Кубинец уверен, что выжить среди полчища мертвецов на родине будет легче переезда в США, ведь на американской земле ему всё же придется работать. Пока жители Кубы в панике собирают чемоданы, у Хуана появляется бизнес-идея. Герой быстро смекает, что на кризисе и мертвецах можно неплохо заработать. Вместе с друзьями-лодырями Хуан открывает фирму по истреблению зомби. Однако когда нежити становится слишком много, придется задуматься о плане Б.
Будущий режиссер «Властелина колец» начинал в родной Новой Зеландии с уморительных и забавных треш-хорроров. Таких как «Живая мертвечина», рассказывающая о локальной вспышке зомби-вируса. Культовый статус этой вакханалии присудили не зря — такую кровавую и смешную мясорубку в кино еще не снимали. Летящие в разные стороны головы и конечности, мерзкие гноящиеся раны, живущие своей жизнью кишки и прочие внутренности — зрелище, надо сказать, не для слабонервных. При всей своей мерзости картина вышла на редкость уморительная. Любители черного юмора наверняка оценят сцены с похотливым разлагающимся священником и избиением уродливого младенца-выродка.
Основная сюжетная линия сосредоточена на молодом человеке Лайонеле Косгроуве (Тимоти Бальм), который живет со своей злобной мамашей. Женщина пытается контролировать каждый шаг любимого сыночка, и в итоге это стоит ей жизни. Когда Лайонел ведет свою новую подружку Пакиту на свидание в зоопарк, мамаша отправляется на слежку. Пока парочка наслаждается обществом друг друга, женщина шарится по кустам, где ее кусает обезьяна-крыса с Суматры. Последствия укуса оказываются плачевными: мамочка умирает, а после восстает из мертвых и кидается на безобидную медсестру. Убитый горем сын запирает маму в подвале. Но даже после смерти она не оставит его в покое.
Норвежская комедия «Операция „Мертвый снег“» рассказывает о группе студентов-медиков, которые отправились на уикенд в горы и столкнулись там с армией зомби-нацистов. Восставшие мертвецы не заинтересованы в пожирании плоти, их цель — забрать клад с золотом времен Второй мировой войны. По иронии судьбы сокровища находятся прямо под носом у молодых людей, но они и не подозревают об истинных причинах визита нежити. Друзьям придется отложить покатушки на снегоходах и найти оружие, чтобы противостоять толпе мертвецов в нацистской форме.
Настоящая кровавая баня и море выпущенных кишок вызывают здесь не страх и ужас, а неконтролируемые приступы смеха. Максимально нелепые смерти — одна из основных фишек этой комедии. Главный прикол в том, что зомби здесь вооружены до зубов, но сами зубы не используют. Вместо укусов они кидаются топорами и используют кинжалы. Вторая часть, к слову, ничуть не уступает первой, а градус безумия и абсурда в продолжении только увеличивается.