Опубликовано 12 июля 2024, 13:51
10 мин.

«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся»: 10 российских романтических комедий

Поделиться:
«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся»: 10 российских романтических комедий

Лето, пусть даже не всегда жаркое — пора теплых свиданий, долгих прогулок и новых встреч. Предлагаем зарядиться любовным настроением с помощью увлекательных отечественных историй про любовь: мимолетную и окрыляющую.

А если бабочки в животе никак не дают вам покоя, то обратите внимание на подборку лучших романтических комедий.

Лучшие российские романтические комедии

Питер FM

Рейтинг: 7.3IMDb: 7.1
Жанры: Мелодрамы, Комедии
2006, 84 мин
Россия, 16+
Режиссер: Оксана БычковаГлавные роли: Екатерина Федулова, Евгений Цыганов, Алексей Барабаш, Ирина Рахманова, Наталья Рева, Олег Долин

Вы работаете на радио, живете в одном из самых красивых и романтичных русских городов, совсем скоро выйдете замуж за парня (Алексей Барабаш), с которым давно знакомы и с которым вас связывают проверенные годами отношения. Однако по воле случая вы теряете телефон, а находит его симпатичный незнакомец. Жизнь Маши (Екатерина Федулова), забавной петербурженки с чарующим голосом, меняется после знакомства с Максимом (Евгений Цыганов) — меланхоличным архитектором, который вот-вот должен уехать по контракту в Германию. Но зачем Берлин, если любишь Петербург? Весь фильм, как бывает только в кино, герои никак не могут встретиться. В быстро движущемся потоке северного мегаполиса они всегда находятся где-то рядом, но никогда не вместе. Череда душевных разговоров, конечно же, по телефону и с видом на Фонтанку сближает Машу и Максима для того, чтобы герои все-таки встретились под проливным петербургским дождем.

В центре культовой картины Оксаны Бычковой, как и в «Прогулке» Алексея Учителя, оказывается Петербург. При этом город является не только декорацией, но и полноправным героем «Питера FM». Без белых ночей, романтичных набережных, крыш и дворов-колодцев история Маши и Максима потеряла бы всё обаяние. Без его торопящихся жителей (петербуржцы, сами того не зная, стали массовкой), длинных спусков в метрополитене и строгих проспектов, снятых в таймлапсе, дабы продемонстрировать стремительно ускоряющийся темп жизни 2000-х, фильм бы просто не состоялся. Говорят, телефон создали для того, чтобы быть ближе друг к другу. Тогда почему мы так одиноки в большом городе?

Кадр из российского фильма «Прогулка»

Прогулка

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.4
Жанр: Драмы
2003, 86 мин
Россия, 16+
Режиссер: Алексей УчительГлавные роли: Ирина Пегова, Павел Баршак, Евгений Цыганов, Евгений Гришковец, Карэн Бадалов, Мадлен Джабраилова

Утопающий в летних лучах Петербург. Прогулка до боли в ногах. Случайное знакомство, плавно перетекающее в мимолетный роман. Лёша (Павел Баршак) увидел Олю (Ирина Пегова) и мгновенно влюбился. Охваченный чувством юноша решил, не теряя ни минуты, познакомить возлюбленную с Петей (Евгений Цыганов) — другом детства и вообще самым близким человеком на свете. Однако это было фатальной ошибкой. Или же ошибка — само знакомство?

«Прогулку» Алексея Учителя («Последний герой», «Дневник его жены») сложно назвать ромкомом. Местами комедия, местами романтика, местами бурлящая драма — эта история с трудом вписывается в жанр. В 1995 году Ричард Линклейтер снял «Перед рассветом» — разговорное кино, похожее на идеальное свидание, о котором все мечтают. Возможно, не с самым счастливым концом, но однозначно с ощущением чуда от встречи того самого человека. Так вот, если «Перед рассветом» — ожидание, то «Прогулка» — разбивающая сердце реальность, ромком без хэппи-энда, романтика, оказавшаяся игрой. Если вы готовы разочаровываться в любви, то обязательно посмотрите «Прогулку». Обещаем, вы не сможете оторваться — хотя бы из-за блистательной игры актеров «Мастерской Петра Фоменко», а также парадокументальной съемки ручной камерой, проживающей вместе с героями и флирт, и смех, и грех, и передающей настроение разгоряченного летним зноем Петербурга.

Фильм «Неадекватные люди»

Неадекватные люди

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.3
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Комедии
2010, 102 мин
Россия, 16+
Режиссер: Роман КаримовГлавные роли: Илья Любимов, Ингрид Олеринская, Евгений Цыганов, Юлия Такшина, Артем Душкин, Полина Иосилевич

Комедия Романа Каримова («Вдребезги», «Гуляй, Вася») в свое время стала культовой из-за беспощадных в духе мамблкора диалогов и удачного попадания в зазор между авторским кино и однотипными мелодрамами. Каримов, для которого фильм стал дебютом, одновременно был сценаристом, постановщиком, композитором, монтажером и даже актером в собственном фильме. При скромном бюджете (100 тысяч долларов) Каримову удалось снять качественное и зубастое кино, которое было хорошо принято как зрителями, так и критиками. В 2010-м «Неадекватные люди» получили Гран-при на выборгском фестивале «Окно в Европу».

Виталий (Илья Любимов) — воспитанный мужчина средних лет, решивший перебраться из Серпухова в Москву. Как подобает взрослому человеку, он находит работу (в женском журнале «Хулиганка»), ходит к психологу (Евгений Цыганов), знакомится с соседями — переживающей кризис переходного возраста Кристиной (Ингрид Олеринская) и ее матерью (Марина Зайцева). И всё бы хорошо, только начальница (Юлия Такшина) начинает домогаться, психолог оказывается садомазохистом, а старшеклассница — соблазнительницей. Виталий приходит к выводу, что единственный адекватный человек — это он сам.

Топ лучших русских романтических комедий

Русалка

Рейтинг: 7.3IMDb: 7.3
Жанры: Артхаус, Драмы
2008, 100 мин
Россия, 16+
Режиссер: Анна МеликянГлавные роли: Мария Шалаева, Евгений Цыганов, Мария Сокова, Анастасия Донцова, Вероника Скугина, Наталья Рычкова

Алиса (Мария Шалаева) — необычная девушка. Она практически не говорит (только со зрителями), ее мама (Мария Сокова) — самая настоящая русалка, а папа — безызвестный моряк. Но главное — если Алиса чего-то сильно захочет, например, чтобы объект ее несчастной любви, рекламщик Саша (Евгений Цыганов), исчез с лица Земли, то это непременно сбудется. Алиса доверительно обращается к зрителям: «Я не ждала его, он просто свалился на меня в самый неожиданный момент». Да и для Саши, настолько одинокого, что каждый вечер в полупьяном дурмане он прыгает с моста, встреча с Алисой была неожиданностью. Теперь странные, как в фильме Леоса Каракса (к слову, тоже про мост), герои будут блуждать по ночной Москве и есть украденные из «Продуктов 24» ананасы. И нет, это не ромком. Влюбленность так и не станет взаимной — возможно, этим «Русалка» и завоевывает любовь зрителей.

«Русалка» — один из лучших фильмов Анны Меликян. Он наполнен множеством крайне милых деталей, начиная от домика Алисы на пляже, в котором полно причудливых вещей, а мама-русалка, собираясь на свидание, напевает «Море» Юрия Антонова, заканчивая своевременными посланиями-знаками с московских билбордов, направляющих 18-летнюю Алису на ее непростом пути взросления. Это кино, во время просмотра которого хочется смеяться и грустить, говорить и молчать — и в конце концов влюбляться. Многочисленные номинации и победы на международных фестивалях (в Берлине, Карловых Варах и на «Сандэнсе») подтверждают, что очаровывает «Русалка» не только российского зрителя.

Комедия «Тариф „Новогодний“», Россия

Тариф «Новогодний»

Тариф "Новогодний"
Рейтинг: 7.1IMDb: 6.2
Жанры: Фантастика, Комедии
2008, 82 мин
Россия, 18+
Режиссер: Евгений БедаревГлавные роли: Максим Матвеев, Валерия Ланская, Светлана Суханова, Борис Корчевников, Екатерина Маликова, Евгений Славский

«Тариф „Новогодний“» Евгения Бедарева («Домовой», «Пока цветет папоротник») — романтичная зимняя сказка с фантастическим сюжетом и ярким актерским составом (в одной из небольших ролей даже снялся Валерий Меладзе, поэтому если вы соскучились по артисту, то однозначно смотрите «Тариф „Новогодний“»). Помимо атмосферы приятной предновогодней суеты и брызг шампанского на Красной площади, фильм радует завихристыми монтажными решениями в духе начала нулевых и забавными, хотя порой и нелепыми для современного зрителя шутками.

Если бы любитель игр со временем Кристофер Нолан жил в Москве и решил снять ромком, то вышел бы «Тариф „Новогодний“». У Андрея (Максим Матвеев) и его друзей есть традиция: под бой курантов звонить незнакомцам и поздравлять их с Новым годом. Так случайность сводит Андрея с Алёной (Валерия Ланская), которой разбили сердце в самый неподходящий момент. Между ними возникает интерес, а затем и желание встретиться вживую, но свидание никак не состоится, герои попросту не могут найти друг друга. Оказалось, Андрей живет в 2009-м, а Алёна задержалась в 2008-м. Теперь им придется не только преодолеть временную дистанцию, но и предотвратить трагическое происшествие. Но, как мы знаем, в Новый год случаются чудеса, а у Андрея — «Тариф „Новогодний“».

Кадр из романтической комедии «Про любовь»

Про Любовь

Pro любовь
Рейтинг: 6.5IMDb: 6.5
Жанр: Комедии
2015, 115 мин
Россия, 18+
Режиссер: Анна МеликянГлавные роли: Рената Литвинова, Михаил Ефремов, Мария Шалаева, Василий Ракша, Юлия Снигирь, Владимир Машков

Что такое любовь? Такой вопрос задают себе герои лихого киноальманаха Анны Меликян («Звезда», «Русалка»), исследующего это непростое, но такое желанное чувство. Находиться полгода в отношениях с парнем, чье имя не знаешь. Сходить на шесть свиданий подряд для того, чтобы понять: нужный человек совсем рядом. Снять полицейскую форму и в костюме Сейлор Мун отправиться на косплей-вечеринку. Меликян показывает Москву, опьяненную любовью и музыкой (в фильме спели Ёлка, Noize MC*(*признан иностранным агентом Минюстом РФ), группа «Сухие»), а москвичей — порой отчаянными, порой окрыленными, но всегда ищущими счастье.

Ромком — изменчивый и гибкий жанр, готовый подстроиться под любую эпоху и контекст, ведь, как известно, «люди встречаются, люди влюбляются, женятся». И так, к счастью или к сожалению, будет всегда. В киноальманахе Меликян пытается собрать пазл из всего многообразия поисков и проявлений любви: это и онлайн-знакомства, и формат открытых отношений, и лекции, объясняющие всем известное чувство на химическом уровне. Кажется, что-то сломалось, если простая формула «парень встречает девушку» перестала работать. Или любовь в современном мире стала более сложной и многогранной? Вместе с героями комедии, воплощенными на экране талантливым актерским составом, режиссерка размышляет, оставляя вместо послевкусия открытый финал.

Русская романтическая комедия «Статус: Свободен»

Статус: Свободен

Рейтинг: 6.2IMDb: 5.7
Жанры: Комедии, Драмы
2016, 98 мин
Россия, 16+
Режиссер: Павел РуминовГлавные роли: Данила Козловский, Елизавета Боярская, Владимир Селезнев, Игорь Войнаровский, Наталья Анисимова, Паулина Андреева

Все истории про любовь заканчиваются словами «И жили они долго и счастливо». Но что делать, если сказка подошла к концу, вы остались у разбитого корыта, а девушка бросила вас ради 40-летнего стоматолога? Никита (Данила Козловский) прозевал момент, когда их с Афиной (Елизавета Боярская) отношения дали трещину. К сожалению, в школах нет уроков расставаний, поэтому Никита дает себе неделю на то, чтобы вернуть любимую.

Предельно искренний фильм (в том числе и потому, что основан на личной истории режиссера Павла Руминова), с одной стороны, нарушает каноны жанра подобно вышедшим в 2009 году «500 дням лета», а с другой, всё еще остается крайне чутким размышлением о любви. На момент выхода фильма кинокритики провозгласили его чуть ли не «рождением российского ромкома», а зрители разобрали на цитаты. «Нафига тебе таблица умножения, если тебе говорят: „Прости, теперь мы друзья“?» Комедию стоит смотреть ради удивительной химии между Боярской и Козловским, к слову, ставшим продюсером картины, а также из-за редкого для ромкомов послания. Расставание — это часть жизни, а люди — прежде всего спутники, которых мы встречаем на пути, но без которых мы можем самостоятельно дышать.

Кадр из российской романтической комедии «Поехавшая»

Поехавшая

Рейтинг: 7.7IMDb: 6.7
Жанры: Комедии, Мелодрамы, Драмы
2023, 111 мин
Россия, 16+
Режиссер: Антон МасловГлавные роли: Ольга Лерман, такса Таисия, Виктор Хориняк, Дмитрий Чеботарёв, Елена Яковлева, Аскар Ильясов

Ане (Ольга Лерман) 30 лет, она живет в Москве и работает в крупной компании. Казалось бы, жизнь удалась, только вот героиня чувствует себя не на своем месте. На вечеринку по случаю юбилея никто не приходит, а бойфренд (Дмитрий Чеботарёв) оказывается изменником, к тому же не очень-то нужным. Вместо того чтобы раскиснуть, Аня решает повернуть жизнь на 180 градусов и отправиться в путешествие — из Москвы в Магадан на велосипеде. Прихватив любимую таксу Капу, героиня преодолевает тысячи километров, спасается от дальнобойщиков, промокает под проливным дождем, вновь ощущает любовь и наконец-то встречает маму (Елена Яковлева), с которой была в ссоре 13 лет.

Романтическая комедия «Поехавшая» основывается на реальной истории Ани Смолиной, совершившей на велосипеде путешествие по России и написавшей об этом две автобиографические книги: «А чего дома сидеть?» и «Поговори со мной, мама». Именно они стали вдохновением для режиссера Антона Маслова («Многоэтажка», «Вампиры средней полосы») и легли в основу сценария. «Поехавшая» будто продолжает линию фильма «Статус: Свободен». В центре внимания снова оказывается личностный кризис, в то время как любовная история уходит на второй план. Обе картины подчеркивают изменение, произошедшее в структуре ромкомов: теперь их героями становятся живые, ищущие и прежде всего свободные люди.

Кадр из романтической комедии «Отель „Белград“»

Отель «Белград»

Рейтинг: 6.5IMDb: 6.8
Жанры: Комедии, Мелодрамы
2020, 106 мин
Россия, 12+
Режиссер: Константин СтатскийГлавные роли: Милош Бикович, Диана Пожарская, Борис Дергачев, Александра Кузенкина, Любомир Бандович, Барбара Таталович

Владелец элитного отеля в сердце Белграда и по совместительству обаятельный ловелас Паша (Милош Бикович) перешел дорогу сербской мафии. Чтобы избежать последствий и гнева сербского «Корлеоне» (Любомир Бандович), герою придется жениться на его дочери Ведране (Елизавета Орашанин). Однако на этом сюрпризы не заканчиваются: в городе оказывается давняя любовь Паши — Даша (Диана Пожарская), чувства к которой вновь разгораются. Вынужденная свадьба, будущий тесть-мафиози, нарисовавшийся муж возлюбленной, перестрелки, погони и упоительная музыка сливаются в большом балканском танце в духе кино Эмира Кустурицы.

Паша и Даша — герои сериала «Отель Элеон», чьи отношения пережили шоу и возродились в солнечном ромкоме Константина Статского. В картине участвовали как российские, так и сербские артисты, что, по словам Биковича, выступившего не только исполнителем главной роли, но и продюсером «карнавального кино», добавило картине определенный ритм. Фильм снимали в Белграде, в Нови-Саде и в небольшой сербской деревушке, поэтому он порадует не только поклонников тандема Биковича и Пожарской, но и всех, кто давно мечтал о летнем путешествии в Сербию.

Сериал доступен по подпискам START и «Прайм + Премиум».

Список лучших русских романтических комедий

Купе № 6

Рейтинг: 6.9IMDb: 7.2
Жанры: Драмы, Мелодрамы
2021, 103 мин
Финляндия, Эстония, 18+
Режиссер: Юхо КуосманенГлавные роли: Юра Борисов, Сейди Хаарла, Динара Друкарова, Дмитрий Беленихин, Юлия Ауг, Валентина Бодягина

Финская студентка Лора (Сейди Хаарла) отправляется из богемной Москвы в Мурманск для того, чтобы исследовать древние петроглифы. Неудачный роман, на осколки разбивающееся сердце, холод снаружи и внутри, грубый попутчик Лёха (Юра Борисов), от которого хочется сбежать, только вот некуда. Вынужденное соседство открывает пару с новой стороны.

Возможно, драма «Купе № 6» Юхо Куосманена, снятая в копродукции России, Финляндии, Эстонии и Германии, не самый очевидный выбор для подборки ромкомов. Фильм с большой натяжкой можно назвать комедией, да и романтика в душном вагоне, еще и с пьющим соседом, не частый гость. Тем не менее камерное роуд-муви содержит жизненно важный для всех ромкомов элемент — трогательную нежность от случайной встречи. Хрупкое и еле осязаемое чувство, зародившееся между героями, можно назвать платоническим. Основанный на одноименном романе финской писательницы и художницы Росы Ликсом «Купе № 6» похож на встречу двух попутчиков, чья внезапная близость не забудется никогда. Благодаря чуткой интонации картина получила Гран-при Каннского фестиваля, а также номинации на премии «Золотой глобус» и «Сезар».

Новое в подписке

Лучшее в подписке