Лучшие российские сериалы 2024 года по версии редакции Okkoлокино
2024 год показал, что в отечественном сериальном производстве продолжается тренд на осмысление 1980–1990-х годов, по-прежнему самые интересные проекты снимаются в жанрах триллера и детектива. Однако пара драмеди все-таки проникла в наш топ-10 российских многосерийных проектов 2024 года. Сериалы собраны по результатам голосования авторов Okkoлокино.
Уважаемая судья из Санкт-Петербурга Светлана Незнамова (Карина Разумовская) депрессивно напивается на даче в области в дрова. В это время ее 18-летняя дочь Кира (Елизавета Ищенко) без разрешения отправляется в Ставропольский край на поиски биологических родителей. Приемная мать, придя в себя поутру, тут же забывает о похмелье, потому что на телефоне сообщение от Киры о том, что ее похитили и куда-то везут. Женщина срочно собирается на юг искать ребенка и мотивировать местных полицейских работать энергичнее. В это время у следовательницы Эльвиры Бараевой (Анна Михалкова) на руках еще одно сложное дело: 13-летняя Вита Демченкова (Василиса Немцова) расстреляла родителей и пыталась повеситься.
Сценарист Олег Маловичко и режиссер Душан Глигоров уже работали вместе над удачными криминальными драмами «Хрустальный» и «Химера». На этот раз их сотрудничество снова обернулось успехом: детективный триллер держит зрителей в напряжении до самого финала плотно закрученным сюжетом и кучей громко бряцающих костями скелетов. Каждая серия сверкает новыми и неожиданными гранями личности Светланы и ее внезапного напарника, бывшего следователя Виктора Чужих (его выразительно играет Александр Ильин — младший). В южных краях к нему относятся с подозрением, хотя несколько лет назад у него пропала жена.
Профессор психиатрии Виктор Мещерский (Фёдор Бондарчук) затевает экстремальный эксперимент. Он приглашает восемь человек пожить в изоляции в течение двух недель. Специалист будет следить, как меняются отношения между ними. Особенность группы в том, что четверо из них — преступники, а другие четверо — их жертвы. Далеко не сразу и не все с охотой соглашаются на участие: кому-то достаточно хорошего вознаграждения, на кого-то действует только шантаж. Так или иначе, но вся компания в сборе — заперта в подземных апартаментах. Из методов влияния на пациентов профессор располагает даром убеждения и электрошоком.
Психологический триллер об эксперименте, который вышел из-под контроля, поставил режиссер Нурбек Эген («Фандорин. Азазель») по сценарию дебютантов Анастасии Мельниковой и Олега Кириченко. Зрителям понравилась оригинальность взгляда на распространенный сюжет о людях, вынужденных выживать в закрытом пространстве, а также тщательная работа с психологическим аспектом сериала. Далеко не весь сценарий вошел в сериал, расширенная авторская версия вышла в виде книги. В ней можно найти более подробный психологический анализ поведения героев.
Хабаровский край, 1991 год. Охотник и пасечник Павел Лиховцев (Артём Быстров) понимает, что в угасающей деревне дальше жить невозможно. Он берет жену и двоих сыновей и отправляется в Хабаровск, куда зовет его приятель Юра (Александр Голубев), обещая хорошую работу и обеспеченную жизнь. Павла подряжают на работу водителем при очень сомнительных личностях. После первого же выезда он попадает в отчетливо криминальную историю и теперь должен убить местного авторитета, иначе прикончат и его, и, возможно, близких. К охоте на бандита он подключает сына-подростка Женю (сначала его играет Савелий Кудряшов, а потом Егор Кенжаметов), поскольку ребенок легко пройдет там, где не сможет взрослый.
Фоном для семейной драмы становятся отношения в бандитском мире Хабаровска сразу после развала СССР, когда ОПГ «Общак» успешно подгребала под себя практически весь Дальний Восток. За основу сюжета были взяты реальные воспоминания Евгения Дёмина, которого отец втянул в криминал в 12-летнем возрасте. Брутальная и угрюмая драма Юрия Быкова («Метод») не создана для любования 90-ми. Прежде всего автора интересует частная история на фоне масштабной трагедии страны. В первую очередь это проблема подростка, втянутого в совершенно ненормальные для психики дела. Параллельно с историей из прошлого развивается сюжет о том, как сложилась жизнь повзрослевшего Жени Лиховцева (Евгений Ткачук) в наши дни.
Бедный студент Родион Раскольников (Иван Янковский) мечется по Санкт-Петербургу, пухнет от голода, ворует кефир в супермаркете и ведет пространные беседы с Тенью (Борис Хвошнянский). Бес убеждает его в необходимости убить старуху (Ёла Санько), которая дает микрокредиты с грабительскими процентами под залог ценностей. Поначалу Родион досадливо гонит от себя навязчивую Тень, однако идея решить таким образом финансовые проблемы кажется ему всё более и более заманчивой. В это время в поместье Свидригайловых в крайне некомфортном положении оказывается Дуня (Любовь Аксёнова), сестра Родиона, служащая там гувернанткой и приглянувшаяся хозяину-развратнику.
Околосовременный сеттинг, вкрапление оригинальных диалогов романа полуторавековой давности, а также тягучий ритм сериала создают ощущение безвременья. Город и его жители словно погружены в неопределенное состояние сна, не столько кошмарного, сколько тревожного. Режиссер Владимир Мирзоев (сериал «Топи») решил именно так поговорить о том, может ли человек, убивший в себе душу, надеяться на воскресение этой самой души. Несмотря на многие вольности экранизации, в том числе и измененную концовку, сатирический и театральный флер, сериал сохранил дух книги — нервной, в чём-то наслаждающейся страданиями своих героев и общей психопатичностью мира вокруг.
1979 год, СССР. Молодой человек Игорь Зорин (Григорий Верник) склонен к лоботрясничеству и диссидентскому хулиганству. Однако после очередного привода в милицию парень решает взяться за ум. Он устраивается на работу в оргкомитет Олимпиады-80 под начало Ирины Светловой (Мария Карпова), дисциплинированной молодой женщины, которая курирует строительство спортивных объектов. Легкомысленный подчиненный Светловой активно не нравится, но у нее полно и других проблем, помимо войны с ассистентом. Олимпийские игры в Москве уже на пороге, а из необходимых спортобъектов полностью готово меньше половины. Всё настолько плохо, что высшее руководство подумывает отменить мероприятие, несмотря на международный репутационный урон.
Начинавший как актер Евгений Стычкин в 2020-е годы стал еще и режиссером сериалов. На его счету уже четыре проекта, в том числе покоривший публику и критиков «Нулевой пациент». С новым сериалом Стычкин снова обращается к 1980-м и пытается воссоздать образ страны и ее людей во всей их противоречивости. Он не сваливается ни в сусальную благостность ностальгии, ни в мрачные тона отрицания, стараясь придерживаться объективной реальности, в которой бывает всякое — и плохое, и хорошее. Добиться полноты погружения помогла также отличная работа художников-постановщиков и художников по костюмам, которым пришлось решать порой нетривиальные задачи. Например, показать Олимпийские игры, не используя олимпийскую символику.
Любознательный, но болезненно скромный и рассеянный подросток со странным именем Юг (Ярослав Могильников) живет с бабушкой (Надежда Маркина). Его мама умерла, а папу он никогда не видел. Когда мальчику исполняется 14 лет, он совершенно случайно обнаруживает в серванте, куда ему запрещено лазить, целую гору денег. На квитанциях указана фамилия и инициалы отправителя. По ним Юг понимает, что деньги ему каждый месяц высылал отец Дмитрий Кипень. Парнишка производит некоторые вычисления и выясняет, что потенциальные папы живут в разных уголках России. Он собирает рюкзачок и отправляется в путешествие по всей стране в поисках отца. Бабушка, конечно, волнуется и бросается вдогонку.
Жанр роуд-муви пока основной в творчестве молодого режиссера Ивана Соснина («Далекие близкие»). Именно здесь отлично проявляется способность автора создавать яркие и запоминающиеся образы людей из глубинки. Его герою предстоит встретить на своем пути очень разных персонажей — и добрых, и не очень. Ему придется столкнуться лицом к лицу со своими страхами и научиться самостоятельно справляться с трудностями. Способность Юга к прощению и оправданию других накладывает отпечаток добра на весь сериал, светлый, но по-своему трагичный.
2003 год. Одинокий и грустный сисадмин Герман (Александр Яценко) несколько лет назад потерял любимую сестру Еву (Юлия Снигирь). Полиция остановилась на версии о самоубийстве, но Герман не верит в это: он считает, что в смерти Евы виновен ее тогдашний муж Олег (Михаил Тройник). Тот довольно быстро отыскал новую супругу, у них родилась дочь и жизнь продолжается. Несколько лет Олег жил в Италии и недавно вернулся на родину, чтобы продать старый бизнес. Герман страстно жаждет отомстить, поэтому решает похитить дочь Олега — трехлетнюю Маришу, чтобы родители страдали, желательно подольше. Когда вся семья собирается на цирковое представление, у Германа уже всё готово для похищения.
Смесь триллера, детектива и психологической драмы за восемь эпизодов успевает побывать в нескольких временных пластах. Детские эпизоды Германа из 1970-х должны пролить свет на причину его трагической привязанности к сестре. Флешбэки в 1999 год описывают состояние героев накануне гибели Евы. 2003 год — время, когда Герман осуществляет план мести, а в 2015-м мы узнаем, что из этого вышло. «Я знаю, кто тебя убил» — это полная спектрография неплохого вроде бы человека, который принял неправильное решение. На фоне бесконечных сериалов о маньяках история о доморощенном Монте-Кристо выглядит на удивление свежо.
Екатеринбург. От 27-летнего балбеса Артёма (Денис Прытков) уходит девушка: его инфантилизм вступает в конфликт с ее серьезными планами на жизнь. Чтобы доказать, что он не так безнадежен, как кажется, парень берет под опеку соседского сына Лёню (Лев Зулькарнаев) — мальчика лет 18, который страдает от атипичного аутизма. В первый же вечер ситуация выходит из-под контроля, в квартире царит хаос, а в довершение всего Лёня, внезапно влюбившийся в порноактрису из интернета, требует срочно ехать в Питер. Атипичный парень отлично умеет давить на мозг, поэтому Артём усаживает его в минивэн и в компании парочки друзей отправляется в путь.
В лучших традициях жанра роуд-муви «Она такая классная» сталкивает героев с разными характерами. Сериал охотно подсыпает в сюжет образы один другого эксцентричнее, однако основное внимание крадет Лев Зулькарнаев с ролью аутиста Лёни. Несмотря на то, что актеру достался заведомо выигрышный персонаж, он требовал тщательной подготовки. К этой работе Зулькарнаев подошел серьезно — волонтерил в фонде поддержки людей с аутизмом «Антон тут рядом». Со своим непростым героем он справился блестяще, ярко и достоверно. На смотре сериалов «Пилот» исполнитель получил награду в номинации «Лучший актер».
1988 год, Саратов. Милиционер Александр Шишинин (Никита Кологривый) загорается идеей создать собственный музыкальный коллектив. Ради этого он бросает работу в органах, куда устроился, чтобы содержать семью. Вместе с композитором Виталием Окороковым (Владимир Канухин), встреченным почти случайно, он собирает группу, в которой будут петь только девушки. Разбитную Таню (Елизавета Базыкина) друзья находят на дискотеке, где та затеяла пьяную потасовку, а утонченную Алёну (Анастасия Уколова) Виталий приводит из консерватории. Подружить столь непохожих друг на друга солисток — дело непростое. Но и это не все проблемы, которые приходится решать бурному деятелю Шишинину, чтобы добраться с девчонками до сцены.
Историю о том, как создавалась популярная на рубеже 1980–1990-х годов группа «Комбинация», снял режиссер Никита Власов, и он же писал сценарий в соавторстве с Егором Чичкановым. В прошлом году авторы работали в тандеме над сериалом «Лада Голд», и на этот раз тоже всё сложилось. История получилась бойкой, выражающей безумную энергию группы и передающей противоречивый характер времени, в котором разворачиваются события. В условиях перестроечного СССР герою Никиты Кологривого, чтобы осуществить свою мечту, приходится вертеться, как ужу на сковородке. Дурашливое обаяние актера в этом случае пришлось как нельзя кстати.
Талантливый адвокат Ольга Шелковская (Оксана Акиньшина) страдает от алкогольной зависимости. Она уже потеряла мужа, едва не угробила в автомобильной аварии сына, лишилась родительских прав, но продолжает прикладываться к бутылке. При этом под градусом она умудряется успешно вести дела клиентов и производит на публику благоприятное впечатление решительностью, наблюдательностью и напором. Несмотря на ее скандальное поведение, с подачи загадочного бизнесмена Елагина (Егор Дружинин) к ней тянутся новые и новые богачи, нуждающиеся в адвокатской помощи. Друг и коллега Кибрик (Роман Евдокимов) надеется вытащить Шелковскую из алкогольной ямы, но, кажется, это практически невозможно.
Несмотря на общий процедуральный характер «Неверных», вертикальные сюжеты становятся лишь вспомогательными элементами для сквозной психологической драмы. Героиня Акиньшиной старается укусить эту злосчастную жизнь в надежде выбраться на поверхность, но ее игра уже давно проиграна, ведь имитирует деятельность сильной женщины полностью сломленный человек. На фестивале стриминговых платформ Original+ проект под режиссурой Алексея Кузмина-Тарасова получил приз как самый оригинальный сериал и награду за работу сценаристов. Следить за приключениями удалой и не всегда находящейся в кондициях женщины-адвоката действительно любопытно.