Лучшие российские сериалы 2023 года по мнению редакции Okkoлокино
В 2023 году отечественные сериалы, не так давно вставшие на путь качественного исправления, радовали зрителей еще больше. Наряду с небывалым жанровым разнообразием 2023-й принес плюрализм тем и авторских высказываний, а популярные многосерийные проекты в разных онлайн-кинотеатрах выходили каждый месяц. Собрали 10 лучших сериалов по результатам голосования авторов Okkoлокино.
Большой хит конца года и главный возмутитель и без того хрупкого декабрьского спокойствия — «Слово пацана. Кровь на асфальте», сериал действительно уникальный. Взяв за основу реальный криминальный феномен Казани конца 80-х, описанный в одноименной книге Роберта Гараева, режиссер Жора Крыжовников и сценарист Андрей Золотарёв смогли не только рассказать захватывающую историю о подростковых группировках, но и заложить в сюжет упоминание основных проблем эпохи.
Главные герои сериала Андрей (Леон Кемстач) и Марат (Рузиль Минекаев) знакомятся случайно. Первый — прилежный и робкий школьник, умеет играть на пианино и знает английский. Второй — пацан, состоящий в группировке «Универсам», лихой и драчливый. Андрей, растущий без отца и друзей, всё больше погружается в новый мир и тоже решает стать пацаном, ведь группировщики всегда стоят друг за друга горой. Когда из армии возвращается брат Марата Вова Адидас (Иван Янковский), пацаны становятся на скользкий путь бандитизма и насилия, который приведет каждого из героев к заслуженному финалу.
«Фишер» — еще один слепок ушедшей эпохи. Реалистичный и кровавый триллер о поиске известного маньяка Сергея Головкина в подмосковных лесах фиксирует распад советского общества и нарастание хаоса перемен. Аналогии с «Настоящим детективом» после просмотра напрашиваются сами собой, но сериал Сергея Тарамаева и Любови Львовой не опускается до копирования и заимствований, а лишь погружает зрителя в похожую атмосферу упадка и безысходности.
История начинается в 1986 году, когда в лесах вдоль Рублевского шоссе местные жители начинают находить тела жестоко убитых детей. Поскольку рядом много правительственных дач, дело берут на контроль на самом высоком уровне и собирают для расследования группу профессионалов: московского следователя Валерия Козырева (Александр Яценко), его хулиганистого, но эффективного напарника из Ростова Евгения Бокова (Иван Янковский) и молодую местную дознавательницу Наталью Добровольскую (Александра Бортич). Дело одного из самых жестоких маньяков Советского Союза затянется на долгие годы и навсегда изменит судьбы следователей, не замечающих волну надвигающихся на страну перемен.
«Плейлист волонтера», сериал Максима Свешникова о зарождении добровольческо-спасательного движения в России, рассказывает историю Миши Штапича (Иван Янковский). Простой парень, которого пытались найти члены поискового отряда, сам решает вступить в волонтерскую организацию. Новые знакомые, бок о бок каждый день ищущие пропавших людей, становятся для Штапича настоящей семьей. Это приносит герою не только облегчение, но и страдание. Ведь отряд не в состоянии полностью заменить парню дом.
«Плейлист волонтера» умудряется показать спасателей-добровольцев с невиданной ранее стороны. В сериале мы видим простых людей, со своими страхами и заботами, невзгодами и радостями. В повседневной жизни эти люди часто остаются безликой массой, некой спасательно-поисковой общностью, пробирающейся сквозь леса и поля в поисках потерявшихся людей. Свешников пытается четче очертить контуры этого движения, чтобы зрители наконец увидели за оранжевыми жилетами человеческие лица и лучше поняли, что значит быть волонтером.
Пётр Фёдоров дебютирует в многосерийной форме с выдающейся историей о преступлении и наказании по собственному оригинальному сценарию. Риелтор Олег (Фёдоров) — квинтэссенция опустившегося жалкого негодяя: изменяет жене, работает из рук вон плохо, отец никудышный, к тому же плотно сидит на наркотиках. Однажды, отправившись за закладкой вместе с сыном (Максим Матузный), Олег натыкается на целый пакет кокаина, слышит сзади угрожающий голос и не придумывает ничего лучше, чем броситься наутек с прикарманенными наркотиками. Только на шоссе горе-отец понимает, что сын из машины пропал. Вскоре с Олегом связывается незнакомец, сообщает, что мальчик в заложниках, и требует от риелтора нечто большее, чем просто вернуть украденный пакет.
«Ласт квест» появился из одноименной короткометражной работы Фёдорова, где роль Олега исполнял Александр Яценко. Но с изменением формы не пострадали основные художественные приемы: сериал выглядит как огромный, красивый и продуманный клип, наглядно иллюстрирующий состояние наркотического опьянения, которое перетекает в бесконечный бэд трип. «Ласт квест» парадоксален: на героя Фёдорова абсолютно невыносимо смотреть, он жалок, отвратителен и на физическом уровне не способен вызвать ни малейшего сопереживания. Однако оторваться от экрана крайне сложно, сериал затягивает в свое гнилое нутро, как черная дыра.
Умирает марсианская деревня. Фермеру Николаю (Сергей Чихачёв), прилетевшему на Красную планету с семьей несколько лет назад, в 2100 году очень не хватает человеческих рук, так что для ведения хозяйства приходится активно использовать роботов. Так еще и зловещая строительная корпорация во главе с оборзевшим нуворишем Барагозиным (Григорий Скряпкин) хочет построить на месте фермы Николая завод. Противостояние трудяги и корпоративных акул принимает неожиданный оборот, когда разум Барагозина по случайному стечению обстоятельств оказывается в теле робота, сопровождающего Николая в его походе за правдой.
История марсианской фермы началась в далеком 2020 году с роликов birchpunk на YouTube. Забавный эксперимент Сергея Васильева настолько понравился зрителям, что через какое-то время проект получил поддержку продюсеров Евгения Никишова и Валерия Федоровича и превратился в полноценный сериал. Безусловный успех «Кибердеревни» можно объяснить простотой идеи и легкостью исполнения вкупе с удивительной технологичностью сериала. Мир далеких 2100-х годов выглядит одновременно футуристично и близко русской душе — пусть бал правят роботы и космические станции, но проблемы даже спустя век остались всё те же.
Панк-сказка Рустама Мосафира («Скиф») о легендарной группе наделала много шума весной 2023 года. Сериал проходится по основным вехам истории коллектива «Король и Шут», следуя всем шаблонам традиционных байопиков о музыкантах. Здесь есть место и несчастной любви, и наркотической зависимости, и присущему Михаилу Горшенёву фатализму. Роль безвременно почившего панка исполнил невероятно органичный Константин Плотников, а его партнера по группе Князя — не менее талантливый Влад Коноплёв.
Отличает сериал «Король и Шут» от прочих историй о взлетах и падениях легендарных музыкальных коллективов фэнтезийная сюжетная линия, где Князь и Горшок — простые бродячие музыканты в сказочном мире собственных песен. Когда король ищет добровольцев для спасения дочери из рук колдуна, друзья вызываются помочь ради места при дворе и солидного денежного вознаграждения. И только пройдя все испытания, Горшок и Князь понимают, что их связь сильнее и ценнее всех богатств мира.
«Лада Голд» — разудалый вестерн в антураже южных полей и холмов. Артур (Роман Евдокимов) приезжает из Нидерландов в Тольятти на похороны деда — бывшего криминального авторитета Мидаса (Павел Прилучный). Дед в прошлом ловко увел у коллег по лихому делу кучу золота и спрятал так, что драгоценный металл никто не может найти по сей день. Мидаса поймал и посадил в тюрьму милиционер-герой Огурцов (Иван Фоминов), который тоже стариком умер примерно в одно время с бывшим противником. Внук законника Павел (Эльдар Калимулин) получает в наследство древнюю «Ладу», и его путь пересекается с дорожкой Артура, которого родственники с пристрастием допрашивают по поводу пропавшего золота. Новые знакомые оказываются в одной лодке, точнее машине, когда выясняется, что корпус «Лады» — и есть весь бандитский золотой запас.
Режиссер Никита Власов деконструирует миф 90-х, смешивая рыцарскую балладу с дерзким роуд-муви. Две сюжетные линии «Лады Голд» разнесены во времени (в настоящем Артур и Павел бегут от бандитов, а в прошлом Мидас и Огурцов противостоят друг другу), но параллельны по посылу: важнее всего оказывается не желтый металл, а человеческие отношения.
Бывший спецназовец Лёха (Николай Наумов) из-за важного промаха потерял корочку, уважение коллег и опустился на дно бутылки, где проводит печальные дни в окружении лиц с низкой социальной ответственностью. Когда выясняется, что сестра Лёхи Катя (Мария Ахметзянова) неизлечимо больна, а племяннице Василисе (Ева Смирнова) нужен опекун, запойный мужчина вынужден взять себя в руки и устроиться хоть на какую-то работу. Этим местом оказывается непростой полицейский участок в самом центре Москвы. Его работники заняты оперативной работой по поимке сказочных существ, которые, как выясняется, вольготно живут среди людей и даже совершают всяческие правонарушения. Лёхе предстоит заново поверить в себя и стать достойным ловцом сказочных и лучшим отцом для Василисы.
Триумфальное возвращение поджанра городского фэнтези на малые экраны состоялось благодаря режиссеру Степану Гордееву и сценаристу Александру Носкову. «Волшебный участок» смотрится свежо и легко, герои нетривиальны, а сказочные персонажи адекватно вписаны в современную московскую действительность. Фантастические эпизоды сериала порой сменяются драмой, баланс нелепого и серьезного «Волшебный участок» держит филигранно.
На вечеринке одиннадцатиклассников происходит стрельба с фатальным исходом. За дело берется следователь Андрей Толбоев (Артём Быстров), который по очереди допрашивает школьников и их родителей. На этих рассказах (не всегда достойных доверия) и строится повествование сериала Евгения Стычкина «Цикады» — современной психологической драмы о подростковых проблемах, которая также является и интересным детективным триллером.
Незаметно выросшие дети, остервенело вкушающие плоды стремительно приближающейся взрослой жизни, и глухие к собственным отпрыскам родители, больше занятые личными проблемами, — главные действующие лица смелой оды уходящему детству. Сериал не гнушается поднимать такие табуированные темы, как секс, наркотики и насилие, и идет по стопам собратьев по цеху — «Эйфории» и «Элиты». Что, конечно, не делает работу Стычкина оригинальной, но в списке значимых и достойных внимания проектов 2023 года «Цикады» по праву занимают почетное место. Это история про важность диалога между поколениями, рассказанная без излишнего морализаторства.
Мария Мацель продолжает триумфальное шествие по главным проектам года. В 2023-м она появлялась на экране в «Наследии», «Отпуске в октябре», «Поедем с тобой в Макао» и «Детке» (раньше фильм назывался «Летом асфальт теплый»). Ее героиня Оля страдает от проблем с контролем гнева и ходит к психотерапевту (Филипп Янковский). Когда вокруг девушки начинают погибать люди, которым она еще недавно желала зла, подозрение закономерно падает на Олю. Но так ли это на самом деле, обладает ли девушка мистической силой умерщвлять неугодных ей персон или это всё коварная игра какого-то злоумышленника? На этот интересный вопрос придется отвечать в том числе зрителям.
Новый проект неутомимого Карена Оганесяна по сценарию Дарьи Грацевич фиксирует нарывы общества — в этот раз неконтролируемую злобу окружающих друг к другу, подростковую апатию и трагедии, произрастающие на столь благодатной почве. При этом «Черное облако» грамотно балансирует между социальным высказыванием и мистическим детективом, где зрителям придется поломать голову над тем, кто же действительно является убийцей.