Южные страсти: Лучшие испанские комедии
В онлайн-кинотеатре Okko эксклюзивно выходит комедия Сеска Гая «Соседи сверху» о двух женатых парах, которые находят радикальный способ освежить отношения. Жители Пиренейского полуострова обладают великолепным чувством юмора. Луис Бунюэль и Педро Альмодовар, Алекс де ла Иглесиа и Луис Гарсия Берланга, чёрные и сатирические образцы жанра, пародии и абсурд, жестокость и сентиментальность — редакция Okko напоминает о лучших испанских комедиях.
Аэробус А340 совершает перелёт из Мадрида в Мехико. Ничто не предвещает беды, но прямо над Атлантикой обнаруживается серьёзная техническая поломка самолёта, гаджеты пассажиров выходят из строя, а интернет пропадает. Чувствуя приближающуюся гибель, находящиеся на борту люди раскрывают свои тайны и пороки и становятся теми, кем они являются на самом деле.
Чистых комедий Педро Альмодовар не снимал с начала 90-х годов, так что такого сатирического фарса поклонники Альмодовара не видели давно. В комедии о неисправном самолёте легко считывается метафора заката Европы и экономического кризиса, который вот-вот убьёт её окончательно. «Я очень возбуждён» — политически заряженное, но очень смешное кино. Картина номинировалась как лучшая комедия и лучший фильм года по мнению зрителей на вручении наград Европейской киноакадемии.
Съёмки традиционного новогоднего телешоу оборачиваются катастрофой. На площадку обрушивается череда несчастий: съёмочный кран обрушивается на массовку, одержимая фанатка шантажирует секс-символа и поп-звезду Аданна, знаменитого певца Альфонсо хочет убить обезумевший автор песен, а один из немногих выживших актёров массовки пытается сблизиться с красоткой Паломой, но каждого её мужчину преследуют беды.
Премьера эксцентричной комедии Алекса де ла Иглесиа состоялась на фестивале в Торонто, после чего её показали на главном испанском киносмотре в Сан-Себастьяне. «Убойный огонёк» — злая пародия на бесконечные новогодние шоу с местечковыми знаменитостями. Испанский режиссёр доводит типичные скандалы и заботы звёзд до абсурда, а Марио Касас, Бланка Суарес и Кармен Мачи только и ждали возможности посмеяться над собой.
Артуро — владелец галереи современного искусств в Буэнос-Айресе и светский лев, который привык наживаться на картинах. Ренцо — угрюмый и не очень разговорчивый художник, который ненавидит коллег, арт-дилеров и журналистов. Но двух таких разных друзей в исполнении Луиса Брандони и Гильермо Франсельи роднит желание сбежать от наскучившей реальности и тонкое чувство юмора. Однажды Артуро предлагает отшельнику Ренцо гениальную аферу, которая позволит им двоим навсегда забыть о деньгах.
После успешного проката в Латинской Америке европейская премьера комедии состоялась на Венецианском фестивале. Аргентинский режиссёр Гастон Дюпра наиболее известен по совместным работам с Мариано Коном. Их «Почётный гражданин» участвовал в конкурсе Венеции и посмеивался над разрывом между великим писателем и жителями города, в котором он вырос. «Шедевр» едко обличает оторвавшийся от реальности мир современного искусства.
Хосе Луис трудится могильщиком в Мадриде. Он никак не может устроить личную жизнь, пока судьба не сводит его с Кармен, дочерью обаятельного старичка Амадео. Седовласый господин уже более 40 лет трудится тюремным палачом. Так представители двух не самых популярных в народе профессий становятся родственниками. Когда Амадео уходит на пенсию, Хосе Луису приходится занять его место, хотя сам он является противником смертной казни.
Фильм Луиса Гарсии Берланги участвовал в основном конкурсе Венецианского фестиваля 1963 года и удостоился приза ФИПРЕССИ. Эта бытовая трогательная комедия сочетает гротеск и драму до сих пор остаётся народным хитом в Испании. Но и профессионалы любят «Палача» не меньше: в опубликованном в 1996 году списке лучших фильмов в истории страны по мнению кинематографистов и критиков картина Берланги заняла место в почётной первой тройке.
Несостоявшийся композитор Габриэль Пастернак собрал на борту одного самолёта всех, кто успел ему насолить. Официантка придорожной забегаловки собирается отравить мафиози, кторый когда-то отобрал дом у её семьи. Столичный красавец на новеньком Audi обгоняет провинциала на старом Peugeot, и такой драмы не видела ни одна просёлочная дорога в Испании. «Дикие истории» — истории о людях на грани нервного срыва и тех, кому не повезло оказаться у них на пути.
Альманах Дамиана Сифрона — один из самых весёлых и убийственно точных фильмов последних лет. Главными продюсерами картины выступили братья Педро и Агустин Альмодовар. Премьера фильма прошла в основном конкурсе Каннского фестиваля в мае 2014 года, а в самом начале 2015 года он попал в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Восемь мужчин по-разному справляются с навалившимися проблемами. Один развёлся с женой из-за её аллергии на кота, другой — сталкивается с приступами клаустрофобии в «Икее». Кто-то мечтает вернуться к женщине, которой много лет изменял. А кто-то не может не поделиться своими сомнениями и подозрениями в измене с приятелем в парке. Но все они даже не догадываются, чем может обернуться их история.
Сеск Гай улавливает и реалистично живописует несколько типичных ситуаций, вызывающих беспокойство современных мужчин. Все они приправлены обильной дозой юмора, чтобы зритель не начал тосковать. Сборник анекдотов вроде бы пустячный, но разыгрывают их главные звёзды испанского экрана. Не хватает разве что Антонио Бандераса.
Каждая из семи историй развивается в закрытом пространстве: в квартире, на лестничной площадке, в гараже, в церкви. Каждый из героев символизирует какой-то человеческий порок и вот-вот сгинет под натиском своих психозов, разочарований, неудач и комплексов. Но то ли социопаты не знают путей отступления, то ли намертво приросли к родному болоту. Именно эту обеспеченную, устроенную и серую прослойку европейского общества обличают испанские авторы. Чтобы не возникало никаких сомнений и разногласий, каждый рассказ даже имеет подзаголовок, обличающий тот социальный институт или порядок, по которому авторы и хотят пройтись.
У фильма сразу трое режиссёров: Герард Квинто, Эстеве Солер, Дэвид Торрас. Для всех троих это дебют в большом кино, который вырос из их же короткого метра. Кроме того все вошедшие в фильм истории — пьесы одного из режиссёров, Эстеве Солера. Молодые авторы чёрной комедии дают себе волю и нарушают границы дозволенного, рассказывая истории, лежащие на поверхности, но о которых говорить и неприлично, и не принято, а иногда даже как-то негуманно.
Состоятельный француз средних лет Матьё едет в поезде из Севильи в Париж. Он рассказывает спутникам историю своих отношений с красивой молодой девушкой по имени Кончита, которая более года назад устроилась к нему горничной. Работала Кончита из рук вон плохо, зато бесконечно дразнила Матьё, то принимая его знаки внимания, то отвергая их. События развиваются на фоне странных террористических актов и убийств.
«Этот смутный объект желания» — последняя работа в кино великого сюрреалиста Луиса Бунюэля, экранизация романа французского писателя-модерниста Пьера Луи «Женщина и паяц», опубликованного в 1989 году. Режиссёр и продюсер Серж Зильберман до самого начала съёмок не могли сойтись на выборе исполнительницы главной роли. В итоге Кароле Буке и Анхела Молина попеременно создают на экране образ Кончиты. Внезапная импровизация Бунюэля стала поводом для многочисленных толкований в киноведческой литературе. Так, например, американский критик Джим Хоберман считает, что художественным завещанием испанского режиссёра стала юмористическая версия «Головокружения» Альфреда Хичкока.
Пепу бросают любовник Иван, и она очень хочет узнать почему. Но об Иване ничего не знают ни слегка поехавшая головой бывшая жена Люсия, ни сын Карлос. В то же время домой к Пепе заявляется подруга Кандела. Её бойфренд оказался террористом, и теперь Кардела ждёт, что к ней домой вот-вот явится полиция. Весте они отправляются за помощью к адвокату Паулине, которой тоже есть чем их удивить.
«Женщины на грани нервного срыва» — один из ранних шедевров Педро Альмодовара, наиболее ярко демонстрирующий его фирменный стиль. Мелодраматическая абсурдная комедия разыгрывается на фоне модных квартир, пышных ресторанов и ночного Мадрида. Неразбериха на экране лишь иллюзия в его стройном фарсе, где все сюжетные линии идеально сойдутся как пазл. «Женщины» на Венецианском фестивале 1988 года удостоились приза за лучший сценарий и прославили молодого Альмадовара, ныне — главную экспортную кинозвезду Испании.
Заходят как-то в бар в центре города хипстер, красотка, бизнесмен, бомж и другие примечательные герои. У них на глазах на улице происходят сразу два убийства точным выстрелом в голову, путь к отступлению для посетителей отрезан — каждый из них боится стать следующей жертвой меткого стрелка. Запертые в замкнутом пространстве горожане пытаются разобраться в случившемся, выдвигают невероятные истории и начинают видеть друг в друге опасных противников.
Премьера этого фарса на грани комедии нравов и сюрреализма состоялась во внеконкурсной программе Берлинского фестиваля. Вроде бы обычные жители мегаполиса, представители разных социальных слоёв, стремительно опускаются до уровня пещерных людей. Алекс де ла Иглесиа мастерски стилизует своё кино под фильмы категории B. Из низкого жанра рождается глубокая сатира на современного человека, никогда не чувствующего себя в безопасности и без конца ищущего заговоры, происки инопланетян и теневого мирового правительства.