Детка, ты космос: Лучшие фильмы о космических путешествиях
Недавно Юлия Пересильд и Клим Шипенко вернулись с МКС, самое время пересмотреть любимые фильмы о космических приключениях. По этому поводу составили список лучших научно-фантастических фильмов про межзвездные путешествия.
Впервые о программе «Аполлон» было объявлено в 1961 году. Ее кульминацией стал полет на Луну. 20 июля 1969-го Нил Армстронг вышел из модуля «Аполлона-11» и ступил на поверхность Луны. В это самое время астронавт Джим Ловелл устраивает домашнюю вечеринку, на которой гости вместе наблюдают за триумфом Армстронга и космической программы по телевидению.
9 месяцев спустя Ловелл (Том Хэнкс), Фред Хейз (Билл Пэкстон) и Джек Свигерт (Кевин Бэкон) покидают Землю на борту «Аполлона 13». Поскольку полеты в космос считались тогда уже обычным явлением, ни одна телесеть не транслировала запуск, однако, когда в результате взрыва экипаж остался с малым запасом кислорода и отключенной электроэнергией, их судьба становится главной темой всех телеэфиров страны. В течение 140-минутного фильма режиссер Рон Ховард успевает рассказать целых три истории: о борьбе астронавтов за выживание, о панике и хаосе в NASA, когда эксперты вынуждены в кратчайшие сроки искать неожиданные решения, и про травмы, с которыми столкнулись семьи людей, чьи жизни были в опасности. Основанный на реальных событиях фильм Ховарда стал одним из самых реалистичных рассказов о космических катастрофах. Во многом этому поспособствовали реальные новостные сюжеты того времени, вмонтированные в фильм.
Действие происходит в 2057 году. Экипаж космического корабля «Икар II» пытается доставить термоядерную энергию в самое сердце Солнца, чтобы тем самым продлить жизнь неумолимо темнеющей звезды нашей галактики. По пути они получают сигнал бедствия от своего потерянного предшественника — «Икара I», который исчез в пустоте 7 годами ранее. Теперь он болтается в космосе, как корабль-призрак. Но по мере того, как причина неудачи его миссии постепенно выясняется (скорее психологическая, чем научная), команда «Икара II» становится жертвой вечных внутренних демонов, которые преследуют тех, кто летит слишком близко к солнцу.
Снятый на студии 3 Mills в лондонском Ист-Энде фантастический фильм Дэнни Бойла может похвастаться необыкновенной компьютерной графикой, настолько яркой, что кажется при просмотре можно заработать солнечный ожог. «Пекло» возвращает зрителей к временам, когда научная фантастика не обращала так много внимания на подростковый рынок, а пытливо всматривалась в небеса, хранящие тайны вселенной. Хотя сценарист Алекс Гаренд говорит, что фильм был вдохновлен статьей, написанной с атеистической позиции, эта амбициозная британская фантазия все больше стирает границы между наукой и религией. В этом отношении фильм подпадает под традицию ориентированной на взрослых научной фантастики, которая исследует вопрос о божественности. Что неудивительно, ведь в возрасте 14 лет Дэнни Бойл планировал поступить в семинарию.
30 лет назад Клиффорд Макбрайд (Томми Ли Джонс) совершил путешествие в глубокий космос, но о корабле и команде никто больше ничего не слышал. Теперь его сын — бесстрашный космонавт Рой (Брэд Питт) — должен отправиться к Нептуну, одной из самых далеких планет, чтобы раскрыть правду о пропавшем отце и таинственном всплеске энергии, угрожающем стабильности Вселенной.
«Космическая одиссея 2001» встречает «Апокалипсис сегодня» — так можно описать эту первую в фильмографии Джеймса Грэя научно-фантастическую картину. Однако возможна даже более точная формулировка — фильм Пола У.С. Андерсона «Сквозь горизонт» встречает композицию Interstellar Overdrive группы Pink Floyd. В картине Андерсона 1997 года космический корабль, приводимый в движение черной дырой, исчез во время своего первого полета к звездам, появившись несколько лет спустя возле Нептуна, очевидно, отправившись в ад и вернувшись из него. У Грэя этот призрак — «проекта Лимы», который бродит по кольцам Нептуна после исчезновения несколько десятилетий назад. В результате у режиссера получился авторский фильм категории B, в котором моменты захватывающего дух визуального великолепия сочетаются с множеством назойливых монологов о грехах отцов и вечной изоляции.
Инженер-медик Райан Стоун (Сандра Буллок) отправляется в свое первое космическое путешествие. Но во время выхода в открытый космос за день до того, как она и остальные члены экипажа собираются вернуться на Землю, русские сбивают один из своих спутников. Взрыв вызывает катастрофический дождь обломков, который угрожает уничтожить все орбитальные космические станции, включая шаттл Стоун. Женщина борется за выживание с бывалым космонавтом, лейтенантом Мэттом Ковальски (Джордж Клуни).
Фантастическая лента Альфонсо Куарона одновременно удивляет, пугает и развлекает. Эта тщательно продуманная медитация о смертности, трагедии и человеческом духе мастерски снята трехкратным лауреатом «Оскара» Эммануэлем Любецки (первую награду ему принесла как раз эта картина). Плюс саундтрек Стивена Прайса, который только усиливает, а не подавляет эмоции.
Действие фильма происходит в будущем, в котором сильная засуха убила большую часть урожая в мире, а люди умирают от голода и болезней на обреченной, покрытой пылью Земле. Джозеф Купер (Мэттью МакКонахи) — бывший пилот-инженер, которому, как и большинству американцев, пришлось забросить свою карьеру, чтобы работать фермером. У Купера есть дочь Мерфи (Маккензи Фой), которая клянется, что в ее спальне ночует привидение, оставляющее ей сообщения в виде кода. Купер сначала не верит, но затем помогает Мерфи расшифровать один из кодов, что приводит их к секретной лаборатории, которой управляет профессор Брэнд (Майкл Кейн), возглавляющий то, что осталось от NASA. Брэнд сообщает, что они отправили группу ученых через скважину, ведущую в другую галактику, в поисках планеты, пригодной для переселения человечества. И они теперь ищут добровольцев, которые готовы отправиться вслед за ними. Купер соглашается стать пилотом этой миссии, понимая, что это может означать потерю многих лет на Земле (1 час на одной из планет равен 7 годам на Земле).
Во время просмотра иногда может показаться, что время тянется медленнее привычного не только для главного героя, но и для зрителей, но все же его миссии — общественная (спасение человечества) и личная (еще раз увидеть своих детей) — очень убедительны. МакКонахи балансирует между абсолютной серьезностью, сарказмом и искренностью. А Кристофер Нолан в очередной раз доказал, что серьезный научно-фантастический фильм про космос и в XXI веке может стать блокбастером.
Фильм про освоение другой планеты от мастера жанра Ридли Скотта. Мэтт Дэймон играет ботаника Марка Уотни, которого в недалеком будущем отправляют с миссией на Марс в составе экспедиции NASA «Арес-3». Перед самым завершением работы на красной планете поднимается буря и весь экипаж спешно эвакуируется. На пути к кораблю Уотни, задетый шальным обломком, падает без сознания и теряется из виду. Командир корабля Льюис (Джессика Честейн), пилот Мартинес (Майкл Пенья) и специалисты Бек, Фогель и Йоханссен, посчитав его погибшим, в условиях жесткой нехватки времени экстренно покидают Марс. Они уже держат курс на Землю, когда Уотни приходит в себя, один на целой планете.
Уотни, не имея никаких средств связи и возможности сообщить о себе, начинает вести дневник и рассказывать о буднях космического Робинзона Крузо. Со временем он придумывает способы нормирования и выращивания еды, приготовления воды и даже умудряется отправить сигнал на Землю. Благо в NASA тоже находятся те, кто сомневается в его гибели.
Крис Пратт играет инженера Джима Престона. В грязном комбинезоне и футболке он эмигрирует с Земли на космический корабль, чтобы начать новую жизнь на далекой планете под названием «Усадьба II». Как и другие 4999 пассажиров, он спит в капсуле гибернации, потому что путешествие продлится около 130 лет. Но затем его космический корабль, сконструированный как спиральный штопор ДНК и вращающийся в космосе, попадает в метеоритный дождь, в результате которого капсула Джима открывается. Его пробуждение запускает системы автоподдержки, и Джим бродит по огромному пустому кораблю с широко открытыми глазами, а затем впадает в панику, понимая, что ему осталось так убивать время еще 90 лет. Повторная гибернация — не вариант. У него нет доступа к нужной информации. Больше всего беспокоит бармен-андроид по имени Артур, которого играет Майкл Шин со сверхъестественной улыбкой.
Пораженный безысходным одиночеством, Джим вначале хандрит, но затем влюбляется в одну спящую красавицу — журналистку Аврору Лейн (Дженнифер Лоуренс). Джим тоскливо проигрывает ее автобиографические видеоблоги, хранящиеся в базе данных корабельного компьютера, а затем принимает решение разбудить ее, сославшись на очередную неисправность. Фильм щедро заимствует у Стэнли Кубрика, а сам космический корабль, например, похож на отель «Оверлук» из «Сияния».
Лучший фильм про лунную программу NASA и лучший невозмутимый актер в мире Райан Гослинг в роли Нила Армстронга, очень умного и опытного астронавта, который держит свои эмоции под жестким контролем, летит ли он в небе или пьет пиво на кухне. Когда он разговаривает со своими маленькими детьми, это звучит так, будто он проводит пресс-конференцию, а когда находится на пресс-конференции, кажется, что он на допросе. Он счастлив в браке с Джанет (Клэр Фой), и у них довольно консервативная семейная жизнь.
Оскароносная биографическая драма режиссера Дэмьена Шазелла рассказывает о событиях 60х: от испытательных полетов, которые порой могут стать фатальными (Армстронг два раза хоронит товарищей) до программы «Джемини» (стыковка двух космических кораблей на орбите) и миссии «Аполлон-11» (путешествие на Луну). Армстронга выбирают командиром лунной программы не только из-за его твердого сердца и хладнокровия, но и потому, что он является одним из немногих оставшихся в живых квалифицированных пилотов. Оператор Линус Сандгрен любит очень крупные планы, обнажая каждую пору и морщинку, а звукорежиссеру Ай-Лин Ли нравится переключаться между внезапной тишиной и почти невыносимым шумом. Этот кинематографический дуэт настолько интенсивен, что даже самый рутинный полет в фильме имеет незаурядный эффект.