Лес, старики и монстры: Топ-13 шведских фильмов XXI века
Рядовой российский зритель достаточно неплохо разбирается в отечественном и американском кинематографе, чуть меньше — в британском и французском, но вот о скандинавском кино имеет весьма отдаленное представление, а жаль. Собрали самые интересные фильмы последних лет, снятые в Швеции: в наличии прекрасные северные пейзажи, интерьеры, словно сошедшие со страниц каталогов IKEA, жизнь в маленьких городах, немногословные персонажи, минимум пафоса и максимум меланхолии.
«Вторая жизнь Уве» — добрая семейная мелодрама, которая является экранизацией одноименного бестселлера Фредрика Бакмана. Картина вошла в пятерку фильмов, номинированных на «Оскар» в 2017 году как лучший фильм на иностранном языке. Режиссер Ханнес Холм дотошно подошел к поиску актеров. Для него было важно, чтобы они максимально были похожи на своих книжных прототипов — Рольфу Лассгорду, исполнителю главной роли, на момент съемок было 59 лет, как и Уве в романе.
Уве — одинокий шведский пенсионер, жутко сварливый и ворчливый. Соседи сходят от него с ума, потому что он достает их вечными придирками и советами. Не дай бог кто-то неправильно припаркует автомобиль или оставит мусор рядом с баком — наказание от Уве последует тут же! Но однажды рядом с ним селится молодая семья с детьми. Глава семейства — инфантильный мужчина, который даже гвоздь забить не может. Уве он страшно раздражает, но именно появление новых соседей заставляет его задуматься о смысле жизни. Пистолет, банка со снотворным, крюк в потолке — это те предметы, на которые он периодически поглядывает в доме и думает, а надо ли ему вообще это всё.
Крайне необычный и сюрреалистический фильм, выполненный в фирменной манере шведского режиссера Роя Андерссона. Картина состоит из 39 эпизодов, объединенных темой превратности человеческой жизни, и рассказывает о самых обычных героях в необычных обстоятельствах (и наоборот). Например, о мужчине, который много десятилетий ходит в один и тот же бар. Или о шведском короле, который терпит поражение под Полтавой. Сквозными персонажами фильма становится парочка торговцев, которые продают подушки со смехом и вампирские зубы.
Вдохновением для Андерссона в этой картине стали две книги — «Дон Кихот» Сервантеса и «Преступление и наказание» Достоевского. Многие сцены имитируют известные картины, поэтому не удивляйтесь, если увидите героев в антураже из полотен Брейгеля или Репина. Сам фильм получил главный приз («Золотого льва») Венецианского фестиваля в 2014 году. Все эпизоды пронизаны мягким меланхоличным абсурдным юмором.
Если вы смотрели сериал «Белый лотос», который через призму сатиры и черного юмора смотрит на жизнь богатых и успешных, то «Треугольник печали» Рубена Эстлунда смело можно назвать его идейным продолжением. Только всё будет приправлено духом робинзонады, классового неравенства, ужасами модельного бизнеса и выяснением отношений из-за изменений гендерных ролей в XXI веке.
Главные герои фильма — пара моделей, красавица Яя и не менее красивый Карл. По бартеру они попадают на борт шикарного океанского лайнера, их задача — делать красивый контент: пилить селфи и показывать все прелести лакшери-жизни. Управляет кораблем герой Вуди Харрельсона, который топит за коммунизм и в любой удобной ситуации цитирует Ленина и Маркса. Яхта — мир в миниатюре. Все социальные связи и статус идут ко дну, когда судно попадает в страшный шторм и герои оказываются выброшенными на берег.
Фильм шведского постановщика — обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля 2022 года. А за пять лет до этого другая картина Рубена Эстлунда, «Квадрат», получила аналогичный приз. К сожалению, исполнительница главной женской роли, 32-летняя Шарлби Дин, умерла вскоре после триумфа картины в Каннах — она скоропостижно скончалась из-за бактериальной инфекции.
Экранизация трилогии детективных романов Стига Ларссона про журналиста Микаэля Блумквиста и девушку-хакера Лисбет Саландер. Изначально «Миллениум» представлял собой три отдельных фильма («Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки»), но на волне успеха в прокате создатели дополнили картины двумя часами ранее вырезанных материалов. В итоге получился мини-сериал из шести эпизодов, в которых удалось глубже показать центральных персонажей.
История начинается с того, что богатый промышленник Хенрик Вангер решает найти свою племянницу. Девушка умерла много лет назад, но каждый год кто-то присылает цветок по почте от ее имени. Сперва журналист думает, что это какой-то глупый розыгрыш, но потом перед ним открывается запутанная и леденящая кровь история, связанная с семьей Вангеров. Для помощи в расследовании он привлекает гениального хакера и киберпреступницу в одном флаконе — Лисбет Саландер. Им предстоит не только найти общий язык и раскрыть тайну пропажи племянницы, но и разобраться с химией, что возникнет в их исключительно рабочих отношениях. А потом еще и спасти Лисбет от полиции, которая решила повесить на нее парочку громких преступлений, и разобраться с маньяком, который терроризирует жителей Стокгольма.
Катарина (Алисия Викандер) сходит с ума от безделья и бессмысленного существования в пригороде Гётеборга. Раньше она хотя бы ходила по вечеринкам и принимала запрещенные вещества, но теперь и это в прошлом. Она нашла парня, поселилась вместе с ним, и все их вечера проходят стандартно: ужин, секс, игры в приставку под пиво… Но однажды она слышит «Реквием» Моцарта, ее душа наполняется каким-то светом и стремлением к прекрасному, поэтому она решает всё изменить. Героиня выходит на работу в филармонию, заводит роман с ведущим дирижером, удаляется из соцсетей и пытается начать жизнь с чистого листа.
Дебютная работа Лизы Лангсет, которая адаптировала для большого экрана собственную пьесу. «К чему-то прекрасному» был отмечен в нескольких номинациях в шведском аналоге «Оскара» — кинопремии «Золотой жук». Алисия Викандер стала главным открытием Берлинского фестиваля и после этого успеха начала международную карьеру.
Простая девчонка из Швеции берет себе псевдоним Белла Черри и отправляется покорять Лос-Анджелес. Там она селится в одном доме с другими секс-работницами, ходит по кастингам и пытается доказать, что секс для нее — это не просто приятный процесс, а настоящее ремесло, поэтому она способна выступить в любых жанрах и ролях, вы только сняться дайте! Белла будет заводить романы с режиссерами, искать любые лазейки, чтобы принять участие в съемках, ругаться с товарками из-за интересных ролей и пытаться при этом еще и любовь свою найти. Получится ли у юной дебютантки прийти на вершину порноолимпа? Узнаем ближе к финалу.
История об изнанке американской порноиндустрии глазами шведской дебютантки. Сценарий основан на пятилетних исследованиях порноиндустрии, которые проводила постановщица Нинья Тюберг. Ее творческим наставником на съемках стал Рубен Эстлунд, двукратный победитель Каннского фестиваля. Кстати, картина самой Ниньи была отобрана в Канны в 2020 году, но из-за пандемии киносмотр не состоялся, поэтому впервые ленту показали на «Сандэнсе» в 2021 году.
Биографический фильм о самой известной сказочнице, которая подарила нам Карлсона, Пеппи Длинныйчулок и многих других героев. 80-летняя писательница отправляется в мысленное путешествие по местам юности и рассказывает зрителям, почему она стала писать детские истории и через какие боль и страдания ей пришлось пройти.
Швеция. Маленькая Астрид всегда откровенно скучала на проповедях в церкви, поэтому после них придумывала собственные истории, пародирующие Библию, и рассказывала их своим сестрам и брату. Мать этим страшно возмущена, а вот отец поддерживает дочь и советует ей стать журналисткой в местной газете. Девушка так и поступает — ее карьера складывается удачно, а между ней и редактором, который старше Астрид на 30 лет, вспыхивает роман. Вскоре героиня узнает, что беременна, но оставить ребенка она не готова, поэтому уезжает рожать его в другую страну и искать ему приемную семью.
Если вы хотите посмотреть, как выглядит идеальный скандинавский триллер, то фильм Микаэля Хофстрёма не разочарует. Тем более что он основан на реальных событиях — величайшем в Швеции судебном скандале, поэтому градус переживаний во время расследования убийств будет на пределе. Фильм планировали выдвинуть на «Оскар» в 2020 году, но в итоге все-таки была выбрана шведско-грузинская драма Левана Акина «И потом мы танцевали». Зато на премия шведского кино он получил две награды в номинациях «Лучший актер второго плана» и «Лучший грим».
«Идеальный пациент» рассказывает про маньяка, который долгие годы убивал по всей стране людей, не оставляя при этом ни одной улики. Единственным свидетелем преступлений был он сам, и в итоге он же сам себя и сдал на милость полиции. Спустя почти двадцать лет после его ареста шведский журналист Ханнес Растам начинает собственное расследование: он начинает сомневаться, не мог ли мужчина признаться во всем под давлением.
Молодая, но не очень красивая девушка работает в пограничной службе аэропорта и обладает удивительным даром — по запаху она способна определить, врет человек или нет, скрывает ли какие-то преступления или чист как слеза младенца. Несмотря на своеобразную внешность, у нее даже есть личная жизнь, хотя ее парень — настоящий абьюзер и с ним она чувствует себя максимально несчастной. Но лучше хоть кто-то рядом, чем быть совсем одной, да? Но всё в жизни героини меняется, когда она встречает незнакомца, чьи мысли и чувства она прочитать не может.
«На границе миров» является экранизацией одноименной новеллы Йона Айвиде Линдквиста, автора бестселлера «Впусти меня». Премьера картины прошла в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля в 2018 году. Актерам Ээро Милоноффу и Еве Меландер, сыгравшим главные роли, пришлось специально набрать по 20 килограммов и постоянно ходить в сложном пластическом гриме, который ежедневно накладывали более двух часов.
Интересный образец шведского фильма ужасов с уклоном в авторское кино — любители фильмов Ари Астера («Солнцестояние», «Реинкарнация») точно оценят по достоинству. Да и фанаты «Дня сурка» и «Счастливого дня смерти» — тоже. В «Коко-ди Коко-да» находится место и черной комедии, и мелодраме, и боди-хоррору в стиле Дэвида Кроненберга. А еще здесь есть жутковатые мультипликационные вставки, напоминающие «Ежика в тумане». Название картины — имитация крика петуха.
Семейная пара после трагической смерти ребенка пытается сохранить отношения, но получается это с трудом. В попытке найти общий язык они отправляются в поход в лес, но из этого ничего хорошего не выходит. Троица преступников проникает в их палатку и жестоко убивает их. Наутро история повторяется — герои вновь оказываются в лесу и смутно ощущают, что вчера произошло что-то плохое и им надо спастись. Раз за разом временная петля повторяется, и каждый раз мужчина жертвует своей женой. Поможет ли такая стратегия их отношениям или окончательно разрушит брак? Ответ будет крайне необычным и даже шокирующим.
Шведская спортивная драма, основанная на реальных событиях. Прототипом главного героя стал футболист Мартин Бенгтссон, чья успешная карьера закончилась в 19-летнем возрасте. Когда ему было 16, его заметили скауты и пригласили играть в итальянский «Интер». Для него это не только билет в большой спорт, но и главный шанс всей жизни. Однако давление жестокой индустрии оказалось сильнее. На международном фестивале кино в Пусане картина получила специальный приз жюри как самый яркий дебют, также драма Ронни Сандаля была показана на престижных киносмотрах в Риме и Гётеборге.
В картине, снятой на основе автобиографии Мартина, вы увидите его становление в «Интере». Он был самым молодым игроком в команде. И хотя благодаря спокойному характеру он тут же нашел верных друзей, он также успел завести настоящих врагов, которые считали его выскочкой. Один в незнакомой стране, Мартин пытается выучить язык, тренируется сутки напролет, и ему начинает казаться, что он теряет себя. Неужели это и есть цена победы? Так ли выглядит успех, к которому он шел?
Еще одна экранизация романа популярного писателя Фредрика Бакмана, написавшего «Вторую жизнь Уве». Теперь в качестве главной героини выступает пожилая домохозяйка Бритт-Мари, которая спустя 40 лет брака узнала, что муж ей изменяет. Конечно же, вытерпеть подобного суровая и педантичная женщина не может и уезжает в крошечный шведский городок Борг, чтобы начать жизнь заново. Картина подкупает душевной атмосферой и светлым сюжетом, который дает надежду каждому, кому кажется, что жизнь уже закончилась и ничего нового в ней не будет.
Чем может заняться одинокая пенсионерка, когда семейные обязанности ее уже не держат? Она решает идти по пути героя сериала «Тед Лассо» и становится тренером детской футбольной команды. Одна беда — она абсолютно ничего не знает о спорте. Местные жители относятся к ней скептически, но если Бритт-Мари за что-то берется, то она во всем хочет достичь совершенства. И пока она ведет детей к успеху в игре с мячом, судьба подкидывает ей новую любовь… Но если вам немного за шестьдесят, есть ли надежда выйти замуж за принца?
Шведский ответ «Сумеркам», экранизация дебютного романа Йона Айвиде Линдквиста. Британский журнал Empire назвал «Впусти меня» главным фильмом 2008 года. И хотя картина рассказывает про вампира, это слово было произнесено в картине лишь однажды. Зато практически в каждом кадре можно найти какую-то деталь одежды или в интерьере красного цвета, которая намекает на кровь.
Двенадцатилетний Оскар из Стокгольма страдает от одиночества и буллинга со стороны одноклассников. Под его подушкой всегда лежит нож, он думает над тем, как и когда сможет отомстить своим обидчикам. Однажды в холодную зимнюю пору он замечает на детской площадке какую-то девочку — она одета совершенно по-летнему, но ей не холодно. Они знакомятся, быстро становятся близкими друзьями, и на какое-то время Оскару начинает казаться, что жизнь налаживается. А тем временем в Стокгольме происходит череда жестоких убийств, в которых жертвы почему-то лишаются крови. Герой узнает от Элли, что к этим преступлениям причастен ее отец, но делает он это из большой любви к дочери, ведь она вампир и ее питание весьма своеобразно. Оскару придется решить, продолжать ли доверять существу, из-за которого гибнут люди.