Кроме Бонда: 10 ролей Дэниела Крэйга
В 2021 году Дэниел Крэйг последний раз сыграл Бонда. Самое время вспомнить, что, кроме роли агента 007, у британского актера есть много других ярких образов, воплощенных на экране.
Дебютный фильм, с которого началась слава Дэниэла Крэйга. В 1998 году он сыграл одну из главных ролей в биографическом фильме о живописце Фрэнсисе Бэконе. Герой актера — молодой вор, который однажды вечером оказывается в очередной квартире, которую собирается ограбить. Однако выясняется, во-первых, что это не квартира, а мастерская всемирно известного художника. А во-вторых, хозяин находится дома. Правда, вопреки законам логики, Бэкон не сдает грабителя в руки закона, а заинтересовывается им. Он предлагает ему раздеться, лечь в постель, а затем уже, уходя, взять все, что ему будет нужно.
С этой случайной встречи начинается роман между стареющим гением и молодым хулиганом. Образ очаровательного бандита Крэйг воплотил со всей возможной полнотой, продемонстрировав всю свою харизму и отвагу. Так, что сразу стало ясно: таких героев кинематограф просто еще не видел.
В 2005 году на экраны вышел блокбастер Стивена Спилберга, в котором рассказывается об операции мщения израильских спецслужб за теракт на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Агенты «Моссада» здесь выступают не хладнокровными убийцами, а опытными бойцами, сомневающимися, рефлексирующими, вступающими в конфликт с политиками и не уверенными до конца в том, что за насилие надо отвечать насилием.
Крэйгу досталась роль одного из агентов — Стива, ближайшего сподвижника руководителя операции (его играет Эрик Бана). Раз за разом задавая вопросы и не получая на них ответов, он окончательно теряет веру в свою правоту и к финалу фильма превращается в отчаянного, разочарованного, подавленного человека. Сейчас, по прошествии полутора десятилетий, работа Крэйга в «Мюнхене» кажется наброском к роли Джеймса Бонда. Именно из этого героя на грани нервного срыва позднее и вырос самый провокационный и не лишенный слабостей агент 007.
Режиссерский дебют Мэттью Вона, будущего автора фильмов «Kingsman: Секретная служба» и «Пипец» и продюсера ранних картин Гая Ричи. В отличие от своего товарища, Вон вовсе не стремился к черному юмору и гротеску: «Слоеный торт» — просто очень стильная и эффектная криминальная драма, пусть и не лишенная шуток и находчивых трюков. Крэйгу здесь досталась главная роль — наркоторговца, который мечтает бросить мир криминала и уйти на покой. Но перед этим он получает от своего криминального босса последнее задание, которое заставляет оставлять после себя еще больше трупов, ввязываясь в самые жестокие схватки и в итоге превращает в мафиози и лидера наркокартеля.
Впервые брутальный экстерьер Крэйга показан в фильме полный рост: актер раз и навсегда показал, что наделен не только серьезным драматическим талантом, но и умением быть на экране привлекательным, остроумным и харизматичным. Ровно таким, каким должен быть настоящий джентльмен с пистолетом наготове. Помимо заметной роли Дэниэла, фильм открыл для кино еще двух звезд: Бена Уишоу и Тома Харди.
Один из самых дорогих и эффектных фильмов нулевых — экранизация «Северного сияния», первой части саги Филипа Пуллмана «Темные начала». История Лиры Белаквы, девочки, которая отправляется в далекое путешествие на Северный Полюс, чтобы спасти прочих детей, похищенных таинственной и могущественной организацией «Магистериумом». Лента получилась красочной, с множеством спецэффектов и совершенно запредельным актерским составом, включающим и Кристофера Ли, и Николь Кидман, и Еву Грин.
Дэниэл Крейг исполнил роль дяди главной героини, но актер сумел превратить ее в маленький шедевр. Лорд Азриэл предстает в его версии настоящим суперменом — и при этом живым, ранимым, не лишенным эмоций. Он путешествует по всему свету, владеет магическими артефактами, знает тайны, недоступные всем остальным. При этом он остроумен, обаятелен, а главная эмоция, которая им руководит — нежные чувства и привязанность к племяннице. В общем, Крэйг в очередной раз оживил титана и позволил каждому зрителю сопереживать ему.
Англоязычный дебют немца Оливера Хиршбигеля («Бункер») — страшно остроумный и здорово придуманный фантастический триллер об инопланетном вторжении. Оно здесь выглядит весьма оригинально: во время крушения космического корабля на Земле появляется вирус, который очень быстро распространяется, а его катализатором оказывается сон. Заболев и поспав, больные превращаются в самых настоящих зомби — беспощадных и свирепых.
Крэйг играет самого противоречивого персонажа фильма — коллегу и приятеля главной героини (эта роль досталась Николь Кидман). Он, с одной стороны, честный врач, который пытается помочь найти средство от глобальной напасти и ухаживает за своей коллегой. С другой, в итоге он оказывается человеком достаточно малодушным — во всяком случае, на фоне героини Кидман. Пожалуй, только Крэйгу такие противоречащие друг другу черты персонажа и под силу объединить и гармонично слить воедино. Даже сомнительные герои у него получаются харизматичными и яркими.
Редкая возможность увидеть Джеймса Бонда, говорящим по-русски. В 2008 году Крэйг снялся в военной драме, действие которой происходит в оккупированной немецкими войсками Белоруссии. Вместе с Ливом Шрайбером он сыграл двух братьев-партизан, Тувью и Зуся Бельских, которые вооружились чем попало и отправились в леса, совершать диверсии, укрывать евреев, бороться с оккупантами и наказывать коллаборационистов.
В нескольких сценах можно действительно услышать, как Крэйг говорит по-русски. Кроме прочего, старательное воспроизведение практически всех реалий делает фильм достойным внимания: большинство элементов фабулы основаны на реальных событиях, снимали почти на месте действия, в Литве, да еще и привлекли к работе белорусских студентов.
Если кто-то сомневался в том, что Крэйг способен иронизировать над собой — этот фильм лучше прочих доказывает обратное. Актер здесь играет пародийную версию самого себя в далеком будущем. Джо Скотт -— голливудская суперзвезда, которая давно уже сыграла все лучшие роли и теперь проводит время в диком пьянстве и ипохондрии.
Спасаясь от депрессии, он возвращается в Британию, где окончательно рушит всю свою карьеру, разрывает отношения с коллегами, продюсерами и агентами и решает свести счеты с жизнью. Но напоследок он хочет понять, как же вышло, что он стал именно таким?
Один из лучших фильмов в карьере актера. Роль журналиста Микаэля Блумквиста буквально создана для Крэйга: если кто-то из англоязычных актеров и может воплотить образ расследователя на грани отчаяния, то только он. Дэвид Финчер, мастер сумрака, нового нуара и печального страха, отлично это понял.
В единственном англоязычном фильме саги Стига Ларссона Крэйгу достается крутая смесь отчаяния и мачизма, решительности и рефлексии, крутости и ранимости. Его герой здесь не просто расследует запутанное дело о произошедшем много лет назад исчезновении девушки из известной семьи. Он пытается спасти честь своего издания, да и ведет себя далеко не как герой-одиночка. Он слаб, и именно в этом его сила. Потому-то главная героиня саги, Лисбет Саландер (Руни Мара), выбирает его в качестве друга и своеобразного напарника.
Редкая в карьере Крэйга стопроцентно комедийная роль. В криминальной комедии Стивена Содерберга собралась пестрая компания: Адам Драйвер, Ченнинг Татум, Кэти Холмс. В точности, как в «Друзьях Оушена», здесь они разыгрывают ограбление века и, как и в «Оушене», сюжетным двигателем фильма оказывается совершенно бешеный и неуемный актерский азарт. Каждый персонаж придуман максимально изобретательно, каждый характер прописан до мелочей и разыгран, как по нотам.
Герой Крэйга — неунывающий громила, помешанный на взрывчатке и отлично в ней разбирающийся. Прочие грабители на время вытаскивают его из тюрьмы (так, чтобы никто не заметил отсутствия заключенного) для организации большого взрыва в трубопроводе, набитом деньгами. Крэйг с задачей легко и с явным удовольствием справился: уголовник у него получился уморительным, азартным и страшно трогательным.
Крэйг не был бы достойным сыном Альбиона, если бы смог пройти мимо роли частного сыщика. В детективной комедии Райана Джонсона («Кирпич», «Петля времени») ему досталась ключевая роль — как его здесь называют, «последнего сыщика-джентльмена в мире».
Драматургически и по характеру Бенуа Бланк действительно наследует лучшим традициям Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро: рассудителен, осторожен, относится к расследованиям как к увлекательным головоломкам. К тому же, играет свою роль и английское происхождение актера: распутывая весьма странное дело об убийстве известного литератора, Крейг в роли детектива мистера Бланка вскрывает все мыслимые тайны и комплексы американского высшего общества, джентльмен выступает и как следователь, и как обаятельный социальный критик, вскрывающий царящие в высоких кругах пороки.