Королева трагедии и железная леди: 10 фильмов с Мэрил Стрип
Сегодня Мэрил Стрип исполняется 74 года, из которых более 46 она снимается в кино. За почти полувековую карьеру актриса успела повлиять как на образ женщин на экране, так и на их роль внутри самой индустрии. Мэрил не раз меняла правила игры, доказывая, что в любом возрасте можно стать кумиром. По случаю дня рождения живой легенды вспоминаем 10 фильмов, которые доказывают, что она может сыграть кого угодно.
Судебная мелодрама «Крамер против Крамера» прочно вошла в историю кинематографа из-за вечной актуальности. Но не менее интересным является и оставшееся за кадром. Прочитав роман, который лежит в основе картины, Мэрил сочла свою героиню Джоанну плоской и односторонне изображенной. Поэтому согласилась на участие только при условии, что ее версия будет куда сложнее и эмоциональнее, чтобы отразить реальное положение женщин в обществе. Актриса вносила правки в сценарий и сама написала душераздирающий монолог для эпизода в суде, но ее партнера Дастина Хоффмана такое поведение раздражало. Стрип и Хоффману не составило труда войти в образы конфликтующих супругов: актеры испытывали реальную неприязнь, плюс оба переживали очень тяжелые времена в личной жизни. Но скандальный съемочный процесс, похоже, того стоил: оба получили по первому «Оскару» в своей карьере, хотя Мэрил была отмечена за роль второго плана.
Тед Крамер (Дастин Хоффман) — прекрасный сотрудник рекламного агентства, чья полная самоотдача работе приносит плоды в виде повышения. Наслаждаясь успехами, он напрочь игнорирует жену, полагая, что раз он счастлив, то и она тоже. Тем временем Джоанна Крамер осознает, что больше так существовать не может, и однажды вечером просто уходит из семьи. Тед впервые остается наедине с маленьким сыном Билли и полностью переоценивает свою жизнь. Спустя несколько месяцев Джоанна возвращается с желанием снова быть мамой, но теперь уже супруг готов на всё ради опеки над их сыном.
«Оскар» за главную женскую роль не заставил себя долго ждать. Узнав, что одноименную книгу Уильяма Стайрона будут экранизировать, Мэрил Стрип вознамерилась сыграть Софи — девушку из Польши, прошедшую ад в нацистском лагере. Вот только режиссер Алан Дж. Пакула при всем уважении к Стрип больше склонялся к европейским актрисам. В конце концов Мэрил убедила постановщика и даже выучила два языка, польский и немецкий, чтобы воплотить образ максимально достоверно.
Молодой Стинго (Питер МакНикол) переезжает в Нью-Йорк, чтобы осуществить мечту — стать писателем. Поселившись в небольшом доме в Бруклине, он знакомится с соседями — солнечной и милой Софи и ее эмоционально нестабильным парнем Натаном (Кевин Клайн). Вскоре троица становится лучшими друзьями, и Софи часто рассказывает грустные истории о том, как потеряла всю свою семью во время холокоста. Но никто из мужчин не подозревает, что эти рассказы она придумала. Ее реальные судьба и выбор, который она была вынуждена сделать, страшнее любого вымысла.
Черную комедию Роберта Земекиса приняли неоднозначно, по сей день одни люди считают ее культовой, а другие — нелепой. Но в фильмографии Стрип она занимает особое место, поскольку для нее это одна из первых комедийных ролей после череды драматических. И даже в максимально комичном образе она продолжает поднимать важные темы. Когда Мэрил исполнилось 40, то за один год ейпредложили три разные роли ведьм, и ее не устроило такое положение в индустрии. С помощью своей героини Мэрил гротескно высмеивает то, как общество вынуждает женщин делать невероятные вещи, чтобы хоть немного удержать ускользающую молодость.
Будни Мэдлин Эштон наполнены пластическими операциями и дорогими косметологическими процедурами. Но как бы она ни старалась, молодость всё равно стремительно уходит. Вместе с годами Мэдлин покидают слава бродвейской звезды, восхищение мужа Эрнеста (Брюс Уиллис) и юный любовник. Тем временем ее заклятая подруга Хелен (Голди Хоун) из неказистой полноватой кошатницы превращается в сногсшибательную женщину, которая намерена вернуть Эрнеста себе. Противостояние двух бывших приятельниц может длиться буквально вечно, поскольку обе приняли волшебный эликсир, дарующий бессмертие.
Юбилейную, десятую номинацию на «Оскар» Мэрил принесла чувственная роль в фильме «Мосты округа Мэдисон», основанном на романе Роберта Джеймса Уоллера. В разное время героиню могли воплотить Сьюзен Сарандон, Анжелика Хьюстон и Джессика Лэнг, а режиссер Брюс Бересфорд намеревался рассматривать и европейских кандидаток. Но вскоре творческие разногласия между Бересфордом и Клинтом Иствудом привели к кадровым перестановкам. В итоге Клинт не только исполнил главную мужскую роль, но и занял режиссерское кресло. Именно он дал Стрип сценарий, в котором ей понравился образ Франчески. Хотя, поее признанию, она не смогла дочитать книгу и понять героиню такой, какой ее описал автор изначально.
Франческа давно покинула родную Италию, выйдя замуж за американского солдата. Ее судьба сложилась благополучно по всем меркам: правильный и надежный супруг (Джим Хейни), двое детей и собственный дом в штате Айова. Однажды вся семья уезжает на ярмарку в другой город, а оставшаяся в одиночестве Франческа решает помочь странствующему фотографу Роберту (Клинт Иствуд) найти дорогу до моста. Встреча заурядной домохозяйки и свободного «человека мира» меняет жизни обоих. Но у них есть всего лишь четыре дня на любовь, страсть и откровенность, которые до этого они не испытывали ни с кем другим.
Одной из самых ярких героинь, воплощенных Мэрил, считают хладнокровную Миранду Пристли. И хотя ее персонаж во многом списан с Анны Винтур, главного редактора американского Vogue, Стрип не собиралась ее пародировать. Она создала свою Пристли: пугающую, великую и в то же время вызывающую сочувствие. Эта роль далась актрисе довольно тяжело, поскольку Мэрил не выходила из образа даже в перерывах между съемками. Ей пришлось стоять особняком от остальной команды, чувствовать себя одинокой и быть неприятной с Эмили Блант и Энн Хэтэуэй даже за пределами кадра. К слову, о последней: даже спустя годы Энн вспоминает, что всё равно чувствовала заботу со стороны старшей коллеги, без которой и вовсе не получила бы важный опыт. Студия склонялась к другому варианту, но именно Стрип отметила талант молодой актрисы. С тех пор Энн и сама успела прославиться. О лучших фильмах с Энн Хэтэуэй можно прочесть в нашей подборке.
Энди (Хэтэуэй) мечтает заниматься серьезной журналистикой, но издания не спешат брать на работу вчерашнюю выпускницу университета. Единственный вариант — устроиться младшей ассистенткой легендарной и ужасной Миранды Пристли, главного редактора журнала «Подиум». И хотя миллионы девушек готовы убить за эту должность, Энди до нее снисходит. Ей не хочется быть частью токсичного и глупого, по ее мнению, мира моды, но всего год на этом месте откроет перед ней все двери. Приступив к тяжелой работе, вскоре она меняет свои взгляды и встает на каблуки от Jimmy Choo, а ее друзья и бойфренд перестают узнавать свою Энди.
Череду книжных героинь в карьере Мэрил Стрип прерывает реально существовавший персонаж. Джулия Чайлд — известная в США ведущая программы на телевидении и автор книги о кулинарии, по которой готовило не одно поколение домохозяек. При этом актриса не хотела создать карикатуру на Джулию, чья внешность и манера довольно специфичны и узнаваемы.По словам продюсера Марка Лоуренса, именно Стрип сделала возможным создание этого фильма и не пыталась подражать Чайлд, предпочтя просто красиво ее изобразить.
В центре сюжета — две женщины из разных эпох, но с общей страстью к кулинарии. В начале 2000-х молодая Джули Пауэлл (Эми Адамс) ставит перед собой необычную цель: в течение года приготовить 524 блюда из кулинарного бестселлера 60-х годов Джулии Чайлд. Новое хобби позволяет Джули отвлекаться от тяжелой работы и вести интернет-блог — тогда подобное было еще в новинку. Параллельно мы узнаем, как сама миссис Чайлд строила невероятную кулинарную карьеру, когда жила с мужем в Париже в 1940–1950-е годы.
Когда Мэрил предложили воплотить образ первой женщины — премьер-министра Великобритании, она сразу же заинтересовалась. Актриса досконально исследовала жизнь и привычки Маргарет Тэтчер, вплоть до того, что та носила в сумочке, как выстраивала мысли, как произносила речи. Чтобы отобразить все нюансы известной личности, Стрип брала уроки вокала для постановки голоса, посетила палату общин, носила специальные зубные протезы и сидела на гриме несколько часов. В итоге критик из New York Times отметил, что Мэрил Стрип больше похожа на Тэтчер, чем сама миссис Тэтчер. И эта роль принесла ей третий «Оскар», что для индустрии та еще редкость.
«Железная леди» — путешествие по воспоминаниям Маргарет Тэтчер, в котором реальные события перемешиваются с художественным вымыслом создателей фильма. Картина начинается с момента, когда Маргарет уже находится на пенсии и деменция дает о себе знать. Но бывшего политического лидера Великобритании всё еще заботит то, что происходит с миром. Она часто погружается в воспоминания, и через флешбэки мы исследуем становление культовой личности.
Мэрил воплощает образ еще одной реально существовавшей и весьма неординарной дамы — Флоренс Фостер Дженкинс. Она вошла в историю как худшая оперная певица и при этом, по разным версиям, либо не осознавала, что ужасно поет, либо знала, но слишком уж любила внимание публики и потому не переставала давать концерты. Примечательно, что Стрип тоже занималась оперным пением в подростковом возрасте, но совсем недолго. И хотя актриса не раз демонстрировала отличный голос, для роли в картине Стивена Фрирза она специально училась плохо петь. Около четырех месяцев ей приходилось заниматься с музыкальным педагогом, чтобы перенять манеру Дженкинс и самой спеть в «Примадонне».
Светская львица Флоренс Фостер Дженкинс протянула со своей болезнью в два раза дольше, чем следовало из прогнозов врачей. А всё потому, что она живет музыкой! Богатство и влияние позволяют ей жертвовать деньги в сфере искусства и организовывать собственные концерты. И хотя у нее совсем нет слуха, никто не смеет освистать вой Флоренс. Ее заботливый муж Бэйфилд (Хью Грант) всегда принимает необходимые меры, чтобы публика позволяла Дженкинс чувствовать себя звездой. Искренняя любовь и наивность позволяли ей по-настоящему покорять людей в концертных залах.
Удивительно, но только в «Секретном досье» 2017 года Мэрил наконец-то довелось поработать с не менее важными профессионалами мира кино — Томом Хэнксом и Стивеном Спилбергом. Известный режиссер решил, что Стрип сыграет первую женщину-издателя газеты The Washington Post, как только прочел сценарий. Актриса, в свою очередь, отмечает, что работать с легендарным постановщиком было действительно круто и ей не терпелось по утрам ходить на работу, что бывает вовсе не с каждым проектом. Роль Кэтрин Грэм принесла Мэрил последнюю на данный момент, 21-ю номинацию на «Оскар».
Кэтрин Грэм по наследству достался пост президента компании The Washington Post. Но ее гендерная принадлежность и сомнительный переход должности вызывают у совета директоров лишь скептицизм. Кэтрин и сама в себе сомневается, но вскоре ей предстоит принять одно из самых смелых решений, которое повлияет на все средства массовой информации в Америке. Ей и главному редактору Бену Брэдли (Том Хэнкс) в руки попадают секретные документы о войне во Вьетнаме. Публикация этих материалов может открыть гражданам страны страшную правду о действиях американской власти, но расплатой за это может стать тюремный срок для газетчиков.
В сатирической картине «Не смотрите наверх» Мэрил Стрип играет собирательный образ нелепых и смешных лидеров США. Режиссер и сценарист Адам МакКей мечтал о ней в роли президента в своем фильме, но не мог всерьез представить, что Стрип согласится. Позже в интервью МакКей восхитился тем, что актриса оказалась великим импровизатором. Итогом одной из таких импровизаций стала уморительная сцена после титров. Режиссер решил ее снять после того, как Мэрил заметила, что ее персонаж-нарцисс обязательно захочет узнать, как именно она умрет.
Кейт (Дженнифер Лоуренс) и Рэндалл (Леонардо ДиКаприо) совершают страшное открытие: через шесть месяцев на Землю упадет комета, уничтожив всю планету. Чтобы предотвратить катастрофу, они отправляются в Белый дом и сообщают обо всём президенту Джейн Орлин. В то же время технологический миллиардер Питер Ишервелл (Марк Райлэнс) обнаруживает в комете редкие элементы, которые стоят огромных денег. Пока Джейн и Питер рискуют населением земного шара из-за коммерческих интересов, люди делятся на три группы: тех, кто паникует, тех, кто ждет новые рабочие места для обработки кометы, и тех, кто вообще ни во что не верит.