Контрабандистки, сумасшедшие режиссеры и разлученные эмиграцией влюбленные: Корейские фильмы 2023 года
Южная Корея уже давно держит планку одной из самых самобытных и плодовитых киноиндустрий, и 2023 год не стал исключением. Корейские кинематографисты работают как с жанрами, радуя зрителей нежными драмами, изысканными боевиками и остросюжетными триллерами, так и с авторским кино. Предлагаем познакомиться с новыми зрительскими и фестивальными корейскими хитами 2023 года.
Также предлагаем посмотреть подборку лучших корейских дорам 2023 года.
«Прошлые жизни» — дебютная картина американки корейского происхождения Селин Сон о связи, не угасающей спустя годы. В корейском языке есть понятие inyeon, означающее «провидение» или «судьба», однако применяется оно исключительно к отношениям между людьми. Например, если прохожие случайно касаются друг друга одеждой, значит, между ними было 8000 слоев inyeon в прошлых жизнях. Чуткая картина Сон вращается вокруг пары бывших, хоть и в далеком детстве, влюбленных, пытаясь объяснить сложное и едва уловимое чувство. Премьера фильма состоялась на фестивале «Сандэнс», и он сразу же стал фаворитом зрителей и кинокритиков, став одной из лучших лент 2023 года. Драма претендует на «Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий».
Ён-на (Грета Ли) и Хэ-сон (Тео Ю) — друзья детства, разлученные эмиграцией. Спустя 12 лет после расставания будущая писательница Нора и мечтающий стать инженером Хэ-сон встретятся вновь — сначала по ностальгически пиксельному скайпу, а потом, спустя еще 12 лет, уже в Нью-Йорке, где проведут несколько важных для обоих дней. За годы разлуки с корейским другом Нора встретила американского писателя Артура (Джон Магаро), а Хэ-сон познакомился с хорошей девушкой в одной из рабочих поездок. Однако зародившаяся в детстве связь не давала покоя обоим. Героям предстоит разобраться в чувствах и двигаться вперед, сохранив в себе навсегда остаток прошлых дней.
Хон Сан-су («Ночью у моря одна», «Женщина, которая убежала») не перестает удивлять зрителей несколькими премьерами в год. В 2023-м корейский режиссер снял два новых, как всегда, медитативных и полных разговоров фильма — «Наш день» и «В воде». Премьера «Нашего дня» состоялась в Каннах. Сводить работы мастера к фабуле будет тотальной ошибкой: они всегда оказываются гораздо шире, да и сам Хон, известный аскетичным творческим методом, предпочитает снимать без сценария, заранее намечая лишь тонкий набросок истории. Фильмы корейского постановщика рождаются на монтаже. Кинематограф Хон Сан-су всегда отличался рефлексией о кино, «Наш день» не исключение. Работая в знаковой манере, режиссер вводит интертитры, заставляя зрителя вчитывать в сцены затерявшиеся в минималистской актерской игре мотивации и переживания героев.
В центре «Нашего дня» две линии. Главные герои — актриса Сан-вон (как всегда изящная Ким Мин-хи), вернувшаяся в Южную Корею после нескольких лет работы за рубежом, и пожилой поэт Хон Уиджи (Ки Джу-бон), чье творчество внезапно получило второе дыхание и небывалую популярность. Сан-вон неспешно поглаживает домашнего кота, ведет полные меланхолии и непроговоренной грусти разговоры с двоюродной сестрой, мечтающей повторить успех родственницы, рассказывает о нежности цветов и сильном, сносящем всё на своем пути ветре. Жизнь одинокого поэта становится предметом документального фильма студентки киношколы Ки-джу (Ким Сын-юн) и молодого актера Джэ-вон (Ха Сон-гук). Размышления о любви, потерях, смысле жизни — ключевые точки напряжения второй истории.
Вам не показалось — картинка действительно заблюрена. Второй фильм Хон Сан-су в 2023 году — прикол, эксперимент и размышление, конечно же, о кино. «В воде» впервые показали на Берлинале. Режиссер умышленно как бы погружает фильм в воду, делая цифровое изображение, столь похожее на реальность, непроницаемым. Герои фильма измеряют рамку кадра шагами, заполняют словами, заставляют вглядеться в саму материальность экранного изображения. «Желтое цветение. Смотри, как красиво», — говорит одна из героинь, в то время как камера всё еще настроена на крупный план. Мы не можем увидеть то, чем восхищаются гуляющие по залитому солнцем побережью персонажи, всегда оказываемся от них на дистанции. Наш взгляд начинает скользить по расплывающейся на глазах, будто импрессионистской картинке, поддаваясь очередному чудачеству Хон Сан-су.
Начинающийся практически как влог с ютьюба «День на Чеджу» фильм повествует о трех студентах киношколы, один из которых, Сун-мо (Шик Сен-хо), является альтер эго самого режиссера. Молодой автор не знает, о чем будет его работа, и лишь продолжает бесцельно болтать с друзьями, в то время как картина потихоньку рождается. Герои исследуют остров, пьют много соджу, без которого не случается ни одна работа Хона, бродят по тихим и наполненным умиротворением пляжам.
Киль Пок-сун (Чон До-ён) — настоящая акула в устройстве праздников. Только вот никто не знает, что под «праздниками» подразумевается организация зрелищных (ведь нужно держать планку компании) убийств. Почти как Ханна Монтана, Пок-сун ведет двойную жизнь: днем она мать подростка, а вечером — профессиональная киллерша. Бунтующая дочь (Ким Щи-а) объявляет бойкот, а коллеги намекают: золотые годы героини прошли и ей давно пора на пенсию. Удастся ли Пок-сун выйти из жизненной трясины так же эффектно, как из изящно продуманной перестрелки?
Динамичные и детально хореографически продуманные боевики — одна из визитных карточек кино Южной Кореи. Не зря когда-то в Каннах рукоплескали культовому «Олдбою» Пак Чхан-ука. Новый фильм Пён Сон-хёна, ставшего не только режиссером, но и сценаристом криминальной картины, был представлен на Берлинском фестивале и получил положительные отзывы критиков. Что выделяет ленту режиссера на фоне многочисленных южнокорейских боевиков, так это любопытная драматическая линия, приближающая сюжет к узнаваемой реальности. «Убивать людей намного проще, чем воспитывать ребенка», — говорит Пок-сун.
Ким Ки-ёль (Сон Кан-хо, знакомый зрителям по прогремевшим «Паразитам») — посредственный, но упертый в своих намерениях режиссер. По ночам главного героя мучают сны о финальной сцене, по мнению Ки-ёля, загубившей его последний шедевр «В паутине». Размолвки с киностудией, государственная цензура и ограничения продюсеров становятся на пути амбициозной задумки режиссера, однако горе-творец решает во что бы то ни стало переснять неудачный дубль. Даже если для этого придется закрыть актеров на съемочной площадке, а цензора попросту споить.
Идея черной комедии с блистательным актерским составом, по словам режиссера, пришла Ким Джи-уну («Я видел дьявола», «Хороший, плохой, долбанутый») во время пандемии, когда весь съемочный процесс в Южной Корее, как и во всем мире, был поставлен на паузу. Внешние ограничения заставили задуматься о внутренних, а именно о проблемах киноиндустрии Южной Кореи в 1970-х годах. Это время было тяжелым для корейских режиссеров, в том числе для Ким Ги-ёна, ставшего прообразом главного героя, однако именно в 70-е был заложен фундамент для будущего расцвета южнокорейского кинематографа, в том числе для самого Ким Джи-уна, а также его коллег по цеху Пон Джун-хо, Ким Ки-дука и Ли Чхан-дона. «В паутине» — дань творцам, которым приходилось ежедневно прибегать к эзопову языку, а также актуальное размышление о киноиндустрии, оказавшейся в кризисе.
И снова 1970-е. Если «В паутине» фокусировался на цензурных ограничениях, то «Контрабандистки» Рю Сын-вана показывает экономический и криминальный застой в стране. Небольшой корейский пригород Кунчхон, группа ныряльщиц за устрицами меняет квалификацию — теперь девушки поднимают со дна контрабандные сигареты и золотые слитки. Во время одной из операций девушек ловят с поличным: все, кроме Чо Чхун-джа (Ким Хе-су), получают сроки. Спустя два года избежавшая наказания героиня уже промышляет новыми, более масштабными делами в Сеуле, и для контрабанды мечты ей нужна помощь криминальных соратниц.
В Корее не выбирали между «Барби» и «Оппенгеймером», а прямиком шли на сеанс «Контрабандисток». В итоге стильный ретро-фильм стал одним из самых кассовых в корейском прокате и даже обошел эпопею Нолана. Картина может похвастаться отличным актерским составом: помимо южнокорейской звезды 80-х и 90-х Ким Хе-су, контрабандисткой стала Ко Мин-щи, знакомая зрителю по сериальному хиту «Милый дом». За брюки-клеш, химическую завивку и рубашки с невероятными принтами отвечала талантливая художница по костюмам Юн Чжон-хи, придавшая истории дух 70-х.
Хен-су (Ли Сон-гюн) и Су-джин (Чон Ю-ми) недавно поженились и наслаждаются первыми месяцами совместной жизни. И всё бы хорошо, только оказывается, что Хен-су страдает лунатизмом. Теперь каждая ночь становится для молодоженов испытанием: в сомнамбулическом состоянии мужчина не может контролировать поведение, становясь угрозой как для себя, так и для новорожденного ребенка.
Камерный триллер «Спи» стал полнометражным дебютом для Джейсона Ю и был впервые показан в рамках «Недели критики» в Каннах. Забавно, что изначально режиссер планировал поработать над жанровой комедией о супружеской жизни, так как сам находился на пороге брака. Однако в то же время его заинтересовала тема лунатизма, и постановщик задумался о том, как будет выглядеть повседневная жизнь человека, которому приходится просыпаться рядом с лунатиком. Удачная комбинация фильма ужасов с размышлениями о супружеской жизни получила положительные отзывы критиков, а звездный коллега по цеху Пон Джун-хо назвал «Спи» одним из «самых ярких дебютов, которые видел за 10 лет». Картина стала одной из последних работ корейского актера Ли Сон-гюна, трагически погибшего в декабре 2023 года.
Фантастический фильм корейского режиссера Ён Сан-хо рассказывает о событиях 2194 года: из-за климатического коллапса людям пришлось покинуть Землю и переселиться на станции-убежища в космосе. Многолетняя война между оставшимися колониями ставит под угрозу жизнь человечества. Тогда ученые из корпорации Kronoid решают создать идеального бойца, взяв за основу мозг наемницы Чон-и (Ким Хён-джу). Удастся ли с помощью искусственного интеллекта предотвратить гражданскую войну или же это приведет к еще большей катастрофе?
Постапокалиптические истории не редкость для южнокорейского кинематографа: вспомним хотя бы «Окчу» или «Сквозь снег» Пон Джун-хо. Мастер зомби-боевиков («Поезд в Пусан») и мистических сериалов («Зов ада») Ён Сан-хо в новом сай-фае размышляет о природе искусственного интеллекта. За первую неделю на Netflix картина возглавила список десяти лучших (не англоязычных) фильмов стриминговой платформы по просмотрам.
В жизни Мин-су (Ю Ён-сок) всё сложилось: хорошая работа, любимая девушка (Чон Ин-сон) и золотистый ретривер Руни, ради которого герой готов пойти на всё. Мин-су делает предложение, любимая говорит «да», однако перед самой свадьбой Мин-су узнает, что у невесты аллергия на собак. Выхода нет — питомцу придется найти новый дом. Герой выкладывает объявление в социальных сетях и начинает поиски, в чем ему помогает кузен (Чха Тхэ-хён). Не так просто найти идеального кандидата, особенно когда пес стал не просто другом, но и самым дорогим членом семьи. Поиски любящего хозяина для Руни затягиваются, попутно приводя в машину всё больше хвостатых друзей.
«Мой пес Руни» — семейное роуд-муви о верных друзьях человека. Как и все фильмы про собак, картина Джейсона Кима — настоящий пушистый антистресс. Трогательность картине придает не только сюжет, но и то, что в его основе реальная история разлуки режиссера с любимым питомцем. Имя золотистого ретривера тоже не случайно, пса Джейсона звали Руни.
2029 год. Страны соревнуются в покорении космического пространства. После неудачной миссии на луну Южная Корея решает повторить экспедицию. В космос отправляются три астронавта, однако вскоре снова случается авария: из трех выживает лишь один член экипажа, Сон-у (То Гён-су). После успешной высадки на Луне герой понимает, что вынужден блуждать в космосе, но дело не только в очевидной безвыходности ситуации, начинается метеоритный дождь. Космический центр обращается к опытному директору Ким Чжэ-гуку (Соль Гён-гу), чтобы вернуть Сон-у на Землю.
Создатели захватывающего блокбастера «Луна» вдохновлялись «Гравитацией» Альфонсо Куарона и «Марсианином» Ридли Скотта. За производство картины отвечала студия CJ, известная зрителю по оскароносным «Паразитам» Пон Джун-хо, а режиссером стал Ким Ён-хва («200 фунтов красоты», «Государственный представитель»). Удалось ли корейским кинематографистам переплюнуть голливудских коллег? Решать вам.