Классика, детективы и триллеры: 10 любимых фильмов Пон Джун-хо
Корейский постановщик, известный широкой аудитории по фильму «Паразиты», — синефил до мозга костей. Пон Джун-хо хоть и вырос в Южной Корее, но никогда не зацикливался на кинематографе родной страны. В многочисленных интервью режиссер, говоря о любимом кино, часто вспоминает о картинах из Америки, Европы и не только. Рассказываем о 10 фильмах, которые Пон Джун-хо любит всем сердцем и которыми вдохновлялся при создании собственных метров.
Секретарша Мэрион Крэйн (Джанет Ли) влюблена в Сэма Лумиса (Джон Гэвин), разведенного мужчину с большим долгом. Чтобы решить финансовый вопрос и начать новую жизнь, Мэрион крадет несколько десятков тысяч долларов у босса и уезжает за город. На ночь девушка останавливается в придорожном мотеле некого парня Нормана Бейтса (Энтони Перкинс), где намерена дождаться Сэма и продолжить побег. Но хозяин заведения не так прост, как кажется. Вдобавок у юноши в старинном доме на холме обитает чокнутая мамаша, что не показывается на люди, но громко отчитывает сынишку по ночам. Вскоре выясняется, что семейка Бейтсов скрывает множество тайн.
Неудивительно, что культовый триллер Альфреда Хичкока оказался одним из любимых фильмов Пон Джун-хо. Корейский режиссер пересматривал «Психо» перед съемками «Паразитов» — об этом постановщик рассказал в интервью журналу Vanity Fair. «Он всегда дарит мне очень странное вдохновение», — признался Пон. И действительно, по части саспенса американскому режиссеру нет равных, но в «Паразитах» всё же удалось если не повторить, то хотя бы передать похожий опыт страха перед неизвестным.
Семья Паронди переезжает из сицилийской деревни на юг Италии, в индустриальный Милан. Каждый из пяти братьев — Винченцо (Спирос Фокас), Симоне (Ренато Сальватори), Рокко (Ален Делон), Чиро (Макс Картье) и Лука (Рокко Видолацци) — сталкивается с трудностями интеграции в новую жизнь. У каждого брата свой путь и своя судьба, но за выживание в большом городе им приходится бороться с одинаковым упорством. Только у кого-то адаптироваться к новым реалиям получается чуть хуже. Симоне, например, занимается темными делишками и заводит роман с девушкой по имени Надя (Анни Жирардо), но их отношения быстро становятся разрушительными. Рокко же, напротив, — добрый и благородный человек. Юноша старается помочь своей семье, даже если это требует колоссального самопожертвования. Когда и он влюбляется в Надю, возникает трагический любовный треугольник, который становится главным источником конфликта между братьями.
Корейский автор включил картину Лукино Висконти в список Sight and Sound за 2022 год как один из самых любимых и значимых для кинематографа. Темы эмиграции, сепарации и взросления — одни из самых важных лично для корейского режиссера. По фильмографии Пона нетрудно догадаться, что он фанат камерных драм с неоднозначными героями и неприветливым миром вокруг них.
Джейк Ламотта (Роберт Де Ниро) по прозвищу Бешеный бык — талантливый, но проблемный боксер среднего веса. Неконтролируемая агрессия и вспыльчивый характер делают его непобедимым на ринге, но эти же черты осложняют личную жизнь мужчины. Джейк стремится к чемпионскому титулу и готов идти на всё ради достижения заветной цели. Однако его ревность и недоверие постепенно разрушают отношения с близкими, особенно с братом Джоуи (Джо Пеши) и женой Вики (Кэти Мориарти). После головокружительного взлета карьера Ламотты постепенно идет на спад.
Пон говорил, что «Бешеный бык» — это один из трех шедевров Скорсезе, наравне с картинами «После работы» и «Славные парни». «Многие могут сказать, что в фильме потрясающая операторская работа, монтаж и прекрасная черно-белая съемка, но для меня это в первую очередь уникальный портрет одного человека», — размышлял корейский режиссер, комментируя гениальность героя, созданного совместными усилиями Скорсезе, Де Ниро и плеяды талантливых сценаристов.
Сюжет разворачивается вокруг серии загадочных убийств в Токио. Несмотря на отсутствие очевидных связей между преступлениями, все жертвы были убиты одинаковым образом — на их теле обнаружены порезы, образующие букву X. Преступники — обычные люди, которые, по-видимому, совершали злодеяния неосознанно, вероятно, под влиянием кого-то извне. За расследование берется опытный детектив Такабэ (Кодзи Якусё). Дело приводит сыщика к молодому человеку по имени Макото Мамиа (Масато Хагивара). Мамиа страдает потерей памяти и, кажется, обладает странным влиянием на людей — умеет заставлять их совершать насилие. Такабэ понимает, что Мамиа может быть ключом к разгадке убийств.
«Исцеление», по признанию корейского автора, — фильм, который оказал «наибольшее влияние» на его режиссерскую карьеру. Именно картина Киёси Куросавы вдохновила постановщика на создание детективного триллера «Воспоминания об убийстве». И фильмы действительно похожи, если исключить тот факт, что к жанру ужасов Пон в своей картине не обращался. Но именно хоррор-составляющая так нравится постановщику: «Во время просмотра возникает чувство ужаса, которое струится по позвоночнику», — поделился Пон в интервью Birth.Movies.Death.
Главные герои одной из сюжетных линий — наемные убийцы Винсент Вега (Джон Траволта) и Джулс Винфилд (Сэмюэл Л. Джексон) — работают на криминального босса Марселласа Уоллеса (Винг Реймз). Парочка отправляется вернуть таинственный чемодан с неизвестным содержимым для начальника. В другой хронологической цепочке Винсенту поручено присматривать за супругой Марселласа, Мией Уоллес (Ума Турман), пока босс в отъезде. Ужин в стильном ретроресторане едва не заканчивается плачевно, когда Мия случайно приняла критическую дозу героина. Параллельно развивается история с участием Бутча Кулиджа (Брюс Уиллис), боксера, который должен был нарочно проиграть бой, но вместо этого выиграл и попытался скрыться с деньгами Уоллеса. Однако череда случайностей всё же привела мужчину к столкновению с Марселласом. Оба незадачливых героя по еще большей случайности оказываются в заложниках у извращенцев, из лап, страпонов и кляпов которых им, к счастью, всё же удается сбежать.
Пон — настоящий фанат Тарантино и его фильмов. В интервью изданию Collider постановщик вспоминал: «В киношколе, где я учился, в одном здании с учебным классом находился просмотровый зал. Однажды там показывали „Криминальное чтиво“, и я помню, как был потрясен просто невероятным сценарием этого фильма. Сейчас я очень часто сталкиваюсь с Квентином Тарантино на всех этих церемониях награждения, чему я несказанно рад».
Двенадцатилетний Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео) живет в Париже середины прошлого века. Мальчик сталкивается с непониманием со стороны родителей и учителей. Мать поглощена собственными делами и часто ссорится с отчимом, а преподаватели не проявляют к ребенку особого интереса, считая его проблемным учеником. Часто сбегая из школы и воруя, Антуан проводит время со своим другом Рене (Патрик Оффэ). Вместо того чтобы учиться, он исследует улицы Парижа, посещает кинотеатры и мечтает о другой жизни. Однажды Антуан решает убежать из дома, но вскоре возвращается, понимая, что ему некуда идти. Кража пишущей машинки у отца Рене приводит к задержанию полицией. Антуана отправляют в исправительное учреждение для малолетних преступников. Во время пребывания там он чувствует себя еще более отчужденным и непонятым.
Пон в интервью The Criterion Collection заявил, что «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо — «самый красивый дебют в истории кинематографа». И с этим трудно не согласиться, тем более помня о большой любви корейского постановщика к кино о взрослении. Классик французской «новой волны» в своей работе не только поднимает тему трудного детства, но и размышляет о людях не от мира сего — такое кино азиатский мастер любит наравне с триллерами и детективами.
Действие разворачивается в начале XX века в небольшом шведском городке, где живет состоятельная семья Экдаль. Отец детей, Оскар (Аллан Эдвалль), управляет семейным театром. Атмосфера в доме полна тепла и жизнелюбия, особенно во время праздников. Но всё меняется, когда Оскар умирает от инсульта. Вскоре мать Фанни (Пернилла Алльвин) и Александра (Бертиль Гуве), Эмили (Эва Фрёлинг), выходит замуж за епископа Эдварда Вергеруса (Ян Мальмшё). Священнослужитель оказывается суровым, жестоким человеком, устанавливающим строгие порядки в доме. Жизнь детей превращается в ад: они изо дня в день сталкиваются с угнетением со стороны отчима. Александр, мальчик с живым воображением, часто подвергается наказаниям из-за своих фантазий и попыток найти утешение в мире грез. Фанни поддерживает брата в их общем несчастье, но на рожон старается не лезть и остается покладистой девочкой.
«Фанни и Александр» Ингмара Бергмана во многом похож на «Четыреста ударов» Трюффо. Это тоже история о нелегком взрослении, рассказанная через призму детского восприятия. Всё в том же интервью The Criterion Collection Пон отмечает, что работа шведского режиссера — «самое красивое завершение карьеры в истории кинематографа».
В 1969 году после убийства молодой пары на окраине города Вальехо в газеты и полицейские управления начинают поступать загадочные письма и криптограммы от некого Зодиака. На этом фоне развивается основная сюжетная линия, которая сосредоточена на трех главных персонажах: Роберте Грейсмите (Джейк Джилленхол), карикатуристе газеты San Francisco Chronicle, Поле Эйвери (Роберт Дауни — младший), журналисте всё того же издания, и Дэвиде Тоски (Марк Руффало), детективе полиции Сан-Франциско. Грейсмит, увлеченный загадками и криптографией, постепенно становится не просто сторонним наблюдателем, он отчаянно стремится разгадать личность Зодиака. В это же время Пол после нападок на Зодиака в прессе начинает получать угрозы от маньяка, что отражается не только на карьере, но и на личной жизни мужчины. В какой-то момент Эйвери и вовсе становится затворником и пропадает с радаров. Параллельно детектив Тоски упорно ведет расследование, сталкиваясь с бюрократическими преградами и нехваткой существенных улик. Подозреваемых достаточно, но отсутствие четких доказательств мешает поймать виновного и закрыть дело.
Несмотря на то что «Зодиак» Дэвида Финчера вышел на четыре года позже «Воспоминаний об убийстве» и Пон Джун-хо им точно не вдохновлялся, корейский режиссер всё равно считает картину о серийном убийце одним из величайших фильмов всех времен. В беседе с Birth.Movies.Death в 2020 году постановщик сказал: «У фильма медленный темп и очень реалистичное настроение. Я поражен тем, как Финчеру удается так хорошо это контролировать… и создавать напряжение даже в обыденных сценах».
Энни (Тони Коллетт), ее муж Стив (Гэбриел Бирн), их сын Питер (Алекс Вулф) и дочь Чарли (Милли Шапиро) пытаются справиться с горем после смерти бабушки Эллен (Кэтлин Чэлфант). Энни с головой уходит в работу, Стив делает вид, что ничего существенного не произошло, Питер продолжает курить травку с одноклассниками, а Чарли не перестает быть замкнутой девочкой с причудливым хобби. Но беда, как известно, не приходит одна: из-за несчастного случая Чарли погибает в автокатастрофе. В попытке справиться с очередной потерей мать семейства начинает посещать группу поддержки, где знакомится с женщиной по имени Джоан (Энн Дауд), которая утверждает, что существует способ связаться с умершими. Энни поневоле становится участницей спиритического сеанса и выясняет, что загробная жизнь действительно есть. После этого она вместе с близкими проводит похожий ритуал и вызывает дух дочери. Однако эти действия приводят к неожиданным последствиям и открывают двери зловещим силам.
«Реинкарнация» — психологический хоррор и невероятно страшный дебют Ари Астера, который состоялся совсем недавно, в 2018 году. Но корейский автор уже успел разглядеть талант молодого постановщика, а также по достоинству оценил его последующие картины. Пон даже написал вступление к официальной книге сценариев студии A24, в котором упомянул молодого коллегу: «Ари Астер выходит за рамки жанровых атрибутов и создает настоящий, глубокий ужас. Ужас первобытный и неотвратимый. Чтобы пережить этот всепоглощающий ужас, мы накладываем на себя заклятие. Мы надеемся, что жуткие моменты, свидетелями которых мы стали, в конце концов осядут в „нейтральном взгляде на происшествие“, как безобидная картина, состоящая из очаровательных миниатюрных фигурок».
На границе между США и Мексикой злоумышленники подрывают автомобиль. На месте происшествия оказываются американский полицейский Хэнк Куинлан (Орсон Уэллс) и мексиканский детектив Мигель Варгас (Чарлтон Хестон). Варгас недавно женился, и его жена Сьюзан (Джанет Ли) отправилась на дело вместе с ним. Мужчина был сконцентрирован на другом расследовании, однако теперь вынужден отвлечься и помочь с делом о взрыве. Обнаруживается, что техника допроса и методы нового напарника мексиканца вызывают сомнения. Полицейский часто использует подложные улики для обвинения подозреваемых, что не нравится Варгасу. Тем временем банда наркоторговцев пытается запугать Сьюзан, чтобы через нее надавить на мужа. Варгас старается балансировать между защитой своей жены и стремлением раскрыть дело, а также вывести на чистую воду коррупционеров из органов. Куинлан, осознавая, что его методы расследования могут быть разоблачены, идет на крайние меры, чтобы защитить себя.
«Печать зла» Орсона Уэллса — классический мрачный детектив с femme fatale и меланхоличными сыщиками. В 2021 году Пон рассказал Vanity Fair, что один из его проектов, который он мечтает сделать в Америке, — это «угрюмый нуар в духе „Печати зла“». И это притом что в схожих жанрах постановщик себя уже пробовал.