Хороший, отличный и замечательный: 10 лучших спагетти-вестернов
В 2024 году в повторный прокат вышла отреставрированная версия фильма «Джанго». Речь не о постмодернистском вестерне Квентина Тарантино с Джейми Фоксом и Леонардо ДиКаприо, а о классическом представителе жанра, картине Серджио Корбуччи 1966 года с Франко Неро. Вспоминаем этот и еще 9 итальянских шедевров о Диком Западе, которые ничем не уступают американским лентам.
Джанго (Франко Неро), ветеран Гражданской войны с Севера, бродит недалеко от границы и волочит с собой таинственный гроб. Во время своего путешествия герой видит, как банда мексиканцев избивает женщину по имени Мария (Лоредана Нушиак). Вскоре в дело вмешиваются и американские расисты. Путник спасает жертву, убивает обидчиков с обеих сторон и отправляется с новой знакомой в техасский город. У Джанго есть свои планы, о которых он никому не рассказывает. Мужчина жаждет отомстить за возлюбленную, которая погибла по вине фанатика-военного Джексона (Эдуардо Фахардо), и не остановится на своем пути ни перед чем.
Во время разговора про спагетти-вестерны о «Джанго» принято вспоминать, когда про Серджио Леоне уже нечего добавить. Фильм Корбуччи не похож на трехчасовые жанровые эпопеи вроде «Хороший, плохой, злой», а кроме того, даже вполовину не настолько эстетично снят и спустя годы больше напоминает утраченный артефакт времени. Но, как ни странно, именно в этой архаичности и кроется главное достоинство фильма. «Джанго» — круто сваренный боевик в сеттинге Дикого Запада, который не претендует ни на что, кроме потехи публики: в гробе героя лежит огромный пулемет, на фоне играет патетичная песня, восхваляющая протагониста и его крутость, а в финале Джанго с переломанными руками отстреливается от врагов на кладбище. Смысла в этом откровенно мало, зато наблюдать — одно удовольствие.
В пограничный городок Сан-Мигель приезжает безымянный стрелок (Клинт Иствуд). Мужчина узнает о конфликте местных мексиканских и американских контрабандистов. Он решает заработать денег и столкнуть негодяев лбами.
Возможно, это не лучший фильм Леоне и даже не лучшая картина в знаменитой долларовой вестерн-трилогии, зато «За пригоршню долларов» стал первой работой, которая познакомила публику со стилем режиссера. Экстремально крупные планы лиц, сложно поставленные многоплановые кадры, сравнимые с холстами в галерее, и молчаливые герои с сомнительной моралью — этого хватило, чтобы фильм стал мгновенной классикой и собрал 20 миллионов долларов при бюджете всего в 20 тысяч.
Безжалостный грабитель банков Эль Индио сбегает из тюрьмы с помощью банды головорезов. Злодей планирует ограбить банк Эль-Пасо: там находится сейф с миллионом долларов. За головой преступника отправляются полковник армии конфедератов Дуглас Мортимер (Ли Ван Клиф) и наемник Однорукий (Клинт Иствуд).
Вторая часть из трилогии Леоне не сделала существенного скачка в качестве, но из-за успеха первого фильма у авторов появилось больше денег. А значит, и больше возможностей для съемок кровавого и динамичного экшена. В программе дня — дуэли на улицах, побег из тюрьмы, ограбление банков и погони на лошадях. По сути, это одна большая компиляция жанровых клише и сюжетных поворотов: правда, пропущенная через зоркий и циничный глаз Леоне. Клинт Иствуд всё так же крут с сигаретой в зубах и фирменным прищуром — разве вам нужно что-то еще?
Нью-Мексико времен Гражданской войны. За пропавшим золотом конфедератов отправляются три бандита разного уровня омерзительности: Ангельские Глазки (Ли Ван Клиф), Крыса (Илай Уоллак) и Блондин (Клинт Иствуд). Их пути то пересекаются, то расходятся, а каждая встреча знаменуется очередным предательством или попыткой убийства. В этой битве победит не самый хороший, а самый плохой.
Когда «Хороший, плохой, злой» выходил на экраны, жанр американского вестерна переживал застой. Поэтому неудивительно, что западных зрителей так поразил фильм Серджио Леоне: картина отличалась ультранасилием, харизматичными молчаливыми персонажами, сложной постановкой кадра и авантюрным сюжетом про трех антигероев, каждый из которых хуже предыдущего. Раскованность, драйв и черный юмор создателей мгновенно полюбились аудитории — именно благодаря этой работе спагетти-вестерн выбрался из европейского гетто в американские кинозалы, а позже отвоевал себе место в каталоге классики наравне с шедеврами Джона Форда.
Америка погребена под снегом в результате великой метели 1899 года. Голодные и бедные люди, у которых не осталось средств к существованию, начинают сбиваться в банды и заниматься грабежом. Их отстреливает психопат Локо (Клаус Кински), который использует закон себе на руку и наслаждается убийствами. Однако жизнь подлого наемника тоже оказывается под угрозой: по его пятам идет киллер Молчун (Жан-Луи Трентиньян), которого наняли родственники жертв Локо.
Серджио Корбуччи устал от историй про Гражданскую войну и Дикий Запад в декорациях пустынь и техасских городов, поэтому решил снять фильм в редком для жанра сеттинге заснеженной зимы. «Великое молчание» отличается от других спагетти-вестернов не только визуально, но и темпом: это более вязкое и мрачное кино, пропитанное нигилизмом и хладнокровной жестокостью. Кроме того, Корбуччи вшил в сюжет множество политических аллюзий: по заверению самого автора, он вдохновлялся историями убийства Че Гевары и Малкольма Икс.
Группа бандитов нападает на ферму и вырезает почти всю семью. Выживает только пятилетний мальчик Билл (Джон Филлип Лоу). Когда ему исполняется 20, он встает на тропу войны. Благо герой помнит приметы всех злодеев: у одного на груди татуировка с тузами, у второго серьга, у третьего шрам, а четвертый носит ожерелье с черепом. Билл объединяется со стрелком Райаном (Ли Ван Клиф), которому 15 лет назад насолила та же самая банда.
Фильму Джулио Петрони далеко до художественной выразительности картин Леоне и до философской глубины работ Корбуччи, но у него есть одно важное свойство — это просто стильное кино о мести. Через флешбэки и перестрелки авторы раскрывают характеры двух главных персонажей и подводят к вполне ожидаемому, но оттого не менее удивительному сюжетному повороту в финале. Заодно фильм дарит одну из лучших работ Ли Ван Клифа: он снова в роли антигероя, но ранимого и раскаявшегося в грехах.
Железнодорожный магнат Мортон (Габриэле Ферцетти) задумывает проложить пути, но ему мешает чужой участок, расположившийся прямо по маршруту. Богач нанимает стрелка Фрэнка (Генри Фонда) решить проблему с собственницей, но на защиту хозяйки встает бандит Шайен (Джейсон Робардс) и безымянный мужчина по прозвищу Гармоника (Чарльз Бронсон).
«Однажды на Диком Западе» отличается не только от спагетти-вестернов 60-х, но и от долларовой трилогии Серджио Леоне. Режиссер знаменитых фильмов с Клинтом Иствудом переизобрел как жанр, так и свой стиль: новая картина стала менее динамичной, но более холодной, приземленной и драматичной. Автор написал сценарий совместно с классиками итальянского кино Бернардо Бертолуччи и Дарио Ардженто, поэтому в картине много размышлений о связи насилия, беззакония и американской мечты.
Молодой Скотт (Джулиано Джемма) работает уборщиком в городе Клифтон. Он решает круто изменить свою жизнь и присоединяется к убийце Фрэнку Тэлби (Ли Ван Клиф). Преступник учит начинающего головореза основам стрельбы, но не подозревает, что вскоре это обернется против него самого.
Режиссер Тонино Валерии работал ассистентом на площадке «На несколько долларов больше». Он перенял у Серджио Леоне всё, что только мог: начиная от Ли Ван Клифа в роли отпетого негодяя и заканчивая постановкой камеры в напряженных сценах перестрелок. Правда, от знаменитых картин из долларовой трилогии эта отличается сюжетом: в центре — история о том, как ученик дает бой учителю. Частая для спагетти-вестернов завязка, разумеется, перетекает в размышления о морали, насилии и конфликте поколений — за это фильм и попал в анналы жанра.
Мексиканская революция. Анархист и торговец оружием Чунчо (Джан Мария Волонте) принимает в свою банду американца Уильяма Тэйта по кличке Малыш (Лу Кастель). У новичка есть скрытые мотивы: на самом деле он хочет убить лидера повстанцев.
«Пуля для генерала» — едва ли не шпионский вестерн. А как иначе назвать фильм, где киллер вживается в банду революционеров и делает всё, чтобы его не вывели на чистую воду? Смелое и мрачное кино Дамиано Дамиани предлагает нечто большее фанатам жанра: размышления о морали и нравственности здесь сменяются чуть ли не революционной философией. Чем больше Малыш узнает о банде и ценностях повстанцев, тем больше он проникается бунтарями и сомневается в своей миссии.
Бывший охотник за головами Джонатан Корбетт (Ли Ван Клиф) собирается баллотироваться в Сенат. Магнат Брокстон (Уолтер Барнс) предлагает мужчине свою помощь, но требует услугу в ответ: герою нужно найти преступника по имени Кучильо (Томас Милиан), который изнасиловал и убил 12-летнюю девочку.
Фильм Серджо Соллимы переосмысляет классический сюжетный троп о погоне за преступником. Главный герой идет по пятам жестокого убийцы-мексиканца и выслеживает его, как охотник: но чем ближе Корбетт к цели, тем быстрее он понимает, что дело не так уж и чисто. Возможно, Кучильо просто подставили влиятельные люди. Постепенно в знакомую историю вмешиваются политические и расовые проблемы, а вестерн на глазах расцветает и становится сложнее, чем казался.