«Калимба», «Медиатор», «Колл-центр» и не только: Отечественные психологические триллеры на любой вкус
В Okko вышли уже шесть эпизодов психологического триллера «Калимба». В сериале загадочный профессор психиатрии собирает для эксперимента в одном помещении преступников и их жертв. Специалист уверен, что это хорошая идея, но всё идет наперекосяк. Психологический триллер — уже само по себе звучит как испытание для зрительской нервной системы. Психологический триллер в замкнутом пространстве кажется интригующим вдвойне. Рассказываем про лучших отечественных представителей захватывающего жанра.
Поклонникам напряженных и лихих сюжетов также рекомендуем посмотреть лучшие российские триллеры.
Для проведения уникального и опасного психологического эксперимента профессор психиатрии Виктор Анатольевич Мещерский (Фёдор Бондарчук) собирает в замкнутом пространстве жертв и их обидчиков. Компания получилась разношерстная. Среди участников ― бывший журналист (Константин Плотников), потерявший жену и оказавшийся по уши в долгах; наркодилер (Пётр Скворцов); дамский угодник и аферист (Сергей Горошко), кинувший на деньги свою бывшую; своенравная девушка Наташа (Лиза Шакира), попавшая из-за проблем с алкоголем в серьезное ДТП, в котором пострадал судья Верховного суда (Дмитрий Воробьёв); волонтерка Татьяна (Юлия Волкова), в подростковом возрасте ставшая жертвой насилия со стороны Нурлана (Джал Ибрагимов). Мещерский надевает на руки испытуемых браслеты, которые в случае неповиновения бьют их током. Психиатр утверждает, что опасный эксперимент должен продлиться не более 15 дней, но не раскрывает участникам свои истинные мотивы. Исследуя психику и характеры других, Мещерский сам остается полнейшей загадкой. Более того, постепенно герои начинают подозревать, что психиатр точно что-то недоговаривает.
«Калимбу» (название отсылает к африканскому музыкальному инструменту) снял Нурбек Эген — режиссер сериалов «Фандорин. Азазель», «Шерлок в России» и «Контакт». Всего в психологическом триллере восемь эпизодов. Получается не только любопытный жанровый эксперимент (периодически кажется, что повествование вот-вот свернет на тропинку хоррора, детектива или социальной драмы), но и важный разговор о ментальных заболеваниях и необходимости обращения к специалистам.
В центре сюжета психологического триллера — успешный психотерапевт-гипнолог Юрий Шталь (Гоша Куценко), убежденный агностик, способный рационально объяснить всё что угодно, кроме собственных ночных кошмаров. Во снах его преследует образ бывшей жены Кати (Екатерина Щеглова), погибшей много лет назад при трагических обстоятельствах, а также рыжеволосая незнакомка и загадочный символ, похожий на знак бесконечности. Эти видения мешают Юрию спать, и время, отведенное на сон, он коротает за выпивкой в стрип-барах. Там он однажды знакомится с танцовщицей Аней (Ирина Старшенбаум), на шее которой замечает татуировку в виде знака бесконечности из его снов. Неожиданная встреча помогает Юрию создать новый метод гипноза для работы со сложными клиентами, страдающими от бессонницы.
«Инсомния» — напряженный и почти сновидческий триллер о том, где заканчивается наше сознание и начинается работа подсознания. О предчувствиях, интуиции и страхах, которые могут как указывать нам верный путь, так и уводить не в ту сторону. Сериал получился на редкость убедительным — образ главного героя и его методы работы кажутся реалистичными.
Главная героиня Оля (Мария Мацель) в деталях представляет мучительную смерть каждого, кто ее бесит в жизни. В ее фантазиях достается всем: строгой преподавательнице в университете, пропавшему на десятки лет отцу, зацикленной на себе лучшей подруге, матери, парню. О своих мыслях во всех красках Оля рассказывает на сеансах у психолога (Филипп Янковский), который уверен, что так героиня дает выход своей злости. Но внезапно сказанное девушкой на конфиденциальных встречах со специалистом становится явью — один за другим близкие девушки погибают при загадочных обстоятельствах. Оля пытается понять, кто стоит за этими преступлениями — психолог, которому она доверяла тайны своего сознания, или кто-то другой?
«Черное облако» — жанровая история, которая приглашает к сложному разговору о нас самих и наших тайных мыслях, желаниях и эмоциях. Проект говорит о том, как мы справляемся с комком мрачных переживаний, которые рождаются внутри нас. Сценаристка шоу Дарья Грацевич признавалась, что ей было важно поразмышлять о негативных эмоциях, которые в обществе всё еще стигматизируются как запретные, но которые нам необходимо учиться проживать.
Сюжет детективного сериала выстраивается вокруг фигуры Андрея Павлова (Андрей Бурковский) — профессионального переговорщика, прошедшего подготовку в Академии Управления МВД России. Он способен без помощи оружия находить подход к террористам и спасать заложников. Но в остальное время Андрей применяет знания и навыки для более деликатных ситуаций в личной сфере своих клиентов. За хорошее вознаграждение он помогает им договариваться с другими и с собой. Для этого он в каждом отдельном случае меняется до неузнаваемости. Но о чём сам Павлов умалчивает — как он вообще приобрел свою уникальную способность и из какой личной травмы «рожден» этот его талант?
«Медиатор» — проект, который вывел разговоры о психологии на новый уровень, а исполнители главных ролей отразили самые распространенные и полярные человеческие архетипы. Сериал на протяжении трех сезонов раскрывает героев с разных сторон — часто не самых комплиментарных. Но это живые люди, потерянные и одинокие, с понятными проблемами. На примере персонажей и их неурядиц авторы шоу предлагают зрителям заглянуть в себя и подсмотреть методы решения внутренних проблем.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Один из лучших семейных психологов страны Александр Симонов (Даниил Воробьёв) решает провести бесплатный экспериментальный курс с использованием метода психодрамы. Симонов собирает в загородном доме четырех женщин, у каждой из которых солидный багаж проблем. Однако в процессе эксперимента выясняется, что больше всех в помощи нуждается сам Александр.
Авторы фильма одним из референсов к «Осьминогу» называют триллер М. Найта Шьямалана «Сплит». Даниил Воробьёв, как и Джеймс МакЭвой, совершил актерский подвиг, исполнив в картине сразу восемь ролей. При этом «Осьминог» — полнометражный дебют режиссера Алексея Степанова. Картина участвовала в программе фестиваля российского кино «Выборг» в 2023 году, а на фестивале дебютов «Дух огня» победила в программе Work in progress.
16 человек становятся участниками развлекательного телешоу. Выживание в дикой сибирской глуши для победителя обернется призом в один миллион евро. Правила просты: герои разбиваются на две конкурирующие команды и выполняют задания, зарабатывая очки. У них нет никакой еды, личных вещей, электричества, связи и цивилизации на сотни километров вокруг. Но после первого дня испытаний герои обнаруживают, что съемочная группа пропала, связи с внешним миром нет, и кажется, что все они участники не реалити-шоу, а опасного эксперимента, который проводит над ними кто-то извне.
«Игра на выживание» — не просто психологический триллер, а настоящий жанровый аттракцион. Это драйвовый проект, испытывающий зрителя на прочность и тренирующий его наблюдательность. Вместе с героями аудитория пытается разгадать разбросанные по миру сериала загадки и дойти до шокирующей развязки. Кстати, по задумке создателей шоу в актерский состав намеренно набирали не самых медийных артистов, чтобы добиться максимальной реалистичности происходящего на экране. Исключением в первом сезоне стали только Александра Бортич, Алексей Чадов и Игорь Верник, сыгравшие самих себя.
Обычный житель Подольска Николай (Вадик Королёв) однажды вечером оказывается в полицейском отделении, где его держат до утра. За это время парень подвергается основательному допросу со стороны сотрудников правопорядка. Только допрос этот выглядит странно: следователи допытываются у Николая, почему он, мечтая о карьере музыканта, занимает скромную должность в местной газете, работу в которой ненавидит? Почему не уедет в любимый Амстердам? Что он вообще знает про свой родной город? Стражи порядка оказываются подкованными интеллектуалами в погонах, мотивы действий которых абсолютно не ясны.
«Человек из Подольска» вырос из одноименной пьесы Дмитрия Данилова. На фестивале «Кинотавр» картина взяла приз за оригинальный саундтрек с формулировкой «За музыку свободы, которая звучит в голосах каждого из создателей этого фильма». Режиссером постановки выступил художественный руководитель петербургского «Невидимого театра» и актер Семён Серзин.
По совету коллеги архитектор Андрей (Семён Серзин) обращается со специфической просьбой к загадочной женщине (Александра Ревенко), проживающей в Доме на набережной прямо напротив Кремля. Недавно в жизни молодого человека произошла трагедия, и он хочет стереть воспоминания о несчастье из памяти своей супруги Ольги (Марина Васильева). Загадочная женщина, похожая на колдунью, обещает помочь и дает Андрею гриб, который тот должен подмешивать жене в еду. Но, чтобы обряд удался, новая знакомая ставит важное условие: во время ее отъезда супруги должны жить в ее квартире.
Герои «Побочного эффекта» до самого конца не понимают, заложниками чего они оказались — ведьминого обряда или чьего-то изощренного эксперимента. Фильм пытается разобраться не только в том, как супружеская пара проявит себя в напряженных и запутанных обстоятельствах, но и как этот опыт отразится на них самих. Режиссер Алексей Казаков объяснял, что мистическая атмосфера триллера делает сюжет еще интересней, а после просмотра зрителям предстоит эмоциональная дискуссия.
Сериал стартует с загадочной пропажи маленькой дочери известного пианиста Константина Зобнина (Шамиль Хаматов). Во время поисков полиция находит тело другой исчезнувшей девочки. В это же время успешный бизнесмен (Даниил Страхов), одержимый навязчивыми желаниями, обращается за помощью к талантливому психиатру Алексею (Кирилл Кяро), который начинает собственное расследование. В личном шкафу странноватого клиента полно спрятанных скелетов. Как связаны две эти истории — исчезновение девочки и пугающие желания богатого человека?
Русский сериал «Комплекс бога» совмещает в себе напряженный триллер и запутанный детектив, блуждающий закоулками подсознания героев. Здесь всё не то, чем кажется на первый взгляд, а протагонист и антагонист постоянно меняются ролями. Особенно интересным кажется экранное противостояние двух кардинально разных людей — персонажей Кирилла Кяро и Даниила Страхова, которого в последние годы было не так много на телевидении. Первый более живой и читается как открытая книга. Второй напоминает шкатулку с тайнами, которую, скорее всего, и не стоит открывать, чтобы не испытывать неподдельный ужас.
Основные события сериала супружеского тандема Натальи Меркуловой и Алексея Чупова разворачиваются в столичной высотке — в обычном офисном пространстве на 12-м этаже. Здесь находится колл-центр интернет-магазина «Бутик для взрослых». Одним рядовым утром, когда все сотрудники колл-центра оказываются в сборе, неизвестные по онлайн-связи сообщают, что в помещении спрятана бомба с установленным на 8 часов таймером. При этом выход из офиса закрыт. Голоса неизвестных, представившихся Папой и Мамой, угрожают взорвать всех в любой момент, если «дети», то есть участники этого изощренного эксперимента, не будут хорошо себя вести и слушаться «родителей». Чтобы спасти жизнь, запертым героям приходится идти на отчаянные меры: они выполняют странные задания неизвестных, обращающихся к ним по дистанционному каналу связи, параллельно копаясь в себе и своем прошлом. Постепенно выясняется, что все собравшиеся не случайно стали жертвами заточения.
«Колл-центр» выиграл сценарный приз российского фестиваля дебютов «Пилот», ежегодно проходящего в Иваново. Изначально планировалось, что в 2022 году начнутся съемки продолжения проекта, но этим планам не суждено было состояться. Тем не менее первый сезон шоу стал настоящей сенсацией, а его создатели признавались, что ключевыми референсами для истории стали сериалы «Остаться в живых» и «Черное зеркало». Сценарий проекта задумывался так, чтобы каждая серия жанрово отличалась от остальных. «Колл-центр» — мастерски сделанный триллер, сюжет которого держит зрителя в напряжении вплоть до финальных титров и напоминает не очередной телевизионный сериал, а большое авторское кино с потайными ходами и огромным полем для зрительских прочтений.