К югу от ада: 10 фильмов и сериалов о наркокартелях
Как показывает практика, жестокие преступные группировки — благоприятная тема как для вызывающих развлекательных историй, так и для серьезного вдумчивого кино. Вольные биографии крупнейших баронов, авторские боевики, политические триллеры, драмы, черные комедии и гипнотические почти хорроры: представляем список из 10 произведений разных жанров и форм, важное место в которых занимают наркокартели.
Мрачный боевик Дени Вильнёва про теневые операции американских спецслужб на приграничных мексиканских территориях. Кейт Мерсер (Эмили Блант) становится участницей оперативной группы, которая должна пресечь попытки наркокартелей расширить зоны влияния в США. Через какое-то время девушка оказывается в Хуаресе, месте, где насилием пропитаны все сферы жизни. Руководители операции Мэтт Грейвер (Джош Бролин) и молчаливый колумбиец Алехандро (Бенисио Дель Торо) ведут собственную игру, в ходе которой Кейт попадает в настоящее пекло. А поскольку всё происходящее до определенного момента показано именно ее глазами, сопутствующее ощущение страха и опасности исключительно точно передается с экрана благодарному зрителю.
Чем дальше развивается история, тем сложнее и темнее выглядят ее участники. Идеализм противостоит серой морали и идее управляемого хаоса, и бой этот неравный. Канадский режиссер-перфекционист Дени Вильнёв, начинавший с авторских фильмов, продолживший эстетскими кинопазлами, а закончивший медитативными блокбастерами, строит «Убийцу» в первую очередь из визуально ударных моментов. Дом с замурованными трупами, клаустрофобная перестрелка на границе, съемка с тепловизора, уходящий в закат спецназ… Совмещая всё это с классическими приемами по нагнетанию саспенса, Вильнёв снимает суровое и завораживающее путешествие в сердце тьмы, а противостояние спецслужб и мексиканской мафии является лишь пугающим идеально проработанным фоном.
Печальная летопись американской войны с наркотиками по обе стороны границы, поданная через несколько отдельных историй. Консервативный судья (Майкл Дуглас), возглавляющий Отдел по контролю за наркотрафиком, узнает, что его дочь сидит на кокаине и метамфетамине. Криминальная империя мексиканского наркобарона (Стивен Бауэр) рушится со всех сторон, после того как он оказывается на скамье подсудимых; его беременная жена берет бизнес в свои руки, чтобы уберечь семью от жестокой расправы со стороны конкурентов. Наконец, мексиканский полицейский (Бенисио Дель Торо), активно ведущий дело против картеля, узнает, что его новый начальник — главное препятствие на пути к справедливости.
Оскароносная политическая драма Стивена Содерберга искусно жонглирует сюжетными линиями, избегая их пошлого и драматически эффектного переплетения в финале. Из повествовательных нитей тут ткется бескомпромиссное эпическое полотно о системе, прогнившей с ног до головы. «Траффик» анализирует вертикаль наркоторговли, фокусируясь на ее подвижниках и жертвах, на шестерках и боссах, политических марионетках и полевых бойцах. Всё это разыграно невероятным актерским ансамблем из десятка звездных имен и с настоящими политическими деятелями на втором плане. Творение Содерберга отличает сухость постановки, сбившая с толку одних и восхитившая других. Кроме того, если не учитывать немые фильмы, экранная Мексика еще никогда не выглядела настолько едко-желтой. После «Траффика» многие режиссеры и шоураннеры возьмут этот прием на вооружение.
И среди этих многих — конечно, Винс Гиллиган, создатель вечного хита о трансформации обывателя средних лет в ключевую фигуру международного наркобизнеса. «Во все тяжкие» — повелитель сериальных топов и всевозможных фанатских культов. Война картелей между собой и против Уолтера Уайта (Брайан Крэнстон) тут одна из ключевых. Сценаристы используют всё свое воображение для демонстрации суровых и оригинальных для взгляда со стороны нравов мексиканского криминального мира.
Калейдоскоп гипертрофированных характеров — основа наркокартельной части. С одной стороны — семейство харизматичных садистов и психопатов, возглавляемое прикованным к инвалидной коляске старым гангстером, куда также входят молчаливые киллеры-близнецы и взрывной отморозок, с другой — чилийский наркобарон с лицом ангела и манерами интеллигента, а также его белый пожилой телохранитель, способный решать любые проблемы. В какой-то момент всё это начинает походить на криминальное фэнтези, впрочем, виртуозно написанное и так же хорошо поставленное.
В основе «Нарко» лежит реальная история становления Медельинского картеля, некогда одной из крупнейших преступных организаций Латинской Америки под руководством колумбийского наркобарона Пабло Эскобара (Вагнер Моура). Основной сюжет строится вокруг масштабной операции по поиску и устранению лидера группировки, которая стала практически альтернативой правящей партии. Управление по борьбе с наркотиками посылает в Колумбию агента (Бойд Холбрук), который, заручившись поддержкой местного оперативника (Педро Паскаль), пускается в брутальный трип по латиноамериканским трущобам. Впрочем, третий сезон посвящен уже новому преемнику Медельинской организации — картелю Кали.
Авторы сериала очень умело создают ощущение подлинности происходящего, бережно обращаясь с многочисленными документальными материалами. «Нарко» не скупится на подробности, связанные с работой крупных дилеров и противостоящих им спецслужб. В центре сюжетной паутины первых двух сезонов, естественно, находится сам Эскобар — инфернальный образ, который блестяще воплотил Вагнер Моура.
Опытный и амбициозный пилот гражданской авиации Барри Сил (Том Круз) занимается контрабандой кубинских сигар ради дополнительного заработка. Пока что ничего серьезного. Однако вскоре Сила вербует ЦРУ и делает из него курьера, доставляющего вооружение для никарагуанских контрас. Параллельно на контакт с героем выходит уже упомянутый Медельинский картель и предлагает тесное сотрудничество — пилот должен организовать поставку наркотиков в США. Сил начинает вести двойную игру и сказочно богатеть, но счастье это длится лишь до поры до времени.
Фильм Дага Лаймана основан на реальных событиях, но обращается с ними очень вольно. Биография Сила здесь используется в качестве демонстрации абсурдистской и лицемерной политики американских спецслужб. Пилот — условная комедийная связка между политическими игроками из разных лагерей, через которую артикулируется едкий комментарий. То, что среди этих игроков на тех же правах присутствует и наркокартель, уже воспринимается как данность. Отсюда, в частности, неизбежная циничность и причудливость этой истории.
И снова Брайан Крэнстон в роли человека, противостоящего наркокартелям, но в этот раз использующего совершенно иные методы. В 1980-е годы специальный агент Роберт Мазур внедряется в колумбийскую преступную группировку под руководством Пабло Эскобара, чтобы раскрыть их схему по отмыванию денег и тем самым уничтожить картель. В основе фильма, опять же, лежат реальные события, описанные самим Мазуром в его автобиографии. Для подготовки к роли Крэнстон несколько раз встречался с ним перед началом съемок.
Режиссер Брэд Фурман справляется со своей главной задачей — держать зрителей в напряжении во время всего действия. Классический троп, когда человек под прикрытием начинает путаться между настоящей и выдуманной личностями, смотрится по-иному благодаря тону фильма. Атмосфера эпохи, окутывающая жанровые страсти, добавляет подлинности и усиливает значимость происходящего. Триллер Фурмана заметно выделяется среди большинства современных картин подобного рода.
«Королева юга» повествует о Терезе Мендосе, женщине, вынужденной бежать в Америку и искать убежища после убийства ее бойфренда-дилера мексиканскими сикарио. В Техасе ее под «опеку» берет могущественная нарко-ОПГ, однако девушка намерена идти по своему пути. Совсем скоро, используя свои обширные навыки и знания, Тереза становится новой королевой преступного бизнеса. Ей будет суждено познать все плюсы и минусы этого положения.
Еще один продолжатель дела «Нарко», но с женскими персонажами в центре повествования. Это ключевое изменение — освежающий элемент, благодаря которому брутальный мир мужчин подчиняется главной героине. Неизбежно изменяется и проработка характеров — там, где экранному Эскобару достаточно было лишь хмуро взглянуть исподлобья, Терезе необходимо изыскивать более сложные пути для завоевания авторитета. Такой смены угла зрения (пола) хватает, чтобы «Королева юга» поднялась над потоком сериалов категории B.
Не понятый никем мультижанровый фейерверк Оливера Стоуна, растерявшего всё былое величие. В центре сюжета — столкновение свободных нравов молодежи с садистским консерватизмом мексиканских наркокартелей. Бен (Аарон Тейлор-Джонсон) и Чон (Тейлор Китч) — старые друзья, которые выращивают лучший каннабис на планете и делят постель с прекрасной О (Блейк Лайвли). Калифорнийская идиллия на троих превращается в кровавую баню, когда глава картеля Елена (Сальма Хайек) кладет глаз на бизнес ребят, а чтобы молодые конкуренты были посговорчивее, вдобавок похищает их возлюбленную. Чон, ветеран боевых действий, продумывает план атаки, но исход войны со столь жестоким и сильным противником может быть печален.
«Особо опасны» — фильм странный. Ударные моменты, которые в основном касаются сцен насилия, сочетаются с низкосортной телевизионной мелодрамой (чего только стоят фразы по типу: «Они любят тебя, но они никогда не полюбят тебя так, как любят друг друга, а иначе бы они не делили тебя»). Стоун, решивший впечатлить зрителей своей молодцеватостью, опять не может удержать действие в одном русле. Поэтому фильм стоит воспринимать как разноцветный фарс с впечатляющим актерским составом, который в этом качестве точно может доставить определенное удовольствие.
Повествование охватывает четыре десятилетия и фокусируется на «карьерном росте» одного из самых известных мексиканских наркобаронов Эль Чапо, от его прихода к власти и до конфликтов с конкурентами и правительством. Неутолимая жажда большего затмевает его взор, так что он бросает вызов каждому, кто смеет сомневаться в правильности его решений. Постепенно Эль Чапо обрастает врагами со всех сторон, но его качества, превратившие прожженного преступника и психопата в антигероя продолжительного сериала, хитрость, жестокость и упорство, позволяют оставаться на позиции лидера в течение долгого времени.
На первый взгляд, сериал выглядит как еще одна качественная копия «Нарко». Однако постепенно это впечатление рассеивается, поскольку «Эль Чапо» быстро превращается в политический триллер, больше фокусируясь на механизмах слияния преступности с властью. Игра в кошки-мышки между наркобароном и правительством занимает здесь практически центральное место. Аутентичность места действия, столь фундаментальная вещь для подобного рода сюжетов, здесь также на высоте.
Главный герой, молодой беспринципный полицейский Мартин (Майлз Теллер), оказывается между молотом и наковальней, когда по его душу в Америку прибывает сын убитой им мексиканской наркобаронессы. За помощью он обращается к уличной банде, однако взамен на услугу становится их штатным киллером. А еще Мартин встречается с несовершеннолетней дочерью олигарха-извращенца и служит в департаменте полиции, состоящем из неофашистов. Параллельно на него выходит странная парочка, целительница (Джена Мэлоун) и охотник на преступников (Джон Хоукс), и берет его под крыло. Эта троица пытается противостоять предвестникам конца света и установлению нового порядка Зла, используя особо жестокие методы.
«Слишком стар, чтобы умереть молодым» — медитативное путешествие в преисподнюю, вязкий предрассветный кошмар и magnum opus датского визионера Николаса Виндинга Рефна. Медиумы-вигиланты, инфернальные мексиканские мстители, духи и дьяволы, черные банды, снафф-режиссеры — в общем, злодеи всех мастей. Зрители погружаются в кипящий котел темных сущностей, который сверху накрывают тяжелой крышкой. Рефн, как обычно, дарит экстремальный и магический опыт просмотра.