Искатели гармонии, благородные мстители и отчаянные футболисты: 10 фильмов про Шаолинь
Китайский буддистский монастырь Шаолинь давно закрепился в мировой культуре как цельный художественный образ. Собрали 10 примечательных фильмов, связанных c историей великой обители духовности и особого искусства боя.
Монахи монастыря Шаолиня обеспокоены приближающимся наступлением войска династии Цин. Бойцов, готовых сражаться и обладающих нужными навыками, не хватает, поэтому решено набрать новых воинов для обучения. Однако один из монахов яростно сопротивляется этой идее, скрывая от всех, что на самом деле принадлежит стороне врага. Тем не менее в результате необычного отбора настоятель храма выбирает новых учеников, которым предстоит избрать свой собственный путь и стиль боя, чтобы встать на защиту монастыря.
Классическая картина об обители таинств боя от режиссеров Чан Че и У Ма погружает зрителя в эпические события китайской истории. Критиков покорили филигранно поставленные сцены тренировок и зрелищность боев. История о чести и предательстве не только восхищает размахом декораций и динамичностью, но и дарит возможность приблизиться к пониманию восточной философии жизни и сражения.
Начало существования Китайской республики. Из-за яростного противостояния двух военачальников, стремящихся одержать победу в борьбе за территории, вся страна страдает от бесконечных сражений и разрухи. Один из генералов, Хоу Цзе, оказывается настолько ослеплен идеей завоеваний, что в результате жестокого противостояния теряет своих близких. Укрывшись в стенах монастыря Шаолинь, воин осознает, насколько он заблуждался в своих прежних верованиях, и пытается достичь внутреннего равновесия. Однако былые враги не дремлют, и Хоу Цзе вновь предстоит вступить в схватку, но теперь вести он ее будет совсем иначе.
Зрелищный боевик режиссера Бенни Чана с Джеки Чаном в главной роли является ремейком картины «Храм Шаолиня» 1982 года, однако действие обновленной истории переносит зрителя на долгие столетия вперед. Несмотря на то что сюжет фильма вымышлен, знатоки истории Китая могут считать исторические параллели и угадать возможных прототипов героев. Одним из красноречивых высказываний «Шаолиня», иллюстрирующих особое видение боя у воспитанников храма, является то, что сражение не должно нести разрушение, а, напротив, должно приближать к наступлению мира и гармонии.
Наши дни. Прилежный и опытный воспитанник шаолиньских монахов Ли Лонг получает известие о гибели своего брата. Воин кунг-фу направляется в Нью-Йорк, чтобы быть рядом с сыном погибшего, и начинает привыкать к жизни в большом городе. Своим долгом и единственным предназначением он считает распространение философии боя, которую избрал для себя, и решает открыть школу кунг-фу. Однако благие намерения приводят к неожиданным последствиям: навыки и сила Ли Лонга привлекают внимание местных мафиози, которые пытаются склонить его участвовать в подпольных боях без правил.
Любопытное видение того, какой могла бы стать жизнь монаха и бойца кунг-фу в условиях американского мегаполиса, предложил режиссер Пенг Чжан Ли, который и исполнил главную роль в картине. Переезд Ли Лонга в Нью-Йорк видится как встреча лицом к лицу двух разных мировоззрений и культур, а его первые шаги к адаптации влекут за собой как ожидаемые сложности, так и комичные ситуации. В конце концов, это история о преданности идее, взаимовыручке и важности семьи в жизни каждого человека.
В общине китайских красильщиков возрастает недовольство: их начальник сократил и до того маленькие зарплаты. Попытка устроить забастовку увенчалась неудачей, ведь работникам дали жесткий отпор маньчжуры, которых нанял их босс. Брат одного из бедных рабочих, Чжоу Жэнцзе, выбирает необычный способ помочь красильщикам и зарабатывает тем, что притворяется шаолиньским монахом, собирает подаяния и продает «лекарства», взятые якобы прямиком из храма. Когда его обман раскрывается, парень решает по-настоящему овладеть кунг-фу и отправляется в монастырь.
Гонконгский фильм от режиссера Лау Ка-Люна с Гордоном Лю в главной роли заслуженно называют классическим фильмом о боевых искусствах. Несмотря на флер серьезности и духовности, который окутывает образ храма Шаолинь, картина оказывается легкой и увлекательной за счет комедийной основы. Главный герой, который начинал с мелкого жульничества, на глазах аудитории находит свой собственный путь овладения кунг-фу и сам не сразу это осознает. Комичный сюжетный поворот лишний раз подчеркивает: у каждого свой собственный путь к истине.
Опытный мастер кунг-фу Син грезит об одном: чтобы боевые искусства повсеместно набирали популярность. Для этого он перепробовал многое, но в итоге встреча с некогда известным футболистом Фэном подталкивает бойца к созданию футбольной команды, которая будет использовать знания кунг-фу в своей игре. Для этого Син собирает своих товарищей с шаолиньских времен и начинает неординарные тренировки для подготовки к крупному турниру, который должен совершить революцию в массовом видении кунг-фу.
Комедийный боевик Стивена Чоу вновь развивает тему того, какое место высокое искусство боя может занять в условиях современности. Несмотря на довольно тривиальную мотивацию главных героев (победить в чемпионате), эта история наглядно подчеркивает философию поединка, которую прививают воспитанникам Шаолиня. Победа ценой жульничества, предательства, обмана — это не победа, а иллюзия. Настоящий воин сделает всё, чтобы путем борьбы приблизить мир к гармонии и правде, тем самым прославляя свои умения и верования.
Китай, VII век, времена правления династии Тан Ли. Императора Шиминя предает один из его генералов, который отчаянно желает захватить власть. Он же убивает одного из рабов, сыну которого удается сбежать из лагеря и найти убежище в стенах Шаолиня. Молодой человек начинает осваивать искусство кунг-фу, чтобы свершить месть за смерть отца. На этом сложном пути ему помогают монахи, которые встают на его защиту и делятся своими знаниями, чтобы гнев их ученика был направлен на благие цели.
Первая часть трилогии о Шаолине от режиссера Чжан Синьяня открыла кинематографу актерский талант Джета Ли. Для создания нужной атмосферы съемки картины проходили на территории настоящего буддистского храма, а постановка боевых сцен не может не вызвать восхищение. В свое время картина была невероятно популярна в СССР (отрывки из нее показали в рамках цикла программ «Клуб путешественников»).
На двух берегах одной реки живут два больших и разных семейства, которые дружат между собой. Семейство Лун воспитывает восьмерых мальчиков-сирот, на родных которых напали бандиты. Приемных детей теперь воспринимают как родных и обучают кунг-фу, продолжая традиции Шаолиня. На другом берегу живет семейство патриарха Фэна. Он отчаянно мечтает о наследнике, но пока судьба даровала ему девять дочерей. Девочки осваивают стиль удан и периодически играют с мальчиками из семьи Лун. Перед лицом опасности двум кланам предстоит объединить свои усилия, чтобы дать отпор врагу, объединив свои навыки.
Чжан Синьянь вновь в режиссерском кресле новой части трилогии о доблестных традициях Шаолиня. Помимо эффектных массовых поединков и иллюстрации особых техник боя, в картине большое внимание уделяется теме семьи. Отец семьи Лун становится родным для своих приемных детей и старается привить им понимание того, что, несмотря на сложности во взаимопонимании с окружающими, всегда нужно помогать нуждающимся и использовать свою силу лишь для благих целей.
Молодой человек Чжи Мин — бывший раб, отца которого убил предатель императора. Теперь сирота — воспитанник храма Шаолинь, который потратил годы на обучение бою. Шанс отомстить за гибель отца появляется, когда враг Чжи Мина объявляет о пышном праздновании своего дня рождения. Юный воин оказывается не единственным, кто жаждет поквитаться с тираном, однако для этого предстоит объединить свои усилия и использовать все полученные навыки.
Третью часть трилогии некоторые критики выделяют как самую зрелищную, ведь за время работы над предыдущими картинами Джет Ли и другие актеры заметно развили свои умения в ушу и постановке боев. Иллюстрация феноменальных умений монахов Шаолиня здесь достигает своего апогея, а во многом даже приукрашивает действительность, ведь на экране появляется впечатляющий микс из разных техник сражения и гимнастики. В 1987 году фильм был заслуженно номинирован на премии кинофильмов Гонконга за постановку хореографии боя.
В стенах Шаолиньского монастыря рука об руку росли и учились два друга, которых воспитывали в лучших традициях храма. Однако обоих товарищей изгоняют из братства за использование оружия, после чего их жизненные пути расходятся. В то время как один переходит на сторону врага и присоединяется к армии алчного владыки, другой примыкает к рядам повстанцев. Теперь встреча двух бывших монахов возможна лишь в условиях бескомпромиссной схватки, предугадать исход которой практически невозможно.
Драматичный боевик Юэнь У-Пина о трагическом расколе дружбы и сложном выборе между злом и добродетелью в очередной раз закрепляет за Джетом Ли звание одного из ведущих актеров в картинах о кунг-фу. Метафорический сюжет подчеркивает восточный взгляд на бой, который, как бы парадоксально ни звучало, должен быть нацелен на спасение жизней, а не разрушение из-за затуманенного гневом разума. Фильм получил номинации на премии Golden Horse за лучший монтаж и постановку боевых сцен.
Китай, XIX век. В небольшой деревушке ходят легенды о борце, скрывающем свое лицо за маской, которого называют Железной обезьяной. С наступлением ночи местный герой устраивает торжество справедливости, воруя у богатых и раздавая награбленное беднякам. Неуловимым мстителем оказывается врач Ян Таньчунь, который придерживается своей тактики помощи нуждающимся и в собственной лечебнице — малоимущих он лечит бесплатно, а с богачей берет баснословные деньги. Однажды один из пострадавших от выходок Железной обезьяны чиновников начинает за ним охоту.
Режиссер Юэнь У-Пин представляет на суд зрителя свое прочтение известной легенды о Робин Гуде, посвятившем свою жизнь помощи нуждающимся. Примечательно, что в этой картине встречаются герои, которые ранее были монахами Шаолиня, но выбрали путь, не соответствующий морали, которую проповедуют в стенах храма. Через этот знакомый и ставший универсальным сюжет вновь показана важность доблестных намерений, которые характеризуют бойца как благородного носителя воинских навыков.