И комедия тоже: Фильмы и сериалы с Николаем Фоменко
В Okko вышли все эпизоды сериала «Министерство Всего Хорошего», одну из главных ролей в котором исполнил Николай Фоменко. Трудно сказать, чего не умеет Фоменко. Разве что в балете не танцует, но и это не точно. На сегодняшний день он успел побывать основателем популярного в 90-е квартета «Секрет», ведущим радио и телепередач, стал мастером спорта по горным лыжам, автогонщиком, композитором, спортивным комментатором, журналистом, занимался дубляжом и, конечно, регулярно играет в театре и кино. На скрипке тоже умеет. Вспоминаем самые интересные роли Фоменко.
Новичок по имени Едва (Влад Прохоров) поступает на службу в специфическое место. Министерство Всего Хорошего занимается обработкой и реализацией желаний, которые поступают сюда от людей методом взывания к небесам. Его начальник, вечно сердитый Ашсемь (Николай Фоменко), сразу бросает парня в дело. Тот относительно успешно исполняет разные поручения, но все его мысли занимает забракованное канцелярией желание старшеклассницы Алёны (Елизавета Ищенко), у которой сейчас в жизни черная полоса. Помогать ей нельзя, поскольку делу хода не давали, но и держаться в стороне Едва почему-то тоже не может.
В фантастическом сериале идет противостояние между ведомствами добра и зла, однако в фокусе внимания деятельность доброго министерства. При общих благих намерениях оно страдает от недофинансирования, бюрократической волокиты и разгильдяйства. А герой Николая Фоменко, который служит здесь уже тысячу лет, давно пропитался правилами выживания в МВХ. По жизни фрустрированный Ашсемь спустя рукава относится к исполняемым желаниям, считая, что вышестоящему руководству виднее, что нужно, а чего не нужно делать. Главное — соблюсти верность формулировок: если согласно желанию должен «рак на горе свистнуть», то пусть это будет именно рак и именно свистит. Так безопаснее для карьеры. Только помощники ему всё время попадаются какие-то неудобные, идейные.
Как и многие мальчики, Федя (Станислав Румянцев) всегда обожал играть в футбол, однако он тренировался больше, чем другие ребята, и в конце концов попал не куда-нибудь, а в дубль «Спартака». Главный тренер клуба Константин Бесков (Фоменко) встречает новичка непрозорливым презрительным взглядом, однако Федя проявляет упорство на тренировках и вскоре заслуживает уважение сурового наставника. Карьера футболиста Черенкова продвигается очень неплохими темпами: он превосходно играет, и его обожает публика. Но есть одно но! Периодически на игрока накатывают жесточайшая депрессия и нервные срывы.
Спортивная драма режиссера-дебютанта Николая Акелькина посвящена жизни знаменитого спартаковского футболиста Фёдора Черенкова, игравшего за клуб в 1980-е годы. Однако герой Фоменко, тренер Константин Бесков, тоже личность легендарная. Он сумел сначала поднять на ноги московскую команду «Динамо», а потом вернуть на верхние строчки турнирной таблицы «Спартак», сформировать игровой стиль команды и привести в футбольный мир целую плеяду замечательных спортсменов. Выбор Фоменко на эту роль казался неожиданным, но, как показал фильм, оправданным.
Молодой полицейский Вадим Радченко (Кузьма Сапрыкин), сын важной шишки из Москвы, переводится служить в Санкт-Петербург. В целом он больше мечтает о карьере стендапера, но пока боится сцены. Парня прикрепляют к непокладистому капитану полиции Георгию Колпакову (Гоша Куценко), который не любит телефоны, зато обожает размахивать кулачищами и слушать Таню Буланову. Их первым общим заданием становится расследование дела о похищении трупов из местного морга. Поначалу инцидент всего один: неизвестные крадут тело вебкам-модели, умершей от передозировки наркотиков. Однако вскоре из морга исчезают еще три трупа.
Черная комедия Сергея Сенцова напичкана экстравагантными персонажами, которые могут появляться буквально на один эпизод — как герой Фоменко. Он является публике в тумане вейп-кальянной в образе отца Фёдора, священника с чрезвычайно богатым на события мирским прошлым. К тому же он оказывается безутешным дядюшкой девушки, тело которой украли из морга. В целом его персонаж никак не влияет на сюжет, зато отлично встраивается в калейдоскоп, из которого составляется странный и обескураживающий облик ночного Петербурга по версии «1703».
Инспектор пожарной службы Наталья Кустова — пренеприятная женщина, особенно для тех, кого инспектирует. Безжалостная красотка с противопожарными нормативами наперевес обдирает всех подряд, умудряясь найти лазейки для взяток даже в идеальных заведениях. В ее жизни всё схвачено, пока на плановом медосмотре не выясняется, что у Натальи отказывают почки и срочно необходима пересадка. Она должна найти родственника, который согласен пожертвовать ей орган для трансплантации. У нее есть мать, два брата и сестра, однако больная не спешит обращаться к ним за помощью.
В трагикомедийном сериале Марии Шульгиной Фоменко появляется во второй половине первого сезона. Он играет отца главной героини, которого та считала умершим. Однако, когда все родственники оказываются неспособными или нежелающими делиться с ней почками, Наталья выясняет, что отец жив. Леонид Кустов предстает перед ней жизнерадостным мужичком, падким на красивых барышень, путающимся в именах своих детей от разных женщин и ведущим эксцентричный образ жизни. Персонаж Фоменко становится недостающим кусочком в пазле, посвященном неблагополучному семейству Кустовых.
В фешенебельных квартирах на Патриарших прудах живут богатые, успешные и не обремененные моральными принципами герои. В свободное от работы время они заняты в основном любовными похождениями, а после этого — конспирацией. Нужно придумать такую ловкую ложь, чтобы жены, которые прекрасно всё понимают, не могли подкопаться. То есть желательно не дать им улик, а еще лучше устроить всё так, чтобы не в меру бдительная жена испытала чувство вины за свои небеспочвенные подозрения.
Сериал «Беспринципные» — скетчком, сборник комедийных историй из жизни нескольких героев: балабола Славика (Павел Деревянко), подкаблучника Константина (Максим Виторган), таможенного генерала Петра Ходякова (Николай Фоменко), скучающего от своего великолепия архитектора Романа (Юрий Колокольников), амбициозного дизайнера Веры (Надежда Михалкова) и других. В пределах одной серии, как правило, появляются все регулярные персонажи сериала с отдельными сюжетами. Герой Фоменко — простодушный развратник предпенсионного возраста, глубоко при этом привязанный к жене и простым радостям жизни.
Чрезвычайно мизантропическая личность Соня Багрецова (Светлана Ходченкова) работает журналистом в разделе «Городская жизнь». Она пишет рецензии на рестораны, и в силу ее характера даже звездным заведениям сильно достается. Соня уверена в том, что ей категорически нельзя пить, потому что она становится слишком дружелюбной. Именно таким образом девушка нечаянно заводит двух друзей и одного любовника, которые ее ужасно бесят, но почему-то никак не прогоняются. Психолог (Фоменко), к которому журналистка ходит по решению суда, прописывает ей терапию дружбой. Для Сони это неимоверно сложное задание, но деваться некуда, надо выполнять.
Терапевтический ситком с элементами мелодрамы, включающими беготню за женихом в свадебном платье, на протяжении 20 серий следит за эволюцией главной героини. А помогает ей психиатр из психоневрологического диспансера в исполнении Фоменко. Роль у него небольшая, но постоянная, призванная комментировать душевное состояние Сони и подталкивать ее к изменениям. Образ психиатра тоже подвержен некоторой эволюции, однако спойлерить не будем. В целом это вполне типичный герой Фоменко — забавный мужичок средних лет.
1942 год. НКВД ловит пару диверсантов — советских граждан, завербованных немцами. Один охотно идет на сотрудничество, а второй, вор-медвежатник по кличке Щелкун (Евгений Миронов), пытается бежать и погибает. Капитану Хромову (Фоменко) за этот провал грозит трибунал, поскольку Щелкуна планировали забросить обратно к фашистам с миссией ликвидировать гауптмана Отто фон Гельдриха. Капитану под трибунал неохота, поэтому он находит выход: у пройдохи Щелкуна есть брат-близнец Павел (Евгений Миронов, разумеется), скромный школьный учитель. Его принудительно мобилизуют для секретной миссии, пригрозив в случае неподчинения неприятностями не только ему самому, но и семье.
Решение об участии в многосерийной драме о шпионах Фоменко принял за десять дней до начала съемок, хотя изначально не планировал сниматься из-за загруженного графика. И всё же остался доволен разноплановостью своего героя, коварного агента, который легко находит подход к самым разным людям. С коллегами-офицерами он собран, при начальстве скромен, с изворотливым Щелкуном ласков, а с интеллигентным учителем убийственно суров. Быть тонким психологом для него — единственный способ справиться с вызовами бурлящего исторического процесса. Однако за плечами героя еще много интересных секретов.
Дания. В канун Рождества на именины очаровательной пани Алиции Хансен (Лариса Удовиченко) собираются многочисленные друзья и родственники, преимущественно из Польши, родины хозяйки дома, и один американец. В числе веселых гостей обретается и ее бывший возлюбленный Эдек (Валентин Смирнитский), балагур и пьяница. В конце вечеринки его обнаруживают мертвым с торчащим из шеи ритуальным гарпуном. Полиция берется за расследование, все участники вечеринки под подозрением, гостям запрещено покидать виллу. Однако, пока следователь (Сергей Никоненко) работает, в доме не прекращаются покушения, а местная больница полнится и полнится бывшими гостями пани Алиции.
Многосерийный иронический детектив поставлен по мотивам (не слишком близко к оригиналу) романа польской писательницы Иоанны Хмелевской «Всё красное». Герой Фоменко появляется в восьмом эпизоде телевизионной версии сериала (есть еще и режиссерская версия). Актер играет искусствоведа европейского уровня Болеслава Жупела-Шумливчинского. Друзья зовут его Бобусем. Напыщенного и самовлюбленного гостя хозяйка терпит только потому, что он якобы пишет монографию о ее покойном муже — скульпторе Торкиле Хансене.
Почти 18-летняя Мамлакат (Чулпан Хаматова) живет в кишлаке Фархор. У нее есть отец Сафар (Ато Мухамеджанов), который занимается разведением кроликов, и брат Насреддин (Мориц Бляйбтрой), бывший солдат, контуженный во время войны и тронувшийся умом. Мамлакат мечтает быть артисткой и играть в театре, но единственная связь, которая у нее есть с миром искусства, — секс в лунную ночь с незнакомцем, который назвался актером. Когда девушка понимает, что беременна, приходится сознаться во всём отцу. Тот вместе с детьми бросается по всем окрестным театрам в поисках соблазнителя, чтобы заставить того жениться.
Наивная и добрая героиня существует в сумасшедшем мире обобщенной постсоветской среднеазиатской страны, и частью этого безумия становится герой Фоменко. Это безалаберный летчик Ясир Булочкин, который зарабатывает грузопассажирскими перевозками на небольшом самолете. Периодически он ворует баранов в поле или гусей у любовницы. В целом каст фильма очень разношерстный: Чулпан Хаматова — татарка, Ато Мухамеджанов — таджик, Мориц Бляйбтрой — немец. Так что, несмотря на среднеазиатский сеттинг, история получается вневременной и вненациональной.
Настя (Елена Шевченко) работает в деревне учительницей, а Новый год собирается справлять с женихом Николаем (Фоменко). Мама Насти умерла, а отца она никогда не знала. Всё, что ей известно о папе, сохранилось в письме, адресованном некоему Павлу, которое мама написала, но так и не отправила. Незадолго до праздника Настя посылает письмо в газету в надежде на то, что кто-нибудь да откликнется. И вот 31 декабря в дом № 11 один за другим являются фокусник Павел (Валентин Гафт), летчик-космонавт Павел (Лев Дуров) и судовой кок Павел (Олег Табаков). Все трое утверждают, что 30 лет назад у них был роман с девушкой Галей на черноморском курорте в пансионате «Солнечный».
В доброй новогодней комедии 1997 года Фоменко, тогда больше известный как шоумен и певец, чем как актер, играет добродушного тракториста, жениха главной героини. Для Фоменко работа в фильме стала первой большой ролью в кино. Несмотря на то, что события картины выдуманы, толчком для ее создания послужило реальное письмо сельской учительницы в газету, за которое ухватились сценарист Олег Антонов и режиссер-дебютант Владимир Машков. В итоге у них получилась одна из лучших постсоветских новогодних комедий, которую и сегодня приятно пересматривать под праздник.