Хук, джеб и апперкот: 10 отличных фильмов про боксеров
Бокс всегда видится чем-то большим, чем просто соревнование на ринге. На протяжении многих лет кинематографисты используют его метафоричность и драматизм, исследуя классовые и расовые противостояния, темы справедливости, давления социума, мужества и силы воли. Собрали для вас список из 10 заметных фильмов про бокс, один из самых сложных видов спорта. Герои этих фильмов борются на ринге за право жить, любить, быть собой и мечтать о большем.
31-летняя официантка Мэгги Фицджеральд (Хилари Суэнк) приходит в секцию бокса и просит заслуженного тренера Фрэнки Данна (Клинт Иствуд) взять ее под свое крыло. Данн отказывается, потому что «не тренирует девчонок», но Мэгги не сдается и своим упорством постепенно завоевывает уважение всех в зале. Сначала с ней начинает заниматься боксер Эдди Дюпри (Морган Фриман), а когда от Данна уходит его лучший ученик, уже и он соглашается тренировать девушку. Первые крупные победы и большие гонорары не заставляют себя долго ждать.
Режиссер Клинт Иствуд в течение своей карьеры исследует грани героизма и переосмысляет превратившиеся в клише жанровые тропы (именно он снял «Непрощенного» — самый известный голливудский ревизионистский вестерн). В «Малышке на миллион» он использует знакомую формулу «из грязи в князи», но успех Мэгги для него не самое главное. Ему интересно, как большие деньги влияют на отношения в семье, как чужие люди становятся друг другу родными — гораздо ближе, чем кровная семья. А неожиданный поворот в третьем акте окончательно превращает «Малышку на миллион» из спортивной драмы в пронзительную семейную.
Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталоне), бедный боксер из Филадельфии, кое-как сводит концы с концами и между тренировками помогает начальнику выбивать деньги из должников. Шанс вырваться из нищеты подворачивается совершенно случайно: в город приезжает действующий чемпион мира в тяжелом весе Аполло Крид (Карл Уэзерс) и хочет сразиться с каким-нибудь местным атлетом. В планах у него не более чем быстрый показательный бой, но Рокки загорается идеей победить чемпиона.
«Рокки» не просто так стал хрестоматийным фильмом об андердогах. Это не только мастерски выстроенное кино о современном Давиде, который, несмотря на все преграды, решает сразиться с Голиафом, но и потрясающее метакино. Ведь Сталлоне и сам был таким же Рокки — почти нищим актером, который смог пробиться в индустрию только благодаря невероятному упорству и вере в себя. Он сам написал сценарий для своего звездного дебюта и буквально заставил продюсеров взять себя на главную роль. Итог: фильм получил три «Оскара» (включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер») и две номинации лично для Слая: за сценарий и главную мужскую роль.
Многообещающий боксер Джейк Ламотта (Роберт Де Ниро) стремительно делает себе имя в родном Нью-Йорке. Быстрый, жесткий, он любит превращать каждый бой в незабываемое шоу. Вот только пылкий нрав мешает герою в быту: он постоянно ругается со своим братом, тренером Джоуи (Джо Пеши) и обвиняет молодую жену во всех грехах человечества.
Шедевр Мартина Скорсезе еще в 1980 году деконструировал условности жанра спортивной драмы: да, тут тоже есть победы вопреки всему, вот только радости от них не испытываешь, ведь Скорсезе показывает мрачную изнанку спортивных триумфов. Основываясь на реальной истории жизни бойца Джейка Ламотты, режиссер рисует пронзительный портрет эмоционально нестабильного человека, которому одни и те же качества на ринге помогают выигрывать, а за его пределами превращают жизнь в ад.
В 1988 году боксер Винни Пациенца (Майлз Теллер) по прозвищу Пазманский дьявол слишком самоуверенно отнесся к бою с Роджером Мейвезером — и позорно ему проиграл. На восстановление репутации ушли годы, с Винни работал тренер Майка Тайсона Кевин Руни (Аарон Экхарт). Но когда Пазманский дьявол уже было вернулся на боксерский олимп, он попадает в страшную аварию. Врачи говорят, что о спорте придется забыть. У Винни, впрочем, другое мнение.
Сюжет «Пазманского дьявола» — тот случай, когда жизнь оказалась невероятнее любого вымысла: Винни Пациенца действительно все это пережил и смог вернуться в профессиональный бокс. Кинематографистам ничего не оставалось, кроме как перенести его историю на экран с помощью талантливых артистов вроде Теллера, Экхарта и Кирана Хайндса.
Перспективный боксер Кассиус Клей (Уилл Смит) уверенно побеждает чемпиона в супертяжелом весе Сонни Листона и становится одним из самых молодых обладателей титула. В то же время Клей проводит много времени с активистом Малкольмом Икс (Марио Ван Пиблз) и в итоге принимает ислам, отказываясь от «рабского» белого имени. Так он становится Мохаммедом Али — легендой бокса и важной политической фигурой своего времени.
«Али» — не обычный спортивный байопик, а настоящая эпическая драма. На фоне спортивных достижений — наполненная удивительными событиями яркая жизнь героя за пределами ринга: гуманитарные поездки в Африку, общение с Малкольмом Икс и «Нацией ислама», отказ воевать во Вьетнаме, за который Али хотели посадить в тюрьму. Режиссер Майкл Манн рисует масштабный портрет великого человека, а Уилл Смитт гениально его воплощает на экране. Это до сих пор одна из лучших ролей актера, которую его убедил взять сам Али, уверенный, что ни у одного другого артиста не хватит таланта, чтобы его сыграть.
Байопик о легендарном советском боксере Валерии Попенченко (Виктор Хориняк), который победил на Олимпиаде 1964 года и стал единственным за всю историю СССР обладателем Кубка Вэла Баркера — награды самому техничному боксеру. Фильм показывает его безрассудным и смелым парнем, который не нравится руководству страны и тренируется под началом такого же спортивного изгоя Григория Кусикьянца (Сергей Безруков). Валерию интересны не только успехи в боксе, но и отношения с Таней (Ангелина Стречина) — девушкой из интеллигентной семьи, с которой у него, на первый взгляд, нет ничего общего.
«Мистер Нокаут» показывает драматизированную ради художественного эффекта версию жизни Попенченко — от его детства в Узбекистане до того самого победного вечера на Олимпиаде в Токио. В традициях жанра факты тут подстраиваются под киношную логику: главный герой выставляется аутсайдером там, где им не был, ему придумывают романтическую линию и давят на травму прошлого: фигуру погибшего на фронте отца (одна из последних ролей Игоря Савочкина). Некоторый конформизм сценария компенсирует мастерство исполнения: «Мистер Нокаут» — одна из самых эффектных спортивных драм российского производства.
Джеймс Брэддок (Рассел Кроу) — в прошлом успешный боксер, после череды травм оказавшийся на обочине большого спорта. На дворе Великая депрессия, он берется за любую доступную работу и стоит в очередях за бесплатным супом. Волею случая Джеймс получает возможность сразиться с претендентом на звание чемпиона мира и неожиданно побеждает. Так начинается спортивный ренессанс бывшего боксера. Финал этого пути будет непростым: герой выйдет на ринг, чтобы сразиться с Максом Бэром (Крэйг Бирко) — грозным чемпионом, который уже отправил на тот свет парочку боксеров.
Еще одна реальная история — в этот раз о боксере 30-х годов Джеймсе Брэддоке, к которому прилипло прозвище «Золушка» (именно так картина называется в оригинале). Всё потому, что он смог пробиться из нищеты в чемпионы тогда, когда его уже все списали со счетов. Достойного уровня голливудский ремесленник Рон Ховард превращает историю Брэддока в душеспасительную мелодраму о вере в себя и важности семейной поддержки: любовь здесь побеждает грубую силу, а упорство — талант.
Боксер-неудачник Микки Уорд (Марк Уолберг) тренируется под началом своего брата Дикки (Кристиан Бэйл) — в прошлом подающего надежды спортсмена, а теперь безнадежного наркомана. У них ничего не выходит, и Микки по совету девушки Шарлин (Эми Адамс) решает тренироваться самостоятельно. Семье такой шаг не нравится, Микки для них — предатель.
Как и в других фильмах, режиссер Дэвид О. Расселл («Мой парень — псих», «Афера по-американски») больше всего озабочен динамикой отношений в дисфункциональной семье. Бокс — лишь фон, одна из горячих точек в сложном конфликте братьев, отцов и детей. И неудивительно, что «Боец» в первую очередь удивляет блестящей работой актеров: Марк Уолберг, Эми Адамс и Мелисса Лео сыграли едва ли не лучшие свои роли, а Кристиан Бэйл совершил очередной актерский подвиг. Ради роли Дикки он похудел до того, что Уолберг начал серьезно переживать за здоровье коллеги. Зато эта роль принесла Бэйлу его первый и пока единственный «Оскар».
В прошлом успешный боксер Тадеуш Петшиковский (Петр Головацкий) во время Второй мировой попадает в концлагерь Освенцим. Пока он ждет своей очереди «в баню» (откуда почему-то никто не возвращается), немецкая охрана ради развлечения устраивает среди заключенных боксерский турнир. Профессионализм Тадеуша быстро замечают и начинают платить ему за победы лишней едой и медикаментами. Петшиковский использует их, чтобы помогать своим братьям по несчастью, — и таким образом поднимает протестные настроения в лагере.
Еще одна картина, основанная на удивительной реальной истории. В «Чемпионе из Освенцима» жанр спортивной драмы объединяется с драмой военной: вместо красивых титулов тут — возможность выжить, вместо профессиональных рингов — грязные интерьеры концлагерей. Потрясающее кино о силе духа и реальном герое, который смог использовать свой талант на помощь другим людям.
Бедная семья Паронди перебирается с юга Италии в шумный Милан. Тут живет старший из братьев, Винченцо (Спирос Фокус), который вот-вот женится на девушке из обеспеченной семьи. Вот только его мать Росария (Катина Паксино) умудряется разругаться с семьей будущей невестки и сорвать свадьбу. Теперь Паронди нужно искать средства для существования. Винченцо предлагает своим братьям Рокко (Ален Делон) и Симоне (Ренато Сальватори) попробовать силы в боксе. У последнего даже получается заработать какие-то деньги на ринге. Но тут между братьями встает не только спортивная конкуренция, но и девушка Надя (Анни Жирардо).
Одна из главных работ великого итальянского режиссера Лукино Висконти и потрясающий пример критического реализма. «Рокко и его братья» под микроскопом рассматривает бедную семью, которая оказалась в абсолютно чужом мире, и показывает, как хищный мир Милана крушит и без того нестройный быт Паронди. Бокс в данном случае становится удачным символом, метафорой внутренней агрессии и силы Симоне, с которой так сложно справиться безобидному, но честному Рокко.