Грибные монстры, искусственный интеллект и кукумберы: 10 лучших фантастических сериалов 2023 года
В следующем году из-за забастовки сценаристов и актеров в США возможны перебои с выходом крупных фантастических сериалов. Заменить их пока особо нечем, поскольку зрелищные проекты дорогостоящи. Немногие компании могут себе позволить такую роскошь, поэтому доля других стран в жанре очень невелика. А пока в преддверии дефицита наслаждаемся урожаем этого года, который богат и разнообразен. Землю захватили грибы-паразиты, монашка сражается с искусственным интеллектом, девушка без суперспособностей чувствует себя не такой, как все, люди забыли всё прошлое человеческой цивилизации, китайские ученые чувствуют себя муравьями, а фермер Николай выращивает фрактальные огурцы. Смотрим новинки 2023 года и рассказываем обо всем самом интересном и важном в жанре.
Если вы любите еще и фэнтези, то у нас есть подборка лучших фильмов 2023 года в этом жанре.
Землю захватил мутировавший гриб кордицепс, который превращает людей в кровожадных зомби, сметающих всё на своем пути. В зараженных, как в клумбах, зреет новая поросль грибка, чтобы разбросать всюду свои споры и множиться бесконечно. Люди, которым удалось спастись во время первой волны нашествия, живут за высокими стенами и отстреливают зараженных. За периметр горожанам выходить запрещено, но контрабандист Джоэл в силу своей профессии бывает снаружи регулярно и неплохо знает руины Бостона. Однажды ему поручают сопроводить к ученым девочку Элли — носительницу иммунитета против вездесущего кордицепса. Немолодой и усталый Джоэл неохотно, но всё же отправляется на поиски заветной лаборатории.
Главные роли в научно-фантастическом сериале исполнили Педро Паскаль и Белла Рэмси. Оба в свое время стали популярными благодаря ролям второго плана в «Игре престолов». С тех пор Паскаль успел сняться еще в паре высокорейтинговых проектов — «Нарко» и «Мандалорце». Участие в экранизации культовой игры кажется довольно рискованным предприятием, поскольку такие адаптации редко выходят удачными. Но востребованный актер думал над предложением недолго, ведь шоураннером стал Крэйг Мэйзин, автор нашумевшего в 2019 году сериала «Чернобыль». Интуиция не подвела: Паскаль может записать на свой счет еще одну крутую роль и первую номинацию на «Эмми» в категории «Лучший актер в драматическом сериале».
В будущем жалкие остатки человечества после неизвестной глобальной катастрофы живут в гигантском городе-бункере под землей. Они не знают, какая беда постигла планету: память о прошлом Земли давно утрачена. Есть только здесь и сейчас — 144 этажа, населенных людьми самых разных профессий. Всё, что они знают о мире снаружи, ограничивается видом на пустошь у ворот бункера, который транслируется на большой экран в столовой. Неподвижные тела тех, кто однажды осмелился выйти наружу, лишний раз напоминают о том, как негостеприимна теперь планета. Но у некоторых обитателей подземелья появляется повод сомневаться в истинности картинки на экране.
Еще один постапокалиптический сериал балует зрителя грандиозными видами города-муравейника. Чем дальше в лес, тем брутальнее и эпичнее становится сеттинг и противоречивее — общественное устройство убежища. Сценаристы подкидывают новые и новые загадки методично, словно кочегары — уголь в топку паровоза, и готовят финальный кульбит. При этом сюрпризы на первом сезоне не закончатся: сериал продлен, а у сценаристов есть еще материал. Уже вышедшие 10 серий охватили лишь начало первого цикла из серии книг Хью Хауи под общим названием «Бункер».
В мире творится странное: ученые один за другим выпиливаются из жизни, оставляя эмоциональные записки о разочаровании в физике. Все они состояли в клубе «Рубежи науки» и были видными представителями интеллектуального сообщества. Следователи обращаются к физику Ван Мяо с просьбой вступить в эту зловещую организацию и разобраться, отчего ученые вдруг теряют вкус к жизни. Глава клуба, не откладывая в долгий ящик, просит Ван Мяо прекратить разработки в области нанотехнологий. В случае отказа для ученого запустят обратный отсчет и даже не скажут, что именно случится по его окончании. Однако у Ван Мяо нервы несколько крепче, чем у коллег: он решает принять свою судьбу, но не сдаваться. Его главная задача — узнать, кто и с какими целями пытается затормозить прогресс человечества.
Китайский сериал «Задача трех тел» отличается непривычным для нас хронометражем. В первом сезоне 30 серий, и действие развивается крайне неторопливо, особенно в начальных эпизодах. Однако если терпения хватит посмотреть первые 5-6 часов и втянуться, начнется самое интересное. В основной сюжет вклиниваются две истории: первая — о временах «культурной революции», вторая — о необычной компьютерной игре. Если терпения не хватит, можно прочитать краткое содержание в «Википедии»: сериал поставлен по одноименному роману Лю Цысиня (обладателя премии «Хьюго» за лучший фантастический роман). Или можно подождать, пока Netflix выпустит свою экранизацию. Ее ставят Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс, известные как шоураннеры «Игры престолов».
В этом мире у каждого есть какая-нибудь суперспособность: таскать тяжести, видеть будущее, обращать время вспять, притягивать рыбу... Обычно люди открывают свои суперсилы по достижении 18-летия. Неудачнице Джен уже 24, а она до сих пор не обнаружила в себе ничего, кроме склонности к зависти и самоедству. После неудачных попыток решить проблему народными средствами она понимает, что дорогостоящего лечения в клинике не избежать. В мире, где профессиональное будущее зависит от суперспособности, быть не такой, как все, очень невыгодно. Осталось только раздобыть много денег.
Британский комедийный сериал, в отличие от китайской «Задачи трех тел», лаконичен. Перипетии жизни героев умещаются всего в восемь получасовых серий, набитых шуточками, от которых у взыскательной публики разыграется когнитивный диссонанс. Зрители, которые не так трепетно относятся к юмору, получат набор приколов на актуальные гендерные темы, разговоры о сексе без особых визуальных подробностей, размышления об инфантилизме, а также милую, но тривиальную деконструкцию супергеройских шаблонов. Всё это весело, бойко и жизнеутверждающе. Создательница проекта Эмма Моран оттачивала мастерство в комедийных скетчах для ВВС, а сценарий для сериала стал новой и вполне успешной ступенькой в ее карьере.
Человечеством правит искусственный интеллект. Однако мир не в руинах и пепле, он более-менее процветает, а люди в нем счастливы по мере возможности. ИИ по имени Миссис Дэвис для каждого находит слова утешения, поддержки, может дать совет или, не заморачиваясь этическими дилеммами, подтолкнуть пользователя в верном направлении. Его все любят, кроме монашки Симон, которая презрительно называет ИИ «оно» и категорически отказывается вступать в контакт. Однако именно ее Миссис Дэвис выбирает для ответственной миссии. Строптивая женщина должна найти и уничтожить Священный Грааль. Монашка соглашается пройти квест с одним условием: если Грааль будет уничтожен, ИИ тоже должен мгновенно самоуничтожиться. Как ни странно, Миссис Дэвис моментально принимает его.
Абсурдистская комедия Тары Эрнандес («Теория большого взрыва») и Дэймона Линделофа («Остаться в живых») постоянно путает следы, заставляя зрителя сомневаться абсолютно во всем и во всех. Истории персонажей причудливо переплетаются и раскрываются с новых сторон. Монашка Симон ненавидит фокусников, ее бывший муж не снимает ковбойские сапоги даже перед лицом смерти, а Иисус божественно готовит фалафель. Сатирические эпизоды перемежаются вкрадчивыми разговорами по душам. У исполнительницы главной роли Бетти Гилпин («Блеск») не только волевой подбородок и пронзительный взгляд, но и очень производительные слезные железы, одним словом, ее героиня не дает заскучать.
3-й сезон
Космический вестерн о приключениях мандалорца Дина Джарина и малыша Грогу в 2019 году с блеском открыл эпоху игровых сериалов по вселенной «Звездных войн». Загадочный охотник за головами и ребенок, похожий на магистра Йоду, оказались отличным дуэтом. Компания Disney добавила интриги, не сразу раскрыв имя исполнителя главной роли Педро Паскаля, чье лицо весь первый сезон было спрятано под шлемом. А «беби Йода» сразу стал всеобщим любимцем и мемным персонажем. Покоряла и старомодная процедуральная схема сериала «одна серия — одно приключение», которая идеально дополняла вестерновую эстетику проекта.
Тем не менее к третьему сезону, вышедшему в 2023 году, шоураннеры решили сменить тактику и усилить сквозной сюжет. Новые серии сериала практически полностью посвящены борьбе мандалорцев за родную планету. Приступая к просмотру третьего сезона, также следует учитывать, что у «Мандалорца» есть своеобразный подсезон — «Книга Бобы Фетта». История Дина Джарина и Грогу плотно встроена в сериал о злоключениях этого наемника. Если пропустить «Книгу», некоторые нюансы сюжета и диспозиции персонажей могут быть непонятны.
Еще больше вовлеченности во вселенную «Звездных войн» потребует новый сериал Disney+ «Асока». Несмотря на то что из контекста можно более-менее восстановить прошлое героев, самое полное впечатление получат зрители, которые знакомы с анимационными сериалами «Войны клонов» и «Повстанцы». Первый рассказывает историю Асоки Тано и ее учителя Энакина Скайуокера, второй повествует о приключениях Сабин Врен, Эзры Бриджера и Геры Синдуллы и раскрывает специфику их взаимоотношений с гранд-адмиралом Трауном. По большому счету «Асока» — это пятый сезон сериала «Повстанцы».
За девять лет до описываемых событий корабль Трауна, ведущего военачальника имперской армии, был унесен космическими китами пёргиллами в соседнюю галактику. Асока Тано обнаруживает зашифрованную карту, которая может привести к новому месту обитания адмирала. Чтобы открыть ее, Асока вынуждена обратиться к своей бывшей падаванке Сабин Врен. Та крайне заинтересована в поисках Трауна, поскольку вместе с ним в неизвестность отправился ее друг Эзра Бриджер. За этой же картой охотятся недобитые имперцы, мечтающие вернуть командира в строй и под его предводительством восстановить прежний миропорядок. Асока и Сабин в компании ворчливого, но справедливого робота-профессора Хьюянга отправляются в путешествие, которое заведет их дальше, чем когда-либо прежде.
Совладелец небольшой юридической фирмы Филипп много времени посвящает работе и не замечает, как его жена становится всё задумчивее. Эвелин недовольна их совместной жизнью: она когда-то мечтала о карьере виолончелистки, но оставила всё ради Филиппа и работает в его компании на подхвате. Теперь женщина винит его в разрушенной мечте, находит любые поводы для недовольства и пытается расстаться. Однако главный герой получает неожиданную возможность всё исправить: достаточно просто позвонить в компанию «План Б», сделать заказ, и его жизнь отмотают назад. Зная подводные камни будущей семейной и рабочей жизни, Филипп добросовестно пытается всё наладить, но с каждым разом только больше запутывается.
Канадский шоураннер Жан-Франсуа Асселин запустил новый «План Б» как ремейк собственного одноименного сериала 2017 года. Тот выходил на французском языке и получил достаточно высокие оценки, чтобы Асселин добился хорошего бюджета на англоязычную версию. На главную роль он пригласил Патрика Джей Адамса, известного публике по роли юриста-самоучки Майка Росса в популярном американском сериале «Форс-мажоры». Герой Адамса гораздо сложнее персонажа франкоязычного оригинального проекта, при этом на его психологическую эволюцию отведено всего шесть часовых серий.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
2-й сезон
Галактическая империя раскинулась от края и до края Млечного Пути. Правит ею триединый император Клеон: Брат Рассвет, Брат День и Брат Закат — разновозрастные клоны основателя этой оригинальной династии. Однажды психоисторик Гэри Селдон приносит императору пренеприятное известие. По подсчетам ученого, Галактическая империя стоит на пороге падения, за которым последует одичание как технологическое, так и моральное. Нет никакого способа предотвратить крах, поэтому Клеон XII, пережив стадии отрицания и гнева, отправляет Гэри и его ученицу Гаал на отдаленную планету. Их миссия — основать академию, которая сохранит знания человечества для темных веков. В первом сезоне герои разбирались с первым кризисом, свалившимся на академию. Действие второго начинается спустя 138 лет. Научное учреждение, превратившееся в секту и распространившее влияние на соседние планеты, сталкивается с новой угрозой.
Apple TV+ замахнулся на классику мировой научной фантастики — серию романов Айзека Азимова «Основание». Создатели масштабной и дорогой экранизации очень плотно заселили свой сериал второстепенными персонажами, так что запоминать их нет никакого смысла, они растворяются в веках один за другим. Достаточно знать лишь пятерых героев: вундеркинда Гаал Дорник (Лу Льобель), ученого Гэри Селдона (Джаред Харрис), императора Клеона (Ли Пейс), робота Демерзель (Лаура Бирн) и рейнджера Сальвор Хардин (Лея Харви). Они кочуют из сезона в сезон, из века в век, меняются только порядковые номера в имени императора. Пять постоянных персонажей — большое подспорье для зрителей, поскольку романы «Основания» не балуют читателя подобным эмоциональным вовлечением.
Фермер Николай с семьей живет на Марсе, выращивает фрактальные кукумберы, держит овец и коров, ремонтирует бесхозных роботов и разводит белоснежных коптеров. Киберидиллию нарушает беспринципный Барагозин — глава корпорации по производству роботов. Он собирается строить завод на Красной планете и пытается втереть ферму Николая в марсианскую пыль. В разгар погрома негодяй нечаянно подключается к аппарату, который переносит его сознание в корпус робота-уборщика Вани. Тело Барагозина с мозгом, обнулившимся до сознания трехлетнего ребенка, спешно эвакуируют домой, а сам он застревает на Марсе. Николай соглашается помочь бизнесмену с его бедой в обмен на обещание оставить ферму и киберберезки в покое.
Главная прелесть комедийно-фантастического сериала — забавные экстраполяции настоящего в киберпанковское будущее вроде холодильника по подписке, коптера-пастуха или бабули на реактивной тележке. Собственно, подобные детали и привлекли в 2020 году внимание зрителей, когда вышел первый ролик на YouTube-канале birchpunk. Короткие эпизоды о кибердеревне и кибербудущем набирали миллионные просмотры, так что исход был предрешен. Продюсеры предложили режиссеру Сергею Васильеву и его команде продолжить в том же духе, но уже в формате полноценного сериала.